Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:19, контрольная работа
Китайская философия возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом «основной состав» лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках китайской культуры - Шу цзине (Каноне [документальных] писаний), Ши цзине (Каноне стихов), Чжоу и (Чжоуских переменах, или И цзине - Каноне перемен), сложившихся в первой половине I тысячелетия до н.э., что иногда служит основанием для утверждений (особенно китайских ученых) о возникновении философии в Китае в начале I тысячелетия до н.э.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧЕРЕЗВЫЧАЙНЫМ
СИТУАЦИЯМ И
ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ГОУ
ВПО «Уральский институт
Государственной
противопожарной
службы»
Контрольная работа №1
По
дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
Проверил:
Выполнил: Зырянов Роман Леонидович
Слушатель 4 «Б» курса 2 уч. группы ФЗО
Старший пожарный старший сержант вн.службы
Домашний адрес: г.Курган 2 мкр-он д.21 кв. 336
индекс
640023
Екатеринбург
2012
Содержание.
1 вопрос: Философия
Древнего Китая: конфуцианство
и даосизм.
а) Введение.
б) Философия Древнего Китая.
в) Конфуцианство.
г) Даосизм.
2 вопрос: Русская философия XI-XVIII веков.
а) Введение.
б) Становление русской
в) Философия просвещения в
России XVIII в.
3 вопрос:
«Для людей человеколюбие важнее, чем
вода и огонь. Я видел, как люди, попадая
в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы
люди, следуя человеколюбию, погибали»
(Конфуций). Прокомментируйте данное высказывание.
1
вопрос: Философия
Древнего Китая:
конфуцианство и
даосизм.
а) Введение.
Китайская философия
возникла примерно в то же время, что и
древнегреческая и древнеиндийская философия,
в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные
философские идеи и темы, а также многие
термины, образовавшие потом «основной
состав» лексикона традиционной китайской
философии, содержались уже в древнейших
письменных памятниках китайской культуры
- Шу цзине (Каноне [документальных] писаний),
Ши цзине (Каноне стихов), Чжоу и (Чжоуских
переменах, или И цзине - Каноне перемен),
сложившихся в первой половине I тысячелетия
до н.э., что иногда служит основанием для
утверждений (особенно китайских ученых)
о возникновении философии в Китае в начале
I тысячелетия до н.э. Данная точка зрения
мотивируется также тем, что в состав указанных
произведений входят отдельные самостоятельные
тексты, имеющие развитое философское
содержание, например, Хун фань (Величественный
образец) из Шу цзина или Си цы чжуань из
Чжоу и. Однако, как правило, создание или
окончательное оформление подобных текстов
датируется уже второй половиной I тысячелетия
до н.э.
б) Философия
Древнего Китая.
История китайской цивилизации восходит к рубежу III-II тысячелетия до нашей
эры, концом ее древнего периода считается крушение империи Хань (220 г. нашей
эры). Условия для возникновения цивилизации здесь оказались менее
благоприятны, чем в Месопотамии и Египте. До второй половины I тысячелетия до
нашей эры Древний Китая развивался, по сути, в отрыве от других цивилизаций.
В VIII веке до нашей эры в Китае существовало множество государств. Единством
культурной традиции выделялись царства среднего течения Хуанхэ и Великой
Китайской равнины.
Здесь сформировался
средних царств (чжунго) и возникло представление о других как о «варварах
четырех стран света». Идея культурного приоритета чжуньгожепь (людей средних
царств) становится важным компонентом самосознания древних китайцев.
С середины I тысячелетия до нашей эры наступает эпоха глубоких изменений
древнекитайского общества. В IV веке до нашей эры Китай стал превращаться в
административно-командную империю восточного типа цивилизации. Эпоха Чжаньго
стала эпохой «соперничества ста школ», когда складывались основные
направления философской мысли Древнего Китая, хотя на уровне массового
сознания продолжало господствовать народно-мифологическое мышление,
поклонение силам природы, поэтизация бунтарства народных героев, восставших
во имя блага людей даже против Небесного Владыки.
Возникли конфуцианство, даосизм.
в) Конфуцианство.
Конфуцианство – этико-философское учение, разработанное его основателем
Конфуцием (551-479 года до нашей эры), развитое в религиозный комплекс Китая,
Кореи, Японии и некоторых других стран.
