Морфемный анализ слов со скрытым j (й)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:33, дипломная работа

Краткое описание

Изучение словообразования, которое рассматривает строение и образование слов, дает возможность наглядно и глубоко раскрыть сложные языковые явления, выявить закономерности в развитии языка, выработать у учащихся умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты.
Все это, несомненно, пробудит интерес к языку, вызовет желание изучать лингвистику, без чего нельзя по-настоящему овладеть языком и его грамматикой.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………… 03
Глава 1. Теоретические основы обучения разбору слов
со срытым j (й)
1.1. Звукобуквенный состав русских слов ………………………………… 07
1.2. Морфемный (морфологический) анализ ………………………………… 12
1.3. Отбор слов со скрытым j (й) для
морфологического анализа ……………………………………………………………… 14
1.3.1. Скрытый j (й) на стыке корня и
суффикса ……………………………………………………………………………………………… 16
1.3.2. Скрытый j (й) на стыке основы и
окончания …………………………………………………………………………………………… 17
Глава 2. Обучение учащихся разбору слов со скрытым j (й)
2.1. Вопрос о форме фиксации слов со скрытым j (й) …… 19
2.2. Разбор слов со скрытым j (й) в словообразова-
тельном словаре ……………………………………………………………………………………… 20
2.3. План разбора слов по составу с элементами
фонетического разбора ……………………………………………………………………… 21
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………… 24
Библиография

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 161.00 Кб (Скачать)
 

      Особых  замечаний требует употребление буквы ё. Обозначая звук [’о], буква ё по своему начертанию совпадает с буквой е (кроме добавочного надстрочного знака: двух точек над буквой). Это совпадение не случайно. Необходимость в особой букве для обозначения звука [о], следующего после мягких согласных, появилась в русском письме примерно в XII-XIII вв., когда в русском языке начал действовать особый звуковой закон перехода ударенного звука [э], находящегося в позиции после мягкого согласного перед твердым, в звук [о]: е¢ль [йэл’] – ёлка [йо¢лка]. Осуществлялась замена [э] на [о] на конце слова, например: бельё.

      Буква ё, предложенная Карамзиным, дает это особое происхождение звука [о]. Однако в печати не привилось употребление буквы ё, хотя она и входит в официальный состав русского алфавита. 

      Названия  согласных букв.

    1. Названия букв для обозначения согласных, состоящие из соответствующего твердого согласного звука в соединении с последующим гласным э: «бэ», «вэ», «дэ», «жэ», «зэ», «пэ», «тэ», «цэ». К этим названиям примыкает «чэ», хотя оно и состоит из мягкого согласного звука с последующим гласным э.
    2. Названия букв для обозначения согласных, состоящих из соответствующего согласного звука в соединении с последующим гласным [а]: «ка», «ха», «ша», «ща».
    3. Названия букв для обозначения согласных, состоящие из соответствующего согласного звука в соединении с предшествующим ему гласным [э]: «эль», «эм», «эн», «эр», «эс», «эф».
 

      Названия  букв, не обозначающих звуков.

    1. Сюда относятся названия «ер» и «ерь» для букв ъ и ь. В научной литературе употребляются именно эти названия.
    2. Особого внимания заслуживает буква й. Буква й была богата названиями, но в последних изданиях нового школьного учебника она никак не названа. Среди названий букв, приводимых под каждой буквой, под буквой й повторно в качестве ее названия указано то же «й»3. В школьном орфографическом словаре для буквы й указывается принятое на протяжении многих лет название «и краткое».

          Звук, обозначаемый буквой й, в школьной практике еще совсем недавно считался полугласным. В современных школьных учебниках он отнесен к согласным. Это хорошо, поскольку и звук, обозначаемый в русском письме буквой й, и звук, обозначаемый (вместе с соответствующими гласными звуками) буквами я, ю, е, ё (а иногда и буквой и), являются «представителями» согласной фонемы йот.

          Особенностью русской графики  является и то, что в русском  письме звук j (й), находящийся перед непосредственно следующим за ним гласным звуком, вообще не обозначается самостоятельной буквой. Вместе со следующей за ним гласной j (й) обозначается ОДНОЙ гласной буквой.

