Формирование социологического знания.Краткий исторический очерк

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:19, курс лекций

Краткое описание

В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Он защищает не высший класс, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность (она только развращает нравы), но обязал проходить спец. подготовку и отбор. Элита должна разбираться в литературе, музыке, философии и математике. К управлению должны допускаться люди 50 и более лет. Платон требовал от элиты нравственной чистоты, т.к. подданные берут пример с правителей.

Файлы: 1 файл

Istoria_sotsiolog.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Для возникновения  соц-ии также большое значение имели  эмпирические соц исследования, связанные  с соц статистикой: хозяйственные  переписи, основы изучения народонаселения, разработка техники массовых соц опросов, развитие этнографич и антропол исслед-й. К 30-м г 19в сложились необходимые предпосылки возн-я соц-ии.

Критерии  периодизации: временной (осн историч  этапы возн-я и раз-я соц-ии); пространственный (выделение стран, континентов в кот наиболее активно развивается соц-я в те или иные периоды); содержательный (выделение различн направлений, школ, течений, парадигм и наиболее ярких их представителей).

Этапы истории социологии:

  1. Классический 30 г. 19в. – 20 г. 20в: связан с существованием теоретич. соц-ии.

- Ранний классический (30-80е 19в):

1. Позитивизм Конт, Спенсер;

2. Натурализм: соц механицизм / соц биологизм (соц органицизм - Спенсер; социалдарвинизм – Гумплович, Самнер, Смолл) / расов-оантропологическая школа – Гобино, Летурно, Ляпуж, Чемберлен / географическое направление – Ратцель, Боккэль;

3. Марксизм – Маркс, Энгельс.

- Поздний классический (80-е 19в – 20-е 20в):

1. Психологическое  направление: эволюционизм – Уорд, Гиддингс; психология народа – Вундт; групповая психология – Тард, Лебон; инстинктивизм – Мак-Дугал;

2. Классическая немецкая  социология: формальная социология – Тённис, Зиммель; понимающая соц-я – Вебер;

3. Позитивизм и неопозитивизм – Дюркгейм, Парето.

2. Современный 20 г. 20в  – до сегодняшних  дней: продолжение  теоретич иссл-ий, появление эмпирич соц-ии. Подпериоды соврем этапа:

20-30-е  наступление социол эмпиризма; 

40-60-е  усиление теоретико-методологич  построений как реакции на  доминирование эмпиризма; 

70-80-е  попытки объединения эмпирической  и теоретич соц-ии, макро и микросоц-ии;

80-е  и до сегодн времени возникновение  новых теорий, кот позволяют говорить  о начале периода постклассических  построений.

Теоретич  соц-я – область развития соц  науки, сущность кот в развитии теорет знания, создание общих и спец соц  теорий. 

Эмпирич соц-я – связанна с получением фактографического знания на основе изучения конкретных соц проблем  с помощью соответствующих методов  сбора первичной соц информации.      

       Классический  период.

         Ранний классический.

       Термин  «социология» появился лишь в начале XIX века – между 1838 и 1840 гг. Основоположником социологии как самостоятельной науки считается француз Огюст Конт (1798–1857), который родился в семье служащего, работал секретарем известного философа, социалиста-утописта Сен-Симона (сотрудничал в течение 7 лет). Основные сочинения: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики», «Дух позитивной философии». Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что социология должна стать точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая спекуляции и вымыслы. По Конту социология (первоначально он называл ее социальной физикой) - единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Она базируется на пяти принципах, выражающих суть позитивизма: 1). Она должна быть точной, естественной наукой, 2). Отличаться реализмом, 3). Быть полезной, 4). Обладать определенностью, 5). Быть нацеленной на открытие «неизменных законов». При создании своей науки Конт принял на вооружение эмпирические методы, характерные для естествознания: метод наблюдения, метод эксперимента, метод сравнения и исторический метод. Причем применять они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать  такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Открытые ею законы надо довести до людей и научить их тому, как правильно строить взаимоотношения.

       Законы, обоснованные Контом.

  1. Закон классификации наук определяет иерархию позитивных наук. В ней отражена последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния: математика, астрономия, физика, химия, биология  и социальная физика (социология).
  2. Закон двойной эволюции обосновывает прямую зависимость уровня социального прогресса от состояния развития позитивных наук.
  3. Закон трех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума. Первую теологическую Конт делил на 3 периода: фетишизм, политеизм, монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Др. Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма – эпоха христианства. Вторую метафизическую стадию (1300-1800) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований – фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи – Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова философия позитивизма, знаменующая наступление третьей стадии – позитивной. Свидетельство наступления этой стадии – распространение наук, развитие промышленности и социальной жизни.

Г. Спенсер.

Основные  принципы эволюционизма базируются на убеждении, что прошлое человечества можно восстановить, изучая существующие примитивные общества.

