Курс лекций по "Религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:31, лекция

Краткое описание

Наука, изучающая религиозные традиции мира, называется религиоведение. Религиоведение исследует одну из интереснейших областей человеческой культуры – религию - систему верований. Религия, по мнению большинства исследователей, появилась одновременно с возникновением человека на Земле. Знаменитый английский этнограф и антрополог Эдуард Тэйлор (1832-1917 гг.) в XIX веке отметил, что этнография не знает ни одного племени, ни одного народа, у которого не было бы верований.

Файлы: 1 файл

Lektsii_religiovedenie.docx

— 173.13 Кб (Скачать)

Лекция № 1. Религиоведение как научная дисциплина

 

Данная  лекция освещает основные вопросы

Темы 1. Предмет религиоведения. Раздела  I. Теория религии         учебной программы

 

Наука, изучающая  религиозные традиции мира, называется религиоведение. Религиоведение исследует  одну из интереснейших областей человеческой культуры – религию - систему верований. Религия,  по мнению большинства  исследователей, появилась одновременно с возникновением человека на Земле. Знаменитый английский этнограф и антрополог Эдуард Тэйлор (1832-1917 гг.) в XIX веке отметил, что этнография не знает ни одного племени, ни одного народа,  у которого не было бы верований. Таким образом, считается, что религия была везде и всегда, сопровождала  всё развитие человечества на протяжении всех этапов и всех эпох. Люди первобытного общества, а также жители Древнего Востока воспринимали религию как некую данность, как нечто, не подлежащее анализу и, уже тем более, исследованию или критике.   В отличие от представителей древневосточных цивилизаций древние греки были людьми мало религиозными. Именно греки позволили себе рационалистическое истолкование религии. В VI веке до н.э. в Древней Греции возникла теория о том, что религия не является божественным установлением, а создана самими людьми и преследует определенные цели. Один из первых, дошедших до наших дней, трудов, содержащий рассуждения о сущности, природе религии и её возникновении - это работа «Силл» древнегреческого философа КсенофанаКолофонского, жившего на рубеже VI-V вв. до н. э. Его современник, другой греческий мыслитель, историк и географ, Гекатей Милетский (ок. 550-490 гг. до н.э.) в своих трудах выразил мысль о том, что религия установлена и создана древними правителями, которые при помощи религии пытались привести людей к нравственному образу жизни, использовали религию как путь к честности и справедливости. Воззрения названных философов   заложили основу теоретических изысканий в области религии, однако уже в античную эпоху (в Древней Греции и в Древнем Риме) создаются и первые труды, посвященные истории религии. В этих работах те или иные религии рассматриваются в контексте общей истории народов, анализируются верования и даже предпринимаются попытки систематизировать, упорядочить и классифицировать религии. Как значимые труды, касающиеся истории религии, можно упомянуть труды Геродота (V в. до н.э.), Диодора Сицилийского (I в. до н.э.), а также труды греческих и римских историков начала нашей эры: Иосифа Флавия (I в.) и Плутарха (I-II вв.).

В современном  мире, рассматривая религиоведение, его  структуру нередко упрощенно  сводят к истории и теории религии. Как мы видим, основы обоих разделов были заложены уже в античную эпоху. В последующие периоды человеческого  развития продолжалось накопление знаний и в той,  и в иной областях. Следует отметить, что средние  века (V-XV вв.), с точки зрения развития религиоведческих знаний, существенно значимой эпохой не считаются.  В средние века в Европе возобладало христианство, преимущественно в католической форме - агрессивной и навязчивой, достаточно вспомнить хотя бы крестовые походы и инквизицию. Такая форма религиозного исследования не подразумевала изучения иных религий, сопоставлений или сравнений религий друг с другом. В средневековой Европе развивалась, в первую очередь, христианская теология.

Эпохой, которая  кардинально изменила ситуацию, стал XVIII век. В мировой культуре и истории XVIII век известен как «эпоха Просвещения». В это время причиной всех человеческих бед было названо невежество. Был провозглашен культ образования и науки. В XVIII веке происходит становление целого ряда дисциплин,  а изучение религии приобретает научную основу. Это исследование было ещё довольно примитивным, с современной точки зрения, носило в основном описательный характер, но использовался и сравнительный метод. Основоположником историко-сравнительного метода изучений религий считается французский лингвист Николя Фрере (1688-1749 гг.). Николя Фрере на протяжении XVIII века создал целый ряд работ, посвященных верованиям отдельных народов и соотношению этих систем верований. Он описал религии галлов и германцев, персов, индийцев и других народов.   Заслуга Н.Фрере состоит в том, что пытался систематизировать и классифицировать религии, разделив их на политеистические (многобожные) и монотеистические (единобожные). Труды Н.Фрере заложили серьезную основу для последующих исследований.

