Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:19, контрольная работа
Китайская философия возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом «основной состав» лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках китайской культуры - Шу цзине (Каноне [документальных] писаний), Ши цзине (Каноне стихов), Чжоу и (Чжоуских переменах, или И цзине - Каноне перемен), сложившихся в первой половине I тысячелетия до н.э., что иногда служит основанием для утверждений (особенно китайских ученых) о возникновении философии в Китае в начале I тысячелетия до н.э.
Русская философская
мысль традиционно
б) Становление
русской философии XI-XVII вв.
Отечественная
философия мысль зародилась в
эпоху расцвета Киевской Руси на волне
христианизации страны (конец X века). Первый
(«ранний») период в ее развитии пришелся
на XI - XVII вв. (Древняя и Средневековая
Русь). В рамках этого длительного
исторического времени происходило становление
русской философии и ее идейных потоков,
обретение философией национального своеобразия.
Вначале вопросы
философского характера, касающиеся мира
и бытия человека в нем, раскрывались
в летописях, как важной форме
древнерусской духовной культуры. Так,
в «Повести временных лет» были поставлены
вопросы о происхождении русской земли,
о едином христианском боге, о необходимости
бороться со злом и творить добро. В «Слове
о полку Игореве» осмысливались социальные
отношения того времени, формулировались
нравственные основы общественной жизни,
поднималась тема служения человека своему
Отечеству.
Первым древнерусским
философом принято считать
В Древней Руси
князь Владимир Мономах сформулировал
систему этических правил, обращенных
к человеку («мирянину»). Ему рекомендовали
обходиться «тремя делами добрыми» - покаянием,
слезами и милостынею. К числу
важнейших этических норм относились
также: не убивать, не гордиться, не лениться,
не лгать. Мономах раскрывал также важнейшие
принципы взаимоотношений между человеком
и обществом. Основой поведения человека
должен быть Страх, трепет и ужас перед
возможным божьим наказанием за грехопадение.
Спасение души - вот что является важнейшей
задачей всей жизни человека в этом мире.
В период укрепления
Московского государства (XIV - XVI вв.)
в русской философии мысли, наряду
с историко-философскими и нравственно
- практическими, появилась и натурфилософские
учения. В конце XIV века на Руси распространился
пришедший из Византии исихазм («безмолвствие»)
- практика созерцательного отношения
к окружающему миру, породившая монашество
как форму аскетического образа жизни.
Сторонники этого движения считали, что
мир пронизан божественной энергией, которая
открывается через созерцание природы
и с помощью молитв. Сам же человек рассматривался
как богопознающее существо, созданное
по образу и подобию своего Творца. Он
представляет собой как бы «микрокосм»
и ограниченно соединяет в себе плоть
и душу. В развитие таких представлений
большой вклад внес, в частности Нил Сорский.
Он проповедовал нравственного восхождения
личности по ступеням совершенства. К
числу наибольших грехов святитель относил
гнев и алчность, блуд, печаль и уныние,
тщеславие, гордость. Все они означают
ту или иную степень от падения от Бога
и перехода на сторону сатаны. Нил Сорский
был крупнейшим представителем нестяжательства
- движение за отказ монастырей на право
владение собственной землей, за видение
монахами аскетического образа жизни.
В XIV-XVI вв. большую
известность на Руси получили такие
мыслители, как Сергей Радонежский,
Иосиф Волоцкий, Максим Грек. Они
способствовали развитию религиозно -
философских представлений о
человеке, укреплении русской духовной
культуры и национального самосознания.
В это же историческое
время на Руси появились ереси
как проявление вольнодумства, направленного
против официальной церкви. Еретики
(Феодосий Косой и д.р.) критиковали
отдельные христианские догмы и
обряды, осуждали церковников за стремление
к обогащению и нравственною распущенность.
В ересях выдвигалась идея равенства всех
людей перед Богом и светской властью.
В XIV-XVII вв. (русское
Средневековье) философская мысль
в значительной степени переключалась
на осмысление социально-политической
и историко-философской проблематики.
В это время выделилось и укрепилось Московское
княжество как центр будущего единого
государства. Этот процесс нашел свое
отражение в различных формах общественного
сознания - в религии, литературе и устном
народно творчестве, также в философии.
Становление единой
русской государственности
Сторонником сильного
государства был известный
Значение раннего
периода истории русской
в) Философия просвещения
в России XVIII в.
XVIII в. стал
заметной вехой в истории
Значительную
роль в идейном обосновании
Наибольший вклад
в развитие научного и философского
мышления в XVIII веке внес М.В. Ломоносов
- ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт
общественный деятель. Он заложил прочную
основу материалистической традиции в
русской науке и философии, основал новые
отрасли научного познания и практики.
Им были сделаны крупные открытия в естествознании,
предложен ряд проектов по развитию промышленности,
земледелия и торговли. Ломоносов стоял
у истоков образованного в 1755 году первого
в стране Московского университета.
