Феномен социального неравенства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:16, доклад

Краткое описание

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания поговорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого силой, третьего красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными или естественной дифференциацией.

Файлы: 1 файл

социология доклад.docx

— 66.71 Кб (Скачать)

Социальное неравенство  существовало на протяжении практически  всей разумной истории человечества.

Что же такое неравенство? В самом  общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при  которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального  и духовного потребления.

Для описания системы неравенства  между группами людей в социологии широко применяют понятие «социальной  стратификации». При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально -- экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. Именно социально -- экономическая неоднородность труда не только следствие но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других.

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания поговорить об их несхожести. Люди различаются  по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и  многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого  силой, третьего красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные  их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными  или естественной дифференциацией.

Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для  появления неравных отношений между  индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Красивая женщина всегда имеет преимущество по сравнению с остальными, ей многое прощается, а выполнение ее желаний становится для многих мужчин добровольной обязанностью. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства, в том или ином виде проявляющемся и у некоторых видов животных. Однако главной чертой человеческого общества является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными  факторами: разделением труда (работники  умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т.д. Социальные различия могут накладываться на естественные, когда к примеру, ученым становится умный, талантливый человек, но могут и не пересекаться. Увы, нередки случаи, когда в ученые мужи пролезает бездарность, когда физически слабые люди обретают силу благодаря оружию.

Говоря о социальных различиях, мы как бы воспроизводим многоцветную картину социальной жизни, не отдавая  предпочтения какому-либо цвету. Однако общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархизировано: в нем всегда одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнению с другими. "Что позволено Юпитеру - не позволено быку", - говорили древние, емко, афористично выражая иерархическую сущность общества.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НЕРАВЕНСТВО ВСЕОБЩИМ?

Неравенство существует во всех обществах, даже в самых примитивных и имевших место при общинном строе. Гуннар Ландтман провел интересное исследование общественной жизни папуасов Киваи (Новая Гвинея), которое подтвердило, что неравенство наблюдается даже в этом очень примитивном обществе (Ландтман, 1968). Ландтман обнаружил, что, несмотря на видимость всеобщего равенства (все мужчины выполняли одинаковую работу, никто не имел слуг или рабов, ни у кого не было собственного дома), в обществе папуасов неравенство в какой-то мере все же обнаруживается. Например, папуас, который имел возможность принимать больше гостей, чем другие жители поселка, занимал "немного более высокое положение". Воины, гарпунеры и колдуны приобретали несколько более высокий статус. В то же время слепые, больные и другие неполноценные в какой-то мере имели более низкий статус, также как безработные и те, кто не состоял в браке. Кроме того, женщины считались "немного ниже" мужчин; они не имели земли, занимались сбором плодов и ягод, но не охотились вместе с мужчинами (Ландтман, 1968).

Антрополога выявили некоторую  ступень неравенства во всех "дописьменных" обществах. Статус членов общества определяется присущими ему ценностями: красотой, смелостью, глубиной религиозных знаний. Существует множество способов символического изображения различий в статусе. В примитивных обществах обычно используются обозначения на теле, в более развитых этой цели служат украшения и особенно одежда. В любом случае к людям, обладающим качествами, которые ценятся выше, относятся с большим уважением, чем к тем, чьи качества ценятся не так высоко.

НЕРАВЕНСТВО В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВАХ

В более крупных и сложных  обществах неравенство проявляется отчетливее. Весьма удачна попытка Герхарда Ленски (1970) сравнить общества с точки зрения неравенства. Он обнаружил, что в обществах охотников и собирателей растений (например, папуасов Киваи) неравенство имеет место в наименьшей мере. В таких обществах работа распределяется /275/соответственно возрасту и полу. Старики нянчат малышей; женщины тратят основную часть времени на приготовление пищи, сбор фруктов и овощей; мужчины заняты военным делом и охотой.

В садоводческих обществах любой  излишек продуктов, который остается после сбора урожая, снова распределяется среди членов группы. Важную роль распределителя обычно осуществляет один и тот же человек. Он приобретает власть, может кому-то отдать предпочтение по сравнению с другими, в результате происходит неравное распределение благ. Если в обществе постоянно имеются излишки продуктов, не все его члены должны заниматься производством продуктов питания; некоторые могут специализироваться в других видах труда. Роли политического лидера, купца и священника становятся должностями, требующими полной затраты времени. Поскольку люди, занимающие эти должности, обладают властью, они могут присваивать значительную часть социальных благ.

Ленски обнаружил, что неравенство наиболее ярко проявляется в аграрных обществах. Усовершенствование сельскохозяйственной техники (системы ирригации и вспашки) способствовало повышению производства продуктов питания. В результате большее количество людей могло проживать на небольшой территории; малые и крупные города могли обеспечиваться прилегающими к ним сельскохозяйственными районами. В аграрных обществах, как и в садоводческих, люди, исполняющие роль политического лидера или священника, находятся в более выгодном положении, они обладают намного более крупными ресурсами. Власть может концентрироваться в руках монарха и передаваться по наследству. Отдельные индивиды и семьи также могут овладеть крупными участками земли и получать доходы за счет труда других людей, которым они позволяют использовать землю для выращивания зерновых культур и разведения скота. Наконец, управляющие в аграрном обществе имеют больше власти, чем в примитивном, поскольку они контролируют более широкую сферу деятельности.

По мнению Ленски, в промышленных обществах на деле существует меньшее неравенство, чем в аграрных, несмотря на то что они сложнее. Это объясняется тем, что в первых наблюдается несколько меньшая концентрация власти. В промышленных обществах, стремящихся иметь демократические правительства, может происходить борьба за влияние между политическими группами, например между профсоюзами и объединениями фермеров. /276/

Несмотря на явную тенденцию  к большему равенству на более  высоких уровнях экономического развития, в индустриальных странах  процветает неравенство (особенно по уровню доходов). В развитых странах достигнуто большее равенство, чем в развивающихся, но существуют некоторые исключения. Израиль, Индия находятся на довольно низком уровне развития, но в них наблюдается относительно высокая степень равенства (Крисберг, 1979). В Китае, где правительство осуществляет контроль над экономикой, также отмечается высокая степень равенства несмотря на низкий уровень развития.

ПРИРОДА НЕРАВЕНСТВА

Хотя все социологи признают, что неравенство широко распространено в обществе, они по-разному определяют его сущность и причины. В этом разделе мы обсудим несколько противоположных взглядов.

ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛИЗМА: ПООЩРЕНИЕ  САМЫХ ЛУЧШИХ

Одно из самых первых объяснений неравенства было предложено Эмилем Дюркгеймом. В работе "О разделении общественного труда" (1893) Дюркгейм сделал вывод, что во всех обществах  одни виды деятельности считаются более  важными, чем другие. В одном обществе высоко ценится достижение религиозного спасения, что было характерно для  пуритан в колониальные времена. Другое общество может считать социальной ценностью материальное богатство. Все функции общества - закон, религия, семья, труд и т.д. могут образовать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся.

Второй аспект теории Дюркгейма  состоит в утверждении, что люди в разной мере талантливы - некоторые  из них больше одарены, чем другие. При обучении эти различия усиливаются. Дюркгейм считал, что в процветающем обществе самые талантливые должны выполнять наиболее важные функции. Для привлечения лучших и одаренных общество должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг.

В 1954 г. Кингсли Дэвис и Уилбер Мур опубликовали теорию, разработанную на основе концепции Дюркгейма. Подобно Дюркгейму, они считали, что неравенство помогает обществу обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности выполняют наиболее умелые. В примитивных обществах воины и целители обычно имеют самый высокий статус; в более сложных обществах, как правило, высоко ценятся инженеры и врачи.

Самые важные виды деятельности различаются  в зависимости от особенностей социальной системы. Должности, которые существенны  в одном обществе, могут быть ненужными  для другого. Охотник, добывающий пушных зверей, высоко ценится у народов, обитающих в арктических широтах, но он оказался бы без работы в племени, проживающем вблизи тропиков. Однако некоторые функции остаются основными  для всех обществ. К ним относятся религия, управление, а в более сложных обществах - технология. Религиозная деятельность является ведущей, поскольку на ее основе формируются общие убеждения и ценности. Поскольку эта функция очень важна, религиозные деятели обычно вознаграждаются в большей мере, чем рядовые члены общества. Речь не обязательно идет о финансовом вознаграждении, ведь многие представители духовенства или религиозных орденов получают не так уж и много денег; социальной наградой становятся признание и уважение.

Управление - еще одна ключевая социальная функция. Правители обладают значительно  большей властью, чем те, кем они  правят. Для правящего слоя усиление власти - награда, но они часто становятся обладателями и более весомой  доли богатства, их престиж выше, чем  у простых смертных.

Согласно Дэвису и Муру, еще одной ведущей сферой деятельности является технология. "Техники" действуют в специальных областях - например, в сфере совершенствования военного и сельскохозяйственного оснащения. Поскольку этот вид деятельности требует длительной и тщательной подготовки, общество должно предоставлять специалистам технического профиля большие материальные блага, чтобы стимулировать стремление людей предпринимать усилия в этом направлении (Дэвис, Мур, 1945).

ТЕОРИИ КОНФЛИКТА: ЗАЩИТА ПРИВИЛЕГИЙ ВЛАСТИ

Сторонники теории конфликта не согласны с представлением, что неравенство - естественный способ обеспечения выживания общества. Они не только указывают на недостатки функционалистских подходов (разве справедливо, например, что торговцы мылом зарабатывают больше, чем люди, обучающие детей чтению?), но и утверждают, что функционализм не более чем попытка оправдать статус-кво. По их мнению, именно в этом заключается сущность неравенства: оно является результатом такого положения, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (главным образом богатство и власть), имеют возможность извлекать для себя выгоды (Тумин, 1953).

Маркс

Многие идеи по проблеме социального  неравенства почерпнуты из марксистской теории стратификации и класса. Согласно Марксу, человеческую историю можно  разделить на периоды в зависимости  от того, каким образом осуществляется производство товаров, - он назвал это  способом производства.Способ производства определяет экономическую организацию каждой формации. Маркс считал экономическую организацию основным аспектом жизни общества. В нее входят технология, разделение труда и, самое главное, отношения, складывающиеся между людьми в системе производства. Эти отношения играют ключевую роль в марксистской концепции классов.

Маркс утверждал, что при любом  типе экономической организации  есть господствующий класс, который владеет средствами производства (фабриками, сырьем и т.д.) и осуществляет над ними контроль. Благодаря экономической власти господствующий класс решает судьбу тех, кто на него работает. В феодальном обществе дворяне осуществляют контроль над крепостными, в капиталистическом обществе буржуазия (владельцы средств производства) - над пролетариатом (рабочими). Приведем пример из современной жизни: буржуа - это собственники фабрик и их оборудования (средств производства), а пролетариат обычно представляют люди, работающие на сборочном конвейере. Такое разделение общества на классы - основа теории Маркса. Маркс также утверждал, что история - последовательность перемен, при которых одна классовая система (например, феодализм) преобразуется в другую /280/ (например, капитализм). В ходе преобразования на новом этапе развития сохраняются некоторые черты предыдущего этапа. Наконец, Маркс учитывал существование люмпен-пролетариата - преступников, наркоманов и т.п., полностью выброшенных из общества.

Информация о работе Феномен социального неравенства