Курс лекций по "Религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:31, лекция

Краткое описание

Наука, изучающая религиозные традиции мира, называется религиоведение. Религиоведение исследует одну из интереснейших областей человеческой культуры – религию - систему верований. Религия, по мнению большинства исследователей, появилась одновременно с возникновением человека на Земле. Знаменитый английский этнограф и антрополог Эдуард Тэйлор (1832-1917 гг.) в XIX веке отметил, что этнография не знает ни одного племени, ни одного народа, у которого не было бы верований.

Файлы: 1 файл

Lektsii_religiovedenie.docx

— 173.13 Кб (Скачать)

Усилилось почитание  пророка  Моисея (возможно, его реальным прототипом был религиозный реформатор, живший именно в это время), окончательно утвердилась идея богоизбранности  иудеев. Были запрещены браки с  иноплеменниками, язычниками, началась борьба за «чистоту крови».  В 444 г. до н.э. запрет на такие браки приобрёл форму закона.

Именно на этом этапе закончилось составление  Священного писания. Самой главной  книгой для иудеев является «Пятикнижие  Моисея», которое они именуют  «Торой»:

  • Первая книга «Бытиё» посвящена событиям от сотворения мира до египетского плена евреев.
  • Вторая книга «Исход» рассказывает о Моисее и выходе евреев из египетского плена. А также о получении десяти заповедей от Бога и заключении договора с ним.
  • Третья книга «Левит» описывает обряды и религиозные нормы.
  • Четвёртая книга «Числа» и пятая «Второзаконие» излагают историю еврейского народа после египетского плена.

Наряду с  «Торой»  иудеи почитают и другие книги, входящие в состав Ветхого  Завета Библии: «Книгу Судей Израилевых», книги царей,  «Псалтирь» (сборник  псалмов Давида), «Книгу Притчей  Соломоновых», « Книгу Песни Песней Соломона», книги пророков и др. Признание  этой литературы канонической является общим для иудеев и христиан. Однако христианская религия в большей  степени строится на положениях Нового Завета, который для иудеев священной  литературой не стал.

Период Второго  храма стал кульминацией в развитии иудаизма, с другой стороны, к рубежу двух эр проявились  кризисные черты  в этой религии. Они были связаны  с завоеванием Палестины римлянами. Иудаизм проповедовал богоизбранность  и исключительность еврейского народа, однако, в реальной действительности на протяжении рядов веков, начиная  с IVв. до н.э. земли евреев постоянно подвергались завоеваниям, что приводило к осквернению их святынь, подрыву религии. Представление об исключительности не соответствовало реальной действительности. Особенно глубокими социально-экономический и политический кризисы стали в конце Iв. до н.э.- Iв. н.э.  Общая ситуация в Палестине повлияла на религию.

В представлении  иудеев бог Яхве не только их, но это  единственный бог вообще, для всех народов, но другие народы ему не поклоняются. На волне подобных представлений  появились эсхатологические ожидания. Иудеи верили, что Бог отправит нового мессию, который, как некогда  Моисей, спасёт еврейский народ, освободит  его от римского владычества, а также  донесёт представление об истинном Боге другим народам. Ожидаемые мессии постоянно появлялись, но иудейские  первосвященники разоблачали этих людей как лжемессий, боясь крушения или реформирования традиционных представлений, потери власти и привилегий. Именно в такой обстановке на территории Палестины возникло христианство.

Считая, что  Бог всегда на их стороне, он поможет  и поддержит, стремясь переломить судьбу и исправить сложившуюся не в  пользу евреев жизненную ситуацию, иудеи поднимали восстания против римлян. Протест обернулся Иудейской  войной 66-73 гг. Вопреки ожиданиям, войну  иудеи проиграли, что привело  к распаду Древнееврейского государства  и к крушению традиционного иудаизма. В ходе войны в 70 г. был разрушен Иерусалимский храм, а в 133 году – разрушен сам город Иерусалим. Иудеи утратили главную святыню и разбрелись по свету. Напоминанием о разрушенном храме служит «стена плача» в современном Иерусалиме.

В целом время  с X в. до н.э. по Iв. н.э.  стало периодом существования изначального, классического иудаизма. Со II века начинается серьёзное реформирование иудаизма, которое приводит к постепенному складыванию современного варианта этого вероисповедания. Начинается синагогальный период в развитии религии.

В дальнейшем носителями иудаизма стали евреи  диаспоры, то есть «рассеявшиеся» по миру. Взамен единого культового центра на Святой земле появляются синагоги по всему свету. Синагога представляет собой не только молитвенный дом, но и общественное здание, центр  еврейской общины. По набору функций  синагога близка к исламской мечети. Главным отличием  синагоги от  Иерусалимского храма является отсутствие жертвенника. В  синагоге молятся, но не приносят жертвы в отличие от древней культовой практики. Иудей  может прийти в синагогу за советом  по  любому поводу и в любой  жизненной ситуации получить комментарий  и совет раввина, основанный на Торе и Талмуде. Талмуд – это развёрнутый  «постатейный» комментарий к  Торе, составленный в III-Vвв. Он является основным сводом религиозных предписаний, имеет большой объём, породивший нарицательное использование слова: «талмудом» в разговорной речи  называют любой большой письменный труд. Тексты Торы и Талмуда тщательно изучаются мальчиками в синагогальных школах под контролем учителей – меламедов.

