Курс лекций по "Религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:31, лекция

Краткое описание

Наука, изучающая религиозные традиции мира, называется религиоведение. Религиоведение исследует одну из интереснейших областей человеческой культуры – религию - систему верований. Религия, по мнению большинства исследователей, появилась одновременно с возникновением человека на Земле. Знаменитый английский этнограф и антрополог Эдуард Тэйлор (1832-1917 гг.) в XIX веке отметил, что этнография не знает ни одного племени, ни одного народа, у которого не было бы верований.

Файлы: 1 файл

Lektsii_religiovedenie.docx

— 173.13 Кб (Скачать)

Для максимального  улучшения кармы человеку, в первую очередь, необходимо осознать дхарму. Дхарма (от «дхар»-поддерживать) – это  всеобщая закономерность, вечный порядок, обеспечивающий целостность мира. Всеобщая дхарма строится на идеалах правдивости, чистоты, добра, ненасилия, трепетного отношения ко всему живому. У каждого  человека есть своя дхарма. Она вытекает из общей дхармы людей, но при этом ещё предполагает осознание своего долга, места и предназначения, в  том числе связанного с варной. В узком смысле слова, дхарма для  человека – это соблюдение традиций, правил, устоев, следование долгу.

Ещё одной  важной жизненной задачей является вера в богов и поклонение им. Несмотря на то, что все индийские  религии так или иначе были преемственны друг другу, никогда полностью  не порывали с прошлым, тем не менее, в брахманский период пантеон  существенно изменился. На первый план выходит троица богов – тримурти («тройственный образ») – в составе: Брахма, Вишну, Шива. Брахма – создатель  мира, воплощение творческого начала, центральный персонаж брахманского пантеона (в отличие от современного индуизма, в котором самостоятельного культа Брахмы не существует). Вишну  – охранитель мирового порядка (упоминается  впервые в ранних ведических текстах, где он – карлик, сопровождающий Индру. В брахманизме приобретает  особое значение. Является одним из основных богов и в современном  индуизме). Третье лицо троицы Шива –  разрушитель, уничтожающий, правда, в  первую очередь, зло (тоже очень почитаемое божество в современном индуизме).

Сохранялась вера и в иных богов, но Брахма, Вишну, Шива заняли центральное место в  пантеоне. Поклоняясь богам, стремясь к духовному совершенству, люди верили в лучшее перерождения. Однако уже  в брахманский период родилась идея о том, что перерождения всегда непредсказуемы и таят некие опасности и тяготы. Появилось понятие «мокши» - избавления, освобождения, которое отождествлялось  с вечным бытиём, свободным от телесных воплощений. Брахманы видели разные пути достижения мокши:  «путь деяний», «путь знаний» и «путь любви (к богу)». Идея о том, что вся  жизнь – это страдание - и высшая цель человека – избавление от перерождений – достигла апогея в буддизме (подробно читайте об этой религии в лекции №7).

Буддизм возник в  VI в. до н.э. и стал своеобразной оппозицией брахманизму, так как провозгласил равенство людей на пути религиозного просветления вне зависимости от социальной принадлежности. В III в. до н.э. буддизм стал государственной религией при царе Ашоке. Однако принцип равенства, характерный для этой религии, не мог прижиться в индийском обществе, где существовала варновая система. В конце концов буддизм был вытеснен из Индии, а на основе древнего ведантизма и брахманских верований родилась новая преемственная религия – индуизм.

Название  «индуизм» европейское, активно  используется с XIX века. Местное население называет «хинду-самая» - индусов религия или «хинду-дхарма» - индусов закон. В IV - VI вв. в правление династии Гуптов индуизм стал господствующей религией в стране, окончательно потеснив буддизм. Доминирующей религией на территории Индии индуизм остаётся и по сей день: его исповедует 83% населения.

На практике это не единая религия, а соединение ряда религий и культов.

 

Лекция № 7. Возникновение монотеистических представлений.Иудаизм

Данная  лекция относится к

Теме 6. Религиозные системы цивилизаций  Древнего Востока и возникшие  на из основе религии. Раздела II. История религии         учебной программы

 

Древний Восток является родиной подавляющего большинства  религий, среди которых не только политеистические, но и древнейшие монотеистические религии: иудаизм  и христианство. На сегодняшний день существуют три признанные, развитые монотеистические системы:  иудаизм, христианство и ислам. Последняя  из них возникла в средние века. Христианство и ислам в не меньшей  степени представляют интерес как  мировые религии.

Иудаизм –  это религия еврейского народа, возникшая  на рубеже II-I тыс. до н.э. Иудаизм представляет собой не только веру, но и комплекс правовых, этических и обыденно-практических представлений, которыми руководствуются иудеи на протяжении нескольких тысячелетий.  Кроме того, иудаизм – это первая монотеистическая религия, ставшая в дальнейшем базой для христианства и ислама.