Государственный культ Конфуция с официальным ритуалом жертвоприношений,
учрежденным в стране в 59 году нашей эры, просуществовал в Китае до 1928
года. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков,
культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и
легендарного первопредка – Шан-ди. В китайской традиции Конфуций выступает
хранителем мудрости «золотого века» – древности. Он стремился вернуть
монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым.
При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали
институт государства ради защиты интересов каждого индивида.
Конфуций жил в эпоху крупных социальных и политических потрясений: гибла
власть чжоуского правителя – Вана, нарушились патриархально-родовые нормы,
разрушался сам институт государства. Выступив против царившего хаоса, философ
выдвинул идею социальной гармонии, опирающуюся на авторитет мудрецов и
правителей глубокой древности, пиетет перед которыми стал постоянно
действующим импульсом духовной и общественной жизни Китая.
Конфуций излагал идеал совершенного человека (цзюнь цзы), рассматривая
личность как самоценную. Он создал программу совершенствования человека: с
целью достижения духовно развитой личности лада с Космосом. Благородный муж –
источник идеала нравственности для всего общества. Ему одному присуще чувство
гармонии и органический дар жить в природном ритме. Он являет единство
внутренней работы сердца и внешнего поведения. Мудрец действует
природосообразно, поскольку от рождения приобщен к правилам соблюдения
«золотой середины». Его назначение – преобразовывать социум по законам
гармонии, царящей в Космосе, упорядочивать и охранять ее живое. Для Конфуция
важны пять «постоянств»: ритуал, гуманность, долг – справедливость, знание и
доверие. В ритуале он видит средство, выступающее как «основа и утоп» между
Небом и Землей, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в
бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила
семейной этики Конфуций перенес на сферу государства. В основу иерархии им
были положены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре.
Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешние церемонии и
обряды, доносило ценности гармоничного общения на доступном уровне до
каждого, приобщая их к добродетелям.
Как политик Конфуций осознавал ценность ритуала в деле управления страной.
Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение в обществе
моральных ценностей, не допуская, в частности, развития потребительства и
ущерба духовности. Устойчивость китайского социума и государства, питавшаяся
жизнеспособность китайской культуры, во многом была обязана ритуалу.
г) Даосизм.
Даосизм возник в IV-III веках до нашей эры. По преданию тайны этого учения
открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действительности
истоки даосизма исходят к шаманским верованиям и учениям магов, а его
воззрения изложены в «Каноне о пути и добродетели» («Даодэцзине»),
приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы, и в трактате «Чжуань-цзы»,
отражающем взгляды философа Чжуань Чжоу (IV-III века до нашей эры) и
«Хуайнань-цзы» (II век до нашей эры).
Социальным идеалам даосизма был возврат к «естественному», первобытному
состоянию и внутриобщинному равенству. Даосцы порицали социальный гнет,
осуждали войны, выступали против богатства и роскоши знати, бичевали
жестокость правителей. Основатель даосизма Лао-цзы выдвинул теорию
«недеяния», призывая массы к пассивности, следованию «дао» – естественному
ходу вещей.
Философские построения древнего даосизма стали фундаментом религиозного
учения даосов в средние века как части синкретического комплекса «трех
учений», наряду с конфуцианством и буддизмом. Видными представителями
средневековой даосской мысли были Ге Хун (IV век), Ван Сюаньлань (VII век),
Ли Цюань (VIII век), Теянь Цяо (Тань Цзиншэн) (X век), Чжан Бодуань (XI век).
Конфуциански образованная интеллектуальная элита проявляла интерес к
философии даосизма,
особо был привлекателен
естественности: в слиянии с природой обреталась свобода творчества. Внимание
к даосизму особенно
усилилось после падения
конфуцианство, как официальная религия, исчерпала свои возможности. Даосизм
воспринял некоторые черты философии и культа буддизма в процессе адаптации
последнего к китайской почве: буддийские понятия и философские концепции
переходились в привычных для китайцев даоских терминах. Даосизм воздействовал
на развитие
неоконфуцианства.
2
вопрос: Русская философия
XI-XVIII веков.
а) Введение
Русская философия
имеет достаточно длительную историю
и многогранное идейное содержание,
является органической частью мировой
духовной культуры. На ее формирование
и развитие огромное влияние оказали такие
факторы, как православная религия, острота
социального вопроса в стране, особенности
географического расположения России
в мире («Восток - Запад»), национальное
самосознание и другие обстоятельства.
В ее содержании непреходящими является
наличие таких идейных потоков, как историософский
религиозный нравственный, естественнонаучный.
Информация о работе Философия Древнего Китая: конфуцианство и даосизм