Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:47, дипломная работа
Тип участка дороги – магистральная МПС.
Число путей – 2.
Расположение тяговых подстанций на участке, км: 0;44;80.
Тип рельсов – Р75.
Тип локомотива ВЛ-80.
Система сношений – автоблокировка.
Развитием представлений о задачах
НОТ являются положения о ее функциях,
т.е. специфических особенностях проявления
НОТ на предприятии, ее воздействии
на различные стороны
Понятие "научная организация
труда" возникло и закрепилось в обиходе
как антитеза, противопоставление всему
стихийному, случайному, рутинному в организации
труда, которое еще довольно распространено
на производстве. Слово "научная"
дает качественную характеристику организации
труда.
Анализ воздействия НОТ на производство
позволяет выделить следующие ее функции:
Понимание функций НОТ позволяет обеспечить всесторонний, комплексный подход к решению проблем организации труда на предприятии, более четко представить механизм воздействия НОТ на работника и само производство. Функции НОТ - это ее свойства и признаки. Для научной организации труда должно быть характерным единство указанных функций. Основные направления научной организации труда представлены на рисунке 2.1.
Сегодня практически на каждом предприятии железнодорожного транспорта в той или иной форме существуют проблемы, связанные с организацией труда и порожденные стремительной, а подчас и непродуманной ломкой прежней идеологии экономической деятельности предприятия. Можно выделить несколько групп таких проблем.
Первая группа связана
с недостаточным нормативно-методическим
обеспечением работы предприятий. В эпоху
активной компьютеризации управленческого
труда и внедрения все более передовых
компьютерных программ остро стоит вопрос
о методике расчета численности административно-
Вторая группа проблем связана с выполнением службой организации и оплаты труда конкретных функций по расчету и анализу норм труда, расчету фактического заработка работников, анализу трудовых показателей работы предприятия (структурного подразделения).
Третья категория проблем связана с кадровым фактором. Неудивительно, что за годы, сопровождавшиеся известным свертыванием служб организации и оплаты труда, принижением их роли на производстве, произошли изменения и в кадровом потенциале данных служб. Многие прежде работавшие специалисты покинули предприятия, предпочтя им частный. Значительная часть вышла на пенсию. Молодые специалисты ввиду непрестижности и невысокой заработной платы неохотно идут работать в ОТЗ, в бюро организации и нормирования труда.
Организация труда рабочих и служащих на предприятиях хозяйства электроснабжения железных дорог происходит в условиях, отклоняющихся от нормальных:
Приведем в качестве примера проект организации труда работников района контактной сети /8/.
Общая часть
Проект организации труда в районе контактной сети предусматривает повышение качества работ, уровня организации и эффективности производства в устройствах контактной сети и воздушных линий электроснабжения (ВЛ) железных дорог, обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда.
Интенсивность использования оборудования контактной сети и воздушных линий определяется количеством пар поездов в сутки, весом грузовых поездов (брутто), типом подвижного состава и установленными скоростями движения.
В состав штата района контактной сети входят начальник района контактной сети, старший электромеханик, электромеханик, электромонтеры контактной сети, машинисты автомотрис и дрезин, водители автомобиля, уборщик производственных помещений.
Административно район контактной сети подчинен руководству дистанции электроснабжения, а по оперативной работе – энергодиспетчерскому аппарату.
Объем работы района контактной сети определяется годовыми планами по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам объектов обслуживания.
Разделение и кооперация труда
Основные работы по техническому обслуживанию и ремонту устройств контактной сети, воздушных и кабельных линий выполняют электромонтеры контактной сети. Вспомогательные работы (обслуживание транспортом, уборка помещений и территорий) выполняют машинисты автомотрис и дрезин, водители автомобиля, уборщик производственных помещений.
