Целеполагание и его место в технологии социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы технологизации в социальной работе.

Задачи:
– рассмотреть положение социальной работы в условиях современного российского общества;
– раскрыть содержание понятия технологизация социальной работы;
– подробно рассказать о сущности, принципах и содержании целеполагания в социальной работе.

Оглавление

Введение………………………………………………………….
Глава 1. Сущность, принципы и содержание технологизации процессов в социальной защите
1.1.Социальная работа в современном обществе……………
1.2Технология социальной работы……………………………
Глава 2. Целеполагание и его место в технологии социальной работы
2.1 Сущность и содержание в социальной работе…………..
2.2 Принципы целеполагания…………………………………
2.3 Соотношение цели и способов ее достижения в практике социальной работы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Технологии соц работы.docx

— 33.88 Кб (Скачать)

 

2.2 Принципы целеполагания

 

В технологии социальной работы цель выполняет ряд функций:

– определяет рациональный вариант сбора информации и способы действий при решении проблемы;

– ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет социальный работник;

– обеспечивает конкретизацию проблемы;

– помогает определить способы действий.

Цель и принятое решение не тождественные понятия: в содержание правильно сформулированной цели входят варианты и логические принципы решения проблемы. К принципам можно отнести следующее:

1. Точная и четкая формулировка  собственных целей, применительно  к данной конкретной ситуации.

2. Определение целей других  лиц и организаций, на которые  предполагается направлять воздействие.

3. Определение характера  взаимосвязи целей других лиц  и организаций, на которые оказывается  воздействие, а также взаимосвязь  возникающих задач.

4. Определение вероятных  последствий достижения сформулированных  целей. Многие цели могут оказываться, по сути, средством достижения  других, более отдаленных или  побочных целей. Поэтому, если не  учитывается возможность побочных  результатов, это может привести  к непредвиденным последствиям.

5. Определение обстоятельств, как способствующих, так и препятствующих  достижению поставленных целей, причин их существования или  появления.

6. Выявление переменных  проблемной ситуации – управляемых  и неуправляемых. Большинство людей  подходит к решению проблем  со своими уже сложившимися  представлениями о влияющих на  них факторах. Это представление  обусловлено образованием, жизненным  опытом и информированностью. Стоит  эти представления «законсервировать», и они лишают нас творческого  подхода к постановке и решению  проблемы.

Цель должна быть четко и ясно сформулирована. Достижимость цели должна быть объективно предопределена. Нужно быть готовым к трудному пути достижения цели. Основной принцип формирования структуры целей различных уровней и содержания – их согласованность и взаимосвязь. Цели должны быть соизмеримы. Они должны иметь сроки достижения. Постоянная сверка своих действий и результата с поставленной целью – основное правило технологии.

Таким образом, целеполагание – важнейший этап технологического процесса в социальной работе, определяющий содержание, инструментарий и направленность действий специалистов социальной работы. [12]

 

2.3 Соотношение  цели и способов ее достижения  в практике социальной работы

 

Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения – это лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в самой действительности. С точки зрения психологии, в процессе целеполагания возникают условно-рефлекторные связи интеллекта с другими факторами: памятью, эмоционально-волевыми компонентами и т.д.

Целеполагание обусловливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности. Цель – это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Любую деятельность можно трактовать как процесс осуществления цели. При формировании цели необходимо иметь в виду следующее:

– цель должна быть обоснованной и отражать требования законов развития объекта воздействия;

– цель должна быть ясной и достижимой;

– основная цель должна быть связана и соотнесена с целью более высокого порядка.

Цель формируется людьми, поэтому в ней всегда имеет место элемент субъективного. Важно, чтобы субъективная сторона не преобладала в процессе целеполагания.

Основные этапы формулирования цели:

– выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности;

– определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;

– ограничение цели от желательных, но объективно недостижимых результатов.

Различают несколько типов целей: конкретные и абстрактные; стратегические и тактические; индивидуальные, групповые, общественные; поставленные субъектом деятельности и заданные извне. Конкретная цель – это идеальный образ продукта непосредственной деятельности. Абстрактная цель – это общее представление о некотором идеале, ради достижения которого осуществляется человеческая деятельность. Стратегические и тактические цели определяются и обусловливаются временными факторами их осуществления и соотносятся как целое и часть. Цель, которую ставит субъект действия, вырабатывается в результате внутреннего развития его собственной активности, творческого отношения и ответственности за порученное дело. Цель, заданную извне, можно определить как объективное требование или требующую решения задачу. Особое место занимает целеполагание в организации и осуществлении социального действия. Технология социальной работы – это целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект. Целеполагание в социальной работе следует рассматривать с точки зрения ее методологии и организации. Методологический аспект целеполагания заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения социальных проблем различного уровня. Организационный аспект целеполагания в социальной работе заключается в реализации конкретных путей и средств решения данной проблемы. Целеполагание в технологии социальной работы можно представить как процесс селекции, отделения возможного от невозможного, желательного от нежелательного, закономерного от случайного в интересах получения определенного результата. Целеполагание, таким образом, выступает как аналитическая деятельность. Такая деятельность возможна, когда субъекты целеполагания, а ими могут быть специалисты социальной работы различного уровня:

– умеют анализировать ситуацию;

– знают правовое пространство деятельности по решению реальной проблемы;

– имеют опыт практической работы.

