Религии мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:54, реферат

Краткое описание

Одними из первых появились верования первобытных людей в духов, которые возникали из соображений о природе, сне, болезни, смерти, потусторонней жизни. Такие верования называют анимистическими (анимизмом).

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО РЕЛИГИЯМ.doc

— 96.50 Кб (Скачать)


1. ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ

Анимизм

Одними из первых появились верования первобытных людей в духов, которые возникали из соображений о природе, сне, болезни, смерти, потусторонней жизни. Такие верования называют анимистическими (анимизмом).

Анимизм — вера в существование самостоятельной духовной сущности (силы или существа), способной вселяться в человека, животного, растение (то есть во что-то живое) или покидать их.

Самой простой формой анимизма была вера в духов. Её появление этнографы в первую очередь объясняют своеобразным толкованием первобытными людьми целого ряда оптических и акустических явлений: тени, эха, отображений, шумов и т. п. Для людей того времени духи не были чем-то сверхъестественным. Напротив, они принадлежали к естественному порядку, как и все другие вещи. Единственный их отличительный признак — способность быть таинственными, неуловимыми, в то же время приобретая вид любого предмета.

Наивысшей формой анимизма является вера в относительно самостоятельное существование души. Поэтому чаще всего анимизм определяют как представление о существовании в теле человека его двойника — души, от которой зависит жизнь, физиологическое и психическое состояние индивида.

Анимизм имеет два основных «догмата»: первый — о духах, а второй — о "чувственно-сверхчувственной" душе, способной существовать самостоятельно вне человеческого тела. На своей наивысшей ступени развития анимизм предусматривает верование в богов и подчиненных им духов, душу и будущую жизнь.

 

 

Фетишизм

Составляющей первобытного мифологического комплекса является и фетишизм.   Фетишизм — вера в то, что отдельные предметы имеют чрезвычайные качества, и соответствующее поклонение им.

Фетишизм — форма самых древних верований, в которых предметы неживой природы (камни, кости, перья и тому подобное), а в дальнейшем и изготовленные человеком вещи наделялись "чувственно-сверхчувственными» качествами: способностью исцелять, предотвращать болезни, охранять от врагов, помогать на охоте и др. Такие вещи еще носят название амулетов (талисманов).

Фетишам не поклонялись, но их уважительно берегли. Гносеологически фетиш имел своей подпочвой представления первобытного человека о том, что изменения в природе, по аналогии с его собственными поступками, связаны с умственно волевой деятельностью и могут быть направлены на человека и его окружающую среду.

Фетишем мог стать любой предмет, который чем-то поразил воображение человека: камень необычной формы или цвета, панцирь черепахи, зуб животного, птичий клюв, кусок дерева, и тому подобное. Он мог быть чем угодно, но он должен был как-то необычно проявить свою «силу».

 

Тотемизм

Тотемизм — представление или вера в существование "чувственно-сверхчувственных" кровных (семейных) связей между определенной группой людей (родом, племенем) и определенным видом животных, растений, или явлением природы.

Люди верили, что они являются братьями и сестрами животных, реже — растений, происходят от общего с ними предка, что тотемные животные относятся к ним как к своим родственникам. Тотем казался реальным существом, которое благодаря особенным, «сверхчувственным» качествам делало свое конкретное дело: заботилась о людях определенного рода, оказывала им определенную помощь, даже могла наделять людей своими выдающимися способностями: орел — остротой зрения, медведь — силой и тому подобное.

Тотемом было то, с чем человек был непосредственно связан в своей жизни (олень, волк, орел, кабан, и тому подобное). Это мог быть и объект, который привлекал внимание какими-то особенными чертами, например черепаха цвета, напоминающего кровь. Тотемы берегли. Иногда тотем-животное могли и забить, чтобы коллективно зажарить мясо, съесть его и таким способом получить от него желаемые черты (смелость, силу, легкость, и тому подобное). Много тотемных племен верили, что после смерти каждый человек превращается в животного их тотема, а, следовательно, каждое тотемное животное - это умерший родственник.

