Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:47, дипломная работа
Тип участка дороги – магистральная МПС.
Число путей – 2.
Расположение тяговых подстанций на участке, км: 0;44;80.
Тип рельсов – Р75.
Тип локомотива ВЛ-80.
Система сношений – автоблокировка.
Нормирование и стимулирование труда
Оплата труда электромонтеров контактной сети, машинистов автомотрис, водителей дрезин, автомобилей осуществляется согласно «Отраслевой единой тарифной сетки по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог». За совмещение профессий производится доплата в установленном порядке /9/.
Размер премии устанавливают
дифференцировано в зависимости
от качества труда и выполнения ежедневных
нормированных заданий при
Нормированные задания устанавливаются на основе действующих типовых норм времени с учетом местных условий. Начальник района контактной сети выдает нормированные задания электромеханикам и электромонтерам контактной сети.
Основными направлениями
совершенствования организации
труда в хозяйстве
Рисунок 2.1 – Основные направления научной организации труда
Рисунок 2.2 – Основные направления
совершенствования организации
труда в хозяйстве
2.3 Организация оплаты труда в хозяйстве электроснабжения
Заработная плата – это
Организация заработной платы на предприятии определяется тремя взаимосвязанными элементами: нормированием труда, тарифной системой, формами и системами заработной платы. Существуют три основных компонента организации оплаты труда:
За количество труда отвечает техническое нормирование труда. Качество труда представляет собой сложность труда (оно влечет за собой ответственность, которая ложится на работника в связи с его работой). На качество влияют условия труда. Они могут быть:
Интенсивность труда относится как к количеству, так и к качеству в зависимости от условий.
Результат труда учитывается через формы и системы оплаты труда.
Заработная плата является основным источником дохода работников предприятия, что в значительной мере обуславливает уровень их благосостояния. Для того чтобы работники были заинтересованы в повышении эффективности производства, необходимо постоянно совершенствовать формы и системы оплаты труда. Рост заработной платы должен находиться в определенном соотношении с ростом производительности труда.
Заработная плата состоит из основной части, носящей постоянный характер, и дополнительной части, носящей переменный характер (рис.2.3). Переменная часть представляет собой различные виды премий, доплат и надбавок.
Особенности организации оплаты труда в хозяйстве электроснабжения
В плане по труду отделением дороги устанавливается на планируемый период уровень производительности труда, численность работников, среднемесячную заработную плату и фонд оплаты труда по основной деятельности, в т. ч. по перевозкам и ПВД.
Кроме того, планируется численность работников по отдельным категориям (рабочие контактной сети, рабочие тяговых подстанций, электромеханики).
Производительность труда (по перевозкам) дистанции электроснабжения – основной структурной единицы хозяйства – определяется среднесписочной численностью работников по перевозкам приходящейся на 1 техническую единицу.
Численность работников дистанции электроснабжения планируется в целом по основной деятельности, в т.ч. по перевозкам и подсобно-вспомогательной деятельности. Ее определяют по категориям работников, их профессиям, должностям и разрядам квалификации.
Фонд оплаты труда планируют исходя из плановой численности и среднемесячной зарплаты.
В хозяйстве электроснабжения применяется в основном повременно-премиальная система оплаты труда.
При повременной форме оплаты труда заработок рабочему начисляется за фактически проработанное время и определяется умножением установленной тарифной ставки рабочего 1-го разряда на тарифный коэффициент присвоенного разряда квалификации. Повременная форма оплаты труда подразделяется на простую повременную и повременно-премиальную.
Заработная плата при простой
повременной системе
Заработная плата работника за месяц (Зп.м.) при установленной часовой тарифной ставке работника данного разряда (Тч) определяется по формуле:
Зп.м. = Тч ∙ Чф, (2.1)
где Чф - фактически отработанное количество часов в месяце.
Повременно-премиальная
Зпп.м. = Зп.м. + П, (2.2)
где Зпп.м. - заработная плата работника при повременно премиальной системе за месяц;
П - размер премии.
При окладной системе оплата труда производится не по тарифным ставкам, а по установленным месячным должностным окладам (абсолютный размер заработной платы, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью).
При контрактной системе размер оплаты труда работника оговаривается в трудовом договоре (контракте).
При расчете заработной платы рабочих-повременщиков применяется система мультипликаторов, с помощью которых учитываются разнообразные условия труда рабочих.
