Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:31, лекция
Наука, изучающая религиозные традиции мира, называется религиоведение. Религиоведение исследует одну из интереснейших областей человеческой культуры – религию - систему верований. Религия, по мнению большинства исследователей, появилась одновременно с возникновением человека на Земле. Знаменитый английский этнограф и антрополог Эдуард Тэйлор (1832-1917 гг.) в XIX веке отметил, что этнография не знает ни одного племени, ни одного народа, у которого не было бы верований.
Лекция № 1. Религиоведение как научная дисциплина
Данная лекция освещает основные вопросы
Темы 1. Предмет религиоведения. Раздела I. Теория религии учебной программы
Наука, изучающая религиозные традиции мира, называется религиоведение. Религиоведение исследует одну из интереснейших областей человеческой культуры – религию - систему верований. Религия, по мнению большинства исследователей, появилась одновременно с возникновением человека на Земле. Знаменитый английский этнограф и антрополог Эдуард Тэйлор (1832-1917 гг.) в XIX веке отметил, что этнография не знает ни одного племени, ни одного народа, у которого не было бы верований. Таким образом, считается, что религия была везде и всегда, сопровождала всё развитие человечества на протяжении всех этапов и всех эпох. Люди первобытного общества, а также жители Древнего Востока воспринимали религию как некую данность, как нечто, не подлежащее анализу и, уже тем более, исследованию или критике. В отличие от представителей древневосточных цивилизаций древние греки были людьми мало религиозными. Именно греки позволили себе рационалистическое истолкование религии. В VI веке до н.э. в Древней Греции возникла теория о том, что религия не является божественным установлением, а создана самими людьми и преследует определенные цели. Один из первых, дошедших до наших дней, трудов, содержащий рассуждения о сущности, природе религии и её возникновении - это работа «Силл» древнегреческого философа КсенофанаКолофонского, жившего на рубеже VI-V вв. до н. э. Его современник, другой греческий мыслитель, историк и географ, Гекатей Милетский (ок. 550-490 гг. до н.э.) в своих трудах выразил мысль о том, что религия установлена и создана древними правителями, которые при помощи религии пытались привести людей к нравственному образу жизни, использовали религию как путь к честности и справедливости. Воззрения названных философов заложили основу теоретических изысканий в области религии, однако уже в античную эпоху (в Древней Греции и в Древнем Риме) создаются и первые труды, посвященные истории религии. В этих работах те или иные религии рассматриваются в контексте общей истории народов, анализируются верования и даже предпринимаются попытки систематизировать, упорядочить и классифицировать религии. Как значимые труды, касающиеся истории религии, можно упомянуть труды Геродота (V в. до н.э.), Диодора Сицилийского (I в. до н.э.), а также труды греческих и римских историков начала нашей эры: Иосифа Флавия (I в.) и Плутарха (I-II вв.).
В современном
мире, рассматривая религиоведение, его
структуру нередко упрощенно
сводят к истории и теории религии.
Как мы видим, основы обоих разделов
были заложены уже в античную эпоху.
В последующие периоды
Эпохой, которая кардинально изменила ситуацию, стал XVIII век. В мировой культуре и истории XVIII век известен как «эпоха Просвещения». В это время причиной всех человеческих бед было названо невежество. Был провозглашен культ образования и науки. В XVIII веке происходит становление целого ряда дисциплин, а изучение религии приобретает научную основу. Это исследование было ещё довольно примитивным, с современной точки зрения, носило в основном описательный характер, но использовался и сравнительный метод. Основоположником историко-сравнительного метода изучений религий считается французский лингвист Николя Фрере (1688-1749 гг.). Николя Фрере на протяжении XVIII века создал целый ряд работ, посвященных верованиям отдельных народов и соотношению этих систем верований. Он описал религии галлов и германцев, персов, индийцев и других народов. Заслуга Н.Фрере состоит в том, что пытался систематизировать и классифицировать религии, разделив их на политеистические (многобожные) и монотеистические (единобожные). Труды Н.Фрере заложили серьезную основу для последующих исследований.
В отличие от предыдущих веков, XVIII век - это время, когда предпринимались попытки создать базовые, основополагающие, фундаментальные труды в области религий. Исследователи этой эпохи пытались описать значительную часть религий, существующих в мире. В XVIII веке утвердилась мысль о том, что человечество едино и его культурное и религиозное развитие схоже. Поэтому, с одной стороны, в религиях разных народов стали искать точки пересечения, общие компоненты, похожие идеи, перекликающиеся черты; с другой стороны, утвердилось мнение о неповторимости, уникальности и ценности каждой религии в отдельности. Стали появляться труды, претендующие на описание самобытных религий и дающие целостный взгляд на религию вообще; предпринимались попытки создать энциклопедические исследования. Так, например, в 1723 г. В Париже была опубликована 20-томная работа Николя Фрере под названием «Религиозные обряды и церемонии всех народов мира». В этом грандиозном труде был использован метод феноменологического описания.