Тотемизм — не столько вера в определенное растение или животного, сколько вера в определенную безымянную и безличную силу, что в них находится, не смешиваясь при этом ни с чем. Никто не владеет ей полностью, но все имеют к ней отношение. Она является независимой от индивидов, в которые воплощается, предшествует их появлению, живёт после них. Поэтому тотемизм — это форма идеального отображения и выражения в определенных социальных институтах первобытного общества реального единства рода, общественного способа его существования.

 

 

Магия

Магия — совокупность представлений и обрядов, в основу которых положена вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий возможно осуществлять влияние на людей, предметный мир или ход событий.

Иногда магию определяют как веру в возможность влияния на окружающую среду через фетиши, духов и колдовские действа: заклинание, жертвоприношение, табу, ритуальный танец, и тому подобное..

Магическое мышление в своей основе имеет два принципа:   

1) подобное творит подобное, или следствие похоже на свою причину;   

2) вещи, которые хоть раз коснулись друг друга, продолжают взаимодействовать на расстоянии и после прекращения непосредственного контакта.

Магия, как и религия, предусматривает символический способ действий: колдун не непосредственно, а опосредствованно стремится достичь определенного результата. В сущности, это влияние-действие по аналогии.

В зависимости от содержания ранних религиозных верований магию разделяют на фетишистскую, тотемистическую и анимистическую. В функциональном отношении (за целью влияния) магия бывает охотничьей, лечебной, любовной, злодейской и тому подобное.

Магию разделяют также на частную и общественную. Первая состоит из магических обрядов и заговоров, направленных на вызывание полезного или вредного для отдельной личности, а вторая соответственно — для всего общества.

 

 

2.   ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ.

Этнонациональные религии — религии, чье появление и функционирование, границы распространения и основные символы связаны  с определенной этнонациональной общностью.

Большинство исследователей объясняет зарождение этого типа религий с разложением родоплеменного строя и становлением классового общества — нового типа объединения людей в форме государства. Возникают этнонациональные религии лишь у некоторых народов, и не всегда одновременно.. Они вырастают из общественных условий существования определенного этноса, который является их творцом, и поэтому отличаются не только отдельными элементами, но и духом и временем возникновения, содержанием вероучения, а также культовыми формами.

 

Иудаизм

Иудаизм— одна из древнейших этнонациональных религий, в основе которой – идея единого Бога-творца и властелина Вселенной; распространена среди евреев. Название возникло в VI ст. до н. э. в среде грекоязычных евреев. Сам же иудаизм зародился значительно раньше. Его происхождение и развитие можно проследить в Старом Завете.

Святое письмо иудаизма известно под аббревиатурой Танах. Оно состоит из Торы, Невыим и Кетувим.

Спасение иудея достигается жестким соблюдением всех требований Торы. 365 из них (по количеству дней года) запрещают определенные поступки, 248 (по количеству органов человеческого тела)приказывают, например «почитай отца своего и мать свою». Каждое из требований описано до мелочей. За осознанное нарушение запретов наказывают уничтожением, за несознательное - человек обязан принести очищающую жертву (хатат).

В иудаизме главное место занимает семья. Большинство религиозных праздников являются семейными. Иудейская семья была и продолжает оставаться источником религиозной духовности. Одна з характерных черт иудаизма — ежегодные праздники и посты, в которых принимают участие все верующие. Такими праздниками являются Песах, Суккот, Рош-Ашана, Ханука.

Современный иудаизм включает три главных течения: ортодоксальное, реформистское и консервативное.

 

Даосизм

Среди древних религиозно-философских систем, которые возникли на благодатном китайском грунте, заметное место занимает даосизм.

Даосизм — религиозно-философское учение, согласно которому природа и жизнь людей подчиняются общему божественному закону дао.

Даосизм возник во второй половине І тыс. до н. э. в Китае. В II—III в. он разделился на философию (дао цзя) и религию (дао цзяо).

Основным священным текстом даосов является трактат «Дао де дзин» («Книга про путь к доброчестию», или «Книга про дао и де»), в котором изложено взгляди основателя даосизма китайского философа Лао-цзы.

