Государственная отраслевая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе «Отраслевая политика государства» рассмотрены цели, методы и типы отраслевой политики государства, а также регулирование государством барьеров входа-выхода в отрасль. Во второй главе представлены принципы отраслевой политики, такие как: экономическая эффективность и оптимизация действий экономических агентов. Третья глава «Отраслевая структура и основные направления её совершенствования. Структурная политика на современном этапе и в перспективе» включает в себя отраслевую структуру, ее основные направления. В качестве примеры рассмотрим государственную политику в области высокотехнологичных отраслей.

Оглавление

1. Понятие отрасли. Цели, методы и типы отраслевой политики государства. 4
1.1. Понятие отрасли. Цели отраслевой политики. 4
1.2. Методы отраслевой политики государства 5
1.3. Типы отраслевой политики 12
2. Принципы отраслевой политики 16
2.1 Экономическая эффективность. 16
2.2. Экономические агенты. 18
3. Отраслевая структура и основные направления её совершенствования. Структурная политика на современном этапе и в перспективе. 22
3.1. Отраслевая структура. 22
3.2. Основные направления отраслевой структуры. 23
4. Основные меры государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности 26
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Более того, на микроэкономическом уровне при расчете  эффективности не всегда учитываются  и другие затраты. Так, в издержки производства фирма обычно не включает стоимость тех принадлежащих ей ресурсов (например, земельного участка, патентов на собственные изобретения), за использование которых она никому не платит.

 

2.2. Экономические  агенты.

 

Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость  хозяйственной деятельности. Часто хозяйственную деятельность называют проще — экономикой. При этом, как отмечалось выше, экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономической теории экономическими агентами.

К экономическим  агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Отличительная черта экономических агентов — принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Положение и  роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют  в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы — рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Полученные  доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также  для создания сбережений. Как потребители  домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию  потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой — извлечение прибыли. Несколько специфические  функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача — непосредственное удовлетворение потребностей людей, а

неполучение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта — физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят  в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них — доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Экономические интересы, рассматриваемые экономическими агентами:

Интересы экономических  агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов. Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать  рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим.

В свое время  еще Т. Веблен с известной долей  иронии замечал, что не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. «Экономический человек» — одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы — одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы — национальные, общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Отраслевая структура и основные направления её совершенствования. Структурная политика на современном этапе и в перспективе.

 

3.1. Отраслевая  структура.

 

Отраслевая  структура - это соотношение отдельных отраслей между собой, выраженное в процентах.

Отраслевая  структура выражается перечнем отраслей и их долей в общем объеме производства продукции или в элементах  производства (стоимости основных фондов, численности персонала и т.п.). При характеристике отраслевой структуры, как правило, используется показатель удельного веса отрасли в общем объеме производства товарной продукции.

В структуре  валового внутреннего продукта всей производимой продукции на долю средств  производства (группа "А") падала три четверти и лишь одна четверть приходилась на предметы потребления (группа "Б"). Между тем обществу нужна конечная потребительская продукция, а средства производства говорят сами за себя. Это - действительно лишь средства для последующего производства, в конечном счете, предметов потребления. В масштабах национальной экономики средства производства - затраты, в то время как предметы потребления - результат. Поэтому, естественно, чем меньше затраты на производство конечного потребительского продукта, тем эффективнее национальная экономика. В противном случае само производство становится самоцелью, а характер его функционирования в национальном масштабе - самоедской.

До недавнего  времени, последнего десятилетия ХХ века сложилась ничем не оправданная диспропорция между отраслями, задействованными для выпуска военной и гражданской продукции. Около трех четвертей ресурсов национальной экономики, в том числе промышленности, прямо или косвенно были задействованы в 80-х годах в военно-промышленном комплексе.

Были и есть и диспропорции частного характера  в каждой отрасли народного хозяйства  и группах взаимосвязанных отраслей, комплексов, подкомплексов, подотраслей.

Глубокий, затяжной кризис национальной экономики России не в последнюю очередь связан с необходимостью структурной перестройки. Для осуществления этого нужна четкая, научно обоснованная структурная политика в национальном масштабе. В комплексе мер, рекомендованных в стабилизационной: программе экономики России,  разработка и осуществление структурной политики признано  приоритетной.

 

3.2. Основные  направления отраслевой структуры.

 

Основные направления  осуществления структурной политики в переходный период и на перспективу, следующие:

1. Динамичное  изменение соотношения групп  отраслей, выпускающих  средства производства ("А") и предметы потребления ("Б") в пользу последнего. В ближайшие 5-7 лет их доля должна быть выровнена, а в последующем доведена до оптимального соотношения на уровне стран (с развитым товарным производством).

