Государственная отраслевая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе «Отраслевая политика государства» рассмотрены цели, методы и типы отраслевой политики государства, а также регулирование государством барьеров входа-выхода в отрасль. Во второй главе представлены принципы отраслевой политики, такие как: экономическая эффективность и оптимизация действий экономических агентов. Третья глава «Отраслевая структура и основные направления её совершенствования. Структурная политика на современном этапе и в перспективе» включает в себя отраслевую структуру, ее основные направления. В качестве примеры рассмотрим государственную политику в области высокотехнологичных отраслей.

Оглавление

1. Понятие отрасли. Цели, методы и типы отраслевой политики государства. 4
1.1. Понятие отрасли. Цели отраслевой политики. 4
1.2. Методы отраслевой политики государства 5
1.3. Типы отраслевой политики 12
2. Принципы отраслевой политики 16
2.1 Экономическая эффективность. 16
2.2. Экономические агенты. 18
3. Отраслевая структура и основные направления её совершенствования. Структурная политика на современном этапе и в перспективе. 22
3.1. Отраслевая структура. 22
3.2. Основные направления отраслевой структуры. 23
4. Основные меры государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности 26
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Ценообразование в период пика (при максимальном спросе – Yt=maxYj) приводит к такому результату:

dП/dYt = Pt – AVC – b = 0, откуда Pt = AVC + b.

To есть постоянные  издержки оплачиваются потребителями  в период пика. Это и естественно,  так как в действительности  дополнительные мощности нужны  только в период пиковой нагрузки оборудования – для тех дополнительных потребителей, которые предъявляют или увеличивают спрос в подобные периоды времени.

Таким образом, каждый потребитель оплачивает только свои предельные издержки:

dC/dY1 = AVC;

dC/dY2 = AVC + b,

где (AVC+b) – предельные издержки увеличения производственных мощностей при росте выпуска в период пиковой нагрузки.

Контроль качества товара регулируемого предприятия

Регулируемая  фирма может увеличивать средние (и совокупные) издержки производства для обоснования роста регулируемой цены за счет ухудшения качества выпускаемого товара. Кроме того, у такой фирмы нет стимулов улучшать качество, так как дополнительная прибыль от продажи более качественного товара через корректировки цен пойдет государству, а не самой фирме, а ухудшение качества при отсутствии конкуренции на рынке не отражается на положении фирмы. Поэтому ценовое регулирование поведения естественной монополии должно сопровождаться контролем качества товара фирмы, например, посредством установления минимальных стандартов качества товара или предоставляемых услуг, или посредством периодической проверки реальных характеристик поставляемой продукции, или через учет жалоб потребителей на изготовляемые естественной монополией изделия.

  1. Регулирование инвестиционных решений

При установлении государством нормы доходности капитала или регулируемой заработной платы  естественной монополии с целью  воздействия на ее затраты или  в качестве меры субсидирования производства при назначении цены на уровне предельных издержек может возникнуть эффект Аверча-Джонсона, суть которого заключается в следующем. Если государственная регулируемая цена фактора производства превышает его рыночную цену, то этот фактор производства будет использоваться в непропорционально большом объеме. Рыночная цена ресурса показывает альтернативные издержки его использования в другом месте (в другой отрасли). Поэтому рыночную цену можно рассматривать в качестве инструмента оптимального распределения ресурсов по отраслям. При государственном регулировании нормы доходности на фактор производства искажаются воспроизводственные пропорции: в данную отрасль идет слишком много ресурса, цена которого регулируется.

Степень искажения  пропорций производства зависит  от эластичности технологического замещения  факторов производства, которая определяет излишне большое и излишне малое использование ресурсов, и от ценовой эластичности спроса на конечный продукт, которая ограничивает совокупное искажение объемов.

 

 

1.3.Типы  отраслевой политики

 

Государственная отраслевая политика осуществляется различными методами и с разной степенью вмешательства государства в экономические процессы.

В экономике  можно выделить, с определенной долей  условности, следующие типы отраслевой политики по мере увеличения государственной  активности.

Пассивная политика:

1. Антимонопольная политика — борьба с монополизмом (защитная политика) Основная цель этой политики — борьба с монополизмом с помощью системы мер антимонопольного регулирования, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.

Эта политика классифицируется как защитная, потому что большинство  ее мероприятий лишь противодействуют возникновению и использованию  монопольной власти. Но пассивная  защитная политика не создает специальных  благоприятных условий для развития конкуренции. Она лишь ограничивает монополию. Энергичные и решительные действия применяются только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной. Этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности. В связи с этим, для большинства развитых стран пассивная защитная отраслевая политика, являющаяся по существу антимонопольной политикой, пройденный этап и является лишь частью отраслевой политики.

Несмотря на неоспоримое достоинство такой  политики — минимальное вмешательство государства в экономику, у нее есть существенный минус. Проведение такой политики ставило бы конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование другой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.

2. Антимонопольная политика - создание благоприятного климата (наступательная политика). Эта политика направлена на стимулирование развития конкуренции с использованием целого ряда инструментов, обеспечивающих формирование благоприятных условий для принятия решений.

Так, например, такие инструменты политики, как  налоговые и финансовые льготы для  мелких и средних предприятий, не могут быть отнесены к антимонопольному регулированию, но они содействуют развитию конкуренции. Антиинфляционная политика, которую также нельзя отнести к антимонопольной политике, также способствует развитию конкуренции и созданию благоприятного экономического климата.

Так как в  этом типе политики есть цели, благодаря  которым оказывается поддержка  конкуренции и вмешательство  государства в экономику более  значительно, по сравнению с защитной пассивной политикой, эту модель можно характеризовать, как «наступательную». Пассивность этой политики состоит в том, что она лишь улучшает условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения.