Окончательное
становление науки о религиях
как самостоятельной
На стыке этнографии, лингвистики, философии, истории и археологии в XIX веке сложилось религиоведение как самостоятельная научная дисциплина, необходимая для освоения фактического и теоретического материала, который был накоплен к этому времени. Для обозначения дисциплины использовалось выражение «наука о религиях». Впервые словосочетание «наука о религиях» встречается в названии ежегодника, издававшегося в Магдебургском университете в 1804-1806 гг. О религиоведении как о самостоятельной дисциплине впервые было сказано в учебнике чешского автора Бернарда Больцано в 1834 г. Это был учебник по истории религии, написанный с позиций отдельной науки, которую Больцано называл «наука о религиях». В середине-второй половине XIX в. наука стала популярной, и словосочетание «наука о религиях» прочно укоренилось во многих европейских языках. Во Франции это было связано с творчеством историка и филолога Эмиля Берну, который в 1864 г. назвал свою книгу «Наука о религиях». Cего лёгкой руки термин утвердился во французском языке. Соученик Берну, английский исследователь Фридрих Макс Мюллер (1823-1900 гг.), перевёл словосочетание на английский язык. Работы Мюллера в 60-70-е годы XIX в. были популярны далеко за пределами Британии. Он стал главным популяризатором термина в мире. Он же по праву считается одним из основоположников современного религиоведения.
К концу XIX века мы можем констатировать в Европе наличие отдельной науки, называвшейся «наука о религиях».
В России основы религиоведческих знаний были заложены в XVIII веке в связи со становлением отечественной истории (труды В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова). Развитию религиоведения способствовала этнография и географические экспедиции в Сибирь, на Камчатку и Дальний Восток. Собранный ими материал – это большое количество информации о ранних формах религии. Окончательное оформление религиоведения в науку в России произошло в XIX веке. Одним из родоначальников российского религиоведения считается этнограф Л.Я.Штернберг (1861-1927 гг.).
Религиоведение
существует на сегодняшний день как
комплексная дисциплина. Предметом
религиоведения, в целом, считаются
особенности возникновения и
развития религий, структура религии,
а также взаимодействие религии
с другими культурными
Лекция № 2. Понятие, структура и функции религии. Классификация религий
Данная лекция относится к
Разделу I. Теория религии.
Темам 2-4. Религия как предмет исследования. Структура и функции религии. Роль религии в обществе. Происхождение религии
учебной программы. Лекция не
претендует на всестороннее
Слово «религия» широко используется в современном языке в самых разных значениях. Пытаясь выявить его истинную суть, исследователи анализируют этимологию данного термина. Известно три версии происхождения этого понятия. Все они сходятся в том, что термин (religio) пришел к нам из латинского языка и стал производным от глагола. Первая, по времени возникновения, попытка дать анализ слова «религия» принадлежит перу известного римского оратора и общественного деятеля Цицерона ( II-Iвв.до н.э.). Его современники уже не могли в точности сказать, когда именно и в связи с чем стало употребляться слово. Однако Цицерон предположил, что оно произошло от глагола relegere, обозначавшего «поклоняться, почитать, возвращаться, поворачивать назад и т.д.». Цицерон выбрал первые два значения и отметил, что римляне с древности поклонялись многочисленным богам, почитали души умерших предков. Вот это поклонение они и назвали религией. Итак, в определении Цицерона, религия-это поклонение кому-либо, чему-либо; отношение к чему-нибудь с особым почтением, уважением. Оценку Цицерона называют взглядом на религию «извне», со стороны. От этой версии берут начало многие современные определения, констатирующие то, в чем религия выражается. Однако для большого количества верующих различных конфессий суть религии концентрируется в ином. Они вслед за христианским богословом Лактанцием (III-IV вв.) полагают, что религия-это связь между человеком и Богом, между земным миром и небесным. Лактанций нашел в латинском языке глагол по написанию и звучанию не менее похожий на существительное «религия», чем Цицероновский relegere. Это термин - religare,- который в латыни означал «связывать, соединять». Точка зрения Лактанция – это взгляд на религию «изнутри», глазами верующего человека, для которого существование Божественного мира неоспоримо.
Третья последняя версия принадлежит издревна существующим эзотерическим школам. Их представители обосновывают концепцию циклического развития мира и души. Они подчеркивают, что все религии в мире, по большому счёту, пропагандируют одни и те же ценности, содержат принципы общечеловеческой морали, ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни. Религия даёт человеку нравственные ориентиры, ставит сигнальные знаки на его жизненном пути, помогает совершенствоваться духовно. Человеческая душа, с точки зрения эзотериков, это частица мировой души, и рано или поздно она вернётся к первоисточнику, к тому, от чего отделилась. Это возвращение сродни буддистской нирване, конечная и высшая цель существования. Воззрения эзотериков позволяют им сделать вывод о том, что религия – это путь к первоисточнику, это знания, которые помогают обрести духовное совершенство. Поэтому правильнее связывать слово «религия» с глаголом relegere, только не с первыми, как Цицерон, а с последними из его значений – «возвращаться, поворачивать назад».
На этих трёх
версиях происхождения и
Звучание слова отличается в разных языках, но во многих базируется на латинском корне - religio. В языке изложения нашего пособия – русском – термин укоренился в XVIII веке, благодаря интенсивному культурному заимствованию, начавшемуся в результате реформаторской деятельности Петра I. До XVIII века употребляли слово «вера».
С каких бы
позиций мы не оценивали сам термин,
любая религия имеет ряд
Общие воззрения
и коллективно совершаемые
Внутри любого объединения верующих возникают особые отношения, основанные на заповедях, нормах, установленных данной религией – это религиозные отношения, являющиеся следующим признаком религии. Религиозные отношения – это взаимодействия между верующими одной конфессии, а также их отношение к представителям других вер в зависимости от степени терпимости или нетерпимости данной религии.
Во всех своих описанных проявлениях религия играет особую роль в обществе и в жизни отдельного человека. Эту роль мы можем оценить через отдельные задачи, функции, выполняемые религией. Среди функций религии принято выделять: