Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:19, курс лекций
В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Он защищает не высший класс, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность (она только развращает нравы), но обязал проходить спец. подготовку и отбор. Элита должна разбираться в литературе, музыке, философии и математике. К управлению должны допускаться люди 50 и более лет. Платон требовал от элиты нравственной чистоты, т.к. подданные берут пример с правителей.
Лекция 2. Формирование социологического знания.
Краткий исторический очерк.
История развития социологической мысли от античности до середины 19 века.
Один из патриархов мировой социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».
Античность.
Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества.
Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Его главный тезис – правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества.
Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом, но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов. Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством, средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне.
В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Он защищает не высший класс, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность (она только развращает нравы), но обязал проходить спец. подготовку и отбор. Элита должна разбираться в литературе, музыке, философии и математике. К управлению должны допускаться люди 50 и более лет. Платон требовал от элиты нравственной чистоты, т.к. подданные берут пример с правителей.
Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности – Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существовали еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1. масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2. эгоистические интересы богатых ограничены; 3. средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.
Несовершенства
общества исправляются не уравнительным
распределением, моральным улучшением
людей. Законодатель должен стремиться
не ко всеобщему равенству, а к выравниванию
жизненных шансов. Аристотель в отличие
от Платона считал, что частной собственностью
может владеть каждый, и она не вредит
нравам людей. Важно не то, сколько собственности,
а как ее используют. Человеком управляет
множество потребностей, но главная движущая
сила – любовь к деньгам. При коллективной
собственности все или большинство бедны
и озлобленны. При частной появляются
богатство и неравенство, но только она
дает возможность гражданам проявить
щедрость и милосердие. Но чрезмерное
неравенство в собственности опасно для
государства.
Средневековье.
Только через две тысячи лет европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые явились непосредственными предшественниками научного этапа социологии.
А.Августин (патристика). Бог –причина существования всякого сущего и всякого блага. Душа превосходит над телом, основой духовной жизни явл-ся воля. Неравенство людей –необходимое явление в соц. жизни. Природа человека: добрая, общительная, но ему свойственна любовь к раздору. Представление о граде земном (основанном на грехе) и граде божьем(на правде и добре). В изложении плана божьего А. дает периодизацию истории земных градов-об-в, кот основана на аналогии с 6 днями творения-эсхатологич-я концепция, идея прогресса –религиозно-теолигич-я. Государство - часть универсального порядка, создателем и правителем кот-го явл-ся бог. Цель гос-ва-сохранение порядка и мира.
Ф.Аквинский (расцвет схоластики) «Сумма теологии», «Декрет». Выделяет виды законов: вечный, естественный, человеческий (право народов и цивильное), божественный, закон грехов, побуждения. Об-во-естественное образование. Государство - это часть вселенной империи, связанная с богом, оно возникает как разумное сообщество людей, заботится об общем благе. Правильные формы гос. устройства – монархия, аристократия. Роль церкви выше, чем государства.
Арабский
мыслитель Ибн Хальдун (1332–1406) пристально
изучал поведение больших социальных
групп людей, составляя анатомию человеческого
общества. Многие европейские мыслители
XVIII – XIX веков, в том числе Вольтер, Дидро,
Кант, Гегель, Гоббс, задолго до официального
рождения социологии писали о нравах людей,
общественной морали и традициях, характере
народов, поведении социальных типажей.
В XVII – XVIII веках впервые появились термины,
призванные сыграть решающую роль в формировании
социологии: «общество», «культура», «цивилизация»,
«классы», «структура», «функция» и некоторые
другие.
Возрождение.
Никколо Макиавелли (1469-1527). Он обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцентирует внимание на поведении политического лидера. Правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.
1 закон – действиями людей правит честолюбие и мотив власти. Чтобы добиться стабильности в обществе, надо выяснить, какой социальный слой наиболее честолюбив (желающие сохранить, что имеют, или стремящиеся приобрести то, чего у них нет). Оба мотива разрушительны для государства. Чтобы сохранить единство государства правитель должен не бояться быть жестоким по отношению к смутьянам (казнить их), но нельзя посягать на их имущество, т.к. люди прощают даже смерть родителей, но не потерю состояния.
2 закон – умный правитель не должен выполнять свои обещания, т.к. подданные не спешат выполнять свои. Добиваясь власти, можно обещать многое, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных, а где зависимость, там нерешительность, малодушие. Народ презирает эти качества правителей. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые. Но зло – признак твердости. Отсюда, чтобы завоевать власть надо быть добрым, а чтобы ее удержать, надо быть жестоким.
3 закон – творить зло надо сразу, а добро – постепенно, т.к. наградами дорожат, когда они редки, а наказания нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается справедливой, чем растянутая во времени.
Просвещение.
Следующий шаг сделал Томас Гоббс (1588 – 1679). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Гоббс отмечал, что выделяют несколько видов общественных животных (муравьи, пчелы), но у животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти – причины мятежей и войн. Животные не знают справедливости и вреда, поэтому не оценивают действия своих сородичей и не способны прийти к осознанию того, что обществу необходимо единство, основанное на власти. Такое единство называется государством. Платон и Аристотель считали, что когда государство создано, общество живет по определенным законам и правилам, люди склонны к сотрудничеству, но Гоббс считал, что это неверно. Человек предпочитает общество тех, кто ему наиболее выгоден. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.