Религия даосизма базируется на учении про дао —первоначало, первооснову и всеобщий закон мироздания.

Дао —вечное, неизменное, бесформенное, непознанное начало всех и явлений.

 

Дао — путь, вечный, абсолютный и общий закон спонтанного возникновения, развития и исчезновения Вселенной. Дао —судьба, естественная закономерность, пустота, которая все порождает; невидимое, как содержащееся в видимом. Оно пребывает в беспрерывном движении, а действия его неисчерпаемы.

Суть дао обусловливает  правила поведения человека. Мудрец, познавший дао - бездеятельный. Практика даосизма базируется на принципе следования дао — у-вей (бездеятельное действие).

Лучше всего характеризует дао равновесие и смешение двух основных принципов китайской мифологии: инь и ян.

В дао почитается целая плеяда богов. Солнце, Луна, реки, горы, императоры гении могут приобретать божественный статус.

Даосы совершают свои ритуалы в китайских храмах, где почитается и Будда. Ежедневные культовые действия дополняют ежегоные праздники, например праздник огня в честь бога Хуо-куна.

Определить количество даосов сложно, так как большинство из них параллельно являются поклонниками будима или конфуцанства. По приблизительным данным в мире их насчитывается 50-60 млн.

 

Конфуцианство

Самой влиятельной религиозно-философской системой Китая является конфуцианство.

Конфуцианство — комплекс древнекитайских философских, религиозных, этических доктрин, сформированных Конфуцием . В их основе —вопросы моральной природы человека, её жизни в семье, государстве, обществе.

Религиозная концепция конфуцианства своеобразно объединила древние анимистические верования китайцев с философско-этической системой Конфуция.

Центральное место в конфуцианстве занимают проблемы моральной природы человека, его жизнь в семье, обществе, государстве. Личность — основной субъект общественной деятельности. От её черт зависят черты общества  в целом. Конфуций стремился создать общество без конфликтов. Поэтому он предпочитал те правила управления, которые способствуют общественному равновесию, правилам «золотой середины».

Все общественные отношения основаны на особой морали - почитании. Чтобы соблюдать эту мораль, необходимо три черты: осторожность, милосердие и смелость, и пять качеств: самоуважение, широкий кругозор, верность, старательность, добродетельность. Важное значение в формировании этой морали придавалось концепции Неба, небесного веления.

«Благородный человек» - понятие не столько этическое, сколько политическое. Он принадлежит к правящей элите, всесторонне развит. Чтобы достичь такого уровня, нужно следовать принципу жень – принципу человеколюбия.

Особое место в конфуцианстве занимал культ предков, который подразумевал служение их духам. Своих духов имела каждая семья. Ранг духов определялся в зависимости от её социального положения. В честь предков строились храмы, в которых каждый месяц приносились жертвы.

Конфуцианство опекалось всеми аспектами социальной жизни, поэтому по праву считается духовной основой китайского общества.

 

Индуизм

Индуизм — распространенная в современной Индии религия, в основе вероучения которой лежат религиозно-философские идеи брахманизма и ведические традиции.

Для индуса не только не в мире другой религии, кроме индуизма, но и вообще нет ничего, что не было бы охвачено религией. Нет радела на мир материальный и духовный.

В индуизме нет молитв, проповедей, исповедей, таинств. Человек рассматривается в неразрывной связи со всей живой и неживой природой. При этом в рамках теории переселения душ допускаются варианты посмертного воплощения в нечеловеческом теле. Нет понятия врожденной греховности человеческого. И человек, и природа – формы проявления божественного.

Индуизм сложно кратко описать: он вобрал в себя огромное количество разнообразных обычаев и учений, и сам вошел во многие религии, не имеющие ничего общего с его основами.

Все первоисточники индуизма берут свое начало из Вед – священных книг, привнесенных в индийскую культуру ариями. Знание на память Ригведы обязательно для каждого образованного индуиста.

В 600 г. до н. э. индуизм разделился на два основных течения : народную религию и пронизанную философией религию образованных слоев общества.

Информация о работе Религии мира