Курс лекций по "Религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:31, лекция

Краткое описание

Наука, изучающая религиозные традиции мира, называется религиоведение. Религиоведение исследует одну из интереснейших областей человеческой культуры – религию - систему верований. Религия, по мнению большинства исследователей, появилась одновременно с возникновением человека на Земле. Знаменитый английский этнограф и антрополог Эдуард Тэйлор (1832-1917 гг.) в XIX веке отметил, что этнография не знает ни одного племени, ни одного народа, у которого не было бы верований.

Файлы: 1 файл

Lektsii_religiovedenie.docx

— 173.13 Кб (Скачать)

Итак, пережив  духовный кризис, испытав сомнения и пресыщение в двадцать девять лет, Сиддхартха оставил дом, семью, богатство, стал отшельником и начал искать Истину. В тридцать пять лет он прозрел  и стал Буддой.  

Сначала он долгое время скитался, то в одиночку, то, вступая в различные секты. Долгое время не мог найти смысла жизни, как ни старался. Наконец шесть  лет странствий, наполненных лишениями, искушениями, глубокими размышлениями, завершились успехом. Находясь в  местности Гая, Гаутама дал себе клятву, что не сойдёт с места, пока не узрит Истину. Царевич сел под  дерево смоковницы и стал медитировать. Сорок дней  Сиддхартха не сходил с места. Погрузившись в глубокое размышление, он увидел все свои прежние  жизни, увидел прошлое, настоящее и  будущее человечества. В результате этой медитации он стал Буддой, то есть «просветлённым», достигшим высшей истины, света истинного знания, постигшим скрытую внутреннюю суть вещей. Поэтому медитация и по сей день -  главный буддистский  ритуал, основной способ постижения мира.  Медитация - это углубленная умственная сосредоточенность, удаляющая человека от материального мира и приближающая его к миру духовному. Она обуздывает желания и страсти, а также мысль, обеспечивает внутреннее спокойствие, приносит мир в нашу мятежную душу, уравновешивает психическое состояние человека.

Прозрев в результате медитации, Будда понёс  свои знания людям, поэтому он почитается, в первую очередь, как священный  учитель. Будда Сиддхартха проповедовал 45 лет, получил прозвище «Шакья - Муни» - мудрец из рода Шакья. Свою первую проповедь  он прочёл у города Бенареса (Варанаси в современной Индии). В ней  Будда  изложил основные идеи (догматы) своего учения. Он заимствовал выработанные предшествующей религиозной практикой  Индии идеи сансары и кармы. Согласно идее сансары любая душа перерождается. Перерождения происходят по закону кармы  – воздаяния. Все поступки, а также  мысли и слова человека оставляют  кармические следы и влияют на последующие перевоплощения. Каким  бы ни было воплощение, оно всегда несёт  страдания.

В центре буддистской философии стоят  учения «о четырёх истинах» и «о двух крайностях».  «Учение о четырёх истинах», во-первых, гласит, что всякая жизнь - это страдание. За это буддизм нередко называют «религией страдания».  Будда говорил, что любая и всякая жизнь наполнена страданием. В человеческой жизни это физические страдания, связанные с болью, болезнями, старением, смертью, и ещё более тяжёлые – душевные страдания, которые вызывает любовь, предательство, разлука и т.п. Страдает каждый человек, и каждому кажется, что его страдания сильнее, чем у других.

Вторая  истина определяет причину страдания. Она гласит, что источником страданий  является сам человек, а точнее его  эгоистические желания, страсти, привязанность  к жизни и к другим людям.

Определив источник бед, Будда предлагает способ разрешения проблем. Он заключён в третьей  истине: страдания можно  прекратить, избавившись от  желаний, привязанностей и страстей.

Четвёртая истина указывает направление для  последующего развития: избавившись  от желаний, надо следовать  «благородному  восьмеричному  срединному пути».

Каждый  буддист должен признавать и осознавать эти четыре благородные истины. 

Последнее понятие – «восьмеричный срединный  путь» - связано с   «учением о  двух крайностях». Крайности Будда  иллюстрировал на примере собственной  жизни. Первой крайностью, в которую  часто впадают люди, он называл  гедонизм - страсть к удовольствиям, наслаждениям. Двадцать девять лет  Сиддхартха Гаутама вёл такой  образ жизни. Он пришёл к выводу, что такая жизнь ведёт человека в никуда, любыми благами он рано или поздно пресыщается. Другой, ничуть не лучшей, крайностью является аскетизм-отшельничество, отказ от общения с людьми, самоистязание. Шесть лет жизни, уйдя из дворца, Сиддхартха прожил именно так. За эти  годы он не приблизился к пониманию  смысла жизни и абсолютный уход от мира тоже счёл неверным жизненным  путём. Осудив эти крайности, Будда  предложит следовать  срединным  путём, который сочетает в себе элементы гедонизма и аскетизма по принципу «золотой середины», без преобладания чего-либо. Он считал, что люди не должны обязательно отказываться ото всего  для достижения миропонимания, в  особенности, не стоит лишать себя общения  с другими людьми, но во всём человек  должен знать меру, уметь остановиться, не впадать в крайности. Такой  путь позволяет вырваться из заколдованного круга перерождений (сансары) и достичь  высшей главной цели - нирваны.

