Мораль и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Характерная для нашего времени, как и для любого кризисного периода истории, реанимация религии и потеря моральных ориентиров делает вопрос соотношения морали и религии более чем актуальным. В этой связи интересно обращение к истории философии - к наследию тех мыслителей, которых так же, как сейчас - нас, волновал этот вопрос.
Мораль и религия имеют точки пересечения, например, только они поднимают вопрос о смысле жизни. Однако вопрос в другом: является ли этика производной в своем происхождении, зависима ли она в своем существовании от религии до такой степени, что вне религиозного контекста деформируется и теряет свою подлинность?

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1.Теоретические аспекты проблемы морали и религии……………………..…4
1.1 Понятие морали……………………………………………………………….4
1.2 Сущность и функции религии………………………………………………..8
1.3. Сходство и различие морального и религиозного сознания………………9
2. Религия и мораль: за и против……………………………………………..…10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

этика и эстетика.docx

— 36.19 Кб (Скачать)

 

Министерство образования

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Уфимская государственная  Академия Экономики и сервиса

 

 

 

 

Кафедра «Философия»

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Этика и эстетика»

Тема: «Мораль и религия»

                                   

                     

 

 

                                                                         Выполнила: студентка гр.ФЗК-11

                                                                         Банникова М.С.

                                                                         Шифр: 10.01.265

                                                                         Проверила: Мухаметлатыпова Ф.У

 

Уфа 2011

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…3

1.Теоретические аспекты  проблемы морали и религии……………………..…4

1.1 Понятие морали……………………………………………………………….4

1.2 Сущность и функции  религии………………………………………………..8

1.3. Сходство и различие  морального и религиозного сознания………………9

2. Религия и мораль: за  и против……………………………………………..…10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема соотношения  морали и религии до настоящего времени  является одной из самых запутанных философских проблем.

Теоретически это выражается в утверждении, что религия порождает  мораль, а на практике - в господствующем до сих пор средневековом предрассудке, будто "нерелигиозная мораль", а, следовательно, и общество, состоящее  из атеистов, не возможны.

Характерная для нашего времени, как и для любого кризисного периода  истории, реанимация религии и потеря моральных ориентиров делает вопрос соотношения морали и религии  более чем актуальным. В этой связи  интересно обращение к истории  философии - к наследию тех мыслителей, которых так же, как сейчас - нас, волновал этот вопрос.

Мораль и религия имеют  точки пересечения, например, только они поднимают вопрос о смысле жизни. Однако вопрос в другом: является ли этика производной в своем  происхождении, зависима ли она в  своем существовании от религии  до такой степени, что вне религиозного контекста деформируется и теряет свою подлинность?

Не существует религии "по определению", есть лишь многообразные, часто отрицающие друг друга религиозные  опыты, в том числе и такие, которые саму мораль объявляют религией. К примеру, Лев Толстой считал себя глубоко верующим христианином и создал свое религиозно-нравственное учение. Однако Святейший Синод назвал последнее "противохристианским". Совершенно очевидно, что в данном случае мы имеем дело с двумя разными  пониманиями религии вообще и  христианской религии в частности.

Религиозная этика - это этика, которая основывается как на естественных, социальных фактах морали, так и  на откровении Богом человеку нравственных истин.

1.Теоретические аспекты проблемы морали и религии

1.1 Понятие морали

 

В русском языке существуют два родственных понятия - мораль и нравственность. Каково отношение  между ними? В этике существуют попытки "развести" данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который  мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного. Существует ведь большая  разница между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в  действительности выполняют.

В русской культуре были предложения вообще не использовать в русском языке слова "мораль", которое имеет иностранное происхождение, - оно происходит от латинского слова "moralis", что означает "нравственный". В русском языке, как считал И.В. Даль, оно заимствовано от французского слова "moralite?", которое первоначально означало "драматургический жанр; в западноевропейском театре в XV-XVI вв. - назидательная, аллегорическая драма, персонажами которой были персонифицированные добродетели и пороки, вступавшие в борьбу за душу человека". В.И. Даль считал, что русское слово "нравственный" нисколько не хуже французского слова "моральный". Но ошибаться могут любые учёные, в том числе и великие языковеды, каким был В.И. Даль!

