Курс лекций по "Религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:31, лекция

Краткое описание

Наука, изучающая религиозные традиции мира, называется религиоведение. Религиоведение исследует одну из интереснейших областей человеческой культуры – религию - систему верований. Религия, по мнению большинства исследователей, появилась одновременно с возникновением человека на Земле. Знаменитый английский этнограф и антрополог Эдуард Тэйлор (1832-1917 гг.) в XIX веке отметил, что этнография не знает ни одного племени, ни одного народа, у которого не было бы верований.

Файлы: 1 файл

Lektsii_religiovedenie.docx

— 173.13 Кб (Скачать)

Христианская  этика строится на предписаниях Библии. Признавая Ветхий Завет, христиане  берут из него десять заповедей (см. выше в параграфе об иудаизме), заменяя  священный день на воскресный (у  иудеев – суббота). Дополнительные моральные принципы даёт Новый  Завет. Христиане полагают, что с приходом Христа был заключён новый договор (завет) с Богом, положения которого изложены в Нагорной проповеди Христа. Из четырёх евангелий подробней  и лучше всего раскрывает эти  нормы евангелие от Матфея.

Основу обрядовой  практики христиан составляют таинства. Для католиков и православных их семь: крещение, миропомазание, причастие, брак, исповедь, священство, елеосвящение. Протестанты, как уже было сказано выше,  признают только два таинства: крещение и причастие. Эти таинства считаются основными.

Крещение  символически вводит в церковь. Крещение сначала, по-видимому, проводилось в  основном над взрослыми людьми после  того, как они выразили веру в  Христа, пообещали исправлять свою жизнь; впоследствии стали крестить младенцев. Согласно библейскому преданию, сам Иисус Христос тоже принял крещение в водах реки Иордан от Иоанна Крестителя. Многие протестанты  считают, что правильнее крестить взрослых людей, когда они сознательно  выбрали веру. Католики и православные крестят новорожденных младенцев, обычно на сороковой день жизни, но это не обязательное правило.

Причастие выражает и подтверждает действительность присутствия  Христа в обществе верующих. В ходе причастия христиане наделяются хлебом и вином, через вкушение священной  пищи мистически соединяются с Христом.

В христианстве существует ряд праздников: Пасха, Рождество  Христово, Благовещенье, Вознесение и  др. 

Наибольшее  распространение христианство получило в Европе, Америке и  Австралии. Христиане преобладают в современном  мире. Их численность составляет 1 млрд. 700 млн. человек.

Христианство  внесло огромный вклад в историю  человеческой культуры, оказало решающее воздействие на формирование западной цивилизации и системы ценностей.

 

Лекция № 10. Мировые религии. Ислам

Данная  лекция относится к

Теме 9. Мировые религии. Раздела  II. История религии         учебной программы

 

Самой поздней  по времени возникновения, самой  молодой из мировых религий является ислам. Наряду с иудаизмом и христианством  он принадлежит к числу монотеистических религий, считается наиболее последовательным вариантом монотеизма, так как  бог в исламе действительно один, единый, без ипостасей, воплощений, разных имён и лиц.

В отличие  от бога сама религия имеет несколько  вариантов наименования: ислам, мусульманство, магометанство.   В переводе с арабского ислам - это «покорность, покой». Эта религия уверяет, что человек должен быть покорен воле единого бога Аллаха, и тогда он может рассчитывать на обретение душевного покоя и райского благополучия после смерти тела. Душа человека в представлении мусульман, как и христиан, бессмертна.

 Приверженцев  этой веры называют мусульманами  в буквальном переводе «преданными  Аллаху».

Ислам возник в VII веке н.э. на территории Аравийского полуострова, где проживали разрозненныё арабские (семитские) племена, занимавшиеся скотоводством и караванной торговлей.

В основу ислама положено учение пророка Мухаммеда (Магомета), жившего в 570-632 годах. По варианту наименования пророка  Магомет, религию иногда называют «магометанством». Достоверно известно, что пророк Мухаммед – реально существовавшая историческая личность, хотя с течением времени  его биография, несомненно, обросла  рядом домыслов.

 Он  родился в Мекке в знатном,  но обедневшем роде племени  курейшитов. Мухаммед рано осиротел, воспитывался дедушкой и дядей.  В юности он был пастухом, потом  стал заниматься караванной торговлей.  Поступил на службу к богатой  вдове Хадидже, на которой впоследствии  женился. Несмотря на большую  разницу в возрасте, Хадиджа была  старше Мухаммеда не то на  пятнадцать, не то на шестнадцать  лет, брак оказался успешным. Поведение  пророка – пример для всех  мусульман, поэтому ислам, например, не осуждает браки, в которых  жена старше мужа.