Формированию  иудаизма предшествовал политеистический этап в жизни древних евреев. Они  представляли собой кочевое семитское  племя, мигрировавшее между двумя  древнейшими очагами цивилизации  и культуры: Месопотамией и Египтом. Евреи были разделены на ряд родственных  групп (колен), у каждой из которых  был свой набор богов. Во II тыс. до н.э., по всей вероятности, уже складывается культ племенных богов еврейских племенах. Он стал первым шагом на пути к монотеизму. Одним из таких племенных богов был Яхве (в позднейшем варианте Иегова). Со временем он превратился в единственного и единого Бога иудеев. Возможно, этот процесс был связан с объединением еврейских племён вокруг одного из них.

Ветхий Завет  Библии  описывает историю иудеев как семьи Авраама, у которого долго не было детей. Данного на старости лет единственного сына Исаака Авраам был готов, не задумываясь, принести в жертву по первому требованию Бога. За крепость веры Авраам, его сын  Исаак и все их потомки благословлены  Богом. Иудаизм делает акцент на воспитание смирения и покорности перед Богом. Человек не должен сомневаться в  благости божественных помыслов, не должен роптать на судьбу. Только несгибаемая, не смотря ни на что, вера помогает обрести  божественное благословение, с точки  зрения иудаизма.

У сына Авраама  Исаака родился сын Иаков, а у  него, в свою очередь, ещё двенадцать сыновей, от которых и произошли, по Библии, все двенадцать колен  еврейского народа. Среди сыновей  Иаков особо выделял Иосифа, что  стало причиной зависти к нему со стороны братьев. Зависть –  один из основных пороков людей, на которые обращает внимание иудаизм. Братья продают Иосифа в рабство, говоря отцу, что он погиб. Однако судьба добродетельного Иосифа складывается удачно: он попадает рабом в Египет, но вскоре, благодаря дару толкования снов, освобождается из рабства и  становится министром при египетском правителе фараоне. Спустя семь лет  в Египет, спасаясь от голода, приходят братья Иосифа. Иосиф прощает им былую обиду, и вся семья оседает  в Египте. Здесь, согласно Библии, все  евреи со своими стадами прожили  на протяжении нескольких веков. За это  время милость фараонов сменяется  на неприязнь со стороны коренного  населения и власти. Евреев обращают в рабство, но Бог не оставляет  этот народ. В мир приходит мессия (спаситель), чьё призвание состоит  в спасении евреев от египетского  плена и передачи им божественных заповедей. Мессия родился в колене Левия и был наречён Моисеем. Он – главный персонаж иудейской  религии, пророк, родоначальник, «отец», вождь еврейского народа. С его  именем связан второй вариант наименования религии – мозаизм. Бог явился Моисею посреди пустыни, открыл его  предназначение и повелел вывести  евреев из Египта. Евреи бегут со своими стадами, и перед ними расступаются воды Красного моря. В память об этом событии иудеи празднуют Пасху (песах-«избавление» от египетского  плена).

Дальнейшая  судьба иудеев отнюдь не была безоблачной: сорок лет они бродили по пустыне  Синайского полуострова. Бог вновь  испытывал твёрдость духа и крепость веры. За тем он снизошёл на гору Синай, где вручил Моисею скрижали с десятью  заповедями. Яхве заключил с евреями  договор (завет), по которому они должны были жить, соблюдая заповеди, а Бог  взамен обещал им даровать «землю обетованную». Заповеди стали основными моральными принципами, а также правовыми  нормами для еврейского общества. Во второй книге Ветхого Завета, во второй книге Моисеевой «Исходе» они формулируются так:

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя  из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небевверху,и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его.Шесть дней работай, и делай в них всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желайжены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Итак,  исповедание  единобожия, запрет на идолопоклонство, на упоминание имени бога всуе, предписание  чтить субботу и родителей, а  также запреты на убийство, ложь, воровство, прелюбодеяние и осуждение  зависти, - составляют основу иудейской  этики.

Как видно  из вышеизложенного, по Библии, эти  представления приписываются иудеям на момент исхода из египетского плена. В реальной действительности, вероятно, всё обстояло несколько иначе. Историки и религиоведы не исключают возможности  нахождения евреев на территории Египта или подвластных ему земель. Предполагается, что это было в начале-серединеII тыс. до н.э. Библейские тексты служат подтверждением этой версии не только в своих прямых уверениях, но и потому, что некоторые описания Библии, псалмы идентичны древнеегипетским мифам и гимнам в честь богов.