Г. Спенсер (1820-1903) «Основания социологии», «Основные  начала», «Социология как предмет  изучения», «Социологическая статика” и “Принципы социологии”. С. считают  основоположником социал-дарвинизма. Общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между обществом и окружающей средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми  выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого, Спенсер сформулировал закон “равной свободы”. Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы. Социология – всеобъемлющая наука включая этнографию и антропологию. Предмет социологии – конкретная объективная реальность самого общества, соц явления и процессы. При рассмотрении общества исходит из органической связи естествознания и соц знания и из продолжения первого вторым. Сходства с Контом: стремление перенести законы естественных наук в сферу анализа общественных явлений и процессов. Социология становится наукой, если следует идее природного эволюционного закона. Ведущая наука – биология. Социология – наука, продолжающая разработку биологических законов на материалах общественного развития. Общество – особого рода бытие, хотя слагается из отдельных единиц, но не равно их сумме. По Спенсеру общество – организм, кот имеет большие сходства с живыми организмами, чем с машинами. Сходства с организмами: общественный рост и рост организма длится до поглощения одного общества другим или до его распада на несколько частей; при увеличении размеров усложняется структура; дифференциация структуры его элементов сопровождается дифференциацией функций. Различия: в биологическом организме элементы живут ради целого, в обществе, наоборот; у организмов способность чувствовать и мыслить сосредоточена в определенном месте, в обществе  сознание развито по всему агрегату. Противопоставлял функциям организма функциям общества: земледелие, промышленность – питание; торговля – кровообращение; транспорт – сосудистая система. Классовая борьба – отражение закона борьбы за существование. Общество служит для блага индивида. Выделил социальные типы общества:

  1. военное (Спарта – коллективные цели превалируют над индивидуальными, жёсткая организация, система принуждения, дисциплина; сотрудничество носит принудительный характер; эти общества  консервативны, плохо поддаются изменениям);
  2. промышленное (Англия 19в – добровольное сотрудничество, индивидуальная свобода, свобода экономической деятельности, высокая активность населения, свобода от вмешательства государства в социальный порядок; главная задача государства – защита прав индивидов от внешних и внутренних угроз).

Эволюционизм:

  1. неорганическая эволюция (связан с неорганической природой);
  2. органическая (связан с органической природой);
  3. надорганическая (соответствует человеческому обществу).

Эволюционные  законы высших сфер бытия не могут  быть сведены к законам низших. Эволюция – переход из одного состояния в другое в рамках одной соц системы. Человек превращается в социальное существо в процессе эволюции первобытных сообществ. Социология должна раскрывать действие всеобщих законов эволюции в ходе изучения социальных фактов, процессов, массовых течений, при этом отвергается единичное, случайное, индивидуальное. Направления эволюции:

  1. однолинейное (ранние стадии развития человечества);
  2. многолинейные.

Этапы эволюции жёстко предопределены. Социальный организм претерпевает те же изменения, что и индивидуальный организм. Развитие общества подвержено влиянию природных условий. Критерии общественного прогресса: рост свободы и индивидуализма. Эволюционный процесс естественен и объективен и не зависит от желаний и интересов людей. Факторы эволюции:

  1. первичные (внутренние – физические и психические свойства человека на ранних этапах его развития; внешние – климатические и географические);
  2. вторичные (внутренние – изменившаяся сущность человека, появление соц институтов; внешние).

Учение  о социальных институтах. Социальный институт – способ и формы самоорганизации совместной жизни людей, сопряжённой с соц организацией. Совокупность социальных институтов составляет структуру общества. Функции соц институтов: нормальное функционирование всего соц организма; превращение человека в соц существо. Соц институт создаёт условия для социализации личности. В рамках соц институтов действуют 3 системы органов: производительная, распределительная, регулятивная. Разновидности соц институтов: домашние; обрядовые; политические; церковные; профессиональные; промышленные. Ценность учения о соц институтах: строгая классификация; проанализированы с позиции эволюционной теории; рассмотрены на основе богатого историко-этнографического материала.

Отношение Спенсера к социализму. Выступает против: централизации и монополизации власти, что может привести к принуждению. Рассматривает социализм как своеобразную форму рабства. Социализм в конечном виде не осуществим. Социализм вмешивается в жизнь людей и государства в результате планирования и в деятельности. Образуется невозможность индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Сравнивает социализм с военным обществом: властное принуждение, принудительная кооперация, жесткая регуляция деятельности, существование индивида для государства, фиксация статусов.

Значение: показ неизбежности социальной революции. Социология получила от Спенсера набор  хорошо разработанных понятий, социальный организм, систему, структуру: широкие  возможности применения сравнительно-исторического метода и разработка типологии общества.

      Поздний классический период.

Немецкая  классическая социология (Теннис и Зиммель, Вебер)

 В нем  социологии  выделяются 2 основных направления:

 1. формальная  социология  - Теннис и Зиммель;

 2. социология  Вебера.

 Сторонники (1) предавали особое значение форме, структурированию, классификации общественных явлений и процессов. Соц процессы и отношения рассматриваются  в рамках множественных классификаций  социальных форм, в них укладываются различные общественные структуры, действия и тенденции.

М.Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, социальный философ и историк. Правовед по образованию, научную деятельность начал с исследований в области экономической истории, его диссертация, посвященная средневековым торговым компаниям была опубликована в 1889г., в 1891г. вышла книга о римской аграрной истории. Среди наиболее известных работ: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Собрание сочинений по социологии религии» (1921), «Хозяйство и общество» (1921).

Своими  философскими учителями Вебер признавал  Виндельбанда и Риккерта, которые  являлись представителями давнего  диалога (спора) между исторической и теоретической политэкономией. Вебер разрешил этот спор, выработав понятие идеального типа. В работах, посвященных полемике с представителями исторической школы в политэкономии (Рошер, Книс), историком Эд.Майером, правоведом и социальным философом Р.Штамплером Вебер подвергал это понятие все более глубокой общеметодологической обработке, предлагая его в конце концов в качестве важнейшего понятия своей социологии. Немецкая историческая политэкономия превращалась у Вебера в историческую социологию с преимущественным интересом к историко-социологическому исследованию хозяйства.

Информация о работе Формирование социологического знания.Краткий исторический очерк