В современном русском  языке и в современной этике  обычно слова "нравственность" и "мораль" рассматривают как  синонимы, или же специально оговаривают, если разделяют их по значению.

Дать определение "морали" ("нравственности") значительно  сложнее, нежели дать определение "этики", что обусловлено сложностью, многоаспектностью  самого предмета. Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения "нравственности".

1) Нравственность есть "внутренние, духовные качества, которыми руководствуется  человек; этические нормы, правила  поведения, определяемые этими  качествами". В данном определении  мораль сводится к определённым  духовным качествам человека, а  также к определённым нормам  и принципам поведения, т.е.  к определённой форме сознания. Однако здесь не учитывается  в должной мере моральное измерение  общества, а также практическая  нравственная деятельность. Поэтому  в русскоязычной советской этике  в 70-е годы XX века было предложено  другое, более широкое понятие  морали.

2) Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения  действительности через дихотомию  (противоположность) добра и зла.  Очевидна связь данного понятия  морали с человеком, который  только и может оценивать и  повелевать. Мораль, таким образом,  понимается как субъективная  форма бытия, хотя и всеобщая  для человека. Но как быть с  отношением к природе, может  ли оно быть нравственным? Обладают  ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа? Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями. Поэтому правомочно ещё более широкое определение морали.

3) Мораль есть совокупность  ценностей добра и зла, а  также соответствующих им форм  сознания, отношений, действий. Данное  определение морали и будет  нами рассматриваться как основное. В морали, имеющей черты автономии  и гетерономии, можно выделить  природную, социальную и духовную  основу. Природными началами морали  предстают врождённые нравственные  чувства и, прежде всего, чувства  совести, сострадания, любви, долга,  благоговения. Есть много истинного  в учении Вл.С. Соловьёва, который за субъективные основы морали принимал три чувства - стыд, сострадание и благоговение. Но в человеке есть много и иных моральных чувств, в том числе и отрицательных, таких как чувство злобы, ненависти, зависти и др. Они отчасти социальные, но отчасти и врожденные.

В этике существует учение о естественном нравственном законе. Это учение получило развитие в религиозной  этике, в частности, в христианской этике. Так, К. Войтыла (папа Иоанн Павел II) пишет, что "закон природы человек познаёт умом, он прост, он сам себя объясняет, и на нём основана нравственность. Распознаёт его каждый нормальный человек, хотя бы и самый простой. Закон этот даёт возможность вписаться во Вселенскую гармонию, а если человек нарушит границы, велит ему искать пути, чтобы вернуться назад. Но прежде всего он позволяет человеку - даже самому простому, даже не знающему ни одной буквы Евангелия - участвовать в замыслах Бога, Творца и Законодателя, существовать в единстве творения". В Православии также признаётся реальность естественного нравственного закона: "В богословии Православной Церкви принимается положение о реальности естественного нравственного закона как принципа, имеющего безусловный и всеобщий характер и лежащего в основе всех правовых и этических норм". В христианской этике при этом обращаются к определённой традиции, которая берёт начало от апостола Павла, от святых отцов церкви. Так, апостол Павел писал в Послании к Римлянам: "Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах". Тертуллиан (II в) утверждал: "Итак, прежде Моисеева Закона, написанного на каменных скрижалях, я утверждаю, существовал неписаный закон, который обыкновенно понимался естественным образом и соблюдался предками".

К числу природных основ  морали можно отнести и те моральные  ценности, которые человек обнаруживает в природе и которые составляют её определённую моральность. В природе  существует некоторая предрасположенность  к добру, к благу, хотя есть и природное  зло. И человеку важно видеть это  естественное добро, которое осознаётся за каждой тварью и поступать в соответствии с данным сознанием. - Об этом пойдёт речь ниже, в следующих лекциях.

