Конфуцианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:57, реферат

Краткое описание

Конфуцианство – это религиозно-философское и этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. В Китае это учение известно под именем жу-цзяо, «религии учёных»; в названии его не упоминается ни о Конфуции, ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий). Все классические книги, автором или редактором которых выставляют Конфуция китайские учёные, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времён.

Оглавление

Понятие Конфуцианства и этапы его развития.
Основные идеи:
Фундамент конфуцианской морали
Конфуций о человеке и его сути
Отношения
Социальный порядок по Конфуцию
Тридцатикнижие
Практика.
Праздники.

Файлы: 1 файл

Гладкова 1к фии муз конфуцианство.docx

— 63.88 Кб (Скачать)

 

В отношениях общества с  природой Конфуций также руководствовался заботой о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано  рационально относится к природе. Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:

 

  1. Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о  необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.

 

  1. Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.

 

  1. Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.

 

  1. Регулярное благодарение Природы. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

 

Идеалы Конфуция так никогда  и не достигли полного воплощения, несмотря на то, что они помогли  сформировать китайскую цивилизацию. Иногда правители и политики старались  казаться более искренними последователями  его учения о нравственности, чем  это было на самом деле, надеясь, что эти внешние проявления верности Конфуцию помогли бы им завоевать  расположение людей, когда они посмертно  осыпают его титулами и почестями  или делают это по отношению к  его потомкам.

 

Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в  книге «Лунь юй» (VI в. до н. э.), название которой принято переводить как «Беседы и суждения». Она состоит из коротких записей бесед Учителя с последователями, из лаконичных афоризмов Конфуция и описаний важных эпизодов его жизни.

 

Конфуций писал, что в обучении нужно:

 

Довести человека до того, чтобы  задавал вопросы

Благодаря вопросам идти вглубь себя

Познавая себя — познать  Небо и Законы

Познавая Небо и Законы — познать других людей

Познавая других людей  — создать общество как отражение  Духовных благ

 

Социальный порядок  по Конфуцию 

Конфуцианство уделяло большое  внимание вопросам так называемого  гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась К. священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять".

 

Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал  и основы того социального порядка, который хотел видеть в Поднебесной: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец--отцом, сын - сыном», т. е. пусть все в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий: верхов и низов - тех, кто думает и управляет, и тех кто трудится и повинуется.

 

Такой социальный порядок  Конфуций и второй основоположник конфуцианства - Мэн-цзы, ученик Цзы Сы, внука Конфуция (372-289 до н. э.), как и все их последователи, считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов древности. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и тем более не богатство, которое Конфуций и Мэн-цзы презирали, но только знания и добродетели, а точнее - степень близости человек идеалу цзюнь-цзы, рассмотренному выше.

 

Конечной и высшей целью  управления Конфуций и Мэн-цзы провозглашали интересы народа. Мэн-цзы учил, что из трех важнейших элементов государства на первом стоит народ, на втором- божества, на третьем - государь. Однако при этом те же апостолы конфуцианства были глубоко убеждены в том, что самому народу его собственные интересы непонятны и недоступны и что без постоянной отеческой опеки образованных конфуцианцев-управителей он обойтись никак не может: «Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять, почему».

 

Другой составляющей порядка  социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь,--это беспрекословный авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младших и подчиненных как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи.

 

Не случайно Конфуций напоминал, что государство - это большая  семья, а семья - малое государство. Этим сравнением подчеркивался не только патернализм внутри общества, но и  тот строй семейной жизни, который  реально существовал и сохранялся в старом Китае вплоть до недавнего  времени: основа семьи - беспрекословное  повиновение младших старшим, детей родителям.

 

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

 

  1. Чувство самоуважения . Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

 

  1. Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.

 

  1. Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ, повысить его моральные качества, образованность, а значит  и обеспечить прогресс всего общества.

 

  1. Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.

 

Конфуцианство выступало  как регулятор во взаимоотношениях страны с Небом и - от имени Неба - с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство  поддержало и вознесло созданный  еще в шаньско-чжоуское время культ правителя, императора, «сына Неба», управляющего Поднебесной от имени великого Неба. С течением же времени сложился подлинный культ Поднебесной, Срединного государства, рассматривавшегося как центр вселенной, вершина мировой цивилизации, средоточие истины, мудрости, знания и культуры, реализация священной воли неба.

 

В периоды кризисов и восстаний, когда центральная власть ослабевала и фактически сходила на нет, конфуцианство  играло немаловажную роль как в выполнении функций местной власти и защиты элементарного порядка, так и  в качестве местной основы, на которой  сравнительно легко возрождалась новая  власть с конфуцианством в качестве её неизменной идеологической и организационной  основы.

 

Тридцатикнижие 

Предшественниками конфуцианцев были выходцы из потомственных чиновничьих семей, которые в случае потери официального поста превращались в бродячих учителей. Эти люди зарабатывали на жизнь преподаванием древних книг, ставших впоследствии частью Тринадцатикнижия.

