Философия древнего Китая. Даосизм и Конфуцианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Общность восточной философии заключается в особых кардинальных философских установках, в трактовке проблем натурфилософии и антологии, т.е. загадок мироздания и бытия. Для Востока характерны сближение микро- и макромира, сущего и несущего, материального и идеального, широкие семантические и идеологические ассоциации. Адекватный анализ классических даосско-конфуцианских мыслей в терминах, выработанных на основе европейской традиции с ее основным вопросом философии в качестве основного пункта споров, бесплоден.

Файлы: 1 файл

Религии Китая,конфуцианство,даосизм.docx

— 38.38 Кб (Скачать)

Московская Государственная Академия Коммунального Хозяйства и Строительства

 

 

 

 

 

Кафедра истории, социологии, философии

 

Контрольная работа

на тему:

“Философия древнего Китая. Даосизм и Конфуцианство”

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса,

группы ГМУ-10

Амеличкин И.С.

 

   

Проверил: Григорьев П.И.             

 

 

 

 

 

Троицк 2012

 

«Философии древнего Китая: даосизм и конфуцианство»

 

Введение

 

Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются 

многотысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что трактовать историю и культуру Востока лишь в терминах его социально-экономической отсталости неверно.

 

Достижения культур, и  особенно философской мысли Востока  могут быть адекватно поняты и  интерпретированы только в том случае, если мы отнесемся к Востоку, как  к самостоятельному и самоценному  феномену, а к его историческому  пути как к особому, специфическому - пусть с замедленными по сравнению  европейскими темпами - развитию в рамках издавна сложившейся и крайне медленно меняющейся социально-экономической  структуры.

 

Общность восточной философии  заключается в особых кардинальных философских установках, в трактовке  проблем натурфилософии и антологии, т.е. загадок мироздания и бытия. Для Востока характерны сближение  микро- и макромира, сущего и несущего, материального и идеального, широкие  семантические и идеологические ассоциации. Адекватный анализ классических даосско-конфуцианских мыслей в

терминах, выработанных на основе европейской традиции с ее основным вопросом философии в качестве основного  пункта споров, бесплоден. Попытки определить с точки зрения основного вопроса философии сущность школ Востока дала лишь незначительные результаты. Это говорит о принципе взаимопроникновения и смешения нерасчлененных оппозиций в восточной философии. Специфика первоосновы мышления с

ее размытым в рамках широкого семантического ареала монизмом понятий  и терминов лежит в основе призыва  к гармоническому слиянию человека с универсумом, достижение которого является целью ряда учений. Отсюда и акцент на сближение с природой, соединение с ней в нечто единое, общее, цельное. Кроме того, проблемы социальной этики, поведение человека, политическая администрация, совершенствование  мира в соответствии со своими взглядами  и принципами - все эти 

вопросы находятся в центре рассмотрения древнекитайских философских школ.

 

      Конфуцианство, даосизм, религия.

 

                  Даосизм

 

Даосизм (кит. дао цзя или дао цзяо) - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики.[2]

 

           Древнекитайская идея дао

 

В Древнем Китае было распространено поклонение явлениям природы и духам  умерших предков. Круговорот в природе  и точный порядок движения небесных светил китайцы объясняли существованием бога неба (небесного начала) Тянь (в даосской мифологии Тянь-и), которому поклонялись. Убеждение, что самым важным в жизни должно быть

гармоничное соотношение  вещей, привело к тому, что цель своей религии китайцы определили как сохранение естественного ритма  жизни и стремление к гармонии во всех взаимоотношениях. Они считали, что причиной всякого рода бедствий, например:

голода, войн, эпидемий, наводнений, ураганов и т. д. — служит нарушение  гармонии между людьми и природой. Так как слово даосизм происходит от китайского слова «дао», его можно перевести словом «путь» и объяснить как плавное движение всего естественного в мире.3

 

           Противоположные принципы инь и ян.

 

Дао воплощает в себе идею непостижимой, могущественной и безличной  силы, которая управляет круговоротом всех событий во Вселенной. Эта сила выражается в двух противоположных  источниках энергии инь и ян. В то время как инь олицетворяет женское начало, зло, темный и пассивный аспект бытия, ян истолковывается как мужское, светлое, активное начало, содержащее все положительное. Например, инь —

это бездействие, зима, смерть и лишения, а ян — деятельность, лето, жизнь и изобилие. Взаимодействие этих двух начал — источник круговорота жизни. Все предметы и живые существа, включая людей, содержат в себе оба начала, но в разных пропорциях, которые не всегда одинаковы в разное время. Так, у живого дерева преобладает ян, но в процессе «умирания» в нем увеличивается содержание инь. Этим взаимозамещением полярных первоначал и объясняли причину перемен в явлениях природы и жизни людей. Поэтому еще до появления учения Лао-цзы в Китае были философы, которые, отвергая цивилизацию, хотели жить по законам природы.