В 1350 г. до н.э. фараон Аменхотеп IV провёл религиозную реформу. Был провозглашён культ солнечного бога Атона, в угоду которому фараон-реформатор стал именоваться Эхнатоном («угодный Атону»), столицей стал город Ахетатон («горизонт Атона»). Учёные оценивают эту реформу как одну из первых в истории человечества попыток насадить единобожие при помощи власти. Считается, что в Древнем Египте сложились условия для появления монотеистической религии: Египет был древнейшей централизованной деспотией с сакрализацией власти. Идея единоначалия,  абсолютной концентрации власти должна была присутствовать в этой цивилизации. В самом Египте религия монотеистической во  II тыс. до н.э. так и не стала, но не исключено, что эта идея повлияла на народы, подвластные Египту. Если взять на веру версию о рабском существовании в зависимости от другого народа, то объединение иудейских племён было необходимо для коллективной борьбы за освобождение, а знаменем единства и национальной борьбы мог стать единый Бог. Видимо это был Бог самого сильного и развитого из еврейских племён, вокруг которого происходила концентрация остальных родоплеменных формирований. Пророк Моисей, по всей вероятности,  личность историческая; по крайней мере, был какой-то реальный прототип этого библейского персонажа.

В конце II тыс. до н.э. (уже после неудачной реформы Аменхотепа IV в Египте) евреи появляются на территории Палестины. Значит, во время проведения реформы они действительно могли быть в Египте или на смежных с ним территориях. Не смотря на библейское описание заключённого с единым Богом договора, в реальной практике евреи ещё были язычниками-политеистами, хотя, видимо, уже выделяли культ Яхве. С благословения Бога им удаётся завоевать «землю обетованную» (Ханаан-Палестину), жестоко расправившись с местными семитскими племенами, а также претендующими на эту территорию пришлыми филистимлянами. Завоевание сопровождалось ассимиляцией: евреи заимствовали богов местных палестинских племён.

Завоевав  Палестину, евреи перешли к осёдлому образу жизни и основали здесь  своё государство. Как первые правители  почитаются цари: Саул (1030-1010 гг. до н.э.), объединивший государство, активно  боровшийся с филистимлянами; Давид (1010-970 гг. до н.э.) – знаменитый победитель  великана Голиафа; сын Давида Соломон (970-931 гг. до н.э.), прославившийся своей  мудростью. Считается, что при Давиде евреев нарекли «иудеями», а столицей государства стал город Иерусалим. При царе Соломоне  был возведён Первый иерусалимский храм. Он представлял  собой грандиозную постройку  из камня и древесины. По преданию, был построен на том месте, где  Авраам пытался принести в жертву Богу своего сына.

Власть царей  была слабой, после Соломона государство  распалось на Израиль (на севере) и  Иудею (на юге), но существовала связующая, интегрирующая сила, которой всё  больше и больше становилась религия. Значительное влияние на поведение  и умы людей оказывали жрецы, в особенности иерусалимского храма, а также храмовый культ Яхве, поэтому  вполне справедливо время с возведения иерусалимского храма (в Xв. до н.э.)  до 586 г. до н.э. называют периодом Первого храма.  Храм был центром не только религиозной, культурной, но и политической жизни. Наряду с ним долгое время существовали и иные святилища, но после реформ иудейского царя Иосии в 622 г. до н.э. иерусалимский храм стал центром и, возможно, единственным местом, где отправляли культ Яхве. Остальные святилища и культы других богов постепенно отмирали и исчезали. Однако пережитки политеизма ещё давали себя знать.

586-538 гг. до н.э. – время вавилонского плена. В 586 г. до н.э. Иерусалим был захвачен войсками Навуходоносора, храм был разрушен. Утверждая своё господство, избавляясь от возможного сопротивления, вавилоняне уводят в плен жрецов, которые были символом единства и самобытности.  С точки зрения отправления культа, период безликий, но исследователи считают его очень важным, с точки зрения составления канонической литературы. Известно, что древнейшие библейские предания появляются ещё на рубеже II-I тыс. до н.э. Первые записи текстов относятся к IXв. до н.э. Видимо, попав в вавилонский плен, лишившись привычного уклада, а также опасаясь утраты своих верований, иерусалимские жрецы занимались составлением свитков, которые должны были, при любом исходе, увековечить их верования. Записывались древние сказания, описывались обряды и история народа. Завершена эта работа была уже после возвращения из вавилонского плена.

В 538 г. до н.э. Вавилония пала под натиском персов. Персидский царь Кир отпустил иерусалимских жрецов восвояси. После возвращения в 520 г. до н.э. был заново отстроен храм, начался период Второго храма. Это эпоха, когда окончательно были вытеснены политеистические пережитки, монопольное положение занял культ Яхве. Поклонение другим богам стали считать источником всех бед. Культ Яхве был максимально возвеличен. Получила реальное воплощение заповедь, запрещавшая упоминать имя бога всуе. Имени предавалось особое значение, его не рекомендовалось произносить даже во время молитвы. Возникло около семидесяти иносказательных наименований Бога. Самое распространённое среди них Элохим (Боги) – наименование во множественном числе как отголосок многобожия. Кроме того, согласно Танаху, использовали имена: Шем(Имя),Адонай(Мой бог), Шаддай(Всемогущий) и др. Появился обряд обращения в религию, приобщения к культу Яхве – это обрезание для мальчиков, осуществляемое на восьмой день жизни.

Информация о работе Курс лекций по "Религиоведению"