 В отличие  от предыдущих веков, XVIII век -  это время, когда предпринимались попытки создать базовые, основополагающие, фундаментальные труды в области религий. Исследователи этой эпохи пытались описать значительную часть религий, существующих в мире. В XVIII веке утвердилась мысль о том, что человечество едино и его культурное и религиозное развитие схоже. Поэтому, с одной стороны, в религиях разных народов стали искать точки пересечения, общие компоненты, похожие идеи, перекликающиеся черты; с другой стороны, утвердилось мнение о неповторимости, уникальности и ценности каждой религии в отдельности. Стали появляться труды, претендующие на описание самобытных религий и дающие целостный взгляд на религию вообще; предпринимались попытки создать энциклопедические исследования. Так, например, в 1723 г. В Париже была опубликована  20-томная работа Николя Фрере под названием «Религиозные обряды и церемонии всех народов мира». В этом грандиозном труде был использован метод феноменологического описания.

Окончательное становление науки о религиях как самостоятельной академической  дисциплины произошло в XIX веке. Это связано не только с большим количеством теоретических разработок, но и с открывшимся значительным фактическим материалом.  Религиоведение развивалось параллельно с развитием этнографии и лингвистики. Оформление этнографии привело к тому, что был собран значительный материал, касающийся, в том числе и религий, верований. Этот материал требовал обработки и самостоятельного изучения. Наряду с этнографией значительный вклад в развитие религиоведения внесла лингвистика. Именно лингвистические открытия подхлестнули интерес к религиям и культуре в целом, дали возможность изучать ранее неизвестные верования. Самое громкое открытие было сделано в 1822 г., когда Жан Франсуа Шампольон расшифровал древнеегипетские иероглифы при помощи Розеттского камня. К 1830 г. он перевёл ряд текстов, описал религию и мифологию Древнего Египта. Научная и широкая общественность смогла оценить насколько уникальна эта система представлений, с другой стороны, европейцы были удивлены, что в такой древней религии содержатся идеи, которые роднят Египет с более поздними цивилизациями и их формами верований, в том числе с христианством. Наряду с открытием Шампольона, другой значительный прорыв в языкознании – это расшифровка клинописи (письменности Древней Месопотамии) и перевод клинописных текстов во второй половине XIX века английскими исследователями Г.Роулинсоном и Д.Смитом. Д.Смит перевёл древнейшее литературное произведение в истории человечества «Эпос о Гильгамеше».

На стыке  этнографии, лингвистики, философии, истории  и  археологии в XIX веке сложилось религиоведение как самостоятельная научная дисциплина, необходимая для освоения фактического и теоретического материала, который был накоплен к этому времени. Для обозначения дисциплины использовалось выражение «наука о религиях». Впервые словосочетание «наука о религиях» встречается в названии ежегодника, издававшегося в Магдебургском университете в 1804-1806 гг.  О религиоведении как о самостоятельной дисциплине впервые было сказано в учебнике чешского автора Бернарда Больцано в 1834 г. Это был учебник по истории религии, написанный с позиций отдельной науки, которую Больцано называл «наука о религиях». В середине-второй половине XIX в. наука стала популярной, и словосочетание «наука о религиях» прочно укоренилось во многих европейских языках. Во Франции это было связано с творчеством историка и филолога Эмиля Берну, который в 1864 г. назвал свою книгу «Наука о религиях». Cего лёгкой руки термин утвердился во французском языке. Соученик   Берну, английский исследователь Фридрих Макс Мюллер (1823-1900 гг.), перевёл словосочетание на английский язык. Работы Мюллера в 60-70-е годы XIX в. были популярны далеко за пределами Британии. Он стал главным популяризатором термина в мире. Он же по праву считается одним из основоположников современного религиоведения.

К концу XIX века мы можем констатировать в Европе наличие отдельной науки, называвшейся «наука о религиях».  

В России основы религиоведческих знаний были заложены в XVIII веке в связи со становлением отечественной истории (труды В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова). Развитию религиоведения способствовала этнография и географические экспедиции в Сибирь, на Камчатку и Дальний Восток. Собранный ими материал – это большое количество информации о ранних формах религии. Окончательное оформление религиоведения в науку в России произошло в XIX веке. Одним из родоначальников российского религиоведения считается этнограф Л.Я.Штернберг (1861-1927 гг.).