Такой тип отраслевой политики наиболее близок правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Но наступательная пассивная политика не решает такие проблемы провалов рынка, как проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста. Решение этих проблем требует от государства осуществления более конкретных мероприятий.

Активная  политика:

1. Антимонопольная политика - внешнеторговая протекционистская политика (защитная политика). Цель этой политики — борьба с монополизмом с помощью системы мер, имеющих конкретную направленность, но не в целях создания благоприятных условий для принятия решений, а в целях влияния на эти решения вплоть до предотвращения. Этот тип отраслевой политики представляет собой сочетание антимонопольной и протекционистской политики.

Протекционистская политика — действует в целях предотвращение тех или иных решений фирм, а также защита отечественных производителей на мировом рынке и ограничение иностранной продуктовой интервенции.

Протекционистская политика направлена на ограничение  монополизма зарубежных фирм на внутреннем рынке и реализуется путем установления импортных тарифов и импортных квот.

Осуществление протекционистской внешнеторговой политики оказывает немалое влияние  на развитие отраслевых структур, особенно тех, которые получают поддержку  на внешнем рынке от государства. Страны ЕС вынуждены были принять подобную модель политики в 70—80 гг. под воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

2.  Структурная политика - разработка системы координации принятия экон. решений (наступательная политика). Эта политика представляет собой направленное воздействие государства на решения экономических агентов. Она характеризуется сочетанием общих (например, создание благоприятного экономического климата для развития конкуренции в целом по стране) и конкретных целей (например, приоритетное развитие определенной отрасли). Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Активная наступательная отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние на развитие экономической системы в целом.

Структурная политика — самая сильная по степени воздействия на эк-ку. Может быть положительной или отрицательной. Такая политика в любой реформированной или переходной экономике.

Она тесно связана  со структурной политикой государства, к которой относят:

• возрастание удельного веса, значимости в экономике наукоемких производств в связи с переходом на инновационный путь развития;

• приоритетное технологическое обновление машиностроения;

• преимущественное развитие инфраструктурных отраслей;

• свертывание неэффективных производств, предприятий и сфер;

• возрастающее преобладание в экономике смешанной формы собственности.

Активная наступательная политика предлагает также и установление контроля над инвестиционными потоками. Критериями выбора объектов инвестирования должны быть: уровень монополизации в соответствующей сфере производства и обращения, степень дефицитности продукта или услуги, уровень насыщенности данного товарного рынка, наличие хозяйствующих субъектов впервые вступающих на данный товарный рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы отраслевой политики

 

2.1 Экономическая  эффективность.

 

Экономическая эффективность - это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты.

Можно сделать вывод, что «эффективность имеет место тогда, когда общество не может увеличить выпуск одного блага, не уменьшая при этом выпуска другого. Эффективная экономика лежит на грани производственных возможностей».

Эффективность по Парето (оптимум Парето)

В сущности, сделанный вывод вытекает из той формулировки экономической эффективности, которую предложил итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Исследуя эффективность производства и распределения товаров на рынке при ограченности ресурсов, Парето пришел к выводу, что это такое состояние рынка, при котором никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка. Подобное определение эффективности часто называют оптимумом Парето, оптимальностью по Парето, Парето-оптимальным достоянием. Его применяют не только в экономике, но и в других науках, в том числе в математике.

Измерение эффективности  производства и потребления благ

При расчете эффективности  производства благ соизмеряются затраты  одного или всех факторов с полученной выгодой (благом). Уже отсюда ясно, что показателей эффективности производств может быть много. Так, измеряют производительность труда (деля стоимость всей произведенной продукции на численность работников или на стоимость затрат труда), материалоемкость (деля стоимость израсходованных природных ресурсов, в том числе прошедших первичную переработку - сырья, топлива и энергии, материалов и полуфабрикатов, на стоимость произведенной продукции), капиталоемкость (деля стоимость использованного капитала на стоимость произведенной продукции) или капиталоотдачу (обратный показатель, получаемый делением стоимости произведенной продукции на стоимость использованного капитала). Если соизмеряют стоимость произведенной продукции со стоимостью всех использованных факторов, то говорят о рентабельности.

Потребитель при  расчете эффективности приобретения и потребления благ обычно исходит  из их альтернативной стоимости, т.е. из стоимости тех благ, от которых ему приходится отказаться при получении желаемого блага. Понятно, что для разных потребителей эта альтернативная стоимость различна, так как вкусы их неодинаковы. Однако по большинству благ в обществе есть общепризнанная, установившаяся альтернативная стоимость.

Эффективность на микро- и макроуровне

Подходы к измерению  эффективности на микро- и макроэкономическом уровне различаются.

Фирма считает  только те затраты, которые она понесла  при производстве блага, а покупатель обычно соотносит покупаемое им благо с рыночной стоимостью тех благ, от которых ему приходится отказываться, чтобы получить желаемое благо. Однако при этом оба не учитывают те затраты, которые несет все общество, но которые не всегда входят в затраты фирмы на производство блага и соответственно в его рыночную стоимость. Если, например, государство предоставляет производителю из своего бюджета субсидию на изготовление дешевых товаров для детей и стариков, то оно занижает для производителя величину его затрат (издержек производства), а для потребителя - величину альтернативной стоимости. В результате для них производство и потребление указанных благ будет эффективнее, чем при отсутствии субсидии.

Однако в  этом случае все общество несет затраты  в виде субсидии, предоставляемой из государственного бюджета, который финансируется за счет налогов, собираемых со всего общества. Таким образом, если принять во внимание эти затраты, то эффективность на макроэкономическом уровне (так называемая народнохозяйственная эффективность) будет ниже, чем на микроэкономическом уровне (фирменная эффективность).

Информация о работе Государственная отраслевая политика