Ведя  хозяйственные дела Хадиджи, Мухаммед занимался караванной торговлей. Видимо, именно в это время,  он познакомился с основными принципами иудаизма и христианства, а также иранского  зороастризма, общаясь с купцами  различных вероисповеданий. Среди  купцов было немало религиозных миссионеров, кроме того, просто общение с разными  людьми давало знания об их культуре. Парадокс заключается в том, что будучи абсолютно неграмотным (пророк не умел читать и писать до конца своей  жизни), Мухаммед сумел создать учение, сочетающие самые разнообразные  религиозные идеи. Ислам представляет собой пример религиозного синкретизма  – удачного сочетания различных  религиозных идей в рамках одного учения. Причём сам пророк воспринял  эти идеи исключительно на слух.

На религиозную  теорию пророка Мухаммеда повлияли собственно арабские языческие верования  доисламской эпохи. Арабы активно  исповедовали фетишизм, особенно у  них был развит культ камней. Камни почитались как идолы, как воплощения богов. Самое известное каменное святилище находилось в городе Мекка, называлось Кааба. В дальнейшем оно станет исламской святыней и остаётся ей до сих пор.

Кроме того, пророк считал себя наследником и  продолжателем иудео-христианской традиции. На территории Аравии, особенно в крупных торговых центрах –  городах Мекке, Ятрибе, - существовали поселения еврейских и византийских купцов, представлявшие собой иудейские  и христианские общины. Нормы иудаизма и христианства были хорошо известны Мухаммеду и его соплеменникам. Ислам, по большому счёту, заимствовал  иудео-христианскую космогонию. Все  основные персонажи Ветхого завета встречаются и в исламе, но с  некоторым изменением имён как, например, Нух (Ной), Ибрагим (Авраам), Муса (Моисей) и др.

На исламскую  космологию, обряды и праздники повлияла знаменитая религия соседнего Ирана  – зороастризм.

Под влиянием названных вероучений сложилась  теория и практика ислама. Историческим толчком к появлению новой  религии стала политика иранских правителей. Иранцы посягали на земли, принадлежавшие арабам, стремились установить контроль над торговыми путями, которые  приносили основной доход арабам. В начале VII века иранцы в значительной мере потеснили арабов. Последние не только лишились основных доходов, но и оказались перед угрозой порабощения. В таких условиях появилась новая религия, призывавшая арабов сплотиться под знаменем единого бога. Религия стала своеобразной идеологией национального спасения. Объединение ради спасения, сплочение дабы противостоять.

Родоначальник религии – пророк Мухаммед –  не меньше других пострадал от иранцев. В результате утраты контроля над  торговыми путями он, как и  другие арабы, остался не у дел. Именно в  этот период Мухаммед начинает уединяться, упорно размышлять о превратностях  жизни, вероятно и о перспективах существования своего народа. У него возникают видения.

Однажды, когда Мухаммед находился в пещере, где он обычно уединялся для глубоких размышлений, ему вдруг явился архангел Джабраил (аналог христианского Гавриила) и, передав Мухаммеду «истинное  слово Аллаха», приказал нести его  людям. Таким образом в 40 лет Мухаммед стал проповедником. Его проповедь  была воспринята в Мекке неоднозначно. С одной стороны, идеи пророка  падали на подготовленную почву: призыв объединиться был очень актуальным, мифы иудеев и христиан, которые  он использовал, были  знакомыми. Форма  чтения проповедей завораживала, производила  впечатление, заставляя верить в  особый дар этого человека. Мухаммед читал проповеди в стихах, впадая в экстатическое состояние. Но с  другой стороны, его слова нередко  противоречили друг другу, иудеи  усматривали в них неверный пересказ своих преданий и насмехались  над малограмотным Мухаммедом. Наконец, мекканское жречество не собиралось тесниться и признавать нового проповедника. Пророков-проповедников, так называемых «ханифов», было много и до Мухаммеда  ещё в VI веке, но их деятельность не увенчалась успехом. Учение Мухаммеда оказалось более цельным и пришлось как нельзя кстати. Однако прежде, чем арабы окончательно признали его, Мухаммеду пришлось пережить ряд потрясений. Его пророческая деятельность в Мекке была удачной до тех пор, пока пользовалась поддержкой влиятельных родственников: дяди и жены. Личная драма, связанная со смертью Хадиджи, осложнилась усилившимися притеснениями пророка. С небольшой группой последователей Мухаммед  в 622 г. бежит в город Ятриб, спасаясь от преследований. Здесь его проповедь «пришлась ко двору». Уже в год переселения большинство жителей Ятриба признают веру пророка. Это считается первым большим успехом ислама, началом новой мусульманской эры (хиджры), поэтому 622 год – первый год исламского календаря. Город, принявший пророка, впоследствии был переименован в Медину («город пророка»). Отсюда начинается распространение ислама. Параллельно идёт процесс объединения арабских племён вокруг Медины. Этот процесс носил местами мирный, местами насильственный характер, но в целом, был относительно быстрым и успешным. Под ударами мединцев в конце концов пала и Мекка. Сложилось теократическое арабское государство во главе с пророком.

В 632г. незадолго  до смерти Мухаммед посетил Мекку, поклонился традиционному арабскому символу  Каабе и объявил её мусульманской  святыней. Затем он вернулся в  Медину, где умер и был похоронен.