Религиоведение  существует на сегодняшний день как  комплексная дисциплина. Предметом  религиоведения, в целом, считаются  особенности возникновения и  развития религий, структура религии, а также взаимодействие религии  с другими культурными феноменами (моралью, искусством и т.д.) и явлениями  общественной жизни (политикой, правом, экономикой и др.). Упрощённо говоря, предметом, то есть тем, что наука  должна изучать и знать, о чём  может поведать людям, является религия. О религии как термине и  как явлении пойдёт речь в следующей  лекции.                                                                                                                                      

 

 

Лекция № 2. Понятие, структура и функции  религии. Классификация религий

 

Данная  лекция относится к

Разделу I. Теория религии.

Темам 2-4. Религия как предмет  исследования. Структура и функции  религии. Роль религии в обществе. Происхождение религии

  учебной программы. Лекция не  претендует на всестороннее освещение  тем программы: в ней изложены  лишь основные  вопросы данных  тем. Компенсировать недостающий  материал призваны семинарские  занятия по этим же темам  программы, а также контрольная  работа (вариант №1).

 

Слово «религия»  широко используется в современном  языке в самых разных значениях. Пытаясь выявить его истинную суть, исследователи анализируют  этимологию данного термина. Известно три версии происхождения этого  понятия. Все они сходятся в том, что термин (religio) пришел к нам из латинского языка и стал производным от глагола. Первая, по времени возникновения, попытка дать анализ слова «религия» принадлежит перу известного римского оратора и общественного деятеля Цицерона ( II-Iвв.до н.э.). Его современники уже не могли в точности сказать, когда именно и в связи с чем стало употребляться слово. Однако Цицерон предположил, что оно произошло от глагола  relegere, обозначавшего «поклоняться, почитать, возвращаться, поворачивать назад и т.д.». Цицерон выбрал первые два значения и отметил, что римляне с древности поклонялись многочисленным богам, почитали души умерших предков. Вот это поклонение они и назвали религией. Итак, в определении Цицерона, религия-это поклонение кому-либо, чему-либо; отношение к чему-нибудь с особым почтением, уважением.  Оценку Цицерона называют взглядом на религию «извне», со стороны. От этой версии берут начало многие современные определения, констатирующие то, в чем религия выражается. Однако для большого количества верующих различных конфессий  суть религии концентрируется в ином. Они вслед за христианским богословом Лактанцием (III-IV вв.) полагают, что религия-это связь между человеком и Богом, между земным миром и небесным. Лактанций нашел в латинском языке глагол по написанию и звучанию не менее похожий на существительное «религия», чем Цицероновский relegere. Это термин -  religare,- который в латыни означал «связывать, соединять». Точка зрения Лактанция – это взгляд на религию «изнутри», глазами верующего человека, для которого существование Божественного мира неоспоримо.

Третья последняя  версия принадлежит издревна существующим эзотерическим школам. Их представители  обосновывают концепцию циклического развития мира и души. Они подчеркивают, что все религии в мире, по большому счёту, пропагандируют одни и те же ценности, содержат принципы общечеловеческой морали, ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни. Религия даёт человеку нравственные ориентиры, ставит сигнальные знаки на его жизненном пути, помогает совершенствоваться духовно. Человеческая душа, с точки зрения эзотериков, это частица мировой души, и  рано или поздно она вернётся к  первоисточнику, к тому, от чего отделилась. Это возвращение сродни буддистской  нирване, конечная и высшая цель существования.  Воззрения эзотериков позволяют  им сделать вывод о том, что  религия – это путь к  первоисточнику, это знания, которые помогают обрести  духовное совершенство. Поэтому правильнее связывать слово «религия» с  глаголом relegere, только не с первыми, как Цицерон, а с последними из его значений – «возвращаться, поворачивать назад».

На этих трёх версиях происхождения и изначального значения термина «религия» строится огромное количество современных определений  данного понятия. По существующим подсчётам  на сегодняшний день встречается  свыше двухста определений термина. В самом широком смысле слова  религией называют веру в сверхъестественное, волшебное, необычное.

Звучание  слова отличается в разных языках, но во многих базируется на латинском  корне - religio.  В языке изложения нашего пособия – русском – термин укоренился в XVIII веке, благодаря интенсивному культурному заимствованию, начавшемуся в результате реформаторской деятельности Петра I. До XVIII века употребляли слово «вера».

