Курс лекций по "Религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:31, лекция

Краткое описание

Наука, изучающая религиозные традиции мира, называется религиоведение. Религиоведение исследует одну из интереснейших областей человеческой культуры – религию - систему верований. Религия, по мнению большинства исследователей, появилась одновременно с возникновением человека на Земле. Знаменитый английский этнограф и антрополог Эдуард Тэйлор (1832-1917 гг.) в XIX веке отметил, что этнография не знает ни одного племени, ни одного народа, у которого не было бы верований.

Файлы: 1 файл

Lektsii_religiovedenie.docx

— 173.13 Кб (Скачать)

Исторически первой цивилизацией считается Месопотамия, которая нередко именуется Междуречьем  или Двуречьем, так как сложилась  эта цивилизация в бассейне двух рек: Тигр и Евфрат. Древнейшую область  заселения  назвали Шумером, отсюда наименование первого этапа в  развитии Месопотамии. Именно здесь  возникли первые города-государства: Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Аккад и другие. Сначала они существовали самостоятельно, позже объединились в единое государство.

Культура  и религия Месопотамии многослойна, принято выделять ряд этапов, каждый из которых преемственен по отношению  к предыдущему, но обязательно вносит свой неповторимый колорит в общую  картину развития региона.

Этапы религиозного и исторического  развития Месопотамии:

I –й этап - 4 – 3 тыс. до н.э. – шумеро-аккадский период;

II – й этап - 2 тыс. до н.э. – вавилонский период;

III – й этап – с конца 2 тыс. до н.э. до середины 1 тыс. до н.э. – ассирийский период.

В VI в. до н.э. Месопотамию завоевали персы и на её территории сложилось Древнеиранское государство. Вследствие завоевания и ассимиляции самобытная древняя культура Месопотамии прекратила своё существование.

Первым этапом в развитии верований был шумеро-аккадскийпериод (4 – 3 тыс. до н.э.).На этом этапе в регионе возникли города-государства, которые были теократиями во главе духовными лидерами – жрецами – энами.Центром любого города был храм, изначально  являвшийся одновременно и амбаром, поскольку существовало поклонение хлебу как основе жизни. Позже стали возводиться собственно культовые сооружения – зиккураты.Зиккурат– это ступенчатая башня. Строились храмы из самана – кирпича, вылепленного из необожженной глины. Храмы красили в - священные цвета – чёрный, красный, белый. Главным предметом в храме являлась деревянная статуя божества,  с которой обращались как с живым человеком – умывали, одевали, «кормили», развлекали.

Храм обычно  посвящался конкретному богу. У каждого  города был свой бог-покровитель. Например, бог Нергал считался покровителем города Куту, богиня Инанна – покровительница  города Урука, бог Нанна – покровитель  города Ура.  Однако со временем сложился общешумерскийпантеон, в который  вошли и многие городские боги как, например, вышеперечисленные.

Шумеры верили, что источником возникновения мира  стала вода, точнее хаос пресной  и соленой вод. Первоначало мира они называли Намму, почитали как  праматерь океан, над которым  возвышалась гора. Намму породила первую пару богов, которые будучи братом и сестрой, одновременно, становятся мужем и женой и родителями следующих богов. Сын Намму, бог  по имени Ан, взбирается на гору, образует свод небес и становится богом  неба, создавшим божественную страну Дильмун. Дочь Намму, богиня Ки, желая  быть ближе к матери, располагается  у подножия горы, высившейся из океана, и образовывает плоский остров –  землю. Ки почитается как богиня земли. Шумеры представляли землю круглой  и плоской. Наряду с этой парой  богов большим почитанием в шумерском  пантеоне пользовались такие боги, как: Энлиль – бог воздуха, атмосферы (ветра, грома); Уту (Шамаш) – бог солнца;Нанна (Син) – бог луны; Инанна (Иштар) –  богиня любви, знаний и справедливой войны (изображалась в сопровождении  змей - коварство). Особое место в  пантеоне занимал бог Энки. Он почитался  как бог пресной воды, впоследствии бог подземного мира. Именно он, согласно мифу, сотворил человека. Первый человек  был создан из глины и капли  божественной крови, это был мужчина  Адоп. Энки пытался сотворить людей  похожими  на богов, такими же совершенными, но результат замысла не оправдал. Все фигурки (люди) получились разными. Ни одна из них не была идеальной. По мнению ряда других богов, каждый из появившихся  людей имеет какой-то недостаток, какой-то изъян. Осознавая своё несовершенство, люди будут страдать, и за это  нет прощения богу Энки. Богиня Нинхурсаг  и другие боги прокляли Энки за это. Он был изгнан в подземный мир, в царство Кур, поэтому стал одним  из подземных богов. Участь созданных  Энки людей, согласно шумерским преданиям, была безрадостной. Люди созданы, дабы заменить богов в труде.  Люди должны заниматься земледелием и  скотоводством и приносить результаты своего труда в жертву богам. Если человек будет исправно трудиться, усердно молиться и служить богам, то может рассчитывать на их милость  и некоторые блага на земле. Однако все люди обречены на смерть. В отличие  от оптимистично настроенных египтян, шумеры были пессимистами. Смерть они  рассматривали как неизбежное зло, считали, что после смерти человек  попадает в царство Кур. Хоронили достаточно скромно, путём трупоположения в землю, «отправляя», таким образом, умершего в подземный мир. При  погребении умершему клали семь вещей (предметов одежды), символизировавших  семь врат по пути в подземный мир. У каждых ворот умерший должен был отдать стражам один из предметов. В итоге в подземном мире  он появлялся обнажённым («обнажалась» суть человека, все совершённые им добрые и злые дела). Боги подземного мира: Нергал и его супруга Эрешкигаль, - судили умерших, хотя суть этого суда в науке, в общем-то, неясна. В отличие  от религий других цивилизаций в  Месопотамии представлений о  воздаянии, поощрении-наказании душ  умерших нет. В любом случае душа остаётся в царстве Кур, где страдает от голода, холода, жажды и стонов, доносящихся с земли. Подземный  мир служит воплощением зла, а  его боги считаются богами болезней и войн. Таким образом, в Шумере не получил особого развития заупокойный  культ, процветали обряды, связанные  с жизнью и её радостями, а не со смертью, в отличие от, например, Египта.