 

Тринадцатикнижие (Ши-сань цзин) – это тринадцать древнекитайских классических произведений, являющихся каноном конфуцианства. История Тринадцатикнижия восходит к периоду Хань, когда при У-ди (140-87 г. до н.э.) было создано Пятикнижие, в которое вошли:

 

  • Шицзин (книга песен и гимнов)
  • Шуцзин (Книга истории)
  • Ицзин
  • Ли цзи (Записки об обрядах)
  • Чуньцю (Летопись весны и осени)          При династии Тан (618 - 907 год н.э.) к Пятикнижию были добавлены:
  • Чжоу ли (ритуал династии Чжоу)
  • И ли (Книга об этикете и обрядах)
  • Цзо-чжуань (Хроника господина Цзо Цюмина)
  • Гунъян-чжуань (Хроника господина Гунъян Гао)
  • Гулян-чжуань (Хроника господина Гулян Чи)   При императоре Вэнь-цзуне (827 - 840 год н.э.) тексты канонических книг вырезались на каменных стелах. В это время Тринадцатикнижие было завершено еще тремя книгами:
  • Сяо цзин (канон сыновней почтительности)
  • Лунь юй (Беседы и суждения)
  • Эр я (Словарь изысканных синонимов и глосс к каноническим книгам)

 

Процесс оформления Тринадцатикнижия был завершен в северо-сунское время (960 - 1127 год н.э.) после включения в него трактата Мэн-цзы. Тринадцатикнижие сыграло исключительную роль в истории Китая, так как оно было основой управления страной, обучения и воспитания на протяжении двух тысячелетия.

 

 

  1. Практика

 

Ритуалы и обряды

Для обеспечения мировой  гармонии предписывалось просто соблюдать  ритуалы (ли), разработанные на все  случаи жизни. Несоблюдение ритуалов приравнивалось к нарушению космического равновесия и действительно было таковым. Ритуал помогает направить усилие сознания и подсознания в нужное русло. Он нужен неспособным, нежелающим и начинающим. Умеющему управлять усилиями своего сознания и подсознания ритуал не нужен.

 

Для удовлетворения религиозных  потребностей народа конфуцианство  ограничилось с одной стороны  строго определённым ритуалом культа предков  и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто  народным почитанием. Главным предметом  чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно.

 

Каждому из них посвящена  отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжжением курительных  свечей, а в известные дни —  и жертвоприношениями, из различных  напитков и кушаний. Перед этими  же таблицами должны совершаться  и обязательные доклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в доме.

 

Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника (собственно — полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, погребение (не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по представлению китайца, переселяется в таблицу с его именем).

 

Пока тело находится в  доме (точнее — в рогожном шатре  около него, во дворе), рекомендуется, для увеселения тоскующей души усопшего, приглашать музыкантов (играющих у  ворот дома), а вся семья ежедневно  утром и вечером собирается около  гроба и оплакивает покойного; при  этом старшее лицо в доме возжигает  курительные свечи и совершает  возлияние вина.

 

Траур (всегда белого цвета, причём визитные карточки пишутся не на красной бумаге, как всегда, а  на жёлтой) делится на несколько  степеней, сообразно продолжительности  времени и качеству носимой в  это время одежды. Самый полный траур носится по родителям, женой  по мужу и т. д. Во время траура нельзя есть мяса и овощей, пить вина, слушать  музыку и вообще веселиться.

 

Конфуций поощрял культ  или почитание предков потому, что полагал, что это помогает человеку выработать верную позицию  и правильное поведение. Когда человек  приносит дары к мемориальной доске  в память об умершем предке, он вспоминает о своих истоках и своей  любви. Это вызывает у него чувство  уважения и преданности. Сохранение сыновней почтительности даже после  смерти предков свидетельствует  о еще большем почитании, чем  просто уважение по отношению к живым  родителям.

 

Многие конфуцианцы приносили дары и совершали жертвоприношения в честь умерших, даже если никогда не верили, что их души там присутствуют. Конфуцианцы считали это оправданным потому, что это помогало формировать хорошие привычки уважения к другим. В то же время это способствовало укреплению общества. По этим двум причинам конфуцианство включает почитание предков в число важнейших аспектов человеческого поведения.

 

При заключении брака главное и общеобязательное требование — чтобы жених и невеста носили разные фамилии (поэтому родство по матери совершенно не принимается во внимание) и имели первый не менее 16 лет, вторая — не менее 14. Главные обряды при заключении брачного союза: формальное сватовство, сговор, встреча женихом невесты в её доме, питьё сочетальной чаши за ужином в доме жениха и, наконец, представление молодой предкам мужа, в род которого она теперь вступает.

 

«Обряд надевания  шапки» совершается кем-либо из родственников (но не отцом), в присутствии всей родни, с докладыванием и жертвоприношениями предкам, над юношей 15-20 лет; при этом последний получает новое имя и, как ставший уже совершеннолетним, является ко всем старшим родственникам и знакомым. Соответствующий обряд совершается и над девочкой, по достижении ею 15 лет и по просватании, кем-либо из родственниц и с меньшей торжественностью.

 

Государственным чествованием пользуются все государи всех династий, равно как и царствующий государь, затем все лица, принёсшие пользу всему государству (изобретатели земледелия, шелководства и пр., великие учёные — Конфуций и 86 его учеников и последователей) или его части (чэн-ваны — «гении-хранители городов»). Чествования может быть удостоен всякий, о чьей полезной деятельности местное начальство и население засвидетельствует перед императором.

 

Народное чествование ничем не стеснено; в каждой местности много своих местно — чтимых (даже одной семьёй) духов. В данный день на могилу или в храм, в честь «пожалованного духом», является старший чиновник (при государственном чествовании) или член семьи, совершает определённое количество коленопреклонений, возжигает перед таблицей курительные свечи, иногда ставит жертвы из съедобных вещей.

Информация о работе Конфуцианство