Морфемный анализ слов со скрытым j (й)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:33, дипломная работа

Краткое описание

Изучение словообразования, которое рассматривает строение и образование слов, дает возможность наглядно и глубоко раскрыть сложные языковые явления, выявить закономерности в развитии языка, выработать у учащихся умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты.
Все это, несомненно, пробудит интерес к языку, вызовет желание изучать лингвистику, без чего нельзя по-настоящему овладеть языком и его грамматикой.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………… 03
Глава 1. Теоретические основы обучения разбору слов
со срытым j (й)
1.1. Звукобуквенный состав русских слов ………………………………… 07
1.2. Морфемный (морфологический) анализ ………………………………… 12
1.3. Отбор слов со скрытым j (й) для
морфологического анализа ……………………………………………………………… 14
1.3.1. Скрытый j (й) на стыке корня и
суффикса ……………………………………………………………………………………………… 16
1.3.2. Скрытый j (й) на стыке основы и
окончания …………………………………………………………………………………………… 17
Глава 2. Обучение учащихся разбору слов со скрытым j (й)
2.1. Вопрос о форме фиксации слов со скрытым j (й) …… 19
2.2. Разбор слов со скрытым j (й) в словообразова-
тельном словаре ……………………………………………………………………………………… 20
2.3. План разбора слов по составу с элементами
фонетического разбора ……………………………………………………………………… 21
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………… 24
Библиография

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 161.00 Кб (Скачать)
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В заключении этой работы мы подведем некоторые итоги и отметим важные моменты при изучении слов со скрытым j (й).

      Темой данной работы мы обозначили морфемный  анализ слов со скрытым j (й) и отметили следующие случаи:

    1. в начале слова: яма (йама), ель (йэл'), елка (йолка), юла (йула), их (йих);
    2. после гласных: моя (майа), моей (майэй), моё (майо), мою (майу), мои (майи);
    3. после ъ, ь разделительных знаков: объятия, судья.
 

      Также рассмотрели особо сложные случаи разбора слов со скрытым j (й):

    1. скрытый j (й) на стыке корня и суффикса: воин вой + ин;
    2. скрытый j (й) на стыке основы и окончания: авария =  аварий + -а.
 

      Были  разработаны способы интеграции морфологического и фонетического  разборов:

    1. расписывание морфем по отдельности: вклеивать - в- (приставка) + -клей- (корень) + -ива- (суффикс) + -ть (окончание);
    2. способ надписывания скрытого j (й): вклей ивать.
 

      Важность  изучения данной проблемы в школе  велика, она помогает учащимся осознать, на сколько богат и разнообразен русский язык.

      Практика  показывает, что ученики (особенно в  национальных школах) пишут значительно грамотнее, когда умеют осмысленно делить слова на морфемы.

      В настоящей работе словообразовательная система русского языка рассматривалась с синхронной (с современной) точки зрения. Особое внимание уделено систематизации случаев наличия скрытого j (й) и методике их разбора. 
 

БИБЛИОГРАФИЯ 

  1. Д.И. Алексеев О преодолении некоторых ошибок при работе над составом слова в школе//Русский язык в школе. – 1957. – №4.
  2. Э.А. Бейкман Русское слово. – М., 1966.
  3. В.В. Виноградов Русский язык. – М., 1986.
  4. Г.О. Винокур Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
  5. А.Н. Гвоздев Современный русский литературный язык. Фонетика и морфология. – М., 1967.
  6. Е.А. Земская Заметки по современному русскому словообразованию//Вопросы языкознания. – 1965. - №3.
  7. Е.А. Земская Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.
  8. В.Ф. Иванова Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976.
  9. Е.И. Никитина Уроки русского языка в 4 классе (Из опыта работы). Пособие для учителей. – М., 1975.
  10. З.А. Потиха Современное русское словообразование. Пособие для учителя. – М., 1970.
  11. З.А. Потиха Школьный словообразовательный словарь. – Волгоград, 1961.
  12. Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.
  13. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. – М., 1997.
  14. Система анализа языковых единиц/Под ред. Т.И. Орловой – Абакан, 1998.
  15. А.В. Текучев Методика русского языка в средней школе. – М., 1969.
  16. Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов Современный русский язык. Словообразование. Морфология. В 3 ч. – М., 1987.

Информация о работе Морфемный анализ слов со скрытым j (й)