Формирование социологического знания.Краткий исторический очерк

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:19, курс лекций

Краткое описание

В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Он защищает не высший класс, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность (она только развращает нравы), но обязал проходить спец. подготовку и отбор. Элита должна разбираться в литературе, музыке, философии и математике. К управлению должны допускаться люди 50 и более лет. Платон требовал от элиты нравственной чистоты, т.к. подданные берут пример с правителей.

Файлы: 1 файл

Istoria_sotsiolog.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Главный инструмент познания - идеальные типы - теоретические категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким образом служат инструментом исследования. Понимающая социология ориентирована на рациональное постижение осознанного человеческого действия.

Социальное  действие – простейшая единица социального  поведения. Это действие индивида, сознательно  ориентированное на прошедшее, настоящее  или будущее поведение других людей. Условия: 1.рациональная осмысленность, 2.ориентация на других людей. Типы: 1.целерациональное (осознание и рациональность цели, соотнесение ее со средствами), ценностно-рациональное (осознанность направленности действия на определенные ценности), аффективное (совершаемое под определенным эмоциональным состоянием действующего субъекта), традиционное (основано на привычке к определенным действиям, «автоматическая реакция» на привычное раздражение).

Легитимность  – вера в значимость. Поведение, основанное на легитимности, отличается от простого социального поведения, опирающегося на обычаи или сочетание интересов. Порядок, представляющийся индивиду легитимным, не нуждается во внешнем обосновании. Легитимность социального порядка выражается в значимости его норм, требований и образцов поведения. Она может быть гарантирована как внешне, так и внутренне. Легальность – одна из форм узаконения, легитимации социального порядка. Легальность – характеристика одного из 3 типов господства (рациональное, традиционное, харизматическое) - рационального. Легальность – такой способ узаконения социального порядка и господства, который покоится на вере в юридически констатируемую правильность его основоположений. Основной инструмент осуществления легального господства – рациональная бюрократия, противоположная бюрократии традиционного и харизматического типа.  

 Социология  Дюркгейма.

 Основные  работы: «О разделении общественного  труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной  жизни» (1912).

 Понятие социологизма. Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Выделяет в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона:

 1.  Социальная реальность включена  в универсальный природный порядок; она устойчива,   основательна  и реальна, подчинена действию определенных законов.

 2. Общество  — это реальность особого рода, не сводимая к другим ее  видам. Общество — не простая  сумма индивидов, но система,  образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами.

 3. Утверждается  примат социальной реальности  по отношению к индивидуальной  и ее исключительное значение  в детерминации человеческого  сознания и поведения. Характерная  онтологическая черта «социологизма» — это «социальный реализм».

 Методологический  аспект социологизма:

 1. Поскольку  общество — часть природы,  постольку наука об обществе  — социология — подобна наукам  о природе в отношении методологии. Цель - исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Исследованию должна подвергаться реальность.

 2.  Из признания специфики социальной  реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук.

 3.  Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным. Социология наука наук.

 Предмет и разделы социологии.

 Предмет социологии — социальные факты, которые  характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Социология - наука об институтах, их генезисе и функционировании.

 Социология  делилась на три основные отрасли: социальную морфологию (аналогична анатомии. Она  исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму; в ее сферу входит изучение:

 1.географической  основы жизни народов в связи  с социальной организацией;

 2.народонаселения,  его объема, плотности, распределения  по территории), социальную физиологию (исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук) и общую социологию (осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы).

 Социальная  физиология включает:

 1) социологию  религии; 

 2) социологию  морали;

 3) юридическую  социологию;

 4) экономическую  социологию;

 5) лингвистическую  социологию;

 6) эстетическую  социологию 

 Социальная  солидарность и теория разделения труда.

 Тема  социальной солидарности — главная  тема социологии Дюркгейма. Солидарность — синоним общественного состояния. Разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность. Если в архаических обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»). Разделение труда - социальное явление, фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.

 Понятие социальной функции.

 Социальная  функция - отношение соответствия между  явлением или процессом и определенной потребностью социальной системы (тождественно представлению о функциях органов  в биологическом организме). Общество - интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей. Любой институт - соответствует определенной социальной потребности.

 Понятие аномии - состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.

 Социология  религии.

 Отличительной чертой религиозных верований является деление мира на две противоположные  сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая заурядная. Религия - связная система верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам. Религия  укрепляет  социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия — это символическое выражение общества;  поэтому,  поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу — «реальному» объекту всех религиозных культов.

