Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 21:19, контрольная работа
Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя – вана давно ослабла, Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия.
ФИЛОСОФИЯ.
Контрольная работа по теме
Конфуцианство
Конфуций (Кун-цзы,
551479г. До н. э.) родился и жил в
эпоху больших социальных и политических
потрясений, когда чжоуский Китай
находился в состоянии тяжелого
внутреннего кризиса. Власть чжоуского
правителя – вана давно ослабла, Разрушались
патриархально-родовые нормы, в междоусобицах
гибла родовая аристократия. Крушение
древних устоев семейно-планового быта,
междоусобные распри, продажность и алчность
чиновников, бедствия и страдания простого
народа – все это вызывало резкую критику
ревнителей старины. Выступив с критикой
своего века и высока ставя века минувшие,
Конфуций на основе этого противопоставления
создал свой идеал совершенного человека
изюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы
должен был обладать двумя важнейшими
в его представлении достоинствами: гуманностью
и чувством долга. Гуманность (жень) включало
в себя скромность, сдержанность, достоинство,
бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жень
– это почти недосягаемый идеал, совокупность
совершенств, которыми обладали лишь древние.
Из современников он считал гуманным лишь
себя и своего любимого ученика Янь Хуэя.
Однако для настоящего цзюнь-цзы одной
гуманности было недостаточно. Он должен
был обладать еще одним важным качеством
– чувством долга. Долг – это моральное
обязательство, которое гуманный человек
в силу своих добродетелей накладывает
на себя сам.
Чувство долга, как
правило, обусловлено знанием и высшими
принципами, но не расчетом. “Благородный
человек думает о долге, низкий человек
заботится о выгоде,” – учил Конфуций.
Он также разработал и ряд других понятий,
включая верность и искренность (чжэн),
благопристойность и соблюдение церемоний
и обрядов (ли).
Следование всем этим
принципам было обязанностью благородного
цзюнь-цзы, и, таким образом, “благородный
человек”
Конфуция – это умозрительный
социальный идеал, назидательный комплекс
добродетелей. Этот идеал становился обязательным
для подражания, приблизится к нему было
делом чести и социального престижа особенно
для тех, представителей высшего сословия
ученых-чиновников, профессиональных
бюрократов-администраторов, которые
с эпохи Хань (III в. До н. э.) стали управлять
китайской конфуциальной интерией.
Конфуций стремился
создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося
за высокую мораль, против царившей вокруг
несправедливости. Но с превращением его
учения в официальную догму на передний
план выступила не суть, а внешняя форма,
проявлявшаяся в демонстрации преданности
старине уважения к старым, напускной
скромности и добродетели. В средневековом
Китае постепенно сложились и были канонизированы
определенные нормы и стереотипы поведения
каждого человека в зависимости от занимаемого
места в социально-чиновничьей иерархии.
В любой момент жизни, на любой случай,
при рождении и смерти, поступлении в школу
и при назначении на службу – всегда и
во всем существовали строго факсированые
и обязательные для всех правила поведения.
В эпоху Хань был составлен свод правил
– трактат Лицзы, компендиум конфуцианских
норм. Все записанные в этом обряднике
правила следовало знать и применять на
практике, причем тем старательнее, чем
более высокое положение в обществе человек
занимал.
Конфуций, отталкиваясь
от сконструированного им социального
идеала, сформулировал основы того социального
порядка который хотел бы видеть в поднебесной:
“Пусть отец будет
отцом, сын – сыном, государь – государем,
чиновник – чиновником,” т.е. все станет
на свои места, все будут знать свои права
и обязательства и делать то, что им положено.
