Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:19, контрольная работа
Китайская философия возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом «основной состав» лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках китайской культуры - Шу цзине (Каноне [документальных] писаний), Ши цзине (Каноне стихов), Чжоу и (Чжоуских переменах, или И цзине - Каноне перемен), сложившихся в первой половине I тысячелетия до н.э., что иногда служит основанием для утверждений (особенно китайских ученых) о возникновении философии в Китае в начале I тысячелетия до н.э.
Во второй половине
XVIII столетия имело место творчество
большой группы русских просветителей
(Д.С. Атчков, С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков
и др.). Они критически относились
к крепостному праву, хотя и не были
сторонниками идеи народной революции.
Им представлялось, что социальные преобразования
в России смогут произойти путем просвещения
народа и правящих классов, совершенствования
законодательства, введения более гуманного
и справедливого правления. Просветители
надеялись на появление образованного
государя, который смог бы на деле осуществить
их идеи и социальные проекты.
В XVIII веке жил
и творил странствующий мыслитель
Малороссии (ныне Украина) Григорий Сковорода.
Он написал ряд сочинений по религии,
этике и эстетике, обращая особое внимание
на внутренний мир человека — его душу,
духовность.
Русское Просвещение
заметно усилило позиции
3
вопрос: «Для людей
человеколюбие важнее,
чем вода и огонь.
Я видел, как
люди, попадая в
воду и огонь,
погибали. Но не
видел, чтобы люди,
следуя человеколюбию,
погибали» (Конфуций).
Прокомментируйте данное
высказывание.
Конфуций (около 551 до н. э. – 479 до н. э.) – китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на китайскую цивилизацию, формирование национального характера и системы ценностей китайцев, и со временем переросло в философскую систему, известную как конфуцианство.
Конфуций родился в знатной, но небогатой семье и в молодости служил чиновником в царстве Лу. Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.
Нелегко встретить человека, который отдав учению три года, не мечтал бы занять высокий пост. Конфуций, осознав невозможность повлиять на политику государства, подал в отставку и отправился в путешествие по Китаю в сопровождении учеников, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а так же систематизируя литературное наследие прошлого – Ши цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др. книг.
Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.
История и культура Китая неразрывно связаны с именем Конфуция, который оставил огромный след в китайской истории, он впервые в истории стал ратовать за равенство всех людей в обучении и образовании. Стержнем же этих отношений должно стать человеколюбие.
Что есть человеколюбие и гуманность. Эти понятия, по мнению Учителя, должны отличать человека от любого другого существа и, прежде всего, от некитайского «варвара». Именно человеколюбие должно царить в мире гармонии. Какой же человек может считаться человеколюбивым? По идеи Конфуция, для этого необходимо обладать пятью главными качествами. «Тот, кто держится с достоинством, не попадет впросак, широта завоевывает толпы, доверие внушает доверие другим, сообразительность ведет к успеху, милосердие позволяет управлять другими». В основе гуманности лежат сыновья почтительность, братская любовь и уважение к древности. Именно гуманность оказывается тем чувством, которое выделяет благородного мужа. Оказывается, не официальный пост, не воспитание, даже не образование, а такое эфемерное чувство, вечно ускользающее качество как человеколюбие, определяет истинность человека. Между тем, Конфуций не осмеливался назвать себя по истине человеколюбивым. Он также не боялся признать, что точно не знает, что это за чувство, и не способен словами объяснить всю мистическую глубину заданного понятия. Много раз ученики задавали Конфуцию хитроумные вопросы о том, можно ли назвать того или иного человека гуманным. Однажды Конфуций сказал, что человеколюбие означает «любить людей». А знание, или мудрость, - это «знать людей». Одному из учеников не удалось понять смысл высказывания, и тогда Учитель уточнил: «Воспитывать прямоту и избегать искривлений. И тогда можно кривое выпрямить». Человеколюбие – это отнюдь не качество «для себя», для удовлетворения собственного тщеславия, но «для исправления кривого», т.е. для служения людям.
Но человеколюбие для Конфуция – это не просто особая способность ценить людей и любить их. Это даже не гуманность как признание высшей ценности человеческой жизни. Оно весьма выборочно. Однажды Конфуций осудил человека зато, что он соблюдал траур по родителям в течение одного года вместо положенных трех лет, назвав его при этом не обладающим человеколюбием.
А был ли гуманен сам Конфуций? Кто бы мог усомниться в неискренности Учителя. Но в жизни его есть эпизод, который поможет нам, западным людям, понять тот смысл, который вкладывал Конфуций в понятие «человеколюбие». Однажды Учитель в качестве знатока всех тонкостей и особенностей ритуала был приглашен в дом одного аристократа. Когда началось представление и зазвучала «музыка четырех сторон света», Конфуций потребовал прекратить это, так как культурным людям не подобает слушать музыку «варваров». Когда же на площадку выбежали скоморохи и акробаты, Конфуций повелел придать смерти простолюдинов, которые осмелились насмехаться над знатными особами. В итоге актеров подвергли страшной казни – им отрубили руки и ноги. Разве это не жестокость? Ведь исполнять песни и танцы – работа актеров, к тому же простолюдины не обязаны разбираться во всех тонкостях ритуала. В этом и заключается особенность восточных религий. Человек обязан строго подчиняться установленным правилам, иначе его считают «варваром» и жестоко наказывают.
Благородный и культурный человек в понимании Конфуция. Итак, каждый уважающий себя человек обязан был соблюдать ритуал. Но каким же, по представлениям Учителя, должен быть человек в идеале? Думы благородного мужа всегда о возвышенном, о самом трепетном и непостижимым в культуре. По сути это и есть размышления о смысле самой культуры: «Благородный муж думает о Пути (Дао) и не думает о еде. Когда пашут – то за этим стоит страх голода. Когда учатся – за этим стоит стремление к жалованью. Благородный муж печалится о пути и не печалится о бедности».
Есть и другой критерий проявления культуры в человеке – это знание меры. Животное, увидев пищи, стремится съесть столько, сколько сможет. Хищник будет преследовать жертву, пока сам не упадет от истощения. Но человеку должно быть свойственно осознание меры, или, как однажды назвал это Конфуций, «золотой середины». Правда, по словам того же Конфуция, «золотая середина – это добродетельный принцип, народ давно уже утратил».
Жэнь
– «человеческое начало», «любовь
к людям», «человеколюбие», «милосердие»,
«гуманность». Это – человеческое начало
в человеке, которое является одновременно
его долгом. Нельзя сказать, что представляет
собой человек, не ответив одновременно
на вопрос о том, в чём заключается его
нравственное призвание. Говоря иными
словами, человек есть то, что он сам из
себя делает. Как Ли следует из И, так И
следует из Жэнь. Следовать Жэнь это значит
руководствоваться сочувствием и любовью
к людям. Стержнем этих отношений должно
стать человеколюбие. Конфуций сказал,
что человеколюбие означает «любить людей».
Таким образом, сформулировал золотое
правило этики: «Не делай человеку того,
чего не желаешь себе». Отсюда следует,
что хорошим демонстрирующим примером
является человеколюбие у Конфуция это
далеко не моральная категория, а духовный
стержень для человека.
Информация о работе Философия Древнего Китая: конфуцианство и даосизм