Шумерские боги изображались антропоморфными, то есть с чертами людей. Встречаются  редкие исключения – зооморфные изображения  божеств, сближающие Шумер с Египтом, как, например, всё тот же бог подземного мира  Нергал, изображавшийся как  мужчина с головой петуха.

Ниже приведён рисунок, схематично отображающий шумерскую космологию (учение об устройстве мира). На нём  указаны имена основных богов, согласно «сферам их ответственности».  Ки

Ан

Син

Шамаш

Намму

Энки

Нергал  и Эрешкигаль

Энлиль

Дильмун

Царство Кур

 

Новым этапом религиозного развития стал вавилонский период (2 тыс. до н.э. ). В это время, в целом, почиталась уже известная нам группа богов, но с появлением Вавилонского царства система верований была скорректирована.В силу возвышения Вавилона старшим богом стал считаться городской бог Вавилона Мардук. Он выступал в мифах как сын Энки, создатель города Вавилона;бог, воплощавший силу и разум; бог календаря, разделивший год на двенадцать месяцев и на сезоны;  покровитель астрологии; бог, установивший законы, по которым развивается мир.

В честь Мардука  был построен самый высокий и  самый известный в истории  человечества зиккурат (высота предположительно составляла 90 м).  Он назывался Этеменанке – «храм земли и неба». По замыслу должен был соединить землю и небо, т.е. мир людей и страну богов. На верхнюю ступень храма якобы опускались боги. В историю этот храм вошёл под названием «вавилонская башня». Однако, в отличие от библейского сюжета, который гласит, что люди, возгордившись, решили достать до небес, стали строить башню в Вавилоне, и бог, разгневавшись, смешал им языки.  Люди перестали понимать друг друга и разбрелись по свету. Так появились разные народы. В реальности, считается, что башня – прототип библейской – была построена и довольно долго существовала, пока  в VI в. до н.э. не была разрушена персами во время завоевания Месопотамии.

Завершающим периодом в развитии религии Месопотамии  стал ассирийский период.  Ассирия возникла как отдельное государство в результате объединения племён на севере Месопотамии.  Культура  Ассирии была очень воинственной и мало религиозной. Центральным богом стал Ашшур – городской бог ассирийцев, -  фактически, отождествлённый с Мардуком. В ассирийский период большое распространение получила магия,  особенно,  гадательная. Широко практиковались  либаномантия – гадание по струйке дыма из курительницы;  леканомантия – гадание по жидкостям (по воде и кедровому маслу); гепатоскопия  - гадание по внутренностям животных (по печени крупного рогатого скота).

В VI в. до н.э. после персидского завоевания религия Месопотамии пришла в упадок. В появившейся персидской державе основное распространение получили собственно иранские религии: сначала древнейшая пророческая религия – зороастризм; затем,  уже в I веке  нашей эры, митраизм – культ бога Митры, ставший одним из конкурентов христианства; и, наконец, в III веке манихейство – пророческое учение Мани. Эти религии наложили отпечаток на развитие восточной философии и религии в дальнейшем. Зороастризм существует и исповедуется до сих пор, а вот сведения о верованиях Древней Месопотамии сохраняются сегодня только благодаря историкам, культурологам и религиоведам.

