Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:17, реферат
Одной из самых интересных древних языческих цивилизаций была цивилизация древних кельтов, следы которой дошли до нашего времени в основном в виде популярных мифов, сказок и легенд. Самой знаменитой сказкой и легендой является так хорошо всем известная легенда о короле Артуре, его рыцарей, любивших сидеть за круглым столом и мудром волшебнике Мерлине – верном друге и советнике короля Артура.
Одной из самых интересных древних языческих цивилизаций была цивилизация древних кельтов, следы которой дошли до нашего времени в основном в виде популярных мифов, сказок и легенд. Самой знаменитой сказкой и легендой является так хорошо всем известная легенда о короле Артуре, его рыцарей, любивших сидеть за круглым столом и мудром волшебнике Мерлине – верном друге и советнике короля Артура. Известные французские мультики и комиксы про Астерикса и Обелиска тоже связаны с древними кельтами. (Астерикс - верный сын кельтского народа) Также английский писатель Джон Рональд Толкиен, автор сказочной трилогии "Властелин колец" рисовал свой сказочный мир - Средиземье (наполненный различными чудесными персонажами: эльфами, гномами, троллями, орками, волшебниками и драконами) как раз в основе многих кельтских мифов и сказок.
Но кто же такие сами кельты? Кельты в древности были одной из крупнейших европейских народностей, и населяли большую часть Европы. Жили на территории современной Франции, Англии, Испании. Народность та была достаточно воинственной и любила ходить в военные походы, так что следы их присутствия можно найти в окрестностях Дуная и даже в украинских Карпатах (Думаю наши карпатские гуцулы и кельты немножко родственники). Однако такое широкое распространение кельтов не сопровождалось появлением у них развитого государства (Как было с Грецией или Римом). Кельты так и продолжали оставаться лишь многочисленным союзом племен.
Впоследствии цивилизация
До прихода Христианства у кельтов
была очень мощная языческая религия,
которая неразрывно связана с
древними священниками кельтского народа,
которых называли друидами. В кельтских
сказках и мифах друиды изображаются
мудрыми бородатыми старцами, которые
знают ответы на любые вопросы, владеют
секретами использования
Друиды пользовались большим уважением среди своих современников. В обществе древних кельтов друиды были священниками - посредниками между богами и людьми, также учителями, судьями и врачами. Известный сказочный персонаж - волшебник Мерлин (тот самый, который был советником и учителем короля Артура) являлся одним из мудрейших друидов.
По одной из версий, само слово друид происходит от слова дуб, а дуб в религии древних кельтов был священным деревом, которое символизировало мощность и долговечность. Сами друиды собирались и учили друг друга в священных дубовых рощах. Друидом мог стать далеко не каждый, а обучение на друида проходило много лет. О самом обучение и тех великих знаниях, которыми когда-то давно владели друиды, сейчас фактически ничего не знаем. Причина - друиды никогда не пользовались такой штукой как письменность, все знания передавались исключительно в устной форме и потому ничего не сохранилось. Единственным источником, из которого мы вообще что-то знаем про друидов - те же сказки, мифы и легенды.
По легендам наибольшей силой, которой обладали друиды, была сила слова. Этой мощной силой друиды творили великие вещи: могли влиять на людей. Легенды описывают случай, когда один друид, с помощью нескольких слов помирил две большие армии, которые за мгновение до этого готовы были сойтись в яростной и смертельной битве. Также, с помощью слова друиды могли влиять на погоду, вызвать дождь или, наоборот разогнать тучи. С помощью магической силы слова друиды могли исцелить других людей, но могли и наоборот - убить. Страшным оружием было проклятие друидов. Человек, на которого накладывалось такое проклятие, мог умереть в страшных мучениях.
С постепенным упадком кельтской культуры и религии друиды постепенно трансформировались в бардов. Барды уже не имели такой мощной силы как друиды, но тем не менее обладали даром слова, что делало их прекрасными поэтами, певцами и просто музыкантами. Впоследствии с наступлением эпохи средневековья, барды вовсе превратились в бродячих артистов и музыкантов, путешествуя из города в город, из замка в замок, и в виде песен пели легендарные рассказы о былой великой славе давних героев, храбрых воинов и мудрых друидов. Наши странствующие украинские кобзари за своим духом очень похожи на средневековых европейских бардов.
Однако из того, что знаем можно утверждать, что древние кельты особое уважение оказывали деревьям. Наиболее священным был дуб с растущей на нем омелой, также в почете были тиса, береза, яблоня. Кроме культа деревьев очень распространенным был культ камней и скал. Во многих странах, где некогда обитали древние кельты можно и сегодня найти собранные груды камней и одинокие или парные валуны, поднятые над землей. Эти места для древних кельтов были священными, а с приходом христианства очень часто на них вырастали монастыри. Наиболее значительным каменным сооружением древних кельтов считается Стоунхедж (находится в графстве Уилтшир, Англия).
Относительно богов кельтского пантеона то их довольно много. Опишу лишь самых центральных из них:
Луг - бог покровитель ремесел и искусств. В частности покровитель искусства войны. Поэтому не случайно его имя входит в названия многих крепостей. (Французский город Лион в древности называлось Лугдунум - Крепость Луга)
Таранис - бог-громовержец. Тарран с французского переводиться как гром. Таранис - управитель природных стихий, бог неба, ветров, грозы и бури. Изображается с молотом и колесом в руках. Наш бог Перун является его славянским коллегой.
