Государственная отраслевая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе «Отраслевая политика государства» рассмотрены цели, методы и типы отраслевой политики государства, а также регулирование государством барьеров входа-выхода в отрасль. Во второй главе представлены принципы отраслевой политики, такие как: экономическая эффективность и оптимизация действий экономических агентов. Третья глава «Отраслевая структура и основные направления её совершенствования. Структурная политика на современном этапе и в перспективе» включает в себя отраслевую структуру, ее основные направления. В качестве примеры рассмотрим государственную политику в области высокотехнологичных отраслей.

Оглавление

1. Понятие отрасли. Цели, методы и типы отраслевой политики государства. 4
1.1. Понятие отрасли. Цели отраслевой политики. 4
1.2. Методы отраслевой политики государства 5
1.3. Типы отраслевой политики 12
2. Принципы отраслевой политики 16
2.1 Экономическая эффективность. 16
2.2. Экономические агенты. 18
3. Отраслевая структура и основные направления её совершенствования. Структурная политика на современном этапе и в перспективе. 22
3.1. Отраслевая структура. 22
3.2. Основные направления отраслевой структуры. 23
4. Основные меры государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности 26
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 147.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

Наименование  факультета - ЭиМ

Наименование направления (специальности) - менеджмент

Кафедра - ЭиАСУ    

 

 

 

Тема работы:

“ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА”

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика отрасли»

 

 

 

Исполнитель:

Студент     гр.   18В00                    _______________            А.Д.Попов

    (номер группы)         (подпись)

 

 

Руководитель:

Доцент, кандидат эк. наук             _______________           В.И. Нагоров

                                                  (подпись, дата)

 

 

Юрга -  2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В первой главе  «Отраслевая политика государства» рассмотрены цели, методы и типы отраслевой политики государства, а  также регулирование государством барьеров входа-выхода в отрасль. Во второй главе представлены принципы отраслевой политики, такие как: экономическая эффективность и оптимизация действий экономических агентов.  Третья глава «Отраслевая структура и основные направления её совершенствования. Структурная политика на современном этапе и в перспективе» включает в себя отраслевую структуру, ее основные направления. В качестве примеры рассмотрим государственную политику в области высокотехнологичных отраслей. Цели и задачи государственной отраслевой политики в области развития науки и технологий. Основные меры государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. В ходе работы я проанализировала деятельность государства, сделала выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие отрасли. Цели, методы и типы отраслевой политики государства.

 

    1. Понятие отрасли. Цели отраслевой политики.

 

Отрасль - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

К целям отраслевой политики государства относятся  три главные концепции, которые  образуют базис направления воздействия правительства на деятельность фирмы.

- Способствовать экономической эффективности.

Согласно данной концепции  конкуренция (или любая другая эффективная  рыночная структура) не есть благо само по себе, но лишь способ достижения экономической  эффективности общества с учетом статической эффективности аллокации ресурсов и динамического межвременного выбора всех экономических агентов. Конкуренция рассматривается как средство создания среды, благоприятной для снижения издержек, производства, создания новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности и т.д. При выработке отраслевой конкурентной политики от государства требуется учет краткосрочных и долгосрочных последствий его воздействия на экономику.

- Способствовать оптимизации поведения экономических агентов

Данная цель исходит из того, что поиски конкуренции  – это процесс, а не результат. То есть не следует опираться на застывшие структуры рынка для  увеличения общего благосостояния. Конкурентный процесс позволяет фирмам использовать свою частную информацию и организовывать дело для получения прибыли и обеспечения собственного роста – позволяет им самостоятельно оптимизировать свое поведение. Отраслевая политика должна создавать условия, благоприятные для конкуренции: свобода входа – выхода с рынка, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами, что в конечном счете и приведет фирмы к оптимальному с точки зрения экономики в целом поведению.

 

Способствовать  лучшему функционированию общества в целом

Отраслевая  политика правительства в данном случае должна преследовать более общие общественные интересы, к которым относятся:

– защита национальной промышленности;

– помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях;

– развитие регионов;

– защита занятости;

– стимулирование фирм-лидеров;

– защита от иностранного капитала;

– развитие мелкого  и среднего бизнеса;

– защита интересов  потребителей;

– установление правил добросовестной конкуренции.