В древнем  иудаизме основой религии была идейная  сторона. Культовая была развита  в меньшей мере, как мы видели, существовал только один культовый  центр. В иудаизме диаспоры основное значение приобрёл ритуализм, появилась  масса культовых зданий, особое внимание стало уделяться соблюдению обрядов, следованию пищевым запретам. Иудеям было предписано потреблять только кошерную пищу. Запрещается, как и в исламе, употребление свинины. Во время Пасхи  иудеи едят мацу – пресные лепёшки, выпеченные без соли и дрожжей.

 Иудеи   особо отмечают ряд праздников. К их числу, например, относится  иом-кипур – праздник судного  дня, его встречают после наступления  лунного нового года. Это день  покаяния за грехи, определяющий  дальнейшую судьбу человека.

Евреи свято  чтут заповедь о почитании дня  субботнего. Суббота – шаббат –  это священный день недели, напоминающий о том, что за шесть дней Бог  сотворил мир и людей, а седьмой  день стал днём отдыха. Подобно богу люди должны седьмой – субботний  день – отдыхать от любых видов  работ.

В связи с  расселением иудеев по свету и  ассимиляцией с другими народами на карте появлялись и другие иудейские  государства, помимо распавшихся еврейских. Например, большую роль иудаизм играл  в южноаравийском государстве Химьяритов (IV-VIвв.), иудейским государством был Хазарский каганат, появившийся на карте  в VII веке. Как известно, хазары доставляли немало хлопот древнерусским князьям до  тех пор, пока киевский князь Святослав не разгромил каганат в 966 г. Именно от хазар об иудаизме узнали на Руси.

В современном  мире иудаизм имеет широкую географию. Иудеи встречаются на всех континентах.

Судьба этой религии специфична, настаивая на этнической замкнутости, она не получила большого числа последователей. Утратив  «землю обетованную», расселяясь по миру, евреи сумели сохранить свою религию  и свою культуру, благодаря безграничной вере во всемогущество Яхве, в его  поддержку и защиту. Вера в свою исключительность помогала евреям адаптироваться в любых условиях и жизненных  обстоятельствах, в любом уголке земного шара, тем более что  религия веками вырабатывала в них  покорность и смирение, принятие судьбы такой какая она есть. Ветхозаветные  предания учат, что, чтобы то ни было, надо верить, надеяться, не впадать  в уныние, никогда не бояться начать всё заново «с нуля».  Значение иудаизма огромно не только в истории еврейского народа, но и всех христиан, и мусульман, во-многом, заимствовавших древнееврейские космогонические, космологические, этические представления, а также некоторые обряды.

 

Лекция № 8. Мировые религии. Буддизм

 

Данная  лекция относится к

Теме 9. Мировые религии. Раздела  II. История религии         учебной программы

 

Среди огромного  числа существующих и существовавших когда-либо религий особо выделяются три религии, именуемые мировыми. К их числу относятся буддизм, христианство и ислам.

Эти религии  названы мировыми, так как они  имеют наднациональный характер, наибольшее число последователей в  мире, распространены повсеместно (приверженцев этих религий можно обнаружить на всех континентах), кроме того, существуя  тысячелетиями, эти религии оказали  значительное влияние на политическое и культурное развитие, были и остаются государственными религиями в ряде стран, продолжают оказывать серьёзное  влияние на современную культуру, определили существующую систему моральных  ценностей.

Буддизм

Древнейшей  из мировых религий является буддизм. Он возник в VI-V веках до н.э.  на территории Древней Индии.  Основоположником этой религии считается принц Сиддхартха Гаутама – сын царя небольшого государства Капилавасту на севере Индии. До наших дней дошло два варианта биографии этого человека: историческая и мифологическая.

Историческая  исходит из того, что это реально  существовавшая личность, признаёт его  наследником престола в одном  из государств на территории раздробленной  Индии. Годы жизни этого человека спорны, но большинство историков, да и сами буддисты, преимущественно, датируют его жизнь 624-544 гг. до н.э.  С точки  зрения истории, по непонятным причинам принц отказался от престола и  стал знаменитым проповедником. Пожалуй, из достоверных сведений это всё, что известно.

