Курс лекций по "Религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:31, лекция

Краткое описание

Наука, изучающая религиозные традиции мира, называется религиоведение. Религиоведение исследует одну из интереснейших областей человеческой культуры – религию - систему верований. Религия, по мнению большинства исследователей, появилась одновременно с возникновением человека на Земле. Знаменитый английский этнограф и антрополог Эдуард Тэйлор (1832-1917 гг.) в XIX веке отметил, что этнография не знает ни одного племени, ни одного народа, у которого не было бы верований.

Файлы: 1 файл

Lektsii_religiovedenie.docx

— 173.13 Кб (Скачать)

Рен – это  имя, полученное от рождения. Ему приписывалось  свойство влиять не только на земную, но и на загробную жизнь. Для обеспечения  лучшей жизни египтяне включали в  свои имена имена богов и названия священных предметов, возникали  теофорные имена. Например: Тутанхамон. «Тут»-образ, «анх»-живой, «Амон»-имя  бога солнечного диска. Следовательно, Тутанхамон – «живой образ бога Амона». Египет – первая цивилизация, где отводится большая роль имени, появляется практика подбора и трактовки  имён.  Имя рассматривалось как  одна из душ египтянина.

Шуи (шуит) –  тень от физического тела. Является душой, обладает определённой энергией. Особенно тесно связана с телом  и материальным миром.

Ба (другая душа) изображалась как сокол с головой  данного человека. Считалась жизненной  силой, покидавшей человека в момент смерти и возвращавшейся к мумии, чтобы оживить её в загробной  жизни. Ба не может полноценно существовать без тела. Именно для неё больше всего нужна мумия как вместилище ба.

Ка рисовалась в виде двух поднятых рук. Нетленная  субстанция, присущая как богам, так  и людям.

Иб – сердце. Воспринималось скорее не как орган  человеческого тела, а в качестве души, ибо сердце – это источник мыслей, чувств и решений, по мнению древних египтян. Сердце – вместилище совести и ответственности. Оно  всегда правдиво, поэтому именно сердце свидетельствует о человеке на загробном  суде. Взвешивание сердца и составляет основу этого суда.

Загробную жизнь  египтяне считали продолжением земной. Тремя основными условиями были: сохранение тела (мумификация), обеспечение  жилища (гробница) и пищи (заупокойные  дары и жертвы). После семидесятидневной  бальзамировки и земного прощания с телом начиналось путешествие  душ умершего в загробный мир. Как и в других религиях, здесь  присутствует идея посмертного суда над человеческой душою. Этот суд  – психостасия (от греч. «психе»-душа, «статис»-неподвижный) – изображался  как взвешивание души (иб-сердца) перед богом Осирисом в присутствии  Анубиса, Тота, Исиды и Нефтиды. (Во всех сюжетах и ритуалах заупокойного культа воспроизводятся мифы об Осирисе.) На одну чашу весов кладётся сердце умершего, а на другую статуэтка или страусиное перо богини правды, истины и справедливости Маат. Сердце, отягощённое грехами, перевешивает перо. Его съедает чудовище Амт (Амамат), и всякое существование человека на этом завершается. Ада в египетской мифологии нет.

В целом египтяне были оптимистами и верили, что  в случае искреннего раскаяния в  своих грехах, сердце может от них  освободиться и стать лёгким. Тогда  душа умершего «получает пропуск» на небо на поля  загробного мира Дуат, центром которого была река Иару (Иалу). Этот мир похож на земной, но жизнь  здесь более счастливая, боги обеспечивают плодородие и урожай.

Оправдательная  речь умершего даёт нам представление  об этике египтян. Она представляет собой «исповедь отрицания» - заверение, что человек не совершал ни одного из 42 тяжких преступлений. Например: не делал зла, не крал, не поднимал руку на слабого, не убивал, не был причиной слёз, не приказывал убивать, не сквернословил, не завидовал, не лицемерил, не лгал, не совершал прелюбодеяние и т.д.

Как было сказано  выше, для обеспечения загробного существования люди не только мумифицировали тела умерших, но и заранее готовили гробницы. Самыми грандиозными сооружениями Древнего Египта, его символами на тысячелетия стали пирамиды. Первая пирамида была сооружена в XXVIII в. до н.э. для основателя третьей династии военачальника и фараона Джосера в Саккаре на южной окраине Мемфиса. Архитектор Имхотеп был обожествлён и назван «сыном Птаха», а сама пирамида получила прозвище «матери египетских пирамид». Самыми известными пирамидами Египта являются пирамиды в Гизе неподалёку от Каира, принадлежащие фараонам четвёртой династии: Хуфу (Хеопс), Хафре (Хефрен) и Менкауру (Микерин). Возводившаяся, по сведениям Геродота, двадцать лет пирамида Хеопса является единственным сохранившимся чудом из семи чудес Древнего мира. Пирамиды рассматривались и рассматриваются неоднозначно: христиане верили, что это житницы, построенные библейским Иосифом для хранения запасов хлеба на случай голода; арабы полагали, что это сооружения для хранения сокровищ и свитков от всемирного потопа; существовала точка зрения, что это гигантские маяки для караванов. Некоторые версии связывают возникновение пирамид не с египтянами, а с космическими пришельцами. Однако большинство исследователей всё же уверенно в египетском происхождении пирамид и в том, что строились они как гробницы для фараонов с третьей по двенадцатую династии (XXVIII - XVII вв. до н.э.). По разным подсчётам, было построено от 67 до 98 пирамид. На смену величественным пирамидам пришли  скрытные подземные и внутрискальные гробницы.  Они обнаружены в Долине царей за горной грядой Дейр эль-Бахри. Лидерство по популярности здесь удерживает гробница Тутанхамона, найденная в 1922 г. археологом Говардом Картером у подножия ранее открытой гробницы Рамсеса VI. Его гробница единственная найдена практически не разграбленной. Она позволила археологам представить особенности заупокойного культа и убранства.