В тех случаях, когда несовершенство рыночных структур приходит в противоречие с конкурентной политикой государства, приоритет должен отдаваться общественным интересам, даже если в краткосрочном периоде отраслевая политика может вести к возникновению рыночной власти отдельных фирм.

 

    1. Методы отраслевой политики государства

 

К основным методам  государственного воздействия относятся следующие:

  1. Предельное ценообразование

В тех отраслях, где установление цены на уровне предельных издержек (оптимальный вариант свободной  конкуренции) ведет к потерям, поскольку  из-за субаддитивности издержек естественного  монополиста кривая предельных издержек расположена выше кривой средних издержек на всем протяжении выпуска и цена, равная предельным издержкам, оказывается выше средних издержек производства товара.

Если совокупные издержки равны C=F+mY, где F – постоянные издержки (велики для естественной монополии); m – предельные издержки; Y – объем производства, то при цене P(Y)=C'=m прибыль фирмы оказывается отрицательной n=(-F) <0. Поэтому, если государство избирает данный способ ценообразования, для удержания фирмы в отрасли правительству приходится предоставлять регулируемому монополисту субсидию в размере негативной прибыли.

  1. Ценообразование Рамсея на рынке однопродуктового монополиста

Для того чтобы  фирма не несла потерь при ценообразовании  по предельным издержкам, величина цены определяется средними издержками: Р=АС.

Эта цена носит  название «цена (или ценообразование) Рамсея». Здесь фирма не получает прибыли, но и не несет убытков. Однако потери «мертвого груза» – чистые потери благосостояния общества в результате сокращения реального выпуска отрасли по сравнению с потенциальным (максимально возможным, исходя из условий свободной конкуренции) – остаются, как и в условиях нерегулируемой монополии. Хотя, безусловно, величина чистых потерь оказывается меньше за счет роста объема производства до уровня, соответствующего равенству цены и средних издержек.

  1. Ценообразование Рамсея па рынке многопродуктового монополиста

В данном случае целью государства при регулировании  поведения фирмы является максимизация чистой разницы между совокупной полезностью выпуска многопродуктового монополиста и его издержками производства.

MaxMV (Y1,…, Yn) –  C (Y1,…, Yn). При ограничении

EPiYi = C (Y1,…, Yn), где  Pi – цена i-того товара.

 

Тогда максимизация методом множителей Лагранжа дает результат:

[Рi-МС;]/Рi = к/еi, где к – коэффициент пропорциональности.

Ценообразование Рамсея для многопродуктового естественного  монополиста ведет к тому, что  отклонение цены каждого товара от его предельных издержек должно быть обратно пропорционально эластичности спроса на этот товар. Экономическим обоснованием этому служит такой факт: если цена товара должна отклоняться от его предельных издержек для естественного монополиста, то лучше, чтобы это отклонение вызывало минимально возможные искажения спроса. То есть самые большие отклонения должны приходиться на товары с наименьшей эластичностью.

  1. Конкуренция за рынок монополии (конкуренция Демсеца)

Здесь государство  организует конкуренцию за франчайзинговые  права по обслуживанию рынка естественной монополии (тендер). Хотя цена может превышать уровень предельных издержек, дополнительная прибыль поступает государству в виде франчайзинговой платы доступа к рынку монополии. Однако здесь есть опасность сговора между участниками тендерных торгов, в результате чего предполагаемый эффект устранения монопольной прибыли не достигается. В то же время при большом числе участников и отсутствии сговора в долгосрочном периоде достигается результат Рамсея: цена устанавливается на уровне средних издержек, величина прибыли равна нулю. Роль государства помимо организации конкурентных торгов заключается в установлении минимальных стандартов качества поставляемых услуг (товара), иначе снижение цены будет достигнуто за счет одновременного понижения качества товара.