Упорядоченное таким образом общество
должно состоять из двух основных категорий,
верхов и низов – тех, кто думает и управляет
и тех, кто трудится и повинуется. Критерием
разделения общества на верхи и низы должны
были служить не знатность происхождения
и не богатство, а степень близости человека
к идеалу цзюнь-цзы. Формально этот критерий
открывал путь наверх для любого намного
сложнее: сословие чиновников было отделено
от простого народа “стеной иероглифов”
– грамотность. Уже в Лицзы было специально
оговорено, что церимониалы и обряды не
имеют отношения к простотонародью и что
грубые телесные наказани не применяются
к грамотным.
Конечной и и высшей
целью управления Конфуций провозглашал
интересы народа. Одна при этом они были
убеждены, что самому народу его интересы
непонятны и недоступны и без опеки образованных
конфуцианцев – управителей он обойтись
никак не может: “Народ следует заставлять
идти должным путем, но не нужно объяснять,
почему.”
Одной из важных основ
социального порядка, по Конфуцию, было
строгое повиновение старшим. Слепое повиновение
его воле, слову, желанию – это элементарная
норма для младшего, подчиненного, подданного
как в рамках государства в целом, так
и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал,
что государство – это большая семья,
а семья малое государство.
Конфуцианство придало
культу предков глубокий смысл символа
спец. Порядка и превратило его в первейшую
обязанность каждого китайца. Конфуций
разработал учение о сяо, сыновей почтительности.
Смысл сяо – служить родителям по правилам
ли, похоронить их по правилам ли и приносить
им в жертву по правилам ли.
Конфуцианский культ
предков и нормы сяо способствовал расцвету
культа семьи и клана. Семья считалась
сердцевиной общества, интересы семьи
намного превосходили интересы отдельной
личности. Отсюда и постоянная тенденция
к росту семьи. При благоприятных экономических
возможностях стремлении к совместному
проживанию близких родственников резко
преобладало над сепаратистскими наклонностями.
Возникал мощный разветвленный клан и
родичей, державшихся друг за друга и населявших
порой целую деревню.
И в семье и в обществе
в целом любой, в том числе влиятельный
глава семьи, важный чиновник императора,
представлял собой прежде всего социальную
единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских
традиций, выйти за пределы которых было
невозможно: это означало бы “потерять
лицо”, а потеря лица для китайца равносильно
гражданской смерти. Отклонения от нормы
не допускались, и никакой экстравагантности,
оригинальности ума или высшего облика
китайские конфуцианство не поощряло:
строгие нормы культа предков и соответствующего
воспитания подавляли эгоистические наклонности
с детства.
Человек с детства
привыкал к тому, что личное, эмоциональное,
свое на шкале ценностей несоизмеримо
с общим, принятым, рационально обусловленным
и обязательным для всех.
Конфуцианство сумело
занять ведущие позиции в китайском обществе,
приобрести структурную прочность и обосновать
свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее
выражение в культе неизменной формы.
Соблюсти форму, во чтобы то ни стало сократить
вид, не потерять лицо – всё это стало
теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось
как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство
выступало и как регулятор во взаимоотношениях
страны с небом и – от имени неба – с различными
племенами и народами, населявшими мир.
Конфуцианство поддержало и вознесло
созданный в иньско-чжоуское время культ
правителя, императора “сына неба” управляющего
поднебесной от степи великого неба. Отсюда
был только шаг до разделения всего мира
на цивилизованный Китай и некультурных
варваров, прозябавших в теплоте и невежестве
и черпавших знания и культуру из одного
источника – из центра Мира, Китая.
Не будучи религией
в полном смысле слова, конфуцианство
стало большим, нежели просто религия.
Конфуцианство – это так же и политика,
и административная система, и верховный
регулятор экономических и социальных
процессов – словом это основа всего китайского
образа жизни, квинтэссенция китайской
цивилизации. В течение двух с лишним тысяч
лет конфуцианство формировало умы и чувства
китайцев влияло на сих убеждения, психологию
поведение, мышление, восприятие, на их
быт и уклад жизни.
Cписок литературы:
Васильев
Л.С. «История религии
востока»
Баканурский
Г.Л. «История и теория
атеизма»