          Особого внимания требует еще  соотношение между звуком  j (й), обозначаемый гласными буквами я, ю, е, ё, и, и звуком, обозначаемым буквой й. Оба эти звука являются ОТТЕНКАМИ (вариантами), то есть видоизменениями одной и той же фонемы j (й). Буквой й обозначается в русском языке один из вариантов фонемы j (й), который встречается в русских словах в конце слога: май, май/ка, пой/дет. 

1.2. МОРФЕМНЫЙ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ)  АНАЛИЗ 

     При МОРФЕМНОМ АНАЛИЗЕ СЛОВА выделяются все живые (с точки зрения современного языка) морфемы, то есть значимые части, имеющиеся в анализируемом слове. При морфемном анализе нас не интересует порядок присоединения морфем. Морфемный анализ отвечает на вопрос: «Какие морфемы выделяются в данном слове с точки зрения современного языка?», то есть искомой величиной морфемного анализа являются морфемы. Следовательно, морфемный анализ определяет НАЛИЧИЕ в слове тех или иных морфем, из которых оно складывается.

     «Золотым  правилом» морфемного членения слов является СОПОСТАВЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ И ОДНОСТРУКТУРНЫХ СЛОВ И ВЫДЕЛЕНИЕ ЖИВЫХ АФФИКСОВ; причем анализируемое слово должно рассматриваться на фоне присущих ему грамматических форм. Именно такой способ гарантирует нас от механического членения слов.

     Членение  слов на морфемы всегда должно быть ОСМЫСЛЕННЫМ, ОБОСНОВАННЫМ, ДОКАЗАТЕЛЬНЫМ. Нельзя поддаваться механическому членению, порождаемому слепой аналогией. Вот почему при морфемном анализе мало сказать: «Слово делится на такие-то морфемы», «надо обязательно доказать, почему оно делится и состоит именно из этих, а не других значимых частей».

     Не  задумываясь над смысловой стороной слова, учащиеся часто механически рассекают слова, зрительно разыскивая знакомые морфемы. Такое членение приносит лишь вред. Необходимо помнить, что зрительный образ слова часто обманчив. Например, подбирая однокоренные слова, мы убедимся, что бессмысленно выделять мнимую приставку вос- в глаголах восторгаться и восхищаться, за- в глаголе забыть, по- в глаголе победить. Если подобная бессмысленная акция будет совершена, то мы невольно сблизим совершенно разные слова современного языка: восторгатьсяторговать восхищатьхищение,   забыть быть,   победить бедствовать.  Конечно, некогда подобное членение было закономерным, но следует учесть, что словарь и семантика слов непрерывно изменяются.

     Правильное  морфемное членение слов имеет большое значение и В ЛЕКСИЧЕСКОМ ПЛАНЕ.

     Из  всего сказанного следует, что важнейшим  требованием к морфемному анализу является СИНХРОННЫЙ ПОДХОД к слову, то есть, анализируя слово, мы должны исходить из современного его состояния и не выходить за пределы тех связей и соотношений, которые характеризуют синхронную систему языка. Профессор В.А. Богородицкий выдвигал требование «рассматривать морфологический состав слов, как он чувствуется В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКЕ, то есть статически...». Такая же точка зрения излагается в современной лингвистической литературе (в трудах Н.М. Шанского, Н.Д. Арутюновой, А.И. Смирницкого и других).

     Реальное  стремление вникнуть в исторические связи внутри структуры слова, то есть генетический подход к анализу слов, приводит не только к смешению различных аспектов, но и искажает представление об истинном состоянии современного языка.

     Как известно, язык систематически ЗАИМСТВУЕТ слова из других языков. Но при анализе  слов нельзя переносить в русский язык те членения, которые свойственны данным словам в языке-источнике.

     Морфемный анализ не только эффективен, но и вполне доступен для каждого, практически владеющего языком. Вот почему А.М. Пешковскии, давший в своих работах блестящие образцы синхронного анализа состава слова, считал, что важнейшим принципом изучения морфологического состава слова В ШКОЛЕ является определение В СЛОВАХ СОВРЕМЕННЫХ КОРНЕЙ И АФФИКСОВ.

     Итак, МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВЫЯВЛЯЕТ МОРФЕМНЫЙ  СОСТАВ СЛОВА, ТО ЕСТЬ СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ, В СИНХРОННОМ АСПЕКТЕ ВЫДЕЛЯЕМЫХ В СЛОВЕ МОРФЕМ.

