Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:33, дипломная работа
Изучение словообразования, которое рассматривает строение и образование слов, дает возможность наглядно и глубоко раскрыть сложные языковые явления, выявить закономерности в развитии языка, выработать у учащихся умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты.
Все это, несомненно, пробудит интерес к языку, вызовет желание изучать лингвистику, без чего нельзя по-настоящему овладеть языком и его грамматикой.
Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………… 03
Глава 1. Теоретические основы обучения разбору слов
со срытым j (й)
1.1. Звукобуквенный состав русских слов ………………………………… 07
1.2. Морфемный (морфологический) анализ ………………………………… 12
1.3. Отбор слов со скрытым j (й) для
морфологического анализа ……………………………………………………………… 14
1.3.1. Скрытый j (й) на стыке корня и
суффикса ……………………………………………………………………………………………… 16
1.3.2. Скрытый j (й) на стыке основы и
окончания …………………………………………………………………………………………… 17
Глава 2. Обучение учащихся разбору слов со скрытым j (й)
2.1. Вопрос о форме фиксации слов со скрытым j (й) …… 19
2.2. Разбор слов со скрытым j (й) в словообразова-
тельном словаре ……………………………………………………………………………………… 20
2.3. План разбора слов по составу с элементами
фонетического разбора ……………………………………………………………………… 21
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………… 24
Библиография
Подобные ошибки возможны не только в случаях, когда разбирается глагол. Они возникают также и при разборе других частей речи. В слове бо/ец истинный морфемный состав бой + ец (ср.: бойца), воин — вой + ин (ср.: (вой(ск)а). В слове военный й между двумя гласными сливается со звуком е; в слове паять — корень пай (ср.: пайка); в слове затеять — корень затей (ср.: затей/ник).
Ниже приводим таблицу, в которой подобраны слова со скрытым j (й) на стыке корня и суффикса. Цель данной таблицы состоит в том, чтобы наглядно показать частотность встречаемости подобной трудности, а так же снабдить учителя дополнительным рабочим материалом, для повышения качества уроков по теме.
Таблица 1. Скрытый j (й) на стыке корня и суффикса. | |
Хоккеист – хоккеj/ист |
Сергеевич – Сергеj/эвич |
Кройка – кроj/ить | Лаять - Лаj/ать |
Хозяин – хозяj/ин | Строитель - строj/итель |
Батареец - батареj/эц | Боязнь - боj/азнь |
Веялка - веj/алка | Веяние –веj/ание |
Вклеивать – в/клеj/ивать | Гвардеец – гвардеj/эц |
Героизм - героj/изм | Раздвоение – раз/двоj/эние |
Доильщица – доj/ильщица | Паяльник – паj/альник |
Заячий – заj/ачий | Змеёнок – змеj/онок |
Китаец – китаj/эц | Клеёнка – клеj/онка |
Кроильный – кроj/ильный | Нагноение – на/гноj/эние |
Наслоение – на/слоj/эние | Освоение – о/своj/эние |
Сеятельная – сеj/ательная | Таяние – таj/ание |
Паевой – паj/эвой | Построение – по/строj/эние |
Присвоение – при/своj/эние | Пробоина – про/боj/ина |
Свояк – воj/ак | Скамеечка – скамеj/эчка |
Струящиеся – струj/ащиеся | Таинство – таj/инство |
Усваивать – усваj/ивать | Засеяли – за/сеj/али |
1.3.2.
СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ
ОСНОВЫ И ОКОНЧАНИЯ
В слове бакалея — основа бакалей и окончание -а (ср.: бакалей/н/ый); авария = аварий + -а (ср.: аварий/ный); движение = движений + -э (род. п. мн. ч. движений).
Часто не только учащиеся, но даже студенты-первокурсники филологических факультетов педагогических институтов затрудняются установить границу между основой и окончанием.
Причиной этих ошибок является то, что в школах мало занимаются морфемным анализом слов, в которых имеется расхождение между звуковым и буквенным составом.
Рассматриваемый
нами трудный случай гораздо более
частотен, в отличие от предыдущего.
Также как и при рассмотрении случаев,
когда срытый j (й) находится
на стыке корня и суффикса, приведем таблицу,
в которой собраны типичные случаи, нахождения
j (й) на стыке основы и окончания.
Таблица 2. Скрытый j (й) на стыке основы и окончания. | |
Делает – делаj/эт |
Называют - называj/ут |
Пользуj/утся | Надеется – надеj/этся |
Героя - героj/а | Моя - моj/а |
Вращается – вращаj/этся | Чешуя – чешуj/а |
Создаётся – создаj/отся | Затея - затеj/а |
Чаепитие – чаепитиj/э | Шея – шеj/а |
Гвардию – гвардиj/у | Настроение – настроениj/э |
Во второй главе мы рассмотри методическую сторону изучения слов во скрытым j (й).
ГЛАВА
2. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
РАЗБОРУ СЛОВ СО СКРЫТЫМ
j (й)
2.1.
ВОПРОС О ФОРМЕ
ФИКСАЦИИ СЛОВ
СО СКРЫТЫМ j (й)
Важным является вопрос о форме фиксации слов, имеющих на стыке морфем j (й). Н.М. Шанский предлагает при анализе слов устранить «безйотицу»4, то есть, вопреки русской графике, обозначать наличие j (й) в слове.
