Курс лекций по "Религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:31, лекция

Краткое описание

Наука, изучающая религиозные традиции мира, называется религиоведение. Религиоведение исследует одну из интереснейших областей человеческой культуры – религию - систему верований. Религия, по мнению большинства исследователей, появилась одновременно с возникновением человека на Земле. Знаменитый английский этнограф и антрополог Эдуард Тэйлор (1832-1917 гг.) в XIX веке отметил, что этнография не знает ни одного племени, ни одного народа, у которого не было бы верований.

Файлы: 1 файл

Lektsii_religiovedenie.docx

— 173.13 Кб (Скачать)

На сегодняшний  день преобладает другая -  историческая школа. Она исходит из того, что  Иисус Христос – реально существовавший персонаж или, по крайней мере, был  некий проповедник-прототип Христа. Некоторые исследователи считают, что Иисус – это собирательный  персонаж. В любом случае, историчность Христа признают многие учёные и, конечно  же, богословы, поэтому можно сказать, что существуют две разновидности  исторической теории: научная и теологическая.

Учёные основываются на упоминаниях о Христе и христианах в античных источниках. Очень важным памятником многие считают Кумранские свитки, обнаруженные арабом-бедуином в пещере на берегу Мёртвого моря. Свитки приписываются секте ессеев. Их оценивают  как один из древнейших вариантов  Библии. Научная версия корректирует церковный календарь. Христиане  отсчёт своего летоисчисления ведут  от рождества Христова. Этот календарь  широко распространён в мире, однако, если признать историчность библейского  сюжета об избиении младенцев по велению  царя Ирода, то получается, что Христос  родился не позднее 4 г.до н.э.

 Богословская  трактовка биографии Христа отталкивается  от повествования евангелий. Евангелия  (в переводе с греч. «благая  весть») от Матфея, Марка, Луки  и Иоанна входят в Новый  Завет Библии. Евангелия восстанавливают  родословную земной семьи Христа, рассказывают о событиях от  извещения о появлении сына  божьего до его казни, смерти, воскрешения и вознесения на  небо. По евангельскому преданию, Иисус был рожден девой Марией  по воле святого духа. Родился  в семье плотника Иосифа из  рода Давида. В земной жизни,  как и отец, занимался плотничеством.  С 12 лет проявлял интерес к  религии. В 30 лет стал проповедником.  Предрекал наступление Царства  Божьего, называл себя новым  царём Иудейским, но был отвергнут  иудейскими первосвященниками. Иисуса  осудил Синедрион. Священники  Иерусалимского храма выдали  его римлянам как смутьяна. Поскольку  Иудея была провинцией Римской  империи, то окончательное решение  выносил римский наместник –  прокуратор Понтий Пилат. Накануне  иудейской Пасхи он, по давно  сложившейся традиции, предложил  простить одного из осуждённых, надеясь, что выберут Иисуса. Но  народ, подговоренный первосвященниками,  выкрикнул имя другого человека  – разбойника Вараввы. Понтий  Пилат «умыл руки», и  Христос  был казнен мучительной и позорной  смертью – распят на кресте  холме под названием Голгофа.  Иисусу было 33 года. Этот возраст  принято называть «возрастом  Христа». Распятие состоялось  в пятницу. На третий день  после смерти, в воскресенье, Бог–Отец  воскресил его. В честь этого  события христиане  чтут воскресенье  как священный день недели (в  отличие от иудейской субботы  и мусульманской пятницы) и  празднуют свой главный праздник  Пасху, который символизирует  торжество жизни над смертью  и внушает надежду каждому  верующему. Таким образом, мы  видим, что празднование Пасхи  встречается в двух религиях (христианстве  и иудаизме), но связано с разными  событиями, кроме того,  иудейская  и христианская Пасхи отстоят  друг от друга по времени. 

Воскресший  Христос явился своим ученикам, наказывая  им распространить добрую весть о  спасении всех людей от греха и  смерти, потому что, согласно христианскому  преданию, после казни Христа началось землетрясение, Голгофа треснула, по этой трещине с креста потекла  кровь Христа и попала на череп  Адама, захороненного под этим холмом. Адам, будучи первым человеком, совершил первый (первородный) грех. Теперь, пролив свою кровь за грехи человеческие, Иисус вину людей искупил. С этого  момента каждый человек может  надеяться на прощение и посмертное существование своей души в раю. За эту миссию Иисус был наречён  Христос (от греч.) – «спаситель»  по отношению к человечеству,  на арамейском это слово звучало  «мессия».

Ученики Христа – апостолы (от греч. «посланный, посланник») -   стали проповедовать его  учение по свету.  Вместо предавшего Христа Иуды был избран новый двенадцатый  апостол Матфей. Апостолы обрели дар  говорить на разных языках и распространили знания об Иисусе и его заповеди по миру.

Христианские  представления суммированы и  изложены в главной книге христиан Библии. Слово «Библия» переводится  с греческого как   «книги», её называют «Книгой книг». Она включает в себя Ветхий и Новый заветы. Ветхий завет признается в качестве священной книги и иудеями, и  христианами. Новый завет является священной литературой только для  христиан. Библейские сюжеты повторяются  в исламе, но саму Библию как  священную  книгу мусульмане не почитают.

