Конфуцианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:57, реферат

Краткое описание

Конфуцианство – это религиозно-философское и этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. В Китае это учение известно под именем жу-цзяо, «религии учёных»; в названии его не упоминается ни о Конфуции, ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий). Все классические книги, автором или редактором которых выставляют Конфуция китайские учёные, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времён.

Оглавление

Понятие Конфуцианства и этапы его развития.
Основные идеи:
Фундамент конфуцианской морали
Конфуций о человеке и его сути
Отношения
Социальный порядок по Конфуцию
Тридцатикнижие
Практика.
Праздники.

Файлы: 1 файл

Гладкова 1к фии муз конфуцианство.docx

— 63.88 Кб (Скачать)

Костанайский Государственный Педагогический Институт

 

 

 

Реферат

По предмету: религиоведение

На тему: «Конфуцианство»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

Факультета Истории и  Искусств

Специальности: музыкальное  образование

Гладкова Екатерина

 

 

 

 

 

 

2012 год

План:

  1. Понятие Конфуцианства и этапы его развития.
  2. Основные идеи:
    • Фундамент конфуцианской морали
    • Конфуций о человеке и его сути
    • Отношения
    • Социальный порядок по Конфуцию
    • Тридцатикнижие 
  1. Практика.
  1. Праздники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие Конфуцианства и этапы его развития.

 

Конфуцианство – это религиозно-философское и этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. В Китае это учение известно под именем жу-цзяо, «религии учёных»; в названии его не упоминается ни о Конфуции, ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий). Все классические книги, автором или редактором которых выставляют Конфуция  китайские учёные, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времён.

 

В своем развитии Конфуцианство  прошло несколько этапов.

 

Первый этап - раннее Конфуцианство, включает учение Конфуция и его последователей. После смерти Конфуция конфуцианство дифференцировалось на восемь направлений. Среди них выделились два, возглавляемые Мэн-цзы и Сюнь-цзы. В силу разной интерпретации конфуцианских положений первое из этих направлений впоследствии получило квалификацию ортодоксального, второе - неортодоксального конфуцианства.

 

Мэн-цзы считается вторым лицом в конфуцианстве после Конфуция. Судя по книге, названной его именем (а может быть это и псевдоним), Мэн-цзы является ревностным распространителем конфуцианской доктрины.

 

Важнейшим нововведением  Мэн-цзы был тезис о том, что природа человека изначально добра. Исходя их этого развивалась идея о врожденном знании добра и способности его творить, о возникновении зла в человеке в результате неследования своей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от внешнего негативного влияния. Мэн-цзы говорил о необходимости полного раскрытия исконной природы человека через образование, котрое позволяет познать Небо и служить ему.

 

Небо интерпретируется Мэн-цзы как высшая направляющая сила, определяющая посредством воздействия на народ и правителя судьбы людей и государств. Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание (чжи) также врожденны человеку, причем жэнь и и нередко выступают совместно: жэнь как принцип, объединяющий людей, а и -их разграничивающий.

 

Жэнь и и являются основой разработанной Мэн-цзы концепции гуманного управления государством (жэнь чжэн), в которой главная роль уже отводится народу (Народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место). Отсюда исходила и мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания жестокого или недостойного правителя.

 

Сюнь-цзы привнес в конфуцианство идеи других философских школ, в частности, даосизма (в области онтологии) и легизма (древнекитайского этико-политического учения об управлении человеком, обществом и государством). Сюнь-цзы исходил из концепции ци - первоматерии, или материальной силы, обладающей двумя формами: инь (темнота, пассивность, женское начало) и ян (свет, активность, мужское начало).

 

Мир существует и развивается  в согласии с естественными познаваемыми закономерностями; Небо - активный естественный элемент мира, оно не управляет  человеком, а наоборот, может быть подчинено им и использовано в  интересах людей. От человека как  части природы зависят счастье  и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и  смута. Человек по своей природе зол - он уже рождается завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы.

Поэтому на человека необходимо воздействовать с помощью воспитания (ли - этикет) и закона (Конфуций отвергал закон), заставить соблюдать традиции и обряды и выполнять долг - тогда  у него появятся добродетель и  культура. Совершенство же достигается  через долгое обучение, длящееся всю  жизнь.

 

Главными звеньями управления страной Сюнь-цзы считал справедливые приказы и любовь к народу, почтительное отношение к традициям и уважение к ученым, почитание мудрых и привлечение к государственным делам способных людей, а мерилом правления - справедливость и мир.