 Значение  творчества Э.Дюркгейма.

 Дюркгейм  рассматривал общество как сферу  солидарности, сплоченности, согласия. Политические революции — это  кровавые театральные действа, которые  мало что изменяют в социальных системах. Социальное поведение регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными.

        

Особенности формирование социологии в России. Общая  характеристика этапов развития русской  социологии.

Российская  социология - ответ на потребности социальной жизни. Как и в мировой социологии, здесь действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. Российская мысль формируется сначала как философия истории, особенно в первой половине 19 в. К середине 19 в. на первом плане - социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские и социологические. Начало 20 в. - чисто социологические теории. Как и на Западе, социология в России возникает в процессе перехода к индустриальной стадии социальной эволюции в силу потребности модернизируемого общества. Нот осуществлялось по запаздывающими(догоняющему) варианту. Социокультурный  контекст вел к тому, что социология России явно или не явно сосредотачивалась на проблеме необходимости и возможности капиталистической эволюции. В силу консервативных социокультурных традиций объективная потребность в науке об обществе не воспринималась ведущими политическими  структурами. Высокий уровень социологической мысли сочетался в ее фактической изоляцией от реальных социально-политических процессов.

К особенностям развития социологии в России:  своеобразие  русского национального характера, ее духовные ориентации, " дух народа".

"Дух  народа" - отражение в народничестве.

1. Описать  характерные черты народа социологическим  языком;

2. Смоделировать  варианты русского развития в  контексте своеобразия социокультурной  ситуации.

Еще одна особенность - органический подход к  обществу, стремление представить мир  как некое иерархичное целое, где общество и человек, хотя и своеобразные, но только элементы.

Отсюда  склонность к описанию всемирной  социальной эволюции и принципа единства микрокосма и макрокосма, стремление найти общий идеал.

      Внимание  на проблемах социальной динамики (эволюция, прогресс). Эволюционисты исходили из представления о единичной человеческой истории, где существующие различия могут быть сведены к социальному идеалу. Обосновываются различного рода "формулы прогресса". Но обнаруживаются противоречия эволюционистской парадигмы. Большое значение: проблемы объекта  эволюции, совмещение эволюции со структурным единством системы и ее стремлением к функциональному равновесию.

Отмеченные  особенности российской социальной мысли показывают, что ключевое положение  в ней занимает проблема человека, поиск теории взаимной помощи, кооперации, солидарности.

      Предсоциологический этап развития российской социологической исторической мысли..

Своеобразие мышления имеют истоки: византийское православие, отсюда - догматизм, тоталитарность, вненациональность.

До 18в. соц. мысль в лоне религии. Реформы  Петра 1 - соц. мысль как светское знание. Проблемы государства, политической власти - постоянная тема.

18 век  - век просветительской философии  - закладывает основы социальной  мысли России.

19в. 40-е  годы -  2 направления соц. философской  мысли:

  1. Западничество(Грановский, Чернышевский, Белинский, Герцен):
  • единство мировой истории;
  • концепция соц. конфликтов, анализ субъекта соц. преобразований.
  1. Славянофильство. (Киреевский, Хомяков, Аксаков):
  • Самобытность культурных типов, отрицание государственности и элементы анархизма, приписывание особой роли духовной, религиозной, внерациональной детерминации социального поведения.

Отмечаются  труды К.Д. Кавелина. Стремился выйти  за пределы западничества и славянофильства; поиск социальных форм, которые позволили бы сочетать общечеловеческие и национально-самобытные при приоритете последнего.

      Выделяют 3 этапа в развитии социологии в России.

  1. 1860-1890 г.19 в.

Зарождение  социологии в лоне позитивизма. В  позитивизме привлекало: стремление к научному методу, синтезу знаний, к созданию науки об обществе. В духе Конта рассматривают предмет социологии: как науки, опирающейся на синтез всех научных знаний и разрабатывающая всеобщие социальные законы. Но, нет полного отделения социологии и соц. философии.

Складываются  ряд школ и направлений:

  • натуралистическая социология( Данилевский, Стронин, Мечников);
  • психологическое направление( Лавров, Михайловский, Кареев, Де Роберти);
  • школа М.М. Ковалевского;
  • экономический материализм (Плеханов).

Информация о работе Формирование социологического знания.Краткий исторический очерк