Целеполагание и его место в технологии социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы технологизации в социальной работе.

Задачи:
– рассмотреть положение социальной работы в условиях современного российского общества;
– раскрыть содержание понятия технологизация социальной работы;
– подробно рассказать о сущности, принципах и содержании целеполагания в социальной работе.

Оглавление

Введение………………………………………………………….
Глава 1. Сущность, принципы и содержание технологизации процессов в социальной защите
1.1.Социальная работа в современном обществе……………
1.2Технология социальной работы……………………………
Глава 2. Целеполагание и его место в технологии социальной работы
2.1 Сущность и содержание в социальной работе…………..
2.2 Принципы целеполагания…………………………………
2.3 Соотношение цели и способов ее достижения в практике социальной работы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Технологии соц работы.docx

— 33.88 Кб (Скачать)

– динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;

– непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;

– цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;

– дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.

Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов – основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать общую трактовку социальных технологий, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, а также особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как системы. В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий в социальной работе может быть очень богатой. Это обусловлено тем, что социальная работа представляет собой относительно самостоятельную систему, упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе следует помнить, что социальная работа это прежде всего разновидность социальной системы, имеющей дело с людьми (в частности, клиентами и социальными работниками) и возникающими; между ними отношениями.

Если рассматривать социальную работу как науку, то социальные технологии есть способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть органическое единство знаний и умений социальной работы как науки.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине, сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т.е. эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер. В этой связи важно видеть общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, при обучении в среднеспециальных и высших учебных заведениях (с учетом ступеней высшего образования: неполное высшее образование, бакалавриат, специальное образование, магистратура), в аспирантуре и докторантуре, системе повышения квалификации и при самообразовании.

Технологии учебного процесса обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественнонаучных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, по выбору, факультативных, а также формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная) и видами занятий (аудиторные, самостоятельные, с преподавателем и без него) и т.д.

В качестве технологий выступают и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, кинолекция, компьютерный урок и др.), и формы контроля (экзамен, контрольная работа, зачет, собеседование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.). Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» слоев и групп населения. Именно в практической социальной работе в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

В соответствии с таким общим подходом можно далее конкретизировать технологии, применяемые в социальной работе (имеются в виду все три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (деятельность).

Классификация технологий в социальной работе как виде практической деятельности может быть осуществлена по различным основаниям, так как социальная работа включает в себя такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. Главное здесь – учесть специфику объектов и видов социальной работы и их взаимосвязь. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и т.д.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с различными группами населения. Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями. Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Несмотря на общность этих технологий в работе с разными группами населения, они существенно разнятся, если учесть специфику объектов социальной работы. Сравните, например, социальный надзор над детьми с девиантным поведением и закоренелыми преступниками, попечительство над несовершеннолетними детьми и стариками и т.д. Именно поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение.

Виды работ (технологий) весьма разнообразны. Приведем один пример – социальное обслуживание на дому пенсионеров. К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся:

• организация питания и доставка продуктов на дом;

• помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

• содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;

• помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

• организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

• помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, при обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;

• содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.

Поскольку социальную работу можно рассматривать в широком и узком смысле, в зависимости от этого различают и технологии. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со «слабыми» слоями населения, то в первом – о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы уменьшению численности и доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, помогали бы населению самому решать свои проблемы. Этого можно добиться также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих процесс функционирования и развития общества.

Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

Технологии в социальной работе различаются по своему уровню: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности, социальные службы различных уровней и направлений.

Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. В частности, можно выделить «внешние» по отношению к клиенту социальные технологии – государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание – создать такие условия, чтобы человек (группа, слой) сам решал свои проблемы. Примером этого может служить создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От «внешних» технологий отличаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, организация собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процентов) для социального страхования и др. Эти методы (саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, самоорганизации и т.д.) называют иногда персональным менеджментом.

Кроме того, различают технологии в социальной работе с проживающими на территории страны и с населением, группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычное население, русские в государствах СНГ), а также социальные технологии, применяемые в России и за рубежом, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

В заключение отметим самую тесную связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями. Добавим к этому, что в социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высокой наукоемкостью. Их применение связано обычно с оказанием нуждающимся людям элементарной помощи, не требующей специальной подготовки.

Примером инновационных технологий могут служить, в частности, современные социальные технологии профессионального обучения безработных, в основе которого лежит активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых свойств и характеристик обучения.

В социальной работе используют и региональные технологии, что обусловлено спецификой отдельных территорий. Технологии в социальной работе во многом предопределяют ее эффективность.

Таким образом, технологизация социальной работы, как и любой другой деятельности в социальной сфере, является отражением объективных требований, предъявляемых научно-техническим и социальным прогрессом. Она всегда носит инновационный, творческий характер, будучи связанной с постоянным поиском более совершенных, а следовательно, и более эффективных и экономичных способов использования ресурсов человека, его физического и интеллектуального потенциала. Внедрение технологического подхода в практику организации социального обслуживания и социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения – это стратегическое направление на отказ в работе с людьми от метода «проб и ошибок» и постоянная ориентация на высокий конечный результат при оптимальной затрате сил и средств.

 

 

 

2. Целеполагание  и его место в технологии  социальной работы

 

2.1 Сущность и  содержание в социальной работе

 

Технология социальной работы как процесс включает: подготовительный этап, целеполагание, сбор и анализ информации, формулирование программы действий, практические действия по реализации программы. Необходимо отметить, что в этом процессе, который носит замкнутый характер, циклы могут повторяться до тех пор, пока не будет решена проблема.

Основополагающей среди всех процедур является процедура целеполагания. Целеполагание – фундаментальное понятие в теории деятельности широко используется в общественных науках. Целеполагание это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности.

В связи с этим целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических задач:

– выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе «цель – средства достижения результат конкретного вида деятельности»;

– предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.

При формировании цели важно определить, какие условия и относящиеся к ней обстоятельства поддаются воздействию и контролю, а какие – нет. Если переменные проблемной ситуации оказываются неуправляемыми, то просто опасно тешить себя иллюзиями относительно собственных возможностей.

Основополагающим принципом технологизации социального действия по управлению процессами и отношениями является выдвижение системы гипотез и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей. Это способ формирования структуры целей социальных программ, обеспечивающих взаимосвязь множества целей разного содержания (экономических, социальных, политических, духовных)» их согласование для достижения главной, единой цели. Главная цель определяет направление социального действия. Формируется древо целей по принципу «от общего к частному». На вершине – главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие (промежуточные цели – средства), от реализации которых зависит ее достижение. Промежуточные, в свою очередь, расчленяются на более частные.

Информация о работе Целеполагание и его место в технологии социальной работы