 

Во 2 в. до н.э. с началом  правления династии Хань  конфуцианство одержало победу над легизмом и обрело статус официальной идеологии. Конфуцианство было систематизировано Дун Чжуншу, прозванным «Конфуцием эпохи Хань», и дополнено космологической доктриной. Это второй этап развития конфуцианства - Конфуцианство эпохи Хань (206 до н.э. - 220 н.э.), которое было представлено творчеством Лу Цзя (216-172 до н.э.), Дун Чжуншу (190/170-120/104 до н.э.), Ян Сюна (53 до н.э. - 18 н.э.), Бань Гу (32-92) и других.

 

В 136 до н. э. при императоре У-ди оно было провозглашено официальной доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911), поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти.

 

Дун Чжуншу соединил конфуцианство с учением о космических силах инь и ян и пяти первоэлементах (у син). Природу человека он определял как врожденную, полученную от Неба. В ней содержится в равной степени как человечность (жэнь), так и алчность, что отражает действия в Небе сил инь и ян. Чувства (источники зла) также являются частью природы человека, но посредством воспитания человеческая природа становится доброй и завершенной.

 

Воспитывать людей должен правитель, который был провозглашен сыном Неба (Тяньцзы), правящим по его повелению и выполняющим таким образом его волю. Соответственно, власть правителя признавалась священной и дарованной свыше.

 

Принцип отношений между  правителем и подданными был выражен  в концепции трех связей: правитель - подданный, отец - сын, муж - жена, где  первые компоненты соответствуют доминирующей силе ян и являются образцом для вторых, соответствующих подчиненной силе инь. Таким образом, становилась сакральной и полностью оправдывалась авторитарная власть императора, что способствовало принятию конфуцианства в качестве официальной идеологии.

 

В период Тан (618-907 гг.) конфуцианство находилось в сложных условиях соперничества, борьбы и сосуществования с буддизмом и даосизмом. Большая роль в этой борьбе принадлежала известному писателю и мыслителю Хань Юю (768 - 824 гг.), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту конфуцианства. Хань Юй уделял особое значение учению о человеческой природе, в отношении которой он впервые ввел понятие сань пинь (три ступени): высшую  - абсолютно хорошую; среднюю - способную развиваться как в позитивном, так и в негативном направлениях; и низшую  - абсолютно плохую.

 

Человеческая природа  при этом отделялась от чувств: свою природу человек получает при  рождении, чувства же обретает в  контакте с внешними вещами. Категорию  жэнь Хань Юй расширил до понятия всеобщей любви.

 

Дальнейшее развитие конфуцианство  получило в неоконфуцианстве, которому предшествовал даоско-конфуцианский синтез («учение о сокровенном» - сюань сюэ), вызванный проникновением в Китай буддизма. Неоконфуцианство эпох Сун (960-1279) и Мин (1368- 1644)  - третий этап развития - представлено трудами Чжоу Дуньи (1017- 1073), Чжан Цзая (1020–1078), Чэн Хао (1032–1085), Чэн И (1033–1107), Чжу Си (1130-1200), Лу Цзююаня (1139–1193), Ван Янмина (1472–1529).

 

Неоконфуцианство 11-17 вв. основывалось собственно на текстах Конфуция, Мэн-цзы и их учеников. Существовало два конкурирующих направления, которые возглавлялись школой Чэн - Чжу (братьев Чэн и Чжу Си) и школой Лу - Вана (Лу Цзююаня и Ван Янмина). Первая развивала «учение о принципе» (ли сюэ), ведущем к постижению объективной реальности. Вторая сосредоточилась на «учении о сердце» (синь сюэ), ведущем к постижению субъективной реальности, в которой содержатся все принципы мироустройства.

 

Чжу Си, систематизировав и сохранив все основные идеи конфуцианства, развил дуалистическую концепцию двух начал - идеального, первичного ли и материального, вторичного ци: ли нуждается в «прикреплении» к определенному ци, ци же нуждается в ли как в законе своего существования, поэтому они неразделимы. Все принципы, действительные и возможные, а также и ци содержатся в лишенном физической формы Великом Пределе (Тай Цзи), существующем во всех вещах, взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности.

 

Ли человека (или вещи) является его природой, реальной и  конкретной, причем ли его первоначальной природы, ничем не затронутой и совершенной, является моральным разумом, тогда  как ли его природы, смешанной  с человеческими желаниями и  физическим элементом, является человеческим разумом, подверженным как добру, так  и злу. Жэнь в трактовке Чжу Си обрело форму характера человеческого разума и правила любви.