 В пророчествах  Ветхого завета Бог заповедовал  Мессию - Иисуса из Назарета, а  основные сведения об Иисусе  содержатся в Новом завете.  Новый завет - собрание ранних  христианских сочинений, объявляющих  Иисуса Господом и спасителем, именно он дает людям Новый  завет, восстанавливает утраченную  в результате грехопадения первых  людей связь с Богом.

История христианства полна драматичных поворотов  и самых разнообразных событий.  В  I веке  н.э. эта религия возникла как вера угнетённых и рабов. Первые христиане терпели преследования со стороны иудеев и римлян. В Риме на арене Колизея устраивались показательные расправы над христианами. Ситуация изменилась только к IV веку. В 313 году был издан Миланский эдикт о веротерпимости. Он допустил  свободное исповедование христианства на территории Римской империи. К концу IV века христианство превратилось в господствующую в империи религию.

Однако сама Римская империя переживала в  это время глубочайший структурный  кризис. Он касался и политической, и социально-экономической и духовной сфер жизни. В 395 году империя распалась  на две части: Западную Римскую империю  и  Восточную Римскую империю (Византию).  Это событие заложило основу деления христиан на западных и восточных. Сначала они были разделены политически и географически, а потом сложились достаточно чёткие догматические и обрядовые  отличия. Окончательный раскол произошел  в 1054 г.  Восточная и Западная церкви разделились, в первую очередь, по политическим причинам: на Востоке христианская церковь срасталась с императорской властью, попав, в конечном счете, в полную зависимость от нее; на Западе христианская церковь во главе с Папой Римским, не довольствуясь духовным верховенством, добилась внушительной независимости от государства.

В Средние  века христианство из оппозиционной  восточной религии превратилось в идеологию власти в европейских  монархиях. Средневековая культура была неразрывно связана с христианством. Приобщение германских племен к христианской церкви, с одной стороны,  способствовало развитию культуры; с другой стороны, господство церкви, принявшее тотальный  характер, препятствовало на более  позднем этапе развитию научных  знаний, способствовало процветанию  суеверий и невежества в обществе. Мрачными страницами в истории христианского  Средневековья остаются инквизиция, крестовые походы (1096–1270 гг.), продажа  индульгенций.

В Средние  века произошёл перекос в восприятии человеческого идеала, в сторону  духовности: человек должен был заботиться только о развитии души, стремиться к богоподобию. Телесное отошло на задний план, стало трактоваться как греховное.  Нравственным идеалом считался Иисус  Христос. Появились новые каноны красоты, которая воспринималась как  торжество духа над телом, максимально  ужесточились требования к нравственности.

Ценностную  триаду средневекового христианина  составляли:

1) Вера - особое состояние души, ведущее к Богу;

2) Надежда - надежда на спасение  души при помощи Бога;

3) Любовь (имеется в виду духовная  любовь к ближнему и к Богу).

Основными носителями христианских ценностей считались  представители  духовенства,  в  частности, монахи. Монашество зародилось в  IVв. на востоке Римской Империи. Монахи объединялись в ордена. Самые знаменитые среди них: появившийся  в VI в. орден бенедиктинцев (прославился практическим милосердием); созданный в XII в. доминиканский орден (занимался борьбой с еретиками); образованный в XIII в. орден францисканцев.

Монастыри были не только религиозными центрами, но и  образовательными, при них существовали  мастерские по переписи книг, библиотеки, школы.

В Средние  века произошёл окончательный раздел христианских церквей,  существующий и по сей день.

Восточное христианство именуется православием. Это ортодоксальное течение в христианстве. Православные уверены, что именно они  «правильно славят», то есть верно восхваляют Бога. Православие географически связано  с родиной христианства Иудеей, Иерусалимом. На рубеже античности и средневековья, а также в Средние века, центром  православного христианства была Византия. Именно отсюда христианство пришло в  Восточную Европу. От Византии приняла  крещение и Киевская Русь.

С падением Восточной Римской империи в 1453 году отдельные православные округа окончательно обрели самостоятельность. На сегодняшний день православная церковь  децентрализована в отличие откатолической. Она состоит из 15 отдельных автокефальных (самоглавенствующих) церквей. Самой крупной из которых является Русская православная церковь (РПЦ). РПЦ фактически обрела автокефалию в 1448г. В 1589 году этот процесс получил юридическое оформление: глава русской церкви стал называться патриарх, русская церковь была признана равной константинопольской. Автокефальные церкви выделились по народно-территориальному принципу. В их число входят: Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская и другие  православные церкви. Православие считается достаточно терпимым направлением христианства. Православная церковь не ведёт активной агитации, в отличие от католиков, не организовывала  крестовых походов и прочих крупных акций насильственного обращения в свои ряды, наверное, поэтому численность православных меньше, нежели католиков и протестантов (активно завлекающих паству в свои ряды), составляет  примерно 200 млн. чел.

