Религии мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:54, реферат

Краткое описание

Одними из первых появились верования первобытных людей в духов, которые возникали из соображений о природе, сне, болезни, смерти, потусторонней жизни. Такие верования называют анимистическими (анимизмом).

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО РЕЛИГИЯМ.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Основные понятия индуизма –сансара и карма.

Сансара — представение о единой цепи переходов души из одной оболочик в другую.

Всё, что пребывает в сансаре, изменяется по законам кармы.

Карма— особая мистическая сила, автоматический закон отплаты, согласно которому поступки человека в реальной жизни обусловливают её нынешнюю судьбу и следующее состояние души.

В основе индуисткого мировоззрерия лежит вера в исконную логичность и взаимосвязанность мира, в определенный вселенский духовный порядок.

В основе индуизма как религии для народных масс лежит деление общества на 4 варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшъи (земледельцы) и шудры (слуги). Существование системы варн обусловливает жесткую регламентацию общественных связей.

В индуизме нет целостной церковной организации и церковной иерархии. Вместо этого в нем присутствуют многочисленные течения и направления. С особой преданностью индуисты почитают древние религии — ведизм, брахманизм с их многочисленными обрядами, церемониями, ритуалами. Каждая местная община, каждый её храм имеет свою иерархию божеств, а отсюда —собственную систему церемоний и богослужений, посвященных им. В больших храмах почитают общих индуистских богов — Вишну, Шиву, Кали, Кришну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.   МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Древним "естественно выросшим" религиям, которые были и остались до конца племенными или национально-государственными религиями, противопоставлены три так называемые "мировые" религии - буддизм, христианство и ислам. Это противопоставление очень существенно. "Мировые", или наднациональные, религии представляют собой сравнительно позднее и совершенно своеобразное явление в истории религии. Вместе с ними впервые в истории человечества возникла вероисповедная связь людей отдельно от этнической, языковой, политической связи. Люди стали объединяться между собой как единоверцы, независимо от места рождения и языка, страны и подданства. Возникновение и распространение "мировых" религий было вызвано каждый раз очень редким стечением исторических условий.

Буддизм

Буддизм - самая ранняя по времени появления из "мировых" религий - играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке.

В древнейших буддистских легендах рассказывается об основателе этой религии - Будде как о реальном человеке, жившем около VI-V вв. до н. э. на севере Индии и проповедовавшем там свое учение. Позднейшие, уже чисто фантастические предания говорят о Будде как о великом божестве и рассказывают о чудесах, сопровождавших его земное рождение и жизнь, о предшествующих его воплощениях.

Буддизм зародился в условиях ожесточенной классовой борьбы, которая разгоралась в североиндийских княжествах, в частности в Магадхе, в VI - V вв., в эпоху династии Сейсунага. Классовые противоречия достигли здесь крайней степени. Вера в незыблемость кастового строя начала колебаться. В этой обстановке возникали еретические учения, секты. Одним из новых вероучений, в котором нашло свое выражение общее настроение недовольства, неуверенности, отчаяния, и был буддизм.

Основу раннебуддистского мировоззрения составляют "четыре возвышенные истины", в открытии которых и состояло "просветление" Будды. Эти четыре истины: учение о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания и о пути к прекращению страдания.

Центр тяжести раннебуддистского учения лежит в нравственной области, в нормах поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достигнуть истины, найти правильный путь спасения и, соблюдая заповеди святого учения, достигнуть совершенства. Моральные заповеди первоначального буддизма носили преимущественно отрицательный характер: это был перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь Будды. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводились к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Но для тех, кто стремится достигнуть совершенства, эти пять запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Выполнение моральных предписаний буддизма означало требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничества.

Одна из важных заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем живым существам. Буддизм предписывает при этом не делать различия между ними и относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным. Последователь Будды ни в каком случае не должен платить злом за зло, ибо этим не уничтожаются, а лишь возрастают вражда и страдание.

Буддизм отрицает единство души человека, а тем более ее бессмертие. Основу психической жизни составляет не душа, а отдельные дармы. Основное значение этого слова в буддистской философии - "носитель своего признака", то есть носитель душевных свойств.

Будда не отрицал существования брахманских богов, но он считал, что они бессильны помочь человеку: человек может спастись от страданий бытия только своими собственными усилиями. На первый взгляд это учение содержит в себе призыв к проявлению самостоятельной воли и деятельности человека; но на самом деле Будда понимал спасение просто как пассивный уход из жизни: спастись от страданий бытия можно только отрекшись от самого бытия.

Течения буддизма:

      Махаяна. Основателем учения махаяны считается видный буддистский богослов Нагарджуна. Махаянисты исходили из того, что основная идея буддистского вероучения налагает непосильное бремя на простого человека. Массе народа нужен более легкий, широкий путь. Религия без бога или богов народной массе недоступна: верующим нужен бог или боги. Постепенно развился культ Будды. Также предметом почитания в махаянистском буддизме стали бодисатвы - существа, заслужившие переход в нирвану, но добровольно оставшиеся на время в миру, чтобы спасать другие существа.

      Ламаизм - одна из разновидностей буддизма, утвердившаяся в Тибете вследствие проникновения Махаяны и тантризма и объединения их с религией тибетцев бон-по (разновидность шаманизма). Не отличаясь основными догматами от других течений буддизма ламаизм основную роль в спасении отводит ламам. Считая, что без их помощи верующий не сможет достичь перерождения, попасть в рай, достичь нирваны. Лама - буддийский монах в Монголии, Бурятии, Туве, Тибете. В ламаизме ламу считают представителем Будды на земле.

 

Христианство

Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом сплелась с историей народов прежде всего Европы, а в дальнейшем и многих внеевропейских стран.

Сейчас христианство - самая распространенная религия на земном шаре: ее приверженцев свыше 900 миллионов человек (главным образом в Европе и Америке). Христианство не едино: оно распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект, зачастую враждующих между собой.

Основным и важнейшим условием происхождения христианства было образование Римской империи. Создание мировой монархии подготовило почву для нивелированного культа. Нужна была гибкая религия, которая бы не была связана с узко национальными условиями и которая могла бы удовлетворить запросы разноплеменной массы обездоленного населения Римской империи.

На первой стадии своего развития христианство было лишь одной из иудейских сект. Но уже к концу I в. в христианские общины вливаются элементы нееврейского происхождения.

Сделавшись государственной религией Римской империи, христианство в эпоху ее распада проникает вместе с греко-римской культурой к германцам и славянам. На Востоке христианству, пришлось вести трудную борьбу с зороастризмом и исламом.

Священной книгой христиан является Библия, которая состоит их двух частей: Старого и Нового Заветов. Центральная идея всего христианства - идея греховности человека и другая сторона той же идеи - идея спасения. Главное место в христианской обрядности принадлежит, как известно, таинствам - культовым действиям, цель которых состоит в низведении на верующих благодати божьей. Древнейшие и в то же время важнейшие христианские таинства - крещение и причащение.

Христиане верят в единого Бога, сотворившего мир и человека. Этот Бог, по понятиям всех трех христианских конфессий, представляет Собой Троицу - три равноправные Личности, находящихся в совершенном единстве: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Также христиане признают факт первородного греха, совершенного Адамом и Евой. Всех христиан объединяет вера в Иисуса Христа - Бога Сына, который вочеловечился (воплотился), родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии. Он добровольно принес Себя в жертву за грехи человечества. Христиане верят во Второе пришествие Иисуса Христа, когда Он будет судить живых и мертвых и установить Свое вечное Царство.

Течения христианства:

      Православие. В православии важную роль в трактовке Библии играет Священное предание. Православные церкви сохраняют, например, раннюю христианскую традицию полицентризма, т.е. принадлежат к разным церквам. Православные считают, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад. В основе культа лежат семь главных таинств: крещение, причащение, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

      Католицизм. Основу вероучения католицизма составляет не только Священное Писание и Священное предание, но и официальные документы главы католической церкви - Римского Папы. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище - промежуточном месте между адом и раем. В католицизме иначе, чем в православии, совершаются многие таинства. Младенцев не причащают. Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо. Священникам римско-католической церкви предписано строгое безбрачие (целибат).

      Протестантизм - третья из основных христианских конфессий. Он возник в результате Реформации XVI века. Единственной священной Книгой протестантизм признал Библию. Протестантизм упразднил разделение на духовенство и мирян, считая священниками всех верующих. Протестантизм, как и православие, не признает учения о чистилище. У протестантского духовенства нет исключительного права отпускать грехи: каждый христианин может исповедовать свои грехи перед Богом. Также в протестантизме нет обязательного безбрачия священников. Богослужение протестантов отличаются простотой. Таинствами считаются только крещение и причащение, которые символизируют единение верующего со Христом.

      Мормоны - одна из крупнейших групп маргинальных протестантов. Вероучение мормонов очень отдалено от традиционного христианства. Боговдохновенными они считают не только Библию, но и ряд других книг, прежде всего Книгу Мормона, якобы написанную неким пророком Мормоном на какой-то разновидности коптского языка и переведённую Дж. Смитом чудесным путём. В мормонском вероучении сильно искажено христианское представление о Божественной Троице. Все три ипостаси Троицы представляют собой отдельные сущности, а Святой Дух определяется как энергия, исходящая от двух первых лиц Троицы.

 

     Ислам

Третьей (самой поздней по времени возникновения) "мировой" религией является ислам, или мусульманство. Это одна из распространеннейших религий (приверженцев ее насчитывается около 433,7 миллиона), преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабоязычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюркоязычные и ираноязычные - в подавляющем большинстве; много мусульман также среди североиндийских народов; население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии, в VII в. н. э. Происхождение его почти с самого начала освещается письменными источниками. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны); что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела; что существует божественное предопределение.

Просты и практические и обрядовые заповеди ислама. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях, после какого-либо загрязнения; налог в пользу бедных, фактически в пользу государства; ежегодный пост в течение всего месяца; паломничество в священный город Мекку.

Течения ислама:

      Сунниты — приверженцы халифата — такой формы власти, которую осуществляет выбираемый авторитетными мусульманами член общины, принадлежащий к племени пророка Мухаммада, к племени курейшитов. В качестве источников вероучения сунниты признают Коран и все достоверные хадисы Сунны.

      Шииты. Главное отличие шиитов от суннитов состоит в представлении об имаме как носителе «божественной субстанции». Согласно доктрине шиизма право на имамат не может принадлежать никому, кроме потомков Али и Фатимы — Алидов (поскольку только по этой линии есть потомки Мухаммада). Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере.

      Ваххабиты - последователи религиозно-политического течения в исламе, распространившегося в Неджде. Ваххабиты отвергали всевозможные новшества, появившиеся в процессе развития ислама, в том числе культ святых, дервишество, боролись с пережитками доисламских культов; придерживались суровой простоты нравов; большое внимание уделяли джихаду (священной войне против иноверцев).

Информация о работе Религии мира