 

Обобщающее учение Чжу Си по глубине и уровню своих теоретических построений, разнородности разрабатываемых проблем намного превзошло классическое конфуцианство. В последующие века чжусианство стало доминирующим направлением конфуцианства, которое именно в этой форме получило дальнейшее распространение как в самом Китае, так и за его пределами - в Японии, Корее и Вьетнаме.

 

Четвертый этап - современное неоконфуцианство, представлено теоретическими разработками Чжан Цзюньмая (1887–1968), Лян Шумина (1893-1988), Фэн Юланя (1895–1990), Хэ Линя (р. 1902), Моу Цзунсаня (р. 1909), Ду Вэймина др.

 

В конце XIX - начале XX вв. буржуазный философ и реформатор Кан Ювэй (1858-1927 гг.) развернул борьбу за установление в Китае конституционной монархии и превращение конфуцианства в государственную религию. Он также предпринял попытку модернизировать конфуцианство, которое всё более вступало в противоречие с изменяющимися условиями общественного бытия. Кан Ювэй развил концепцию перемен, или изменений (бянь), как проявление пути Неба и закона (ли) вещей, имеющего эволюционный и в значительной мере индивидуальный характер.

 

Понятие жэнь он истолковывал как силу любви, объединяющую людей. Историческое развитие человечества Кан Ювэй объяснял при помощи теории трех этапов: хаоса, поднимающегося покоя и великого покоя, сменяющих друг друга в эволюционном процессе. В итоге эволюция должна закончиться всеобщим великим единением¦ (да тун)  - состоянием абсолютного всеобщего равенства, любви, справедливости и общественного владения имуществом.

 

Семья, государство, частная  собственность, наказания и даже национальные языки будут упразднены либо постепенно исчезнут, так же как  и девять преград (государственные, классовые, расовые, национальные, родовые, половые, религиозные, имущественные  и профессиональные, различия).

 

Современное неоконфуцианство характеризуется, с одной стороны, стремлением к восприятию западных  ценностей, с другой - обращением к моральной проблематике раннего конфуцианства. Унаследовав от предшествующего неоконфуцианства моральную доминанту в учении о бытии, космосе и познании, представители современного неоконфуцианства преобразовали ее  в «моральную метафизику», сочетающую философские  и религиозные идеи.

 

Конфуцианские школы (кит. цзя, цзяо) распространены в различных странах мира (Сингапур, Корея, Япония, Тайвань, США и другие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные идеи

 

Фундамент конфуцианской  морали

Фундаментом конфуцианской  морали, направленной на поиск религиозного соединения с сутью бытия,  служит вера - унаследованная вера во Владыку-на-небесах, или Небо. Исходным положением конфуцианства  является концепция Неба (Тянь) и небесного веления (приказа, т. е. судьбы).

 

Небо - это часть природы, но вместе с тем и высшая духовная сила, которая определяет саму природу  и человека. Но жизнь и смерть определяется судьбой, богатство и  знатность зависят от Неба. Человек, наделенный Небом определенными  этическими качествами, должен поступать  в согласии с ними и с высшим моральным законом (Дао), а также  совершенствовать эти качества посредством  образования. Конфуцианство видит  путь Дао в социальном бытии. Социальное не есть нечто отдельное к естеству, оно есть само естество мира.

 

В основе мистического учения Конфуция лежит понятие «ли» - Правила  или Ритуал. Это - особые формы поведения, речей, мысли и устремлений, которые  приводят человека в постоянное соприкосновение  со священными небесными силами. Тогда  человек достигает состояния  «цзюньцзы» - «благородного мужа», по сути - посвященного мага, что является елью самосовершенствования. В противоположность ему обычные люди («мелкие люди») лишь вовлечены в мирские заботы и не могут вступить в связь с высшими силами.

 

Этот уровень не зависит  от социального происхождения, а  достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств  и культуры. Благородный муж должен прежде всего обладать «жэнь» - гуманностью, человечностью и любовью к людям. В основе «жэнь» лежит принцип  - чего не желаешь себе, того не делай другим. Внешне «жэнь» проявляется в справедливом отношении к окружающим, в верности, наличии чувства долга и искренности. Правильный путь для благородного мужа - это соответствие Дао.

<

Информация о работе Конфуцианство