 

Лекция № 5.  Верования древних египтян

Данная  лекция относится к

Теме 6. Религиозные системы цивилизаций  Древнего Востока и возникшие  на из основе религии. Раздела II. История религии         учебной программы

 

Другой древнейшей цивилизацией, наряду с Месопотамией, стал Древний Египет. Название «Египет» имеет греческое происхождение  и в переводе означает «загадка, тайна». Сами египтяне называли свою страну в древности «Та – Кемет» –  «чёрная земля», так как возникло Древнеегипетское государство на чёрнозёмных  плодородных почвах в долине реки Нил (до сих пор символом этого  древнего названия является чёрная полоса на флаге Египта). С  рекой была связана не только общественная жизнь  и хозяйственная деятельность египтян, но и их верования. Важными богами были боги реки Нил Хапи и Себек. Ежегодные разливы реки орошали  поля, обеспечивая плодородие, поэтому  они почитались как боги плодородия, жизни и изобилия.

Главным занятием египтян было земледелие, поэтому  большинство богов в их пантеоне связано с солнцем, определявшим календарь земледельческих работ.

В целом верования  египтян были языческими.  Первоначально  в долине Нила сложилось сорок  номов (небольших государственных  образований). В них существовали сходные религиозные представления, однако, имена богов и их набор  отличались. В IVтыс. до н.э. номы объединились в два государства: Верхний (южный) и Нижний (северный) Египет. Около 3000 г. до н.э. правитель Верхнего Египта Менес (Нармер) завоевал Нижний, образовалось единое государство. Менес основал город Мемфис, который стал религиозным и художественным центром страны. Царская власть была очень сильной. Подданные считали царя живым богом, называли фараоном («большой дом»). Сложился культ фараона как сына Солнца. Он стал бросать свиток в Нил с приказом реке разливаться, совершал обряд первовспашки: проводил первую борозду на поле, «оплодотворяя» нильскую долину от имени богов.

 Несмотря  на политическое единство под  властью фараона, в религиозной  сфере некоторая раздробленность  продолжала существовать.

Первыми исследователями  египетской мифологии стали древние  греки. Современные учёные, пытаясь  систематизировать множество египетских богов и сказаний о них, выделяют три основных цикла в египетской мифологии: первый – это космогонические  и космологические мифы, второй -  солярные мифы, третий – цикл мифов  о боге Осирисе.

Космогония  – учение о происхождении мира.  Цикл мифов о сотворении мира очень  обширный, представлен разнообразными вариантами. Общим моментом в них  является то, что мир возник из хаоса, пучины вод по имени Нун. Из Нуна произошёл первый бог, который породил  остальных богов, создал людей, животных и растения.

В разных районах  Египта в качестве бога-прародителя  почитались разные боги: Птах, Атум, Амон и др. Поклонение им восходит к культам  племенных богов, на основе которых  сложились представления о местных  божествах городов и номов. Единого  общеегипетского пантеона так и  не сформировалось. С приходом новой  династии к власти, как правило, выделялся  тот или иной местный культ. Особое место в египетской истории занимают такие города, как Мемфис и Фивы. Мемфисскую триаду (тройку верховных  богов) составляли Птах (главный бог, творец), Сехмет (жена Птаха, богиня  войны) и Нефертум (бог растительности). Фиванская триада включала Амона (бог  солнца, творец), Мут (его жена, богиня неба) и Хонсу (сын Амона и Мут, бог луны).

Наряду с  богом творцом и его ближайшим  окружением важная роль отводилась богам, связанным с устройством мира. Космологические мифы – мифы об устройстве мира – содержат представление  о реке как о неком общем  образе, центре мироздания. Река была осью жизни не только на земле, но и небо, и подземный мир тоже представлялись египтянам в качестве реки. Божеством, символом небесного Нила, была корова Нут. В качестве её супруга, бога земли, почитался Геб (Акер). За постоянные ссоры бог воздуха Шу разделил Геба и Нут.

Многочисленные  боги контролируют разные сферы жизни  человека. Происхождение человека египетские мифы описывают по-разному. Три основных версии, связанные с разными территориями Египта: 1) человек создан богом Птахом, 2) возник из слёз бога Ра, 3) люди вылеплены  из глины на гончарном круге богом  Хнумом (бог ремёсел, гончарства).

Центральное место во многих египетских мифах  занимают солнечные боги. Им посвящён второй цикл мифов – солярные. Эти  мифы содержат сюжеты о борьбе добра  и зла, объясняют смену дня  и ночи, а также смену времён года.