2. Существенное  снижение доли отраслей военно-промышленного комплекса до уровня минимальной достаточности, но не более 10 % валового внутреннего продукта.  В развитой и процветающей Японии, например, эта доля не превышает одного процента, что закреплено конституционной нормой. В США, странах Европы и НАТО этот показатель также на уровне 6-8 % и не превышает никогда 10 %.

3. Изменение соотношения продукции добывающих и обрабатывающих отраслей в пользу последних.

4. Ликвидация  экономически неэффективных, не  востребованных рынком производств и соответствующее развитие необходимых экономике и населению страны отраслей. Обеспечение экономической безопасности России.

5. Приоритетное  развитие новых и новейших  отраслей и производств, обеспечивающих  научно-технический прогресс в  народном хозяйстве, а значит конкурентоспособность национальной экономики.

6. Обеспечение  преимущественно высокими темпами   развития агропромышленного комплекса  до уровня, позволяющего снабжение  населения добротными базовыми  отечественными продуктами питания  по физиологическим нормам потребления. Обеспечения продовольственной безопасности страны.

7. Пропорциональное  развитие машиностроительного комплекса  – основного конструктора материально-технической  базы остальных отраслей народного  хозяйства и промышленности.

Глубокие изменения в отраслевой структуре назрели давно и их необходимо осуществлять.

Структурные изменения  осуществляются в каждой группе отраслей своеобразно под воздействием общих  и специфических факторов. Конкретны  и пути их реализации.

Создание новой эффективной ресурсосберегающей, высокотехнологичной и экономически целесообразной модели развития всего общественного производства определяет суть структурной политики и пути ее осуществления. Все большее вхождение в мировую экономическую систему требует при проведении структурной политики тщательного учёта международного разделения труда и прежде всего в странах бывшего СССР. По ряду продукции пищевой промышленности, скажем, по сахару, России не обязательно и нецелесообразно увеличивать мощность свеклосахарной промышленности до уровня полного обеспечения населения сахаром. Гораздо дешевле приобретать часть  потребного количества сахара из Украины, Кубы, Анголы, Бразилии, европейских стран.

В отраслях пищевой  промышленности структурные сдвиги в ближайшей и дальней перспективах будут осуществлены в следующих направлениях:

1. Приоритетное  развитие отраслей по первичной  переработке сельскохозяйственного  сырья. 

2. Существенное  увеличение мощностей по хранению  сельхозсырья, в том числе холодильников,  элеваторно складского хозяйства и т.п.

3.  Более ускоренное  развитие отраслей пищевой промышленности, пока не обеспечивающих в значительной  мере население своей продукцией  по физиологическим нормам питания  - мясо-молочной, свеклосахарной, кондитерской  и пр.

4. Приоритетное  развитие отраслей пищевой промышленности, производящих высококачественные в физиологическом отношении продукты питания.

5. Создание новых  отраслей и производств по  утилизации вторичных ресурсов  пищевого сырья. Это обеспечит  увеличение выпуска продукции до 20 % от нынешнего объема.

6. Создание запаса  мощностей в отраслях по первичной  переработке скоропортящегося сезонного  сельскохозяйственного сырья, позволяющего  их переработку в оптимально  сжатый срок в данной зоне  и обеспечивающего максимальный  выход продукции.

7. Формирование  новых отраслей, продуктовых подкомплексов  и агропромышленных подсистем   на основе достижений научно-технического прогресса.

8. Поэтапное  снижение объемов производств  неэффективных и неконкурентоспособных  отраслей, их ликвидация с учетом бесспорных преимуществ поставок по импорту, вхождения в мировое хозяйство и участия в международном разделении труда. 

4.  Основные меры государственного  стимулирования научной, научно-технической  и инновационной деятельности

 

Основными мерами государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники являются:

1) в области  финансов:

  • финансирование за счет средств федерального бюджета научных исследований и экспериментальных разработок на уровне, обеспечивающем реализацию целей и задач настоящих Основ;
  • направление ежегодного прироста ассигнований по статье федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» на фундаментальные исследования и обеспечение научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения;
  • обеспечение эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
  • целевое выделение бюджетных средств для реализации научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения;
  • поиск и эффективное использование внебюджетных источников для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также для вовлечения в хозяйственный оборот научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетов всех уровней;
  • стимулирование деятельности благотворительных организаций и иных хозяйствующих субъектов, направленной на финансирование фундаментальных исследований;
  • обеспечение государственной поддержки наукоградов за счет бюджетов всех уровней;
  • стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов;

Информация о работе Государственная отраслевая политика