С каких бы позиций мы не оценивали сам термин, любая религия имеет ряд внешних  проявлений. Их, как правило, называют признаками религии, её составляющими  компонентами. Среди этих признаков  на первом месте стоит  религиозное  сознание. Любая религия пропагандирует набор идей, непреложных принципов-догматов, является целостной философией. Последователи  религиозного учения должны не только знать, но и разделять эти воззрения. Они составляют духовную суть данной религии. Это то, во что люди верят, поэтому, с обыденной точки зрения, этот признак просто именуется верой, а с позиций научной терминологии, называется религиозное сознание.

Общие воззрения  и коллективно совершаемые обряды сплачивают людей, порождая их объединения  на религиозной основе. Третьим признаком  религии являются религиозные организации, институты. Они бывают крайне аморфными  как, например, объединения, находящиеся  в процессе становления – деноминации; открытыми и не иерархичными, как  религиозные общины; небольшими, но жестко централизованными, как секта; специфическими, как монашеский орден  и, наконец, жёстко иерархичными и прочными, как церковь.

Внутри любого объединения верующих возникают  особые отношения, основанные на заповедях, нормах, установленных данной религией – это религиозные отношения, являющиеся следующим признаком  религии. Религиозные отношения  – это взаимодействия между верующими  одной конфессии, а также их отношение  к представителям других вер в  зависимости от степени терпимости или нетерпимости данной религии.

Во всех своих  описанных проявлениях религия  играет особую роль в обществе и  в жизни отдельного человека. Эту  роль мы можем оценить через отдельные  задачи, функции, выполняемые религией. Среди функций религии принято  выделять:

  • Мировоззренческую функцию. Религия, наряду с мифологией, философией и наукой, представляет собой отдельную форму мировоззрения, то есть совокупность взглядов на мир, на место в нём человека, на взаимоотношения людей друг с другом. Любая религия – целостное мировоззрение. Она даёт человеку картину мира, его прошлого, настоящего и будущего. Приобщаясь к религии, человек получает готовую систему взглядов, ответы на все основные мучающие людей издревле вопросы.
  • Аксиологическая (ценностная) функция. В религиозной философии чётко расставляются акценты, всегда подчёркивается, что хорошо, должно и нужно человеку, в чём его истинная цель и предназначение,  а что – плохо, второстепенно, отвлекает и заставляет «разбрасываться по мелочам». Религия выделяет и пропагандирует общезначимые моральные ценности. В этом состоит смысл данной функции.
  • Нормативная (регулятивная) функция. Любая религия вырабатывает систему норм – правил поведения, основанных на заповедях и идеалах этого учения. Нормы определяют границы дозволенного в поведении человека, а также регулируют взаимоотношения между людьми.
  • Компенсаторная функция состоит в том, что религия может восполнять некие «пробелы» в человеческой жизни, компенсировать нехватку чего-либо. Например, с точки зрения разума, людям не хватало и не хватает знаний о сложной природе мира, о смысле человеческой жизни, религия восполняет «белые пятна» своим учением, своим вариантом истории и философии. С точки зрения психологии, человеку иногда не хватает эмоций в реальной жизни (например, чувства любви), или он испытывает крайне негативные эмоции (например, в связи с потерей близких). Религия приходит на помощь: она даёт нам  утешение, помогает обрести надежду, почувствовать единство с другими людьми.
  • Агитационно-разлегитимизирующая функция религии связана с властью. Она состоит в том, что религия может дискредитировать существующий строй и общественные порядки как несправедливые, неугодные Богу, безбожные; призывать к их свержению; выступать идеологией революции, восстания, перемен; призывать к утверждению новых принципов жизни. Такую функцию, например, играло христианство в Римской империи в I-II вв., будучи религией «угнетённых и рабов».
  • Легитимизирующая функция, наоборот, узаконивающая. Она заключается в том, что религия может оправдывать общественные отношения силой божественного авторитета, поддерживать существующую власть и выступать её идеологией. То же христианство в средневековой Европе играло именно такую роль.
  • Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Под знаменем религии люди объединяются (интегрируются), с другой стороны, объединение под одними лозунгами приводит к тому, что люди осознают свою несхожесть с представителями иных конфессий, что служит поводом к непониманию и конфликтам. Поэтому объединяя, религия в то же самое время разобщает людей.

Информация о работе Курс лекций по "Религиоведению"