Зр = Тч ∙ (1 + Ду/100) ∙ Ф ∙ (1 + Дпр/100) ∙ ... (2.3)
где Ду - доплата за вредные условия труда (может составлять по КЗОТу от 4% до 24% в зависимости от группы вредности);
Дпр - размер премий за выполнение и перевыполнение работ;
Ф - фонд времени.
При повременно-премиальной оплате труда необходим тщательный учет рабочего времени. Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других работах, где по условиям производства не может быть соблюдена установленная ежедневная продолжительность рабочего времени, вводится суммированный учет рабочего времени за учетный период (месяц, квартал, туру). При этом норма рабочих часов определяется умножением количества рабочих дней в учетном периоде на продолжительность рабочего дня. Если в организации установлен суммированный учет рабочего времени, то размер месячного заработка работника определяется исходя из размера месячной тарифной ставки (оклада).
Заработная плата определяется за фактически отработанное время на основании тарифных ставок, должностных окладов с учетом действующих надбавок, доплат, премий, вознаграждений /9/.
Тарифные ставки и должностные оклады устанавливаются в соответствии с присвоенными разрядами, группами оплаты на основании действующих тарифно-квалификационных справочников с учетом доплат за условия труда. Доплаты за условия труда в размере от 4% до 24% за работу в тяжелых, во вредных, опасных условиях труда определяются по картам условий труда на основании аттестации рабочих мест. Доплаты и надбавки за работу в ночное время, праздничные дни, за совмещение профессий и расширение зоны обслуживания устанавливается на основании нормативных актов и документов.
Вознаграждение за выслугу лет, единовременное поощрение при увольнении в связи с уходом на пенсию определяются в соответствии с Отраслевым Тарифным Соглашением. Размер вознаграждения за выслугу лет зависит от непрерывного стажа работы в системе МПС.
Премирование работников за основные результаты хозяйственной деятельности производится в соответствии с действующим Положением о премировании руководителей, специалистов, служащих и рабочих.
Система премирования линейных подразделений
увязана с выполнением
На работников дистанции электроснабжения распространяются также действующие Положения о премировании по итогам Всесоюзного социалистического соревнования; за содействие внедрению изобретений и рационализаторских предложений; освоение новой техники, Положение «О фонде мастера», Положение за выполнение особо важных производственных заданий.
Ряд работников дистанции получает доплату за разъездной характер работы в размере 20% тарифной ставки (оклада) при условии, что течение месяца эти работники находились в разъездах 12 и более дней и в размере 1,5% за каждую поездку продолжительностью более 12 часов, если количество поездок менее 12.
2.4 Совершенствование оплаты труда
На железнодорожном транспорте исторически применяются единые условия оплаты труда. Это, в первую очередь, обусловлено единым технологическим процессом работы железнодорожного транспорта, в котором каждый работник вносит свой вклад в достижение конечного результата работы отрасли - обеспечение перевозок грузов и пассажиров. Организация труда и заработной платы является составной частью единого технологического процесса, от правильной разработки которой зависит не только обеспечение объемов и качества выполняемых работ, но и рациональное использование трудовых ресурсов и средств на содержание персонала /10/.
Начиная с 1997 года, оплата труда в отрасли осуществляется на основе Отраслевой единой тарифной сетки по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог (ОЕТС). Эта система оплаты труда обеспечила единство подходов в регулировании тарифных условий оплаты с учетом отраслевых профессиональных особенностей производственных групп и категорий работников и установила обоснованные соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности и ответственности выполняемых работ и квалификации работников.
Низкий уровень минимального размера оплаты труда в отрасли, сложившийся в результате отставания роста заработной платы от роста потребительских цен (за период январь 1992 г.- июнь 2001 г. рост заработной платы к росту потребительских цен составил - 64%), а также отсутствия достаточных средств для стимулирования труда привели к снижению материальной заинтересованности работников в его результатах.
Основной целью
Главная задача изменений в организации оплаты труда - установление тесной взаимосвязи между объемом выполняемых работ, качеством труда и суммами выплат, создание условий для адресного стимулирования работников всех категорий. В сочетании с разработкой механизма формирования фонда оплаты труда изменения в организации оплаты труда позволят повысить заработную плату к 2005 году не менее чем в два раза.