Что
побуждает людей создавать
Не добившись уважения одним путем, люди стремятся заполучить его иным, господствуя над другими. Большего можно добиться господствуя, а не сотрудничая с другими. Отсюда следуют два вывода в трактате «О гражданине»: 1. люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); 2. гражданское общество вследствие опасения одних перед другими. Причина возникновения стабильного общества – взаимный страх (ожидание будущего зла), а не любовь и расположение.
Юм и Смит. Не отождествляют общество и гос-во. Об-во(Юм) существует до государства, гос-во возникает из внешних потреб-тей, из необх-ти защитить себя от других об-в. Зачатки гос. власти имеют источник в спорах между людьми разных об-в. Самым естественным состоянием явл-ся общественный строй без гос. власти. Для возникновения государства не нужен общ. Договор. Естественное состояние – удовлетворение насущных потребностей и стремление к самосохранению. Основным элементом, связывающим человека и общество явл-ся взаимность интересов. Общественный закон –этический и моральный. Люди действуют сами, подчиняясь законам естественной свободы (Смит). Государство возникает как инструмент об-ва, как его средство, служит для обеспечения стабильности в обществе, возникает по мере накопления общественного богатства. Смит выделяет 2 типа об-в: варварское (не допускает неравенства) и цивилизованное. Основная идея Юма и Смита – экономические интересы отвечают изначальным потребностям человека, поэтому выгодно людям.
Сен-Семон. Прогресс-универсальный закон, кот управляет людьми независимо от их воли. Основа его-в разуме в людях, кот. его осущ-ют. Об-во в своем развитии проходит от военного типа к промышленному. Его деят-ть положила начало 2-м формам мироздания-социалистич-й и социологич-й. Об-во понимает в духе соц. реализма, как особого рода механизм, все части которого способствуют движению в целом.
И.Кант. В его концепции дается синтетич-й анализ человека и об-ва, в единстве рассматр-ся культура, цивилизация, нравственность и право. По его мнению, чел. род существует как целостность, подчин. законам природы, эти законы – цели природы. Цель прогресса-цель самой природы, не зависит от индивидов. Правовое гражд. об-во-особая соц. сис-ма, кот. на основе разума формирует законы и механизмы их реализ-и. Кант дает анализ существующего буржуазного об-ва.
В 18в. обществ.
мысль все больше переводится
с общефилософских категорий
на язык конкретных соц. программ, предвосхищая
тем самым появление социологии как конкретной
науки. Реакция против соц. номинализма,
против представлений об обществе как
искусственном порождении интеллекта
и воли человека.
Предпосылки возникновения социологии. Периодизация и основные этапы истории социологии.
3 предпосылки возникновения социологии:
1. Социально-экономические. Связанны с развитием капитализма в перв пол 19в, в центре соц знания – проблемы общ отношений, взаимодействие общ-ва и чел-ка. Перв представители Конт, Спенсер в Англии и Франции в которых: 1. наблюдается значит экон, соц, полит прогресс; 2. характ-е черты этого периода – экон кризисы, тяж положение рабочих, исп-ие детского и женского труда, увел-ие труд недели, неблаг-ые условия на производстве и в быту. Реакция на эти процессы – классовые движ-я: лудитты (разрушители машин); чертизское движ-е; восстание ливонских ткачей (Фр-я); силестских ткачей (Герм-я). Формы реакции на эти процессы в соц мысли: утопич социализм; марксизм; консервативное и либеральное напр-я; а также возникновение самой социологии, кот д/б объяснить явления происходящие в обществе. Истоки социологии также связанны с изменениями общемирового масштаба: склад –е мирового рынка; появление схожих полит структур; формирование различных культур. Движение к целостности всего мира требовало также особой науки об обществе.
2. Естественнонаучные. Возникновению соц-ии способствовали след достижения естествознания (сер 19в): открытия в области мат-ки, астрон-ии, физики, механики, биологии (создание клеточной теории, открытие эволюц теории Дарвиным). Соц-я д/б стать наукой наравне с естеств-ми и точными, т.к. она конструировалась по их образцу. Общество стали рассматривать как биол организм. Методы соц-ии (наблюдение, эксперимент…) воспроизводят методы естеств наук, это же касалось и законов общества, кот д/б соответствовать законам природы.
3. Идейно-теоретические. Теоретические включают 2 наиболее выраженные ориентации: консервативное (направлена на общество, человеку отводится незначит роль, т. к. общество рассматривалось как состоящее из институтов, а не индивидов); либеральное (направлено на человека, кот отводится немаловажная роль в изменении общества, формируется идеология индивидуализма, смысл кот в том, что лучше для чел-ка, то лучше для общ-ва). Идейные – это всё предшествующее развитие социологич мысли в рамках соц философии.
Информация о работе Формирование социологического знания.Краткий исторический очерк