Конфуцианство духовная основа общественной жизни Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:30, реферат

Краткое описание

В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин

Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время

представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным

вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана,

который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае

наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых интересных

периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически

всех философских школ и мистических учений.

Оглавление

1. Глава I. «Зарождение учений Конфуция».


2. Глава II. «Культы конфуцианства».



3. Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая»



4. Заключение.



5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Конфуцианство.doc

— 83.50 Кб (Скачать)
 
 

Содержание. 

1. Глава I. «Зарождение  учений Конфуция». 

2. Глава II. «Культы  конфуцианства».

 

3. Глава III. «Роль  конфуцианства в истории Китая»

 

4. Заключение.

 

5. Список использованной  литературы.

   

                                   

    Глава I.

    Зарождение  учений Конфуция.

          В конце III тысячелетия до нашей  эры на территории центральных   равнин

    Китая  начинало  складываться   протогосударство,   которое   в   то   время

    представляло  собой по сути племенной союз, объединенный  удачливым  и  умным

    вождем. Этот период принято  называть  эпохой  Шан-Инь  -  по  имени  клана,

    который главенствовал в  ту  пору.  После  очередной  междоусобицы  в  Китае

    наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых  интересных

    периодов  в истории страны, когда  начали  закладываться  основы  практически

    всех  философских школ и мистических  учений.

           Издревле китайская социальная  система была четко поделена  на  уровни,

    каждому из которых предписывались свои строжайшие  нормы  поведения,  причем

    эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно известно,

    в каких одеждах кому  ходить,  какую  пищу  есть,  какие  обряды  совершать.

    Высшая  аристократия так и назевалась - «те,  кто  ест  мясную  пищу»,  в  то

    время как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и поэтому, что  его  не

    хватало на всех, - причина заключалась в  ритуальных предписаниях.

          Вся земля принадлежала верховному  правителю - вану. Немного ниже  вана

    стояли  несколько властительных князей, которые иногда  управляли  областями.

    Ван долгое время сочетал в себе функции  племенного вождя и жреца,  т.е.  мог

    и управлять людьми и общаться с  Небом. О его священной функции  говорил  даже

    сам  иероглиф  «ван»,  который  представлял  собой   горизонтальные   черты,

    пересеченные  одной вертикальной.  Это символически  обозначало,  что дух

    правителя способен соединить в себе три  начала:  Небо,  Землю  и  Человека.

    Ван,  обладая  неограниченной  властью,  мог  перераспределять  землю,   чем

    привязывал  к себе наследственную знать.

           По представлениям, характерным  для древнего Китая, император   обладал

    огромной  духовной помощью, или дэ, которая  дарована ему Небом и  которую  он

    мог передавать своим подданным. Эту  помощь можно  также  называть  священной

    силой, благостью, благодатью или просто благодетелью.  Представление  о  ней

    сложилось ещё в глубокой древности, когда  мир понимался  как  место  встречи

    людей с духами и поэтому был пропитан особой  «энергией».  Именно  благодать

    (дэ)  вана  стала  позже  одним   из  ключевых  моментов  учения  Конфуция  о

    государстве  и  роли  в  нем  правителя.  Безраздельная   власть   требовала

    одновременно  и  особой  нравственной  чистоты,  добродетельности,   личного

    духовного совершенства вана, к чему призывал Конфуций.

          Существовал принцип: «Кто знатен - тот богат». Незнатный не  мог быть

    не  только богатым, но даже зажиточным.

          На первый взгляд такая система  может показаться несправедливой  и  даже

    бесчеловечной. Но не стоит оценивать древность  с  точки  зрения  современных

    представлений о свободе,  равенстве  возможностей,  демократических  правах.

    Факт  остаётся  фактом:  в  течение  многих  веков  именно   такая   система

    социального   разделения   с   её   жесткими   предписаниями    поддерживала

    стабильность  в обществе и  достаточно  ровные  отношения  между  властями  и

    народом.

          В китайской истории  период  правления  Чжоурской  династии  считается

    едва  не идеальным временем в жизни  людей и государства,  когда  все  жили  в

    достатке  и каждый «знал своё место». Как  сказал бы Конфуций, «правитель  был

    правителем, а подданный - подданным».

            Основателем   дома   Чжоу   считается   Чжоу-гун,   мужественный   и

    добродетельный  человек.  Он  выгодно  отличался  от   своего   неудачливого

    предшественника,  последнего  правителя  династии  Инь,  который  погряз   в

    разврате. Именно Чжоу-гуну история приписывает  лозунг: «Уважать  добродетель

    и оберегать народ». Многие мудрецы, в  том числе  и  Конфуций,  называли  его

    образцом  лучших  нравственных  качеств,  подтвержденных  временем.  Учитель

    ставил  Чжоу-гуна выше всех правителей древности,  указывая  на  то,  что  он

    «полностью  овладел культурным началом»,а  значит,  и  «ритуальными»  нормами

    поведения, в которых Конфуций видел основу вселенской гармонии.

          Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго.  Сильнейшие

    социальные  и духовные  кризисы,  разрушение  идей  архаического  оккультизма

    потеря  веры в духов - все это  способствовало  рождению  совсем  иного  типа

    философии. Но прежде следует рассмотреть, какие причины привели Китай к

    такому  кризису.

          Несколькими веками ранее в   обиходе  появилось  железо.  Это  нарушило

    гармонию  общественных отношений, позволив людям, не  обладающим  знатностью,

    богатеть  за  счет  обработки  новых  земель.  В  результате  возникли   так

    называемые    «сильные    дома».    Казалось,    золотой    век    китайской

    государственности остался позади, в страну приходят «смута и ха ос». Нет  уже

    великих  мудрецов  древности  -  Яо,  Шуня,  Хуан-ди,  Чжоу-гуна,  способных

    возвратить  Китай в лоно вселенской гармонии. Да разве найдется сегодня  тот,

    кто передаст правление не по наследству, а по заслугам - самому  достойному,

    как великий  правитель  древности  Яо,  передавший  трон  Шуню?  Нет,  нравы

    измельчали, все власть предержащие заботятся лишь о собственном  достатке  и

    страдают  неумеренными  амбициями.  Китай  раскололся  на  множество  мелких

    царств, непрестанно враждовавших между  собой. Не случайно  эта  эпоха  (V  -

    III вв. до н.э.) получила название  Чжаньго (Борющегося царства  или  Воюющие

    государства).

          Страна, раздробленная на  противоборствующие  владения,  вела  долгие,

    изнурительные и  бесполезные  войны.  В  начале  этой  эпохи  на  территории

    центральных  равнин  оказалось  около  140  мелких  и  крупных  царств.   Не

    проходило и года, чтобы между ними не возникали  стычки.  Образовалась  даже

    особая  группа бродячих мудрецов, которые, переходя из одного  государства  в

    другое,  пытались  уладить  конфликты  между  правителями.  К  таким   людям

    принадлежал известный философ Мо-цзы.

           В результате кровопролитных  междоусобиц выделилось «семь   сильнейших»

    царств: Чу (где, по приданию, родился Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань,  Вэй,  Ян  и

    Цинь. Многие государства оказались поглощены  более сильными  соседями. Так,

    царство Лу, где родился Конфуций, попало под власть царства Чу.

            Что-то   разладилось   в    Поднебесной...    Разрушился    стержень

    взаимоотношений между людьми. Неужели великую  страну ожидают хаос и смута?

          Именно в этот момент многие  мудрецы,  философы  и мистики,  страшась

    «великой  смуты в Поднебесной», размышляли над способами,  которые  могли  бы

    привести  к покою и процветанию. На этой волне возникло  множество  духовных,

    философских и политических учений. Некоторые  из  них  угасли  за  несколько

    столетий  или даже десятилетий; другие - такие,  как  конфуцианство,  легизм,

    даосизм, - настолько внедрились в культуру Китая, что китайская  цивилизация

    сегодня просто немыслима без них.

          И все же, говоря о рождении  мощных учений Китая в VI - V вв. до  н.э.,

    необходимо  заметить,  что  возникновение  их  было  обусловлено  не  только

    социальной  и  политической  ситуацией.  Характерно,  что   все   крупнейшие

    китайские духовно-философские системы возникли приблизительно в  одно  и  то

    же  время.

          Духи, которым поклонялся Китай,  оказались не способны привести  страну

    к гармонии.  Наступил  кризис  архаического  сознания,  духообщение  уже  не

    давало  человеку полноты истины,  а  человек  стремился  именно  к  ней,  его

    больше  не устраивало  просто  спасение  от  бед  и  несчастий.  Не  случайно

    Конфуций  однажды заметил, что «если  утром  постигнешь  истину,  то  вечером

    можно и умереть».

           Единственное известное крупное  мистическое  произведение  архаической

    традиции - знаменитая книга  «И  цзинь»,  или,  как  принято  переводить  её

    название, «книга перемен». Частично она была написана в конце II тыс. до  н.

    Э., хотя сама тема возникла гораздо раньше. «И цзин»  считалась  гадательной

    книгой, по которой предсказывали  разливы  рек  и  исходы  сражений,  судьбу

    человека  и  великие  события.  Считается,   что   сам   Конфуций   составил

Информация о работе Конфуцианство духовная основа общественной жизни Китая