Наряду с  заупокойным культом, значительное место в представлениях египтян  занимала зоолатрия – культ животных. Животные считались земными воплощениями богов. Например, Апис – священный  бык – считался символом плодородия, связывался с богом Птахом. Священный  бык подбирался по ряду признаков, жил  в храме Птаха в Мемфисе, вместе с родившей его коровой. Корова. В  свою очередь, почиталась как воплощение богинь Исиды и Хатор (дочь Ра, богиня веселья, музыки и любви). В 1857 году французский  археолог Огюст Мариет открыл Серапеум – пещерный комплекс в Саккаре, где  были обнаружены саркофаги с мумиями  священных быков. Всего 65 гробниц, выполненных  в XV- IV вв. до н.э. Особым отражением зоолатрии стали не только ритуальные захоронения животных, но и зооморфные изображения богов.

Традиционные  верования египтян стали вытесняться  по мере завоеваний: в  VII в. до н.э. Египет завоевали ассирийцы, в VI в. до н.э. – персы, в IV в. до н.э. в Египет вторглись войска Александра Македонского, в I в. до н.э. его захватили римляне, а в VII в. н.э. – арабы. Следствием потери национальной независимости и нахождения в составе иных государств стала утрата собственных представлений. Сначала произошла христианизация Египта, а затем, в VII в. н.э. исламизация, обернувшаяся арабизацией, утратой уникальной  культуры, ассимиляцией и исчезновением этнических египтян, как таковых. Все эти процессы привели к забвению древнего языка и иероглифической формы письменности. Несмотря на наличие источников, к XIX веку изучение египетской мифологии было затруднено незнанием древней письменности. В 1822 г. французский лингвист Жан Франсуа Шампольон расшифровал египетские иероглифы при помощи Розеттского камня. Это привело к новому открытию Египта европейцами и привело не только к научному прорыву, но и подогрело интерес к этой древнейшей и колоритнейшей культуре.

 

Лекция №6. Религиозные системы Древней Индии. Индуизм

Данная  лекция относится к

Теме 6. Религиозные системы цивилизаций  Древнего Востока и возникшие  на из основе религии. Раздела II. История религии         учебной программы

 

Одной из древнейших цивилизаций, наряду с  Месопотамией и Египтом, была Древняя  Индия. В 20-е гг. XX века были обнаружены остатки двух древнейших городов, принадлежавших к этой цивилизации: Мохенджо-Даро  и Хараппы. Предполагается, что эти города были заселены людьми в III- II тыс. до н.э. Они удивили археологов высоким уровнем цивилизованности, неизвестным на то время больше нигде в мире. Города построены по плану, в них расположены двухэтажные дома, имеется канализация, найдено большое количество интересных изделий. Мохенджо-Даро  и Хараппа причислены к Протоиндийской (Хараппской) цивилизации, которую также называют Индской.Абсолютно достоверных сведений о происхождении этой цивилизации и об её верованиях нет. Возможно, здесь были развиты культ реки, культ плодородия и культ деревьев. Погибли эти города в одночасье, в результате землетрясения, сопровождавшегося наводнением.

В дальнейшем несколько веков городской и  государственно организованной жизни  на территории Индии не было. Проживали  бесписьменные племена дравидов.  В середине  II тыс. до н.э. на полуостров Индостан с севера вторглись арии (буквально «благородные»).  Вопрос о прародине ариев является спорным:  то ли это приуральские степи, то ли балканский полуостров, то ли Малая Азия.

На территории Индостана произошла ассимиляция  ариев и дравидов. Появился санскрит – главный религиозный язык Индии. На этом языке составлены древнейшие религиозные тексты Веды, давшие название религии – ведантизм.

В религиозном  развитии Индии выделяется ряд этапов:

I –й этап – середина II-начало I тыс. до н.э. – ведический период(религиозная система – ведантизм);

II –й этап – начало I-середина I тыс. до н.э. – брахманский период(религиозная система – брахманизм);

III –й этап – середина I тыс. до н.э.-начало н.э. – как оппозиция брахманизму возник буддизм, ставший первой мировой религией (религиозная система – буддизм);

IV–й этап – с начала н.э. – распространение индуизма,  вытеснившего из Индии буддизм (религиозная система –индуизм).