     Неоднократные наблюдения показали: чем быстрее  и увереннее учащиеся могут анализировать состав слова, чем быстрее и больше они могут подобрать необходимые родственные слова, а также изменять грамматические формы данного слова, тем выше орфографическая грамотность учащихся. Сознательный мотивированный момент значительно повышает эффективность изучения орфографии. 

1.3. ОТБОР СЛОВ СО  СКРЫТЫМ j (й)

ДЛЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 

     Звук  j(й), находясь перед гласным, не обозначается самостоятельной буквой, а вместе со следующим гласным обозначается одной буквой; так я йа, ё йо, е йе (э), ю йу, и йи. Таким образом, эти гласные буквы обозначают слог. Разделительные знаки ъ (в приставках), ь (во всех других случаях) употребляются только перед буквами я, е, ё, ю, и для обозначения таких написаний: польёт (пал’йо¢т) – полёт (пал’о¢т); полью (пал’йу¢) – полю (пал’у¢); семьи (с’еnм’йи¢) – семи (с’еnм’и¢); белья (б’еnл’йа¢) – беля (б’еnл’а¢).

     При морфологическом анализе особого внимания требуют случаи, когда буквы я, ю, е, ё, и обозначают два звука, один из которых j (й) входит в одну морфему, другой – в следующую. В этих случаях морфологический состав слов и их форм на письме оказывается затемненным. Так, формы края, краёв, краям на письме допускают лишь такое деление: кра/я¢, кра/ёв, кра/ям, причем, корень кра- является бессмысленным и расходящимся в звуковом отношении с формой именительного падежа край, тогда как транскрипция обнаруживает, что в произношении во всех этих формах одинаковый корень край- (край/а¢, край/о¢ф, край/а¢м, край). Еще больше скрыт на письме корень л’й- в формах лью, льёшь, льёт, легко обнаруживаемый в транскрипции: л’й/у, л’й/ош, л’й/от с такими же окончаниями, как н’еnс/у¢, н’еnс’/о¢ш, н’еnс’/о¢т. поэтому для раскрытия произношения в подобных случаях используется транскрипция.

     Как уже говорилось, в русском языке  есть среднеязычный согласный звук j (й), который не имеет в русской графике своего постоянного изображения. Эта специфическая особенность русской графики часто приводит к большим затруднениям в членении слов, так как различное изображение звука j (й) на письме затемняет морфологический состав слов.

     Нужно помнить, что русский j (й) по сравнению с другими сонорными согласными (р, л, м, н), несмотря на свою частотность, имеет малую функциональную нагрузку. Лишь в трех случаях йотированные буквы я, е, ё, ю, а также и читаются, как сочетание йота с соответствующим гласным звуком:

     а)в  начале слова: яма (йама), ель (йэл'), елка (йолка), юла (йула), их (йих);

     б)после  гласных: моя (майа), моей (майэй), моё (майо), мою (майу), мои (майи);

     в)после ъ, ь разделительных знаков: объятия, съезд, объем, предъюбилейный, судья, судье, судьей, судью, судьи.

     j (и) в сочетании с и на письме передается одной буквой и (хозяй(ский) + ин = хозяин, строй(ка) + ить = строить, мой + и = мои.

     Затруднения в анализе слов появляются в тех  случаях, когда j (и) находится на стыке двух морфем: а)корня и суффикса, б)основы и окончания.

     Рассмотрим  конкретные примеры трудных случаев  морфемного членения слов из-за наличия в словах j (и). 

1.3.1. СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ КОРНЯ И СУФФИКСА 

      Основная  трудность при изучении случаев, когда j (и) находится на стыке корня и суффикса обусловлена тем, что учащиеся испытывают затруднения в определении истинного корня и суффикса. Часто они относят j (и), который принадлежит корню к суффиксу, в результате чего искажается морфемный строй русского языка, возникают проблемы с родовым соотнесением слов. Например, в слове веять – корень вей- и суффикс а, учащиеся же могут выделить в этом слове неправильный корень вея- и вообще не выделить суффикса.

Информация о работе Морфемный анализ слов со скрытым j (й)