Путь  называется «восьмеричным», потому что  содержит восемь ступеней, предписаний, компонентов. Звенья восьмеричного  пути:

    1. Праведное воззрение.
    2. Праведное намерение: ориентироваться на истинные ценности, исключающие насилие, ненависть и т.д.
    3. Праведная речь: воздержание ото лжи, грубости, сквернословия.
    4. Праведное действие: не причинять зла живому.
    5. Праведный образ жизни: держаться твердых моральных принципов, жить честным трудом.
    6. Праведное усилие: бороться с соблазнами и дурными мыслями, умножать добро и пресекать зло.
    7. Праведное самообладание: усмирять свои страсти, в особенности стремление к удовольствиям.
    8. Праведная концентрация или медитация: прозревать суть вещей, быть способным сосредоточиться на главном в жизни.

Обобщая предписания  «восьмеричного пути», можно сказать, что человек должен следить за своими мыслями, словами, делами и медитировать. Контроль над мыслями, словами и  делами – это, пожалуй, общее положение  для большинства религий в  мире.

Следуя «восьмеричным  путём» надо соблюдать заповеди, которых  для обычного верующего (не монаха) пять: не убивать живых существ, не брать чужого, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять дурманящих и пьянящих (алкогольных и наркотических) напитков и веществ.

В зависимости  от более или менее строго следования заповедям и предписаниям можно  переродиться одним из существ. Буддисты выстраивают такую иерархию живого:

Будда

Бодхисаттвы

Боги

Люди

Животные, птицы, рыбы

Растения

Адские существа


 

В буддизме присутствует понятие «ада», которое  правда значительно отличается от трактовки  других религий. За грехи можно родиться адским существом, но чем хуже рождение, чем ниже ступень воплощения, тем  короче существование на ней. В дальнейшем можно рассчитывать на иные перерождения. В центре буддистской лестницы живых  существ стоит человек. Буддизм - антропоцентричная религия. Только человек способен вырваться из круга  перерождений. Человек представляет собой смешение лучшего и худшего  начал, являясь, таким образом, наиболее гармоничным и совершенным существом. Буддизм провозглашает веру в  человека, в его способности и  возможности. Только люди (а не боги, например, которые тоже подвержены  закону кармы) могут достичь нирваны. Нирвана в буквальном смысле слова  «освобождение от паутины желаний». Это исключительно духовное существование, без перерождения в живое тело. С точки зрения  физической, это  смерть тела, после которой душа не вселяется в иные тела, а сливается  с мировой душой и бестрепетно, вечно блаженно существует.

Такие идеи проповедовал сам Будда и его  ученики. При жизни Будды сложилась  сангха – первая община буддистов. Сейчас сангхой называют любое объединение  буддистов и всех буддистов в  мире в целом.

Земной путь Будды завершился в восьмидесятилетнем возрасте. Он умер. Тело было возведено  на погребальный костёр по индийской  национальной традиции. Один из учеников выдернул из пламени зуб Будды, который  по сей день является важной буддистской  реликвией, хранится на острове Цейлон. Прах Будды был разделён между учениками и захоронен в разных уголках Индии. Над захоронениями были возведены культовые сооружения – ступы.

Смерть Будды  его последователи не воспринимают как трагедию. Она считается лишь завершением круга сансары, полного  непредсказуемых поворотов. Любая  жизнь – это страдание, а смерть физического тела в данном случае – это освобождение души. Со  смерти Будды  ведётся  отсчёт буддистского календаря: 544 г. до н.э. – первый год этого летоисчисления.

 В течение  многих веков учение Будды  передавалось из уст в уста. В I веке до н.э. или в I веке  н.э. (это спорный вопрос)  оно получило письменное закрепление в виде «Типитаки» («Трипитаки»). Буддизм использует два священных языка – санскрит и диалект пали. На пали название звучит «Типитака», на санскрите «Трипитака». В переводе на русский язык это «Три корзины», так как учение было записано на пальмовых листьях и по тематическому принципу разложено в три корзины. Несмотря на то, что впоследствии текст перенесли на бумагу, он по-прежнему именуется «Три корзины». Структура буддистского канона такова:

 

 

 

«Трипитака»

 

«Винная питака»

«Сутра питака»

«Абхидхармапитака»

Корзина устава (дисциплины).

Текст посвящён устройству монастырей и правилам монашеского  общежития.

Корзина поучений (бесед).

Содержит изречения Будды, отражает суть его учения.

