Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:46, контрольная работа
Чтобы понять сущность того или иного социального явления, необходимо выяснить его происхождение. Особенно важно учитывать, когда речь идет о таких сложных социальных феноменах, как искусство и религия. Проблема происхождения любого общественного явления, в том числе искусства и религии, может быть правильно решена лишь при учете того, что всякое социальное явление возникает на основе определенной общественной потребности. Важно учитывать также, что определенная социальная потребность реализуется в той или иной системе деятельности людей.
1. У истоков искусства и религии;
1.1 Дорелигиозная эпоха
1.2 «Божеское» и человеческое
1.3 Искусство и религия как способ познания мира
2. Религиозное искусство;
2.1 Понятие религиозного искусства
2.2 Основные функции культового искусства
2.3 Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства
3. Библия;
3.1 Бестселлер всех времен
3.2 Ненавидимая и любимая
Список используемой литературы
Следовательно, ныне существует не только религиозное искусство, включенное в систему культа, но и религиозное искусство, не связанное непосредственно с культом, но имеющее религиозную идейную направленность. Очевидно, к религиозному искусству нельзя отнести то или иное художественное произведение только потому, что его тема, сюжет, образы заимствованы из религиозной мифологии. В искусстве народов Европы немало произведений живописи, скульптуры, литературы, которые используют отдельные сюжеты и образы библейской мифологии, но по своей идейной направленности, по мироощущению очень далеки от христианства.
Таким образом, ни сюжет, ни образы сами по себе не делают произведение искусства религиозным. Религиозным его делает общая идейная направленность, общий смысл. Если художник средствами искусства утверждает реальность сверхъестественного мира и трактует человека как существо слабое и греховное, целиком зависящее от сверхъестественного, данное произведение религиозно.
Искусство,
как правило, не воспринимается однозначно
разными людьми, т.к. его художественно-образная
система весьма сложна и многопланова.
Не все глубины художественного произведения
бывают доступны каждому зрителю, читателю
или слушателю. К тому же на оценку тех
или иных произведений художественного
творчества всегда влияют субъективные
вкусы, пристрастия, симпатии и антипатии.
Поэтому при оценке идейного смысла и
идейной направленности определенных
произведений искусства возможны не только
споры, но и резкие расхождения.
2.2 Основные
функции культового искусства
Искусство в системе культа не перестает быть художественным творчеством. Оно не теряет своей эстетической стороны и продолжает вызывать эстетические переживания не только у его создателей, но и его «потребителей» – участников культового действа. Тем самым мы можем констатировать наличие у культового искусства двух функций: специфически-религиозной (церковной), укрепляющей и усиливающей религиозные верования, и эстетической, вызывающей у воспринимающих это искусство людей эстетические чувства и суждения. Между указанными двумя функциями культового искусства существует весьма сложное и противоречивое взаимоотношение: с одной стороны, при определенных условиях эстетическая функция может усиливать религиозное воздействие того или иного произведения культового искусства, а эстетические чувства могут влиться в общий поток религиозных переживаний, активизируя и углубляя их; с другой стороны, в иных обстоятельствах эстетическая функция может прийти в конфликт с религиозной, оттеснить на задний план культовое значение данного произведения искусства, его религиозную направленность. Наконец, возможна и такая ситуация, когда религиозная функция культового искусства вовсе отсутствует, и оно воспринимается исключительно в его эстетическом содержании.
Если это глубоко верующий, то, естественно, в его сознании эстетическая сторона того или иного культового объекта или действия будет всегда подчинена религиозной стороне.
Для
убежденного приверженца
В этом эпизоде ярко проявилось отношение к иконе ревностной последовательницы православия. Для нее икона – предмет поклонения, но ни в коем случае не объект чистого любования, эстетического созерцания.
У неверующих и колеблющихся религиозная функция нередко оттесняется эстетической, которая выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение. Для атеистов икона не предмет поклонения, а произведение древнего искусства, имеющее историческую и художественную ценность.
Но
взаимоотношение эстетической и
религиозной функций культового
искусства зависит не только от позиции
воспринимающего субъекта. Во многом
оно определяется и объективными
особенностями того или иного произведения
религиозного искусства. Икона может быть
замечательным и оригинальным творением
художника, но она может быть и ремесленной
поделкой «богомаза», безвкусной и грубой
копией. Естественно, что ее эстетическое
воздействие в этих двух случаях будет
различным, хотя основные культовые функции
останутся без изменений.
2.3 Вера
в сверхъестественное как
Включение
искусства в систему
Первоначально, в ранних формах религии, существовавших в первобытную эпоху, сверхъестественное еще не отделилось от естественного, земного. Соответственно и художественные образы, используемые в ходе религиозно-магических обрядов, также конкретны, взяты из окружающей природы или родоплеменного быта.
Лишь на более поздних этапах развития первобытного общества возникает понятие сверхъестественного существа, или сущности: дух или душа. В дальнейшем безличные духи персонифицируются и превращаются в богов, наделенных именем и воспринимаемые как особые могущественные сверхъестественные личности.
Однако духи и боги еще не отделены четко от природных стихий, зверей и людей. Например, в Древнем Египте бог Гор изображался в виде сокола, Анубис – с головой собаки, богиня Сохмет – с головой львицы. Эти боги походят на людей не только внешне (поскольку они изображались в облике могучих и прекрасных мужчин и женщин), но и с точки зрения их поведения, приписываемых им психологических черт и особенностей. Боги Древней Эллады – это возвеличенные и идеализированные образы людей, которым свойственны не только добродетели, но и пороки. От людей их отличает лишь бессмертие.
Дуализм
естественного и
Богословская и философская проблема соотношения Бога и человека имела непосредственное отношение к судьбам культового искусства в монотеистических религиях. Ведь любое изображение Бога возможно лишь в земных формах, в формах «естественного», реального мира. Следовательно, изображая Бога, художник как бы низводит Его до уровня чувственно воспринимаемой реальности. Но Бог, согласно вероучению монотеистических религий, есть высший дух, к которому неприложимы земные мерки.
Иудаизм и ислам пошли по пути запрета всяких изображений Бога в храмах. В исламе запрет изображать Бога был распространен на изображениях живых существ вообще – как человека, так и животных. Мусульманам запрещалось создавать рисунки и скульптуры с изображениями животных и людей.
Этот
запрет существенно повлиял на развитие
искусства в мусульманских
В христианстве, начиная с первых веков его существования, были две тенденции. Первоначально многие «отцы церкви», активно боровшиеся против «языческой» античной культуры, выступили против любых изображений божества и вообще против искусства, рассматривая его как пагубное идолопоклонство. В христианстве победила точка зрения, признававшая допустимым изображения Бога и святых в церкви.
Художественные
средства и приемы, использовавшиеся
в средневековом культовом
Таким
образом, символ – это наиболее удобная
форма «изображения»
В церковных фресках, мозаиках и иконах в Византии цвет приобретал также символическое значение. Так, золото было символом «божественного света», пурпур – символом царской власти, белый цвет – символом чистоты, отрешенности от мирского, черный цвет символизировал смерть, ад, зеленый – юность, цветение и т.п. Требования церкви к культовому изобразительному искусству фиксировались в церковном каноне, строго регламентировавшем содержание и форму любых фресок и икон в храме.
Главная задача церковного канона состояла в том, чтобы сохранить религиозную направленность изображений, обеспечить вполне определенное их воздействие на посетителей храма. Отсюда неизбежно вытекала тенденция к схематизации и условности культовых изображений. Изображая сверхъестественный мир, нужно было отделить его от естественного, противопоставить последнему.
Хотя
церковь и стремилась свести иконопись
к выражению богословских идей, христианских
образов и представлений, в действительности
творения талантливых древних иконописцев
гораздо богаче и глубже их богословского
содержания. Они являются художественными
и историческими памятниками эпохи, страны,
народа.
3. Библия;
В Библии больше тысячи страниц, «книга книг» – ценнейший памятник духовной культуры человечества. С точки зрения церкви и верующих, Библия – это священная книга, откровение самого Бога, данное людям. С точки зрения ученых, изучавших историю еврейского народа, на языке которого она первоначально была написана, Библия – это собрание самых разнообразных сочинений (книг), составлявшееся веками самыми различными авторами. Окончательно она сложилась не ранее II в. н. э. и состоит из двух основных частей: Ветхого завета и Нового завета.
Следует заметить, что постоянной традицией в отношении ученых к Библии были стремления разоблачить ненаучный характер, содержащийся в ней основных положений. У классиков марксизма-ленинизма также имеются специальные работы, посвященные анализу не просто религии (в частности, христианства), но и некоторых библейских книг, раскрытию противоречивости утверждений «святого писания».
Идейно-познавательные и общекультурные ценности древнейших памятников духовной культуры человечества, особенно Библии, – это выработанные народом нравственные идеи и идеалы, воплощенные в яркой художественно-выразительной литературной форме и психологически достоверных образах. Библия представляет собой поистине неисчерпаемый кладезь мудрости и всестороннего жизненного опыта.
Многие ученые как у нас в стране, так и за рубежом постоянно отмечают присутствие в «книге жизни» огромной массы сведений о реальной земной истории народов, особенно Ближнего Востока. Своеобразный принцип историзма человеческой культуры соблюдается уже в Ветхом завете.
Главное здесь – целостное объяснение именно истории зарождения мироздания и жизни на Земле. В Библии в афористически-краткой, запоминающейся форме изложены простые нормы нравственности, выработанные людьми в их вековом опыте трудной борьбы за существование.
Библия
нужна людям и как неисчерпаемый источник
жизненных наблюдений и практических
советов. Но книга ценна еще и тем, что
написана простым, понятным языком. Авторы
стремились, чтобы «писание» было изложено
в форме, удобной для понимания и запоминания
всем.
3.1 Бестселлер
всех времен
Начнем с того, что Библия – это бестселлер, наиболее распространенная книга на протяжении всей истории человечества. По данным Книги рекордов Гиннеса, изданной в 1988 году, за период с 1815 по 1975 год было напечатано 2 500 000 000 экземпляров Библии. Это огромная цифра. Ни одну другую книгу в истории нельзя даже сравнить с Библией по числу напечатанных экземпляров.