  1. Внедрение конкуренции на рынок монополии

Разновидностью  конкуренции Демсеца является политика внедрения конкуренции непосредственно  на рынок, где действуют условия, отличные от конкурентных. Это возможно либо за счет создания условий, облегчающих  вход фирм в отрасль (например, через  уменьшение барьеров входа за счет эффекта масштаба), либо путем реорганизации отрасли с помошью разделения монопольного производства на несколько фирм.

  1. Ценовая дискриминация на рынке со стороны государства

При проведении государством политики ценовой дискриминации на неконкурентном рынке происходит установление двух уровней цен: P=AC=TC/Y для тех потребителей, для которых MV1>P1, где MV – предельная ценность товара (предельная полезность товара для потребителя, выраженная в денежном виде, при неизменной предельной полезности денег), и Р2=МС для тех потребителей, для которых P1>MV2>P2. Таким образом, услуга (товар) предоставляется любому покупателю, кто готов оплачивать, по крайней мере, величину предельных издержек. Доход от цены для первой категории потребителей (P1) покрывает совокупные издержки (VC+FC) выпуска товара, так что нет необходимости в субсидировании потребителей второй категории (Р2). Этим достигается эффективное решение, так как совокупный выпуск здесь равен конкурентному уровню (q при Р=МС), прибыль будет нулевая, но и убытков нет.

  1. Нелинейное ценообразование

В данном случае цена меняется в зависимости от объема покупки, так что средние расходы  покупателя на единицу товара тоже изменяются. Предусматривается введение двухчастного тарифа:

– постоянная часть e=F/N, где F – постоянные издержки; N – число покупателей;

– переменная часть m=f(Y), зависит от объема покупки Y.

Совокупные  издержки производства товара тогда  будут равны C(V')=F+mY. Общие расходы  покупателя составят величину e+mY. Причем каждая дополнительная единица товара оплачивается по предельным издержкам. Совокупная выручка фирмы равна TR=N (e+mY)=F+NmY, прибыль при этом будет нулевая.

 

 

  1. Ценообразование многопродуктовой фирмы

Предположим, фирма  выпускает два вида товара с общими постоянными издержками. Совокупные издержки фирмы равны:

C=F+mIY1+m2Y2,

где Y\ и Y2 – выпуск товаров первого и второго  вида; F – постоянные издержки фирмы; m1 и m2 – переменные издержки производства товара соответствующего вида.

Если применить  принципы предельного ценообразования (Р1=m1, Р2=m2), то фирма будет нести убытки в размере постоянных издержек: n=(-F)<0. Следовательно, необходимо каким-либо образом распределить постоянные расходы между видами товаров.

Пусть f1 и f2 –  доли общих расходов, приходящихся на каждый товар, так что f1+f2=l. Цена должна быть такой, чтобы доход от продажи товара покрыл все издержки: PiYi=fiF+miYi. Каким образом выбрать fi?

Способы распределения  постоянных расходов между видами товаров  могут быть такими:

1) пропорционально  выручке, приходящейся на каждый вид товара:

f1/f2 = P1Y1/P2Y2;

2) пропорционально  физическому выпуску товаров:

f1/f2=Y1/Y2;

3) пропорционально  переменным издержкам:

f1/f2 = m1Y1/m2Y2

  1. Пиковое ценообразование

Пиковое ценообразование  применяется в неконкурентных отраслях тогда, когда присутствуют два условия: есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонные услуги, транспорт).

Пусть t = 1,…, Т  – период времени; Yt – выпуск фирмы; b – дополнительные издержки использования  капитала в период пика спроса. Вне пика (точки максимального спроса) b=0.

Тогда совокупные издержки фирмы по выпуску товара будут равны:

 

C=AVC Yt + bmaxYj = –  Прибыль, фирмы составит:

n=PtYt – С

При обычном  спросе – Yt < maxYj – ценообразование  вне пика дает следующее условие максимизации прибыли:

dn/dYt = Рt –  AVC = 0.

Откуда: Pt = AVC.

Так что вне  пика потребители оплачивают только переменные издержки, которые и являются их собственными издержками потребления  товара.

Информация о работе Государственная отраслевая политика