В философском
осмыслении окружающей природы Ломоносова
придерживался идей и принципов античного
атомизма. Он сформулировал закон сохранения
вещества и движения, разработал корпускулярную
теорию строения материи, механическую
теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал
как нечто «протяженное, непроницаемое,
делимое на нечувствительные части». Она
есть то, из чего состоит тело и от чего
зависит его сущность». Все свойства материи
(действие и противодействие, притяжение
и отталкивание, движение, покой и д.р.)
обусловлены ее внутренней природой, а
не воздействием неких сверхъестественных
сил.
По убеждению
Ломоносова, в основе материального
мира лежат мельчайшие частицы (атомы),
из которых и слагаются все
вещи. Природные тела занимают определенное
место в пространстве и обладают
протяженностью, тяжестью, инерцией и
иным «первичными» свойствами. К числу
же «вторичных» свойств Ломоносов относил
тепло и холод, цвет, запах и вкус, которые
выражают определенные состояние тел.
Материальным телам присуще также движение
- вращательное, поступательное и колебательное.
Исследуя природу, Ломоносов сформулировал
закон сохранения материи и движения.
При сжигании металл в закрытых колбах
он пришел к выводу о том, что совокупное
количество вещества в ходе реакции не
увеличивается и не уменьшается, а всегда
остается одним и тем же. Этот же вывод
ученый распространил и на движение. «...Все
встречающиеся в природе изменения, - писал
он, - происходят так, что если к чему- либо
нечто прибавилось, то это отнимется у
чего-то другого... сколько материи прибавляется
какому - либо телу, стока же теряется у
другого ... тело, которое своим толчком
возбуждает другое к движению, столько
же теряет от своего движения, сколько
сообщает другому им двинутому».
Ломоносов рассматривал
движение как проявление внутренней
активности вещества. Движение вечно:
оно никогда не имело начала и никогда
не будит завершено. В непрестанном изменении
и развитии находятся и природа, и весь
мир в целом. Планета Земля тоже никогда
не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал
идею бесконечности и неисчерпаемости
мира. В 1761 году им было обнаружено наличие
атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что
научное познание должно опираться как
данные органов чувств и опыта, так и на
силу разума. Большое значение в научном
исследовании призваны играть гипотезы,
которые стимулируют поиск истины.
Творчество В.М.
Ломоносов оказало большое
Важную роль
в русском Просвещении сыграл
А.Н. Радищев, - писатель, философ и просветитель.
В 1870 году он опубликовал книгу « Путешествие
из Петербурга в Москву», за что был приговорен
к смертной казни (в книге критиковалось
крепостное право России) и отправлен
в ссылку. Им был также написан философский
трактат «О человеке, о его смертности
и бессмертии». Отмечая гражданскую смелость
Радищева, Н.А. Бердяев окрестил его «первым
интеллигентом» в России. Радищев называл
крепостные порядки «наипротивнейшим
человечеству естеству состоянием». Порабощение
человека является преступлением перед
ним - такова основная мысль автора «Путешествие
из Петербурга в Москву». Крепостной строй
не только противоречит естественным
правам человека, но и совершенно неэффективен
в экономическом отношении. Угнетение
человека человеком безнравственно и
являет собой зверский обычай, порождающий
«сердце окаменелое и души отсутствие
совершенное». Так же критически Радищев
относился и к самодержавию. Он характеризовал
этот строй как препятствие общественному
прогрессу в России. По убеждению писателя,
самодержавие представляет собой сферу
беспредельной власти, царство произвола.
Вот почему народ имеет естественное право
на революцию как способ защиты своих
жизненных интересов и человеческого
достоинства. Революция - эо радикальный
способ ломки крепостного строя и самодержавия.
Тиран должен быть предан смерти, а его
деспотичная власть заменена народным
суверенитетом.
В своих философских
взглядах Радищев придерживался
в основном материалистического
мировоззрения. В трактате «О человеке,
о его смертности и бессмертии» он рассматривал
окружающую природу как многообразие
различных форм «телесности» (материи),
сотворенных из хаоса всесильным Божеством.
Природа состоит из множества предметов,
каждый из которых обладает формой, делимостью,
твердостью, движением и иными свойствами.
Она существует вне и независимо от человека
и человечества, порождает в ходе своей
эволюции все более развитые существа.
Человек, эта "совершеннейшая из тварей",
представляет собой произведение природы.
Ему присущи наличие разума и речи, способности
к общественной жизни («соучастие» в ней).
Большую роль в становлении человека и
его последующей дельности сыграла рука
как орудие труда. Что касается души то
после смерти тела возрождается в других
телах, и это делает человеческий род бессмертным.
По убеждению Радищева, основной; движущей
силой общества является человеческий
разум различных явлениях — наука, искусство,
ремесла. Большую роль в истории играет
как народ, так и выдающиеся личности.
Любой народ способен к прогрессу и имеет
для этого все необходимые предпосылки
и способности.
Информация о работе Философия Древнего Китая: конфуцианство и даосизм