Первый этап называется ведическим, так как основой  верований на этом этапе были Веды – священное знание, священное  писание, воспринимавшееся как результат  божественного откровения. Веды представляют собой большой комплекс разновременной литературы, предположительно, составлявшейся с XVI –XV вв. до н.э. по  VI-Vвв. до н.э.

Веды призывают  людей поклоняться богам, которые, правда, не имеют строгого порядка  и точного числа. Исследователи  выделяют 33 высших бога (по частоте  упоминаний в Ведах),  насчитывают  от 333 до 3333333 сверхъестественных существ, фигурирующих в этой литературе. Богов  делят по сферам влияния на три  основных группы: земные, воздушные  и небесные. К земным, например, относятся: Адити – богиня земли, мать богов  Индры, Митры и Варуны; Агню –  бог огня. В группу небесных богов  входят Дьяус – бог-отец, бог неба; Ушас (Урас) – богиня утренней зари. Основная же роль отводится  богам, курирующим пространство между небом  и землёй, представляющим связующее  звено: Индра – бог-громовержец, воплощение силы, плодородия, мужского начала, самый популярный в Ведах  бог; Вею (Ваю) – бог ветра; Парджанья  – бог грозы; Варуна – бог-законоохранитель, осуществляющий ночной контроль за людьми; Митра – бог согласия, воплощение дневного контроля за людьми. Боги Митра  и Варуна называются богами индоиранского  единства, так как фигурируют в  религиях обоих народов.

Поклонение  богам, а также чтение и знание Вед были главными священными обязанностями  индусов, но проблема состояла в том, что большинство людей было неграмотно. Поэтому очень быстро возвысились  те, кто мог читать и разъяснять Веды  остальным – это были брахманы. Сначала брахманами называли написанные к Ведам сборники сведений о ритуалах, правилах и обрядах; позже  так стало называться жречество.

К началу I тыс. до н.э. арии перешли от кочевого к осёдлому образу жизни, в обществе наметилось чёткое расслоение, потребовавшее объяснения и обоснования. В это время, как раз и сложилась так называемая кастовая система, в которой особый статус приобрели жрецы – брахманы. Касты представляют собой социально-религиозную систему, так как это жёсткая социальная дифференциация, подкреплённая религиозным авторитетом. Каста – европейский, а точнее португальский термин, означающий «род». Собственно в санскрите используется иной термин – «варна», переводимый как «цвет». Известно четыре основных варны в древнеиндийском обществе. Варны роднит общее происхождение от бога Брахмы (Брамы). Имя бога запечатлено в названии высшей, первой варны – брахманов, которые по легенде произошли из уст бога Брахмы. Следовательно, брахманы должны говорить от имени бога, нести слова бога людям, проповедовать. Их варна(священный цвет) – белый. Чуть ниже в общественной иерархии располагались кшатрии – воины, в том числе военачальники, цари. Они произошли из рук бога Брахмы, в которых на изображениях он держал оружие. Задача воинов защищать остальных с оружием в руках, ну а их цвет – это цвет крови (красный). Третьим (низшим из привилегированных) сословий было крестьянство (земледельцы), которое произошло из бёдер божества и было обязано своим трудом кормить и содержать другие варны. Цвет этой группы жёлтый – цвет земли. Перечисленные касты именовались «дваждырождёнными», так как их члены проходили посвятительный обряд (инициацию) в возрасте от 8 до 12 лет. Последняя четвёртая варна стояла за рамками этих религиозных церемоний, своё происхождение вела от стоп бога Брахмы. Цветом её был чёрный цвет (цвет грязи). Она занимала низшее положение в социальной иерархии, занимаясь грязным физическим трудом (некоторые ремёсла, торговля). В состав варн входило только собственно индийское население.  Чужестранцы в эту систему не включались. Вне варновой системы стояли «неприкасаемые». Их число пополнялось рабами из завоёванных племён. Переходы из варны в варну были запрещены, так как рождение в какой-то варне воспринималось как показатель развитости и степени совершенства души.

Брахманизм  выработал идеи, перешедшие и во все последующие индийские религии. Это, во-первых, идея сансары («цепь  перерождений»): душа существует в теле не один, а бесконечное множество  раз. После смерти одного тела душа переселяется в другое. Перерождение происходит по закону кармы – закону воздаяния. Карма, с одной стороны, устанавливается богами; с другой стороны, сумма поступков предшествующей жизни определяет последующее воплощение. Можно переродиться животным, человеком с лучшей или худшей судьбой, богом. Рождение в высшихварнах – признак духовного совершенства и развитости души. Возможно приобщение души к «пути богов», т.е. рождение богом. К этому пути не могут приобщиться те, кто слишком привязан к земным радостям, вещам, другим людям. После смерти их души направляются к луне, а потом возвращаются на землю, совершая переход, круговорот, «круг перерождений» (сансару).

Информация о работе Курс лекций по "Религиоведению"