Пророк  был живым комментарием и толкователем провозглашаемых истин, но после  его смерти встал вопрос о необходимости  фиксации и сохранения учения. После  смерти Мухаммеда государство возглавляли  халифы – «заместители пророка». При  первых халифах, ими стали сподвижники  Мухаммеда, вместе с ним переселившиеся из Мекки в Медину, началось составление  священной книги мусульман. Основную роль в этом процессе сыграл Зейд ибн-Сабит, который дольше других записывал  за пророком его проповеди, многократно  беседовал с пророком и пользовался  уважением последнего. Были использованы записи и других людей, но именно Зейд, в конечном счёте, все их обобщил  и соединил в один свод, названный  Кораном.

Главная священная книга мусульман  отличается рядом  характерных особенностей от священной литературы других конфессий. Во-первых, это поэтическая форма  изложения текста, так как проповеди  читались Мухаммедом в стихах. Во-вторых, структура Корана: порядок изложения  текста не хронологический и не тематический. Коран состоит из 114 сур (глав), включающих в свой состав аяты (стихи). Первая глава - молитва, обращение к Аллаху. Остальные 113 глав расположены в порядке  убывания текста. То есть порядок изложения  в Коране зависит только от размера  проповеди-главы. Самые большие главы открывают Коран, а самыми короткими являются завершающие. Третьей особенностью Корана является наличие противоречий. Последователи Мухаммеда пытались сохранить каждое слово пророка, не смотря на их противоречивость. Как было сказано выше, противоречия содержали и проповеди Мухаммеда. Пророк говорил, что озвучивает слова Аллаха, передаваемые ему. Поэтому слово «Коран» буквально означает «чтение вслух». Мухаммед проговорил, прочитал вслух, услышанное свыше. Если новая проповедь в чём-то противоречила предыдущей, то Мухаммед говорил, что сам Аллах меняет свои прежние слова на новые. Новая проповедь считалась более верной. При составлении Корана после смерти Мухаммеда на основе записей разных людей, вероятно, уже было невозможно датировать записи и определить какие из слов были произнесены раньше. Записали по максимуму всё, считая все слова божественными. Дабы верующие знали каким предписаниям надо следовать, то уже в VII веке возник  тафсир - школа толкования Корана. В Коране насчитывается свыше 200 противоречий, растолковать которые и призван тафсир. В результате в сорока главах Корана появились отменённыеаяты, которым мусульманин не должен следовать.

Второй  священной книгой мусульман является Сунна, составленная в IX веке на основе хадисов - рассказов о жизни пророка Мухаммеда. Два века хадисы передавались в устной форме, поэтому, наверняка, подверглись искажениям  и позднейшим дополнениям. В силу этих причин не все мусульмане признают абсолютную достоверность Сунны. Подавляющие большинство мусульман, свыше 80% составляют сунниты, они чтут Сунну не меньше, чем Коран; а вот представители другого крупного течения в исламе – шииты, - достоверной частью Сунны считают лишь те фрагменты, где говорится непосредственно о Мухаммеде и его родных. Тем не менеешеститомная Сунна является важной частью исламской литературы. На нормах, изложенных в Коране и Сунне, базируется шариат - система исламского права, - основываются обязанности мусульман.

Существует  пять священных обязанностей  мусульман, так называемых «столпов веры»:

1) Шахада (акида)  – символ веры. Он заключён  в священной фразе: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед –  пророк его». Эта формула содержит  два основных догмата ислама: единобожие и признание пророческой  миссии Мухаммеда. Мусульмане  почитают всех библейских пророков, включая Ису (Иисуса Христа), но  считают, что эти пророки не  совсем верно передали слова  бога людям, единственным верным, истинным пророком они считают  Мухаммеда.  Мусульманин должен  произносить священную фразу  ежедневно во время молитвы,  которая является второй священной  обязанностью.

2) Человек,  веря в Аллаха, должен  ему молиться  – совершать намаз - ежедневную  пятикратную молитву. У шиитов  меньшее число ежедневных молитв  – три в день. Священным днём  в исламе является пятница,  поэтому и пятничная полуденная  молитва признаётся самой важной  на неделе. Для мужчин она проходит  в мечети. Число молитв возрастает  до двадцати в день во время  поста – следующей обязанности  мусульман.

3) Саум (пост) проводится в девятый месяц  по лунному календарю  (рамадан), длится тридцать дней. Это период  максимального духовного совершенствования.  Во время поста на верующего  накладываются  ограничения в  поведении и еде: нельзя есть  и пить от восхода солнца  до заката, запрещается курить, веселиться  и т.д. От поста освобождаются  беременные женщины, больные,  дети, старики, военнослужащие, путешественники.  Они могут держать пост в  другом месяце этого года, или  им он может быть вообще  прощён.

4) Закят –  четвёртая священная обязанность  мусульман. Это  налог на  содержание религиозной общины, который уплачивается раз в  год и зависит от состоятельности  человека и его успешности  в данном году.

Информация о работе Курс лекций по "Религиоведению"