Гораздо более  подробной и обстоятельной является мифологическая биография Сиддхартхи Гаутамы. Она в деталях описывает  жизнь Будды, содержит подчас оригинальные, а подчас традиционные для многих религий сюжеты. Человек рационально  мыслящий не может полностью принять  её на веру, обнаруживая явный вымысел  и преувеличения, однако, для верующих – это священное предание, которое  они передают на протяжении двух с  половиной тысячелетий. Согласно этой трактовке, любая душа проходит путь многочисленных перерождений – эта  идея общая для индийских религий, именуется сансарой. Прежде чем родиться в облике Сиддхартхи Гаутамы, его  душа перерождалась 550 раз, достигнув  вершин духовного развития. В последний  раз боги (которые не отрицаются буддистами, но и не играют важной роли в их учении) позволили душе самой  избрать время и место земного  рождения. Сиддхартха появился на свет в результате непорочного зачатия (идея, характерная для многих религий), родился в семье правителя  Шуддходаны и его жены Махамайи. Ребёнок родился через бок  своей матери (как Лао-цзы в  даосизме) и, едва появившись, вскочил  и сделал семь шагов. Придворные мудрецы  по поведению ребёнка и по знакам на его теле определили, что в  мир пришёл выдающийся человек. Один из мудрецов предсказал отцу, что мальчик  может стать великим правителем, продолжателем династии, но, если он столкнётся с разочарованием и сомнениями, то откажется от власти, и тогда  государство и династия обречены, а сам принц всё равно станет выдающейся личностью. Отца второй вариант  развития событий не устраивал, тем  более что мать Сиддхартхи после  родов умерла, и принц остался  единственным сыном и наследником  правителя. Отец дал ему имя Сиддхартха, которое означает «тот, кто достиг цели». Видимо, полагая, что принц  достигнет значительных успехов  в деле укрепления власти, расширения территории государства и роста  его могущества. Для буддистов  это имя символическое, она знаменует  то, что Сиддхартха первым достиг главной  цели – нирваны – и проложил дорогу для душ других людей.

Царевич рос  в «тепличных условиях», созданных  заботливым отцом. Для него было построено  три дворцовых комплекса. На протяжении года он переезжал из одного дворца в другой, его окружали заботой, весельем, достатком и красотой. Отец делал  всё для того, чтобы сын не столкнулся с бедами, горем, болезнями и разочарованием. По этой же причине он запрещал наследнику покидать пределы дворца. Царевич получил необходимое образование, достойное воспитание, женился. Однако к 29 годам он пресытился однообразной придворной жизнью. Сиддхартху тянуло на поиск новых впечатлений и открытий. Уговорив одного из слуг, показать ему дорогу к ближайшему селению и открыть то, что за пределами дворцов, Сиддхартха сбежал. Он совершает вместе со слугой четыре «вылазки» за пределы дворца. Во время первого путешествия принц и слуга встретили на дороге старика. Этот человек был настолько стар, что с трудом передвигался, его кожа носила печать старости, рот был беззубым, было невозможно понять, что он говорит. Царевич ужаснулся, увидев старика, и спросил у слуги, почему этот человек так выглядит, неужели он таким и появился на свет. Слуга пояснил, что вид и состояние старика – это следствие его возраста: все люди в независимости от статуса и богатства стареют, становятся немощными, меняется их внешний вид. Сиддхартха был настолько поражен, что предпочёл вернуться во дворец и осмыслить увиденное. Вероятно, принц мысленно примерял обличье старца на себя, размышляя, что будет  с ним в глубокой старости. Несмотря на печальное открытие во внешнем мире, царевич решил продолжить знакомство с ним. В другой раз, путешествуя со слугой, он увидел больного человека. Копилка неприятных знаний и эмоций пополнилась сведением о том, что все люди болеют. Болезнь приходит чаще всего неожиданно, отравляет человеческое существование, калечит тело и душу. Третье путешествие за пределы дворца ознаменовалось встречей с похоронной процессией и знанием о смерти. Сиддхартха задумался о том, что участь людей печальна: они болеют, стареют и, в конце концов, умирают. В чём же тогда смысл человеческой жизни? Видимо этот вопрос мучил царевича после возвращения. Не находя ответа, Гаутама вновь отправляется за пределы дворца, искать ответы на все свои вопросы там. Во время этого путешествия происходит четвёртая роковая встреча с отшельником-аскетом. Немолодой отшельник брёл, спокойно и умиротворённо глядя по сторонам. Сиддхартхе показалось, что этот человек знает ответы на главные вопросы, связанные  с жизнью, раз не показывает страха перед старостью и приближающейся смертью. Царевич решает последовать примеру отшельника. Он возвращается, чтобы  попрощаться сблизкими и видит, что за несколько часов его отсутствия жена родила сына и спит рядом с младенцем. Понимая, что близким будет тяжело принять его решение, Сиддхартха уходит не попрощавшись. Слуга провожает его до границы царства. Принц отдаёт слуге все дорогие вещи, оставляет себе небольшой  скарб из самых необходимых предметов, которые впоследствии составили традиционный набор буддистского монаха.

Информация о работе Курс лекций по "Религиоведению"