Формулировка и определение цели – важная ориентирующая процедура в технологии социальной работы. Она служит для определения основного направления действия. В социальной сфере технологический процесс носит творческий характер, он не может быть линейным. Ряд операций может осуществляться параллельно либо в обратном направлении. Определенные процедуры могут меняться местами.

При формулировании цели в социальной работе особое внимание уделяется нравственным аспектам. При этом социальному работнику необходимы исключительная ответственность, творческий, нешаблонный подход, инициатива. Основным этическим правилом специалиста социальной работы должно быть: «Не навреди!». Решение этого вопроса зависит от личности субъекта целеполагания, его профессиональных и личностных качеств.

Роль и место цели в процессе осуществления социального воздействия зависят от уровня социальной работы, на котором она осуществляется. Речь идет об управленческом или организационном и контактном, непосредственном срезе деятельности социальных служб.

Организационно-управленческий уровень определяет программу деятельности по решению социальных проблем. На этом уровне, исходя из основных направлений социальной политики государства, определяются стратегические цели, ставятся задачи, рассчитанные на перспективу, длительный период реализации.

На контактном уровне определение целей необходимо рассматривать как конкретное руководство к практическим действиям в связи с поставленной проблемой. Сформулированные на этом уровне цели предполагают более короткий срок реализации и достижения результатов.

 

 

 

 

Заключение

 

В курсовой работе был проведён теоретический анализ специальной литературы по теме исследования, который позволяет сделать следующие выводы.

1. Технологизация социальной работы, как и любой другой деятельности в социальной сфере, является отражением объективных требований, предъявляемых научно-техническим и социальным прогрессом. Она всегда носит инновационный, творческий характер, будучи связанной с постоянным поиском более совершенных, а следовательно, и более эффективных и экономичных способов использования ресурсов человека, его физического и интеллектуального потенциала. Внедрение технологического подхода в практику организации социального обслуживания и социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения – это стратегическое направление на отказ в работе с людьми от метода «проб и ошибок» и постоянная ориентация на высокий конечный результат при оптимальной затрате сил и средств. Следовательно, технологизация социальной работы невозможна без технологизации системы социальных знаний, обосновывающих рациональные способы деятельности в социальной сфере и органично соединяющих теорию и практику, фундаментальность и прикладную направленность.

2. Только высокая социально-технологическая  культура специалиста социальной  работы может служить критерием  его профессионализма и готовности  работать с такой тонкой материей, как человеческие отношения. Технологии, применяемые в практике социальной  работы, представляют собой фиксацию  в устной или письменной форме  проверенных жизнью способов  применения широкого спектра  социально-гуманитарных знаний для  регулирования социальных отношений  и процессов различного уровня. Благодаря этому знания и опыт  регулирования человеческих отношений  в форме конкретной технологии  можно транслировать, передавать  от поколения к поколению, в  сжатые сроки вооружать кадры  искусством работы с людьми.

3. Целеполагание – важнейший  этап технологического процесса  в социальной работе, определяющий  содержание, инструментарий и направленность  действий специалистов социальной  работы. Цель должна быть четко  и ясно сформулирована. Достижимость  цели должна быть объективно  предопределена. Нужно быть готовым  к трудному пути достижения  цели. Основной принцип формирования  структуры целей различных уровней  и содержания – их согласованность  и взаимосвязь. Цели должны быть  соизмеримы. Они должны иметь  сроки достижения. Постоянная сверка  своих действий и результата  с поставленной целью – основное  правило технологии.

4. В процессе написания  работы нами была изучена сущность  целеполагания в социальной защите  Новгородской области. На основании  исследованного материала можно  утверждать, что для реализации  поставленных целей и задач  комитет социальной защиты Новгородской  области в течение года самостоятельно  выполнял государственные функции, оказывал организационную, методическую  и консультативную помощь органам  местного самоуправления, контролировал  исполнение переданных им полномочий  по социальной защите, а также  взаимодействовал с различными  органами, организациями и учреждениями  по направлениям деятельности.

Предложения.

1. Организовывать и проводить  конференции, семинары, встречи, праздничные  и иные мероприятия на различных  уровнях для работников социальной  защиты.

2. Учреждать в различные  награды, иные знаки отличия комитета  и награждать ими работников  комитета и других лиц, осуществляющих  деятельность в социальной защите  с целью повышения статуса  профессиональной деятельности  социального работника.

3. Осуществлять профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации работников комитета, руководителей государственных  учреждений социального обслуживания.

 

 

 

Литература

 

  1. Волгин М.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И., Социальное государство: Учебник. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 416 с.
  2. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы; /Учебное пособие./ Москва 2009 г.
  3. Ларионов И.К. Социальная теория: Общие основы и особенности России. Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 244 с.
  4. Науменко Е.Б., Шестаков В.П., Афанасьева И.К. – Технология социальной работы. Учебное пособие СПб 20012 г.
  5. Павленок П.Д. Теория, история и методика соц. работы: Учебное пособие. – 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. -476 с.
  6. Социальная защита. Сайт свободная энциклопедия википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  7. Социальная работа. Сайт свободная энциклопедия википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  8. Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. М: 2010 г. с. 15.
  9. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. / Под ред. П.Д. Павленка Учебное пособие М: 2005 г. с. 17.
  10. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 423 с.
  11. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. -3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. -668 с.

 


Информация о работе Целеполагание и его место в технологии социальной работы