Гендерные аспекты социального неравенства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:03, реферат

Краткое описание

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами (в частности, в России начиная с XIX в.), покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти (начиная с 60-х гг. на Западе), а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют данную проблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.

Оглавление

Введение - 3 стр.
Глава 1. Понятие гендера - 4 стр.
Глава 2. Гендерное неравенство - 8 стр.
Глава 3. Теории гендерного неравенства - 13 стр.
Заключение - 19 стр.
Список литературы - 20 стр.

Файлы: 1 файл

Гендерные аспекты социального неравенства..docx

— 47.29 Кб (Скачать)

      В аналогичной теории, предложенной  Бэрроном и Норрисом,  утверждается, что подчинение  женщин  является  способом  достижения  гибкости  рынка   в условиях капитализма. Они разделяют рынок труда  на  первичный  и  вторичный секторы. К первичному сектору относятся сравнительно  высокооплачиваемые  и стабильные    должности;    вторичный    сектор    включает     сравнительно низкооплачиваемую работу,  отличающуюся   повышенной   текучестью   кадров. Низкооплачиваемую работу,  например  медицинских   сестер,   секретарей   и парикмахеров, выполняют главным образом женщины; они составляют  меньшинство на  должностях,  входящих  в   первичный   сектор,   например   руководителя объединения, сенатора или владельца предприятия.

      Бэррон и Норрис утверждают, что существуют три основные  причины,  по которым капиталисты имеют возможность использовать женщин таким образом. Во - первых,  женщины – менее надежные  работники,  ведь  они   всегда   могут "уволиться"  по  семейным  обстоятельствам.  Хотя  это кажется мифом,   но обследования  свидетельствуют о том,  что большинство женщин   вынуждены работать  ради  поддержания   финансовой   платежеспособности   семьи;   эта тенденция сохраняется, несмотря на  статистику.  Во-вторых,  женщины меньше дорожат работой; помимо этого, они постоянно уходят  с работы  по  причине беременности. В-третьих, женщины,  выполняющие низкооплачиваемую работу  в канцеляриях или сфере обслуживания,  лишены  организаторских способностей мужчин. Женщины обычно не добивались  особого успеха  в деле  формирования новых коллективных организаций.

      Психоаналитическая теория.  В   данной  работе  уже  упоминалась   точка зрения Чодоровой,  что гендерные  различия    могут быть  результатом тех образцов идентификации. Которые были усвоены в детстве.  Чодорова  подробно изложила  свою  позицию,  утверждая,  что такой подход  в   большей   мере соответствует  действительности,  чем   объяснения,  основанные  на  половых различиях или анализе образцов сознательной социализации. Она начинает  свое рассуждение,  подчеркивая  тот  факт.  Что  женщины  обычно  берут  на  себя основную заботу о ребенке в младенчестве, а, в дальнейшем оказывают  главное влияние на социализацию  девочек.  В  детстве  и    мальчики,  и  девочки  в большей или в меньшей степени отождествляют себя только  со  своими  мамами,

что происходит в результате бессознательных  процессов.  Однако  мальчики  в большей  степени испытывают трудности, связанные  с  формированием  мужского самосознания отдельно от  своих матерей; первичное  отождествление девочек  с мамами почти не нарушается в течение  всего детства и даже жизни.

      Мальчики испытывают  сложные  проблемы  в процессе  приспособления  к жизни, поскольку нарушается их первичное отождествление  с матерью,  но  и девочки сталкиваются с собственными проблемами в ходе  усвоения  сексуальных ролей.   Чодорова   называет   опыт,   приобретаемый   девочками   в   школе "псевдовоспитанием". Хотя во многих отношениях с девочками обращаются  так же,  как и с мальчиками,  существует  некая скрытая тенденция,  которую усваивают девочки: несмотря  на   то,      что хорошие отметки и занятия спортом у девочек поощряются, подразумевается, что эти достижения не  должны мешать им быть "женственными" и в будущем стать женами и матерями".

      Необходимо  проанализировать  данные  теории:  каждая  из  них   имеет определенные достоинства,  но ни одна не дает исчерпывающего  объяснения  всех видов  дифференциации   сексуальных   ролей.   Наверное,   для   социологов, исследующих  проблему соотношения сексуальных  ролей и  неравенства,  было  бы целесообразно определить  типы обществ и ситуаций, которые  наилучшим  образом объясняет   каждая  из  этих  теорий,   а   затем   уже   выделить   факторы, способствующие формированию  системы ценностей каждого общества. 

3.2.  Проблема  гендера и стратификации в  России.

      По мнению Т.Гурко: "Анализ специфики  российских условий,  в  которых  развиваются гендерные отношения состоит, не в поиске  некоего своеобразного пути развития социополовых отношений - это невозможно в той же мере,  как и отклонение  от  общецивилизационного  пути  развития.  Речь  идет   лишь   о своебразии  настоящего  периода.   В   российских   условиях   в   ближайшей исторической перспективе невозможно в глобальном  масштабе  повторить  нечто близкое к унификации половых  различий  -  этот  эксперимент,  проводимый  в тяжелейших условиях страны «лагерного социализма», еще очень  жив  в  памяти поколений и ассоциируется со всем негативным опытом советского этапа  вообще усилия. В  постсоветской  ситуации  феминистское  сознание  невозможно  как

реакция на "мачизм" и "мужской шовинизм"... Не борьба  с избытком  мужского начала и его доминированием в культуре, а, скорее,  восстановление  мужского через культивирование отчетливо женского  могло бы  стать его наиболее насущной целью. Также существует евразийская черта России  не  столько по географическому положению,  сколько по  смешению  культур   народов,   ее населяющих... Женщины здесь, как правило, берут принятие  решений на  себя, но далеко не всегда заседают в президиуме,  исполняя  скорее  роль  "серого кардинала".  В работах,  посвященных занятости и   социальной   политике, подчеркивается также специфика социально-экономических условий.  Современное российское общество является одновременно и аграрным,  и индустриальным,  и постиндустриальным, что сказывается на всех  сферах  социальной  жизни.  Для того чтобы сами женщины стремились работать  вне  дома,  не,  исключительно, по, причине, нищеты, и, безысходности,  необходимо,  создание,  не,  только, сферы, общественных, услуг, но,  и,  достойных,  рабочих,  мест,  т.е.  тех, условий,  которые  способствовали  бы  прогрессу   женской   эмансипации   и профессиональной самореализации. В многонациональной России  крайне  важно учитывать этнокультурную  специфику.

        Особая  проблема  -  методология   «женских»  и  «мужских»  исследований.  Если  выборка   формируется  исключительно   из  представителей одного  пола,  то  очень  неубедительно   выглядит  интерпретация  специфики,  например,  особое  поведение   женщин  в  политике  или   бизнесе.  Часто  эта специфичность    объясняется    некими    заведомо    известными     авторам психологическими  особенностями   женщин  (например,   консервативность   или эмоциональная неустойчивость) или мужчин (инициативность, напористость  -  в советской  культуре  вполне  женские  качества),  что  скорее  соответствует  «сексистским» стереотипам, а не подтверждается результатами  психологических исследований,  проведенных   в   рамках   российской   культуры.   Некоторые отечественные социологи  отмечают,  что  при  сравнении  мужской  и  женской частей выборки исследования необходима  не  только  адаптация  методического аппарата для этих частей, но и соблюдение их репрезентативности.  Необходимо также выравнивание выборок и  учет  других  стратификационных  параметров  - национальности, возраста, класса и т.п., тех,  которые особенно  релевантны современному российскому обществу.

      Российское общество постепенно  развивается от «узкого» типа  культурной социализации к   «широкому»,  предполагающему   вариативность, многообразие  на  всех  уровнях  социализации,   а   как   следствие   -   и индивидуализацию жизненных  стилей, в  том  числе   и  распространение  разных  моделей социополовых отношений. Но  эта культурная  трансформация,  в свою очередь,   будет   определяться    социально-экономическими    (модернизация экономики и т.д.)  и политическими (развитие  демократических институтов) условиями. Изучение социальных аспектов пола приобретает важное  значение  в контексте проблем стереотипизации,  затрудняющей  возможности самораскрытия личности и осуществления жизненного  выбора.  В организационной структуре социологического  сообщества,  безусловно,   будут   развиваться   тендерные исследования, в том числе за  счет  проектов,  поддерживаемых  зарубежными фондами,  часто отдающими предпочтение  женщинам-ученым  и выделяющими в качестве приоритетной женскую проблематику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

       Статус мужчин и женщин в  обществе постоянно меняется, и  эта  тенденция сохранится.  Необходимость  перемен  на  экономическом,  законодательном   и бытовом уровне свидетельствует  об остроте данной проблемы. Возрастает  число мужчин, подвергающих сомнению  основные принципы  дифференциации  сексуальных ролей, и такая  переоценка ценностей приобретает  глубокий смысл.

      Несмотря на значительное улучшение   статуса  женщин,  мы  узнали,  что существует множество источников  сопротивления  дальнейшему   прогрессу.  Это сопротивление   связано с активной дискриминацией женщин со стороны  мужчин, пытающихся сохранить свои привилегии, власть и богатство. Неравенство  между мужчинами и женщинами глубоко укоренилось  в  большинстве  наших  социальных структур. Для дальнейшего продвижения вперед в этом  направлении  необходимы некоторые "уступки" на различных  уровнях.  Как  считает  Н.Смелзер,  к ним следует отнести: 

1.  Изменение образцов социализации, предрасполагающих женщин  к  примирению со своим подчиненным положением.

2.  Изменение   отношения  мужей-отцов   к   своим   домашним   обязанностям, увеличение их участия в воспитании  детей.

3. Повышение  гибкости учебных программ  и   графиков  работы  в  учреждениях,  позволяющее родителям совмещать  работу с неотложными семейными  делами.

4. Создание  новых возможностей  для  получения   профессиональной  помощи  по  уходу за детьми семьями из  различных классов.

5. Полная  отмена законов и постановлений,  допускающих прямую  или  косвенную  дискриминацию женщин".

      Подобно многим явлениям, сексуальное   неравенство  представляет  собой  часть более широкой системы   общественного  устройства.  Чтобы   это  явление значительно изменилось, должна измениться сама система. 
 
 

Используемая  литература: 

1. Мид Маргарет - Культура и мир детства. М. 1988 г.

2. Ненси Чодорова - "Материнство" С-ПБ 1998г.

3. Нейл Смелзер - "Социология" М. 1994 г.

4. Герсон К. - Трудный выбор: как женщины решают работу, карьера или     материнство. М. 1985 г.

5. Энтони Гидденс - Социология" М.1999 г. глава 6.

6. Смелзер Нейл - Социология М. 1994 г.

7. Отто Вайнингер - Пол и характер

8. М.Киммел  - "Гендерное общество"

9. Ильин Е. П. - Пол и гендер.

10. Вершинин М. -  Конфликтология 
 
 
 

Информация о работе Гендерные аспекты социального неравенства