 

             Основоположник Лао-Цзы.

 

Нет абсолютной уверенности  в исторической подлинности существования  Лао-цзы, которого считают основоположником даосизма. Имя его означает «старый философ» и связано с легендами, повествующими о жизни Лао-цзы. Но если такой человек жил, то его рождение можно отнести примерно ко времени между 604 и 570 г. до н.э.

 

Лао-цзы в свое время, возможно, занимал какой-то государственный пост. Однако, будучи недовольным жестокостью правителей и системой государственной власти, оставил службу и занялся философией. Идеи Лао-цзы стали распространяться и привлекли внимание людей. У него появились ученики. Но Лао-цзы решил покинуть страну. При переходе через пограничный пост один из стражников узнал философа и

упросил его не оставлять  родной страны, пока он не запишет свое учение. Лао-цзы вернулся домой. В течение трех дней он написал небольшую книгу, в которой кратко изложил идеи даосизма. Затем он сразу же выехал из родных мест. После этого его никто никогда не видел.

 

Книга, которую, согласно легенде, оставил Лао-цзы, называется «Дао дэ цзин» («Книга о Дао» или «Основы могучего пути»). В ней лишь около 5500 иероглифов. Так как китайские слова могут состоять из одного, двух или трех иероглифов, это значит, что книга совсем небольшая. Скорее всего, это трактат. Историки находят в ней

признаки более поздних  времен, отстоящих на несколько столетий от

предполагаемого времени  жизни Лао-цзы. Возможно, что книга действительно была написана позже или же отредактирована последователями Лао-цзы.

 

             Учение Лао-цзы.

 

Первоначальное учение даосизма содержится в книге «Дао дэ цзин». Оно состоит из двух аспектов: политического и философского. Что касается политики, Лао-цзы учил, что чем меньше правительство вмешивается в жизнь людей, тем лучше. Об этом повествует также и легенда о жизни самого Лао-цзы. Главным в существовании человека Лао-цзы считал философскую сторону его бытия.

 

Философия Лао-цзы принимает как достоверные идеи дао, инь и ян и, исходя из них, строит философию жизни человека. Дао являет собой непостижимую, всеобъемлющую и непобедимую силу, на основе которой существует и движется все в мире, и человек должен согласовывать с ней свою жизнь. Если всякая тварь, включая птиц, рыб и

животных, живет согласно дао, то и для человека не существует причины не жить в гармонии с этим «путем всех вещей» и позволить естественным принципам инь и ян свободно оперировать его жизнью.

 

Такой подход Лао-цзы назвал увэй (бездеятельность или неактивная жизнь) и видел причину бед человека в пренебрежении силой дао, или в старании улучшить ее, или в активном сопротивлении ей. Все, оворится в даосизме, должно происходить естественным путем. Ни на что не нужно нажимать и ничем не нужно управлять.

 

Согласно этой теории, трудности  у государственной власти возникают  из-за того, что она нередко прибегает  к диктаторским методам, заставляя  людей поступать так, как для  них противоестественно. В жизни  же нужно быть гармоничным и спокойным, как дао. Если даже человеку вдруг покажется, что он достиг успеха, несмотря на то, что пошел против установлении дао, необходимо помнить, что это только

кажущееся, временное благополучие. В конце концов он же пострадает от своего своеволия, потому что дао непобедим. Лишь человек, живущий в согласии с силой дао, достигнет успеха — и не только во взаимоотношениях с людьми, но даже хищные звери и ядовитые твари не нанесут ему вреда.

 

Если все люди будут  следовать дао и откажутся от стремления улучшить

естественный ход развития с помощью создаваемых ими  законов, в мире наступит гармония человеческих отношений. Так, если имущество не будет  считаться ценным, то не будет и  краж; если не будет брачных законов, то не будет и прелюбодеяния.

Иными словами, человек, следующий  дао, смирен и некорыстолюбив: он знает путь небесный и следует только ему. Таким образом, он нравствен без соблюдения законов и добродетелен без признания его добродетельным.

 

В связи с этим мы должны также обратить внимание на следующее  пояснение, содержащееся в учении Лао-цзы.