Самым почитаемым солнечным божеством Египта был  Ра. Центром его культа был город  Иуну (Гелиополь). С возвышением V (Гелиопольской) династии Древнего царства в XXVI-XXV вв. до н.э. Ра стал верховным богом египетского пантеона. Его культ был популярен на всей территории Египта, а также в Нубии. Изображался Ра зооморфно, как и большинство египетских богов (тело человека, голова – животного или птицы). Ра рисовали человеком с головою сокола.

В XVI веке до н.э. в связи с возвышением фиванской династии культ Ра был потеснён культом Амона, который и стал верховным божеством. В дальнейшем религиозные реформы происходили нередко, что было связано не столько с религией, сколько с «большой политикой», с борьбой фараонов и всесильного жречества. В середине XIV в. до н.э. фараон Аменхотеп IV провёл реформу, в результате которой главным богом был объявлен бог солнечного диска Атон. Сам реформатор стал именоваться Эхнатоном («угодный Атону»), столицей стал город Ахетатон («горизонт Атона»). Культ Атона был не просто новым верховным культом: учёные оценивают эту реформу как одну из первых в истории человечества попыток установить монотеизм. Считается, что в Древнем Египте сложились условия для появления единобожной религии: Египет был древнейшей централизованной деспотией с сакрализацией власти. Идея единоначалия,  абсолютной концентрации власти должна была присутствовать в этой цивилизации. Однако реформа оказалась неудачной. После смерти фараона поклонение Атону было забыто. К концу XIV в. до н.э. были восстановлены и объединены два древнейших культа: Ра и Амона. Единое воплощение и солнца как тела, и тепла, идущего от него,  стало именоваться Амон-Ра.

В глубокой древности Ра почитался ещё и  как бог умершего царя. Со временем это представление было вытеснено  сказаниями об Осирисе. Третьей ведущей  темой в египетской мифологии  является идея смерти и воскрешения. С ней связан цикл мифов об Осирисе.

Осирис –  бог производительных сил природы, увядающей и расцветающей растительности, одновременно, царь загробного мира. По легенде, он был сыном Геба и Нут. Стал четвёртым мифическим царём  Египта, установившим законы, отучившим  людей от каннибализма, научившим  земледелию и  ирригационным работам. Кроме того, его заслугами считаются  строительство и врачевание, обучение людей письменности, ремёслам и искусству. Добрым помощником Осириса был Тот  – очень почитаемое божество египетского  пантеона, бог луны, мудрости, письменности и счёта. Осирис был убит своим  завистливым братом Сетом (богом  – воплощением пороков, зла, пустыни), но благодаря верности, преданности  и усилиям своей жены Исиды  воскрес. Из тела Осириса, согласно мифу, была изготовлена  первая в истории  Египта мумия. В мумификации, длившейся  семьдесят дней, принимали участие  Анубис (бог бальзамировки, проводник  в загробный мир), Тот, Исида (богиня домашнего очага, любви, материнства  и плодородия) и Нефтида.  Мумификация  стала важным этапом в процессе воскрешения  и обретения бессмертия. Появилось  представление, что человек, подобно  Осирису, может, умерев - воскреснуть, если его тело подвергнется мумификации. Поскольку Осирис был правителем, то сначала с ним стали отождествлять  фараонов. Позже (в эпоху Среднего царства) произошла демократизация верований: все умершие, в представлении  египтян, получали шанс на загробную  жизнь в случае мумификации тела. Процесс мумификации считался священным. Сами египтяне его не описывали, однако в V в. до н.э. Египет посетил знаменитый древнегреческий историк Геродот, который охарактеризовал несколько способов бальзамировки. Мумификация продолжалась семьдесят дней, должна была воспроизводить легенду об Осирисе. Над телом умершего зачитывался цикл мифов об Осирисе.

С конца III тыс. до н.э. культ Осириса стал основным в заупокойных верованиях, а сами эти верования превратились в центральную нить религии. Ни у одного народа заупокойный культ не занимал столько места в верованиях, как у египтян. Вся жизнь и деятельность человека была связана со смертью и к ней обращена. Подготовка к смерти и погребению была важной составляющей жизни. Культ Осириса был распространён не только в Египте, но и в Нубии, в Западной Азии и даже в Европе.

Смерть –  продолжение жизни -  или жизнь  в ином мире, поэтому с представлениями  о смерти неразрывно связаны представления  о жизни и «об устройстве человека». Судьбу человека египтяне определяли днём рождения, поступками и свободной  волей самого человека. Составляющими  человеческого существа считали  тело и ряд духовных сущностей: рен, шуи, ба, ка, иб.

Информация о работе Курс лекций по "Религиоведению"