Социальное неравенство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – определить причины социального неравенства и сформулировать пути решения данной проблемы.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
‒определить сущность социального неравенства;
‒сформулировать причины социального неравенства в современной России;
‒определить пути решения проблемы социального неравенства в современной России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА 5
2. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 10
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Файлы: 1 файл

ОСУ.docx

— 48.62 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО  НЕРАВЕНСТВА 5

2. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО  НЕРАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 10

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ  СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В статье 7 Конституции Российской Федерации содержится правовая норма  того, что РФ – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих жизнь  и свободное развитие человека. Одной  из основных целей социального государства  является последовательное снижение социального  неравенства населения.

Социальное неравенство существовало на протяжении всей разумной истории человечества. Несмотря на то, что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критике и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию «совершенных» обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принижения одних социальных групп другими.

Актуальность темы контрольной  работы обусловлена тем, что в современной России проблема социального неравенства стала особенно значимой. Несмотря на усилия российских органов власти, направленные на сглаживание социальных проблем и повышение благосостояния населения, они не оказываются в необходимой степени эффективными и результативными. Проводимая социальная политика не обеспечивает представителям разных социальных групп возможности удовлетворять свои потребности, в получении гарантированных Конституцией РФ благ и услуг, сохранять достойный уровень и качество жизни, обусловливающие развитие социума в целом. Избыточный уровень и формы социального неравенства оказываются серьезным барьером для успешного действия системы мер и механизмов, используемых социальной политикой и поддержанных законодательным оформлением, в решении насущных проблем. Свидетельством этого являются не только реалии нашей повседневной жизни, но и объективные показатели статистики.

Цель контрольной работы – определить причины социального неравенства и сформулировать пути решения данной проблемы.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить сущность социального неравенства;
  • сформулировать причины социального неравенства в современной России;
  • определить пути решения проблемы социального неравенства в современной России.

Объектом исследования является социальное неравенство.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных ученых и специалистов, таких как А.И. Кравченко, А.Ф. Лосев, Ф.И. Шарков, А.Б. Гофман и др.

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО  НЕРАВЕНСТВА

 

Вопрос социального неравенства  занимал многих мыслителей. Слишком  много несправедливостей в нашу жизнь вносило и вносит социальное неравенство: недалекий человек с примитивным умом может оказаться на вершине социальной лестницы, а другой, трудолюбивый, одаренный, всю жизнь довольствоваться минимумом материальных благ и постоянно испытывать пренебрежительное к себе отношение. Из осознания вопиющей несправедливости окружающего мира рождались представления и мифы об ушедшем «золотом веке», когда все были равны, возникали утопические мечтания о создании общества равных возможностей и полного социального равенства.

Еще философ Платон, размышляя над расслоением людей на богатых и бедных, считал, что государство представляет собой как бы два государства. Одно составляют бедные, другое – богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным.1

Аристотель в «Политике» также  рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что нынче во всех государствах есть три элемента: один класс –  очень богат; другой – очень беден; третий же – средний. Этот третий –  наилучший, поскольку его члены  по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками.2

В дореволюционном русском обществе хорошо понималось, что одной из предпосылок социального неравенства является личностная неодинаковость людей. На примере разного отношения к делу В.П. Рябушинский делил всех людей на пять групп. «Первая группа – хозяева в душе, работящие, бережливые, деловитые. Они – организаторы труда, созидатели ценностей, накопители мировых богатств. Вторая группа – святые, бескорыстные, неприхотливые, невзыскательные... Третья группа – завистники, люди озлобленные и бесплодные, тип, дальнейшего пояснения не требующий. Четвертая группа – бесхозяйственные люди, безалаберные, лишенные делового чутья и понимания, бездарные, расточительные, бестолковые, ленивые... Пятая группа - это пассивное большинство, не имеющее ни определенных мнений, ни определенных убеждений, совершенно неустойчивое в своих настроениях. Эта бесформенная масса способна примкнуть к любой из вышеупомянутых активных групп – сегодня к одной, завтра к другой».3

Например, в социологии  существуют различные научно-методологические школы и направления по-разному объясняющие социальное неравенство. Выделим наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.

Функционализм объясняет неравенство, исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.п. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности, но некоторые из них, с позиции этого организма, являются более важными, другие менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство страны, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Объяснение социального неравенства  принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность  субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается  как более значимая, если общество как целостный организм не может  существовать без функционального  многообразия. Этот подход не позволяет  объяснить и такие реалия как  признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его  непосредственного участия в  управлении.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок развитию статусного объяснения социального  неравенства. Каждый человек занимает определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство – это неравенство статусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т.д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе(владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Сторонники теории конфликта считают, что расслоение общества существует потому, что это выгодно индивидам  и группам, обладающим властью над  другими. Если функционалисты выявляют общие интересы члены общества, конфликтологии фокусируют внимание на различии интересов. С их точки зрения, общество – это арена, где люди борются за привилегия, престиж и власть, а группы, имеющие преимущества, закрепляют его через принуждение.

Теория конфликта во многом основана на идеях Карла Маркса. Он утверждал, что для понимания любого общества необходим исторический подход, т.е. для постижения механизма конкретной экономической ситуации надо знать, что предшествовало этой системе, а  также процессы, способствующие ее развитию. По Марксу, уровень техники  и метод организации производства детерминируют общество. На каждом этапе истории эти факторы определяют группу, которая будет господствовать в обществе, и группы, которые будут ей подчиняться.4

Необходимо указать также на экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения, первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, неравном распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело, в значительной степени, К.Маркса и его ортодоксальных последователей к неоправданному выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода  к объяснению истоков социального  неравенства обусловлено тем, что  оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях.

Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает общества без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов – это борьба за обладание большими социальными возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Если неравенство- неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. И общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравное отношение между  людьми, группами. Поэтому естественным становятся стремление найти истоки этого неодинакового положения  в особенностях положения человека в обществе: в профессиональном статусе, в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение прежде всего из-за своей заземленности на реальные действия, интересы, факторы, поддающиеся наблюдению, сопоставлению, обобщению.

Разделение труда считается  одной самой важной причиной социального  неравенства, потому что экономическая  деятельность считается самой важной.

Можно выделить неравенство по ряду признаков:

  • неравенство по физическим признакам (на основе физических различий, сексуальное неравенство, неравенство по возрасту);
  • неравенство вследствие различий предписанных статусов (раса, национальность, возраст, пол, место рождения, проживания, семейное положение, какие-то аспекты родителей и др.);
  • неравенство на основе владения богатством;
  • неравенство на основе владения властью;
  • неравенство престижа;
  • культурно-символическое неравенство.

Таким образом, неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семьях, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления на управленческий и подчиненный исполнительский труд. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.

 

2. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО  НЕРАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

90-е гг. XX в. были ознаменованы для России быстро развивающимися процессами горизонтальной и вертикальной дифференциации, приведшими к существенному усилению и без того заметных в дореформенный период территориальных различий и формированию нескольких крупных социальных групп, уровень и качество жизни которых принципиально отличаются друг от друга. В итоге в России сложились несколько парадигм развития человеческого потенциала, характеризующихся совершенно различными возможностями реализации способностей личности, осуществления социального и индивидуального выбора, самодостаточности и индивидуальной ответственности. В этом заключается сущность социального неравенства как социально-экономического явления.

Можно выделить ряд причин и факторов, обусловивших данное явление:

  1. Уровень дохода различных социальных групп.
  2. Неодинаковая степень адаптации различных социальных слоев и групп населения к новым экономическим условиям. Это относится как к привилегированным группам, в прошлом имевшим неограниченный доступ ко многим благам, так и к «неэлитным» слоям населения, в сознании определенной части которых сохранилось стремление переложить на государство заботу о собственном благосостоянии, в итоге снижающее их экономическую активность.
  3. Региональные и территориальные особенности и вытекающие из них возможности решения социально-экономических проблем, что на фоне существенного сокращения материальных ресурсов государства, при отсутствии практики их эффективного распределения, еще более ограничило возможности по сокращению разрывов в социально-экономическом положении между развитыми и отсталыми регионами, отраслями и производствами.

Рассмотрим более подробно каждую из этих групп факторов.

Неравенство в доходах – одна из наиболее острых социальных проблем современной России. Дифференциация доходов складывается под воздействием разнообразных факторов, связанных с личными достижениями или независимых от них, имеющих экономическую, демографическую, социобиологическую или политическую природу. Это могут быть различия в способностях (физических и интеллектуальных), в уровнях образования и квалификации, профессиональной инициативности, социальных характеристиках, и др.

Информация о работе Социальное неравенство