Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:03, реферат
Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами (в частности, в России начиная с XIX в.), покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти (начиная с 60-х гг. на Западе), а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют данную проблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.
Введение - 3 стр.
Глава 1. Понятие гендера - 4 стр.
Глава 2. Гендерное неравенство - 8 стр.
Глава 3. Теории гендерного неравенства - 13 стр.
Заключение - 19 стр.
Список литературы - 20 стр.
Нижегородский
Государственный Технический Университет
Реферат
на тему:
«Гендерные
аспекты социального неравенства.»
Выполнил:
Нижний Новгород
2011 год.
Оглавление:
Введение - 3 стр.
Глава 1. Понятие гендера - 4 стр.
Глава 2. Гендерное неравенство - 8 стр.
Глава 3. Теории гендерного неравенства - 13 стр.
Заключение - 19 стр.
Список литературы
- 20 стр.
Введение.
Различия между мужчинами
и женщинами имеют сложный
характер. Возникновение данной
проблематики в значительной
мере обусловлено политическими
движениями с требованиями
В настоящее время
Сексуальные роли определяют статус мужчин и женщин в обществе. Биологические факторы не определяют судьбу человека – нельзя сказать, что способность к деторождению ограничивает во всех обществах предназначение женщин домашним хозяйством и заботой о домашнем очаге. Цель: изучение концепций гендера и дифференциации с точки зрения предмета моей работы.
Рассмотрим следующие задачи:
1. Рассмотреть различные теории гендерного неравенства;
2. Определить, чем данные теории различаются в аспекте зависимости
сексуальных
ролей и неравенства;
Глава 1. Понятие гендера.
Перед тем как рассмотрим теории неравенства, определимся с самим понятием "гендер".
В феминистской литературе существует несколько концепций гендера. Это обусловлено как относительной "молодостью" гендерного подхода (первые работы появились около двадцати лет назад), так и сложностью самого феномена. Для всех из них базовым положением является различение понятий пол (sex) и гендер (gender). Пол - это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей (в основном - в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины. Его следует употреблять только в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами. Гендер - это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским обществом.
В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая - или конструируемая ими). Гендер, таким образом, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему. Социальное воспроизводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Осознание гендерной принадлежности - конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, а пол - это приоритетный способ выражения властных отношений.
Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли.
В современных социальных и гуманитарных исследованиях гендер используется не как неизменная и универсальная конструкция. Понятие гендер означает не вещь или предмет, не много вещей или предметов, а комплексное переплетение отношений и процессов. Необходимо мыслить отношениями, чтобы из аналитической категории гендера вывести культурную реальность - как в прошлом, так и в настоящем.
Понятия феминный и маскулинный стали активно использоваться вместе с разработкой концепции гендера и употребляются в гендерных исследованиях для обозначения культурно-символического смысла "женского" и "мужского".
Гендер (gender) 1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.
Социологи
и социальные психологи
утверждают: пол относится
к биологическим
Антропологи, например Маргарет Мид, психологи и социологи подчеркивали, что гендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его значение, интерпретация и выражение изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы - класс, возраст, раса и этнос - тоже образуют особое значение, выражение и опыт гендера, выделяя тот факт, что его нельзя уравнивать каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью.
Гендер (gender) — социальный пол. В английский язык разграничиваются понятия социального пола («gender») и биологического («sex»).
Терминологически понятие гендера оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно гендерных исследований.
Современное
обществознание последовательно
и весьма продуктивно разрабатывает
данное понятие как одно из важнейших
для анализа оснований социальности
и ее форм. Смысл понятия «гендер» заключен,
прежде всего, в идее социального
моделирования или конструирования
пола. Социальный пол конструируется
социальной практикой. В обществе
возникает система норм поведения,
предписывающая выполнение
определенных половых
ролей; соответственно возникает
жесткий ряд представлений о
том, что есть «мужское» и
«женское» в данном обществе, гендер
— совокупность социальных репрезентаций,
а не природой закрепленная данность.
Гендер — культурная маска пола, то,
что мы думаем о поле в границах
наших социокультурных представлений.
Более того, пол и есть только гендер, т.
е. то, что стало полом в процессе
его социализации. Не пол принадлежит
человеку, а человек полу, а он определен
властью и языком. В современном обществе
все труднее провести границу между
биологической предопределенностью
пола и его социальным моделированием.
«Сегодня нет ничего менее надежного,
чем пол. Принцип неопределенности распространяется
на половые отношения, как и
на отношения, политические и экономические».
При всем многообразии подходов и позиций
в отношении определения гендер
имеет смысл выделить две концепции:
теорию социальной конструкции
гендера и теорию гендерной системы. В
логике первого подхода называют
три группы характеристик: биологический
пол, полоролевые стереотипы, распространенные
в том или ином обществе, и т. н. «гендерный
дисплей» — многообразие проявлений,
связанных с предписанными обществом
нормами мужского и женского
действия и взаимодействия.
Понятие «гендерный дисплей» введено
И.Гоффманом и выражает множество проявлений
культурных составляющих пола. В соответствии
с данным подходом гендер предстает
как измерение социальных отношений,
укорененное в данной культуре.
Понятие «гендерная система»
включает разнообразные компоненты
и по-разному определяется разными
авторами. Гендерная система есть
совокупность отношений между полами
(и внутри полов). Поскольку гендерная
система предполагает гендерное
измерение публичной и приватной сферы,
соотносит систему гендерной иерархии
с другими социальными иерархиями и системами
доминирования, то в анализе такого
рода большая роль отводится изучению
роли социальных институтов,
реализующих гендерные технологии.
Властные смыслы гендерных отношений
во многом открылись в развитии
именно такого подхода.
Пологендерная система конструируется
как набор соглашений, которыми
общество трансформирует биологическую
сексуальность в продукт человеческой
активности. Другими словами, гендерная
система, которая конструирует два
пола как различные, неравные и даже
взаимодополняющие, является фактически
системой власти и доминирования,
цель которой — концентрация материального
и символического капитала в
руках отцов. Гендер является
своеобразной системой, продуцирующей
различия и вписывающей эти различия
в отношения власти и подчинения.
Власть базируется на разветвленной
системе различий, половые различия
оказываются в этой системе генетически
первичными. Именно на этой линии
различения хорошо видно, как власть
и общество в целом моделируют гендерное
противостояние, превращая «несоциальные»
различия в «социальные», пол/секс
в пол/гендер. Таким образом, конструкция
гендера есть одновременно продукт и процесс
представления, как о других, так и
о самом себе.
Глава 2. Гендерное неравенство.
2.1. Гендерная справедливость и равенство
Гендерное равенство - это равная оценка обществом схожести и различия между женщинами и мужчинами, различных социальных ролей, которые они играют; это равное социальное положение женщин и мужчин, которое создается посредством предоставления им равных условий для реализации прав и творческого потенциала личности.
Равенство полов не означает их уподобление друг другу или идентичность, равно как и то, что это равенство не должно устанавливать в качестве нормы такие условия и образ жизни, которые присущи одному полу.
Для определения смысла равенства
между женщинами и
1) социальная структура пола (рода - мужского или женского);
2) отношения между полами.
Дело в том, что политика
и общественно-политические
структуры играют
Понятие принадлежности к тому
или иному полу включает
в себя иерархический
Необходимо осознать, что принцип
равенства включает в себя
и право на различия, которое
предполагает обязательность учета
характерных для женщин и
мужчин отличительных черт, связанных
с принадлежностью к тому
или иному социальному классу,
Информация о работе Гендерные аспекты социального неравенства