Православие доктринально отличается от католичества: православие отрицает непогрешимость человека в лице Римского Папы, не разделяет  учения о «вышечеловеческом» достоинстве  Богоматери, не признает чистилища.

Западных  христиан называют «католиками» (от лат. «вселенский, мировой»). Католицизм - строго иерархичное и централизованное течение в христианстве. Все католики мира объединены под властью римского папы. Первым легендарным папой считается  апостол Пётр. Нынешний глава католической церкви Бенедикт XVI(в миру Йозеф Раценгер). Католики исповедуют идею о непогрешимости папы в делах веры. Он – высший духовный авторитет. Может трактовать Библию. Его постановления и утверждения будут источником веры для католиков. Католицизм накладывает жёсткие ограничения на духовенство.  Например, на всё духовенство распространяется обед безбрачия - целибат.

Обрядовая практика католиков не слишком сильно, но всё-таки отличается от православной. В православии, например, существует почитание икон, в католицизме  иконы заменяются живописью, используется органная музыка и скульптура. При  осуществлении таинств католики используют иные формы, чем православные. Например, в таинстве крещения у  православных принято окунать младенца в купель (погружать в воду), у  католиков достаточно окропить святой водой и т.п.

Католики  отличаются от православных не только своей организацией и обрядами. Их выделяет из христианского мира ряд  идей. В частности они проповедуют  идею «запаса добрых дел», считая, что  Иисус и святые совершили столько  добра, что оно заранее перевешивает всё возможное зло. Это представление  позволило католической церкви торговать  индульгенциями – грамотами о  прощении грехов, - стало одной из самых неблаговидных страниц  в её истории. Именно торговля индульгенциями, во многом, способствовала прохождению  Реформации.

Реформация - это борьба за переустройство католической церкви (охватила страны Европы в XVI в.). Реформация была связана с развитием буржуазных отношений, с изменением менталитета. Католическая церковь закрепляла сословное деление общества, что вызывало недовольство формирующейся буржуазии. Церковь дискредитировала себя продажей индульгенций, инквизицией и т.п. Реформация выступила под лозунгами удешевления церкви, упрощения обрядов, использования национальных языков в богослужении. Сторонники реформации – протестанты – считали, что между человеком и Богом не должно быть посредников, все люди равны перед Богом, спастись человек может только при помощи веры (идея Мартина Лютера). Земные успехи (слава, богатство), по мнению протестантов, – символы богоизбранности человека (идея Жана Кальвина). Поэтому человек должен активно трудиться, стремиться к накопительству, бережливости, профессиональному успеху. Протестантскую этику иногда называют трудовой. Реформация поставила проблему ответственности человека за личное счастье.

  Началась Реформация в Германии (в 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против католической церкви), затем охватила большинство стран Европы.  Победила Реформация в Германии, Нидерландах, Шотландии, Англии, Скандинавских странах. В этих странах установились протестантские церкви (лютеранская, кальвинистская, цвинглианская, англиканская и др. церкви). В некоторых странах Европы победила контрреформация (например, во Франции и Испании).  

Протестанты максимально упростили культ. Они  признают только два таинства: крещение и причастие, считая их библейскими (упомянутыми в Библии).

На сегодняшний  день протестанты преобладают в  Северной Германии, Скандинавских странах, Прибалтике (лютеране);  в Швейцарии, Голландии, Шотландии,  частично в  США (кальвинисты); в Англии и Америке (англикане) и др.  Численность  современных протестантов составляет 600-700 млн. человек.Протестанты не имеют  организационного единства, однако их объединяют общие идеи и черты: отрицание  духовной иерархии (все люди равны  в своей греховности перед  Богом, один человек не может быть священнее другого),  выборность  руководителей общин (пасторов); строгость  и простота молельных домов, отсутствие икон, мощей и т.п.;  основное внимание уделяется духовному самосовершенствованию, обрядовой стороне не придаётся  особого значения.

Несмотря  на Реформацию и пересмотр католической веры, католическая церковь сохранилась, более того, продолжает лидировать в современном мире. Католицизм насчитывает  свыше 900 млн. последователей в современном  мире. Католицизм распространен во Франции, Италии, Испании, Южной Германии, Австрии, Венгрии, Польше, в Южной  и Центральной Америке.

Христианство  во всех его проявлениях религия  единобожная. Основу идейных воззрений  христиан составляют догматы о Троице (Бог – отец, Бог – сын, Бог  – святой дух) и о богочеловечности Иисуса Христа. Догмат о Троице три  христианских конфессии трактуют по-разному.

Кроме того, все христиане считают, что душа существует вечно, а вот телесная жизнь только одна. Земная жизнь  воспринимается как подготовительный этап к более важной загробной  жизни (в позднем христианстве, это  попадание в рай или ад). Участь человека зависит не от происхождения  и соблюдения обрядов, а от следования особым этическим принципам. Главная  этическая идея христианства – это  совершение добрых поступков, не ожидая ответного воздаяния. Эти идеи возникли в  раннем христианстве, затем, в  Средние века, были искажены католической церковью, но со временем восторжествовали вновь.

Информация о работе Курс лекций по "Религиоведению"