Цернун - еще один бог. Покровитель леса и диких животных. Также бог изобилия. Еще возможно этот бог был шефом подземного царства и связан с циклом рождения и умирания природы. (Зима-весна-лето-осень)
Бригитта - богиня любви, плодородия, врачевания. По верованиям кельтов Бригитта помогает женщинам во время родов.
Часто в разных мифах и легендах
упоминаются разные имена богов,
которые фактически являются покровителями
того и самого, это дает возможность
серьезно запутаться в кельтской
мифологии. Также среди многочисленных
сонма богов упоминается
Интересными были верования кельтов о загробной жизни. А именно кельты, как и индусы, верили в реинкарнацию - учение о том, что со смертью тела душа не умирает, а вновь пере рождается на земле в другом теле. Реинкарнация упоминается во многих кельтских мифах, и стоит отметить, что вера кельтов в реинкарнацию была настолько сильной, что они даже занимали деньги друг другу с тем, чтобы вернуть их (деньги) в следующей жизни. (Вот бы наши банки одалживали так деньги).
Некоторые божества, как самые важные, упоминаются еще до романизации Галлии. Согласно Цезарю, самым высшим богом Галлии был покровитель дорог и купцов (примерно как римский Меркурий) и покровитель искусств, техники и ремесел; в Ирландии Луг был также покровителем всех искусств Особых богов солнца или войны, вероятно, не было; такие функции соединялись лишь с различными племенными богами. Точная специализация и определенный круг деятельности богов свойственны скорее Средиземноморью и встречаются чаще в городской среде, а исконным кельтам это было совершенно чуждо или перенималось ими лишь дополнительно. Этим мы можем объяснить многочисленность имен кельтских богов, коми военных доблестей, и, как мы уже видели, Лугдунум в Галлии приобрел большое значение.
Бога Тараниса считают властелином небес; в галльском языке с древних времен это понятие связывалось с символикой колеса. На внутренней пластинке гундеструпского котелка мы видим изображение бога или героя с поднятыми руками, который дотрагивается правой рукой до колеса. Впрочем, маленькие бронзовые колесики-подвески подобного характера представляют собой обычный инвентарь в кельтских оппидумах, у нас, например, в Страдоницах, и бывают изображены также на кельтских монетах. Бог с колесом позже появляется на бесчисленных галльских памятниках и сравнивается с римским Юпитером. Иногда он держит в руке колесо, иногда молнию (по-кельтски “таран”, гром), но колесо в религиозных представлениях символизирует также солнце.
Поэт Лукан (1 век н.э.) называет всего трех кельтских богов — Тевтатеса, Эзуса и Тараниса. Но и эти божества определены не совсем ясно и не были распространены повсеместно. Согласно комментариям к этому тексту, Таранис, якобы, умиротворялся сожжением жертвы, Тевтатес — ее утоплением (опусканием в кадку), а Эзус — повешением; последнее особенно важно для понятия священности деревьев. Тевтатес описывается Цезарем как бог войны. Его имя происходит от кельтского слова, обозначающего племя, а в римском понимании его уподобляют богу войны Марсу, а иногда Меркурию. Первоначально, вероятно, это было местное божество, защищавшее свой народ и во время войны; необходимо снова напомнить, что кельтское племя и в военное время составляло самостоятельное образование даже при совместных действиях многих племен.
Эзус появляется позже, часто в образе Марса или Меркурия. Лукан делит эти старые кельтские божества на две группы. Одну из них составляют Эзус и Тевтатес (Марс, Меркурий), вторую Таранис — сочетание образов Юпитера и Диспатера, отца Дита (dis pater, которого галлы считали своим предком, ссылаясь на учение друидов); позже этот бог отождествлялся с Плутоном, богом подземного царства, но эти имена слишком неясны, чтобы они не могли быть именем какого-либо из племенных богов.
В Провансе, прирейнских областях и в Ирландии почитались также женщины-богини, в Ирландии этим богиням подчинялись даже боги мужского пола. Культ плодородия, плодовитости и подземного царства здесь являлся господствующим. Впрочем, культ матери-земли был известен в Европе в древности уже в позднекаменный век, и богини-женщины считаются порождением более древнего матриархального общества, отголоски которого сохранялись в сознании народа очень долго. Очевидно такого же древнего происхождения является и почитание троицы богинь-матерей (matrea, matronae), изображавшихся чаще в сидячем положении с атрибутами плодородия и плодовитости (рис. 49). Эта троица почиталась у тренеров и в других местах, а иногда вместо троицы встречается и одна женщина.
С изображением богов в так называемой позе Будды (сидячей) мы познакомились в южной и средней Франции (таб. XVII, рис. 36). Макробий, позднеантичный писатель, считает эту сидячую позу характерной для богов изобилия и плодородия (атрибуты: сума, крыло, корзина с плодами и т.д.). Часто бог держит в руке змею с бараньей головой или галльскую шейную гривну (Гундеструп).
Таким образом, функции разных
богов часто переплетались. При
романизации кельтских
Мы познакомились уже с троицей матерей, но встречается и бог с тремя головами или с тремя лицами (рельефное изображение трехголового бога в области Реймса, трехголовый бог на сосуде в Бавэ), встречаются и бык с тремя рогами (tarvos trigarnoa), троица животных или фигуры, обладающие способностью утроиться и т.д. Число „три" кельты считали символом силы и совершенства, трехголовый бог был самым могущественным.
Божественный бык Дейотарос известен в галатской малоазиатской области, в символике встречаются ворон, голубь, баран, бык и другие животные. Галльский бог Цернуннос изображается с оленьими рогами, выше мы уже говорили о боге с диким кабаном в качестве атрибута.