 

Если положительная сила заключается в спокойном,

недеятельном существовании с позиции увэй (в жизни людей это выражается проявлением признаков доброты, искренности и смирения), если никто не вмешивается в дела других, человеческие заимоотношения естественно и просто войдут в то русло, куда ведет их дао. И тогда произойдет спонтанное рождение истинной любви, настоящего добра и простоты во взаимоотношениях между людьми, возникнет чувство удовлетворения жизнью. Сила добра (дэ), являясь составляющей

увэй, препятствует рождению гнева и честолюбия, не допускает непрошенного вмешательства в чужую жизнь.

 

Насильственное же воздержание  от проявления человеческих стремлений не может не повлечь за собой отрицательных  последствий.

 

В монистической системе  Лао-цзы нет места для Бога-Творца, воплощенного в личность, которому нужно молиться и от которого можно ожидать ответа. Человек должен сам решать свои проблемы и спасать себя от бед. Первоначальный даосизм мало отличается от пантеизма, ему не чужд и атеизм. Смерть, согласно этому учению, столь же естественное явление, как и рождение. В смерти человек переходит

лишь в другую форму  существования дао. В конце концов тот же дао, который создал гармонию из хаоса, может снова привести Вселенную в состояние хаоса. В этом нет ничего странного, и это не должно восприниматься как нежеланное. Путь дао, по Лао-цзы, — единственно правильный путь, открытый человеку.

 

     Принципы акупунктуры и акупрессуры.

 

Согласно учению Лао-цзы, человек должен быть пассивным и никоим образом не мешать действию дао. Словно в нарушение этого главного постулата даосизма древнекитайская идея дао легла в основу создания метода лечения, который получил название акупунктуры (иглоукалывания) и акупрессуры (надавливание на определенные места тела). В этом методе дао проявляется как универсальная энергия ци, воплощающая собой жизнь, неотделимую от тела, единое материальное

начало всего живого. В  понятии субстанции ци, которая, как говорится, течет сквозь все живые организмы, кроется ключ к пониманию основы китайской медицины.

Считается, что ци вдыхается вместе с воздухом, воспринимается с пищей и питьем.

Войдя в тело, она проникает  в сеть двенадцати невидимых каналов, называемых меридианами, каждый из которых  связан с особым органом (например, с сердцем, мочевым пузырем и  т. д.) и разделяет полярность инь и ян этого органа.

Двенадцать меридианов расположены  симметрично по обе стороны тела и делятся на тесно связанные  пары.

 

Нарушение баланса между  инь и ян считается причиной болезни органа или даже всего организма, и лечение сводится к восстановлению этого баланса с помощью иглоукалывания или давления, которые, в соответствии с учением о ци, регулируют течение энергии. Диагноз ставится после прощупывания пульса на обеих руках.

Пульс при этом методе определяется в трех зонах на каждой руке, зоны, в свою очередь, имеют по два положения  каждая: поверхностное и глубокое. Таким образом, все двенадцать положений  соотносятся с двенадцатью меридианами  и соответственно определяют их состояние.

 

Нас же в данном случае в  большей мере интересуют теоретические  принципы, лежащие в основе этого  метода лечения, ибо они определенным образом связаны с религиозным  мировоззрением даосизма. К тому же надо иметь в виду, что достигнутые  позитивные результаты в случаях  успешного лечения акупунктурой или акупрессурой также могут  быть объяснены с медицинской (научной) точки зрения.

 

      Превращение даосизма в суеверие.

 

История даосизма в Китае  свидетельствует об изменчивости судьбы этой религии.

Иногда императоры делали ее официальной религией своего государства, а иногда запрещали, закрывая даосские монастыри и высылая монахов в далекие провинции.

Однако, несмотря на непоследовательное отношение властей к этой религии, даосизм распространился среди  населения Китая. Но некоторые аспекты  учения даосизма подверглись влиянию  традиционных народных верований. Синтез этих двух факторов привел к возникновению  религиозного культа с широким использованием колдовства и суеверий.

 

Почему стало возможным  появление подобного культа? Дело в том, что никакие философские  рассуждения не могут избавить человека от страданий, болезни и смерти. А  люди издавна мечтают уберечься  от болезней и открыть секрет бессмертия.

Это желание и легло  в основу суеверного убеждения во всемогуществе даосизма.

Если дао настолько силен, а взаимопревращение полярных начал «инь — ян» так эффективно, то почему бы не использовать их для осуществления своей заветной мечты, для управления добрыми и злыми духами? На этой почве появились ритуальные физические упражнения, особые диеты питания, родилось увлечение алхимией и магическими заклинаниями, люди стали обращаться за помощью к лжебогам и т. п.

Информация о работе Философия древнего Китая. Даосизм и Конфуцианство