В нравственности существуют и социальные основы. К социальным основам нравственности надо отнести  реально существующие нравственные отношения, нравы, обычаи, традиции, нормы  и принципы поведения. Каждая культура, нация, сословие, социальная группа, класс, даже профессия вырабатывают свои специфические  нравственные ценности, отношения, нормы. Нравственность предстаёт продуктом  исторического творчества всего  человечества. На развитие и существование  морали оказывают огромное влияние  такие социальные институты, как  семья, право, государство, церковь.

К социальным основам нравственности следует отнести и объективные  моральные ценности различных социальных систем, а именно: моральные ценности экономики, гражданского общества, политики, права, духовной сферы. Реально существующая нравственность существенно зависит  от существующей в обществе экономики, политики, религии и других социальных систем. В свою очередь, мораль оказывает  на все сферы общества активное влияние, которое многообразно.

Социальные основы есть и  у субъективной нравственности, как  то, что сформировалось в каждом отдельном индивиде в процессе его  социализации. Это его нравственные идеи, нормы поведения, его добродетели. Актуальной остаётся проблема нравственного  воспитания личности, однако, очевидно, что она не может быть решена вне  общества.

В морали есть и свои духовные основы. И это, прежде всего, духовная деятельность самого человека. От человека требуется подчас огромное мужество, сила духа, чтобы противостоять злу, развить в себе нравственные качества. Определённые нравственные искушения  испытывали даже самые совершенные  люди. Так, апостол Павел писал: "Ибо  мы знаем, что закон духовен, а  я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю".

Религиозная этика признаёт в качестве духовных основ морали также Благодать Бога, через которую, считается, переданы человеку определённые нравственные положения, законы. Здесь  ссылаются на религиозный опыт человечества, в котором отражено подобное божественное происхождение некоторых нравственных предписаний. Так своё законодательство еврейский народ получил впервые  на горе Синай от Бога через Моисея, что отражено в Ветхом Завете Библии. В Новом Завете описано нравственное учение Иисуса Христа, в которого христиане верят как в Богочеловека.

 

1.2 Сущность и  функции религии

 

Кант как-то заметил, что  “моральный закон открывает мне  жизнь, независимую от живой природы  и даже всего чувственно воспринимаемого  мира ". Похоже, подобные представления  были присущи людям с древнейших времён, когда правила, нормы общения  между людьми рассматривались в  качестве установления высших существ (духов, позже богов). Последние к  тому же поощряли добродетельное поведение  и наказывали пороки. О том, сколько  широко было распространено это мнение, свидетельствует то обстоятельство, что его придерживались даже те, религиозность которых порой  ставилась под сомнение. Так, древнегреческий  философ Демокрит (460-370 гг. до н. э) утверждал: "Боги дают людям все доброе как в древние времена, так и теперь". По его словам, только те люди "любезны богам, которым ненавистна несправедливость". Аналогичные суждения нетрудно обнаружить и у многих других мыслителей античности.

Христианские богословы  традиционно говорят о божественной природе морали. Индивид ее получает как в виде "естественного нравственного  закона" (внутренний закон), так и  в виде богооткровенного (внешнего) закона.

Религиозная трактовка происхождения  морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны - и богатый, и бедный, и царь, и президент, и последний холоп. Религиозное учение в определенной мере предохраняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания до высоких смысложизненных вопросов. В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях.

 

1.3. Сходство и различие морального и религиозного сознания.

 

Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы  самых различных мыслителей с  глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые  различные, порой противоположные  точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые  века, и ныне достаточно категорично  утверждают, что мораль не в состоянии  существовать без религии, точно  так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает  силу исполнять добро, именно религия  предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог  есть живое воплощение добра).

Небезынтересно отметить, что идеи о благотворном воздействии  религии на мораль разделяли и  те, религиозность которых была весьма проблематичной.

Информация о работе Мораль и религия