Корзина чистого (цельного)  знания. Включает дополнения учеников.


 

Признавая «Трипитаку», буддисты, тем не менее, не едины.  Со временем они разделились  на ряд направлений. Раньше всего  сложилась школа под названием  «Тхеравада». В её состав вошли ученики  и непосредственные последователи  Будды.  Тхеравада представляет собой  ортодоксальный буддизм. Впоследствии школа разрослась в целое направление. По географическому принципу это  южный буддизм. Приверженцев этого  направления можно встретить  в  Индии, Индонезии, Шри-Ланке, Непале, Таиланде. В XIX веке представители другого крыла буддизма окрестили это течение «Хинаяной», что в переводе на русский язык означает «малая колесница» («узкий путь к спасению»). Название вызвано тем, что по версии этой школы, только ставшие на путь монашества могут достичь нирваны. Представители иных буддистских течений увидели в этом некоторую ограниченность.

Второй  основной школой буддизма считается  Махаяна. Её название в противовес означает «большая колесница» («широкий путь к  спасению»). Это направление более  демократичное и более терпимое по отношению к верующим. Оно не призывает к уходу от мира. Сторонники махаяны полагают, что путь духовного  самосовершенствования открыт каждому. Возникновение махаяны связано  с распространением буддизма. Махаяна  – это  северный буддизм. Он исповедуется в Монголии, Китае, Японии, Корее, Тибете, России (в Бурятии, Калмыкии, Туве). Махаяна  не единое направление, в его составе  выделяется целый ряд течений  и сект. К махаяне причисляют национальные формы буддизма, такие как ламаизм (тибетский буддизм),  дзен-буддизм (японский буддизм), чань-буддизм (китайский  буддизм). Эти формы возникли из смешения традиционных местных верований  и буддистских представлений, поскольку  буддизм – очень терпимая религия. Буддисты не отрицают ничьих духов  и богов, правда, не придают им большого значения.

Сегодня в мире насчитывается 700-800 млн. буддистов. Численность примерная, поскольку  буддисты точной статистики не ведут, у них нет жёсткой, централизованной организации, практики навязывания  своего учения. Можно быть буддистом  и исповедовать какую-нибудь религию  ещё.

Географический  парадокс буддизма состоит в том, что, возникнув в Индии, эта религия  ушла далеко за её пределы, а в самой  Индии слабо представлена на сегодняшний  день (примерно 11 % населения). В Индии  буддизм сначала стал оппозицией официальному брахманизму, способствовал  утверждению культа терпимости, ненасилия, потом, в III в. до н.э. превратился в государственную религию. В IV-V вв. стал вытесняться индуизмом. На сегодняшний день 83% населения Индии исповедует индуизм.

Сейчас  буддисты живут в основном в странах  Южной и Юго-Восточной Азии: в  Шри-Ланке, Индии, Непале, Китае, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Бирме, Тайланде, Лаосе, Монголии. Немало буддистов в  нашей стране. Буддистские общины есть в Европе и Америке. Активными  пропагандистами буддизма являются многие известные люди, в том числе, например, звезда Голливуда Ричард Гир. 

Буддизм оказал и продолжает оказывать огромное влияние на культуру, систему ценностей  и философию. Эта религия не призывает  менять мир, вершить реформы или  тем более революции, буддизм  предлагает каждому человеку взглянуть  на себя, оценить свои возможности, достоинства и недостатки. Не переделывать других людей, таким образом, провозглашая себя истиной в последней инстанции, а изменить хоть что-нибудь к лучшему  в себе. Буддизм – это религия  самосовершенствования. Меняй себя к лучшему  и лучше станет мир  вокруг тебя, - так мог бы звучать  лозунг буддистов.

 

 

Лекция № 9. Мировые религии. Христианство

Данная  лекция относится к

Теме 9. Мировые религии. Раздела  II. История религии         учебной программы

 

Христианство  возникло в Палестине, которая была на тот момент восточной провинцией Римской империи,  в I веке  н.э.

Родоначальником христианства считается Иисус Христос. В отношении личности Христа существуют две школы (два подхода): историческая и мифологическая. Согласно версии мифологической школы, Иисус – это  вымышленный персонаж. Сторонники этой школы ссылаются на то, что в  описании жизни Христа присутствуют нереальные сюжеты, ему приписываются  чудеса. Четыре библейских евангелия  содержат противоречия. Все легенды  о жизни Христа имеют прототипы  в более древних религиях. Например,  идея непорочного зачатия встречается  и в других религиях Древнего Востока, способность творить чудеса приписывается  всем пророкам, идея смерти-воскрешения  встречалась в Древнем Египте (в культе Осириса), раннехристианские  изображения Богородицы с младенцем  Иисусом на руках копируют древнеегипетские изображения Исиды с Гором.

Информация о работе Курс лекций по "Религиоведению"