С этим мнением нельзя согласиться. Как известно, запись усиливает восприятие слова и активизирует зрительное запоминание словесного начертательного образа. Вот почему крупнейшие лингвисты настоятельно требовали: «Оберегайте ученика со всей заботливостью от всякого вида неправильного написания слова, пусть он со всем прилежанием запечатлевает правильные образы слов…» И дальше: «Ни под каким видом не допускать, чтобы дети видели, а тем более писали, слова орфографически неправильно»5. Это требование вполне справедливо, так как зрительный образ слова при изучении орфографии имеет огромное значение.
Даже
при фонетическом анализе нежелательно
допускать изменение графического образа
слова. Например, желая графически показать,
что в слове героизм производящая
основа оканчивается на j
(й), можно сделать следующие записи:
герой, герой/ск/ий,
герой/ств/о,
геро/изм. Причем устно
следует дать соответствующее пояснение.
Можно также использовать прием надписывания
(например, герой/изм,
армияйа,
думаюйу). Безусловно,
что нельзя мириться с чисто буквенным
делением слова на морфемы, но и нельзя
искажать графический облик слова.
2.2. РАЗБОР СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)
В
ШКОЛЬНОМ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
СЛОВАРЕ
Словарная статья словообразовательного словаря содержит слова, расчлененные на морфемы (приставки, суффиксы, окончания). И расположенные в алфавитном порядке.
Для примера возьмем одно из слов со скрытым j (й) на стыке морфем и приведем словарную статью, соответствующую этому слову.
Воевать – во/ева/ть13. Как видно из примера, скрытый j (й) в слове никак не обозначен. Цифра 13 при слове обозначает порядковый номер исторической справки, куда необходимо обращаться за разъяснением и за аналогичными примерами.
Что
же предлагает нам словарь в качестве
исторической справки.
«13. ЗВУК j (й) И ЕГО ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ
В русском языке есть среднеязычный согласный j (й), который на письме обозначается по-разному:
а) В начале слога вместе со следующим за ним гласным он обозначается одной буквой: вместо jа(йа) пишут я, вместо jу(йу) пишут ю, вместо jэ(йэ) пишут е, вместо jо(йо) пишут ё. Например, яма, заюлить, ель, ёлка;
б) в конце слога за гласным звуком этот звук обозначается й. Например, мой, майка.
Двоякое
изображение этого звука на письме
иногда несколько затемняет
Далее
приводится несколько примеров. Как
видно из приведенного комментария,
учащимся дается только лишь краткая
справка относительно встреченной
ими трудности и несколько примеров. Безусловно,
этого не достаточно для того, чтобы дети
могли разобраться со всеми случаями наличия
срытого j (й) на стыке морфем.
Полный и исчерпывающий ответ они должны
получить от учителя в школе.
2.3. ПЛАНЫ РАЗБОРА СЛОВ ПО СОСТАВУ
С
ЭЛЕМЕНТАМИ ФОНЕТИЧЕСКОГО
РАЗБОРА
Анализ языка как метод обучения русскому языку находит себе широкое применение и при изучении грамматики, и на занятиях по правописанию, и в работе над словарем, и при изучении языка писателя.
Этот метод состоит в выделении по определенным признакам явлений языка и в характеристике их с определенной точки зрения.
Одним из видов анализа языка является грамматический разбор. Этот вид работы способствует развитию логического мышления вообще и аналитических способностей учащихся.
Грамматический разбор является эффективным способом доведения до сознания учащихся новых для них грамматических сведений, правил и определений.
Без умения выделять в слове его составные части (морфемы): основу и окончание, корень, приставки и суффиксы – невозможно изучать части речи. Помимо умения выделять в слове его составные части, учащиеся должны научиться подбирать однокоренные слова и находить производящую основу слова.
Приведем
пример плана разбора
слова по составу.
Вклеивать
вклеивать
Для
правильного выделения основы в
слове исключительное значение имеет
умение учащихся изменять форму слова:
вклеивать – вклеивает – вклеивают.
вклеивать
Умение
изменять слово также важно и при выделении
окончания: вклеивать – вклеивает – вклеивают.
вклеивать
Как
показывает опыт, при изучении состава
слова наибольшую трудность для
учащихся представляет выделение корня,
в связи с чем именно на эту сторону надо
обратить особое внимание. При выделении
корня надо предупредить возможность
допущения ошибок в таких случаях, когда
одинаково звучащие корни двух разных
слов принимают за один и тот же корень,
в то время как между этими корнями нет
ничего общего.
4) Выделить приставку(и) в слове.
Вклеивать
5) Выделить суффикс(ы) в слове.
вклеивать
Приведенная схема разбора не всегда позволяет выделить правильно морфемы. Мы намеренно взяли для разбора слово с трудностью, составляющей тему нашего исследования. В этом слове встретился скрытый j (й) на стыке корня и суффикса, который мы никак не обозначили. Корень слова явно не полон. Это доказывает и подбор однокоренных слов: клей, клейкая (лента). Подобная «неполнота» слова может вызвать у учащихся сложность с подбором однокоренных слов и выделением суффикса.
Как поступить учителю в данной ситуации? Мы предлагаем использовать при морфемном анализе слов со скрытым j (й) на стыке морфем элементы фонетического разбора.
Фонетический разбор является одним из важных методических приемов. Фонетический разбор может быть различным по своему характеру, степени полноты и углубленности.
При анализе слов во многих случаях невозможно успешно справиться с разбором, если учащиеся не будут располагать основными сведениями из фонетики.
В параграфе 2.1 мы уже рассматривали возможные пути пометы скрытого j (й) в разбираемых словах.
Мы предлагаем несколько путей интеграции словообразовательного и фонетического разборов.