Таблица 2.1 – Форма организации труда с учетом требований безопасности, объема и характера работ
Форма организации труда |
Вид производства |
Состав бригады, чел |
Примечание |
Бригадная |
Работа в устройствах |
От 2 и более согласно ПБ (ЦЭ-750) |
Количество и состав бригады определяются лицом, выдающим распоряжение в соответствии с требованиями ПБ |
Индивидуальная |
Дежурство на дому |
1 |
|
Индивидуальная |
Управление автомобилем |
1 |
|
Бригадная |
Такелажные работы |
2-3 |
|
Индивидуальная |
Уборка помещений |
1 |
Вдали от частей находящихся под напряжением |
Индивидуальная |
Обходы, объезды с осмотром устройств контактной сети и ВЛ |
1 (начальник района контактной сети, старший электромеханик, электромеханик, электромонтер) |
В зависимости от погодных условий состав увеличивают до двух человек |
Таблица 2.2 – Основные приемы и методы труда
Наименование метода труда |
Краткое содержание методов труда |
Эффективность |
1 |
2 |
3 |
Организация работы по нормированным заданиям |
Планирование и учет каждого вида работ по нормам времени для линейных подразделений и исполнителей в увязке с системой материального стимулирования |
Повышается производительность труда,
укрепляется производственная дисциплина,
повышается личная ответственность
производителя работ и |
Гарантийное обслуживание устройств контактной сети |
Оформление гарантийного паспорта на безаварийную работу в межремонтный период |
То же |
Ускоренное восстановление устройств контактной сети: краткосрочное, временное, полное |
Разработка комплекса мероприятий, направленных на широкое внедрение методов ускоренного восстановления контактной сети. Проводится обучение персонала по практическому овладению этими методами |
Сокращается продолжительность всех видов повреждений с момента их возникновения до восстановления и открытия движения поездов |
Продолжение таблицы 2.2 | ||
1 |
2 |
3 |
Бригадная форма организации и стимулирование труда |
Формирование бригад, планирование и учет их работ на основе коллективной ответственности; разделение труда с использованием совмещения профессий, распределение премиального вознаграждения с применением коэффициента трудового участия |
Максимальная ответственность работников за конечные результаты, эффективное использование оборудования, высокое качество работ и экономное использование материальных ресурсов |
Индустриальный метод ремонта устройств контактной сети |
Централизованная заготовка |
Повышается качество работ, сокращается потребность в «окнах» и их продолжительность |
Продолжение таблицы 2.2 | ||
1 |
2 |
3 |
Резервирование устройств |
Разработка комплекса |
Повышение надежности технических средств |
Комплексный метод обслуживания устройств контактной сети силами нескольких бригад |
Распределение работ планово-предупредительно |
Повышается производительность труда
благодаря правильной организации
труда электромонтеров |
Система обслуживания рабочих мест
Система охватывает все функции обслуживания рабочих мест района контактной сети: ее форму, периодичность и исполнителей.
Виды и объекты обслуживания приведены в таблице 2.3.
Вид обслуживания |
Объект обслуживания |
Форма с регламентом обслуживания |
Исполнитель |
Вид связи или сигнализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Оснащение оборудованием, мебелью, инвентарем, средствами оргтехники |
Рабочее место начальника района контактной сети, старшего электромеханика, электромеханика, дежурного электромонтера контактной сети |
По заявке начальника района контактной сети |
Дистанция электроснабжения |
Письменное требование от начальника района контактной сети |
Снабжение бланками, технической документацией, бумагой, нормативными материалами, технической литературой |
Рабочее место начальника района контактной сети, старшего электромеханика, электромеханика, дежурного электромонтера контактной сети |
По заявке начальника района контактной сети |
Дистанция электроснабжения (технический отдел) |
Письменное требование от начальника района контактной сети |
Продолжение таблицы 2.3 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Снабжение инструментом, приспособлениями, защитными средствами, медикаментами и необходимыми материалами |
Рабочее место бригад электромонтеров контактной сети |
По заявке начальника района контактной сети |
Дистанция электроснабжения (кладовая) |
Письменное требование от начальника района контактной сети |
Обслуживание средств связи и обеспечение качества связи. Переносные радиостанции |
Рабочее место начальника района контактной сети, дежурного электромонтера контактной сети, автолетучка аварийно-восстановительная, автомотриса (дрезина) |
Круглосуточно |
Дистанция сигнализации и связи |
По требованию начальника дистанции электроснабжения, начальника района контактной сети |
Продолжение таблицы 2.3 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ремонт здания дежурного пункта района контактной сети |
Здание района контактной сети |
По плану дистанции |
Дистанция гражданских сооружений, дистанция электроснабжения |
|
Уборка помещения |
Рабочее место начальника района контактной сети, старшего электромеханика, электромеханика, дежурного электромонтера контактной сети, комната приема пищи и пр. |
Ежедневно |
Уборщик производственных и служебных помещений, дежурный персонал района контактной сети |
|
Уборка рабочего места бригады контактной сети |
Рабочее место бригады |
После окончания работ |
Работающая бригада |
|
Продолжение таблицы 2.3 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Обслуживание и ремонт подъездных путей |
Подъездные пути |
По плану и заявке начальника района контактной сети |
Дистанция пути |
|
Техническое обслуживание: ТО-1 ТО-2 Текущий ремонт |
Автомотриса (дрезина) |
По плану |
Мастерская дистанции |
|
Осмотр, испытания (электрические механические) |
Защитные средства, монтажные приспособления |
По графику |
Ремонтно-ревизионный участок, район контактной сети |
По графику |
Деповской ремонт |
Прицепная платформа |
Ежегодно |
Вагонное депо |
По заявке ЭЧ |