Заикание

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:21, реферат

Краткое описание

онимание заикания как функционального расстройства в свете учения И.П. Павлова о неврозах более остро возникла проблема профилактики. В.А. Гиляровский первый предложил лечить заикание через перевоспитание личности заикающегося ребёнка [27]. Конкретным примером служил комплексный метод, разработанный совместно с Н.А. Власовой. Были разработаны логопедические приёмы работы с заикающимися детьми, включающие занятия по многостороннему развитию личности ребенка, его мышления, памяти, внимания, общего речевого развития и моторики.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………2-3

1. Заикание и другие речевые расстройства в ряду нарушений темпа и ритма речи…………………………………………………………………………… 4-5
2. Этиология и механизмы заикания…………………………………… 5-10
3. Формы заикания……………………………………………………… 10-14
4.Основные направления логопедической работы по преодолению заикания………………………………………………………………………….. 14
5. Комплексный метод в преодолении заикания………………………14-16
6. Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися
дошкольниками………………………………………………………………..17-21
7. Методики логопедических занятий по устранению
заикания у детей школьного возраста……………………………………….21-23
8. Логопедическая работа с заикающимися подростками
и взрослыми…………………………………………………………………...23-25
9. Предупреждение рецидивов заикания……………………………….25-26

Заключение……………………………………………………………....... 27

Список литературы………………………………………………………28-29

Файлы: 1 файл

реферат по Заиканию 4 курс.docx

— 87.96 Кб (Скачать)

      Говоря  о взрослых заикающихся, нельзя не упомянуть о вредности курения и употребления алкогольных напитков, поскольку оба этих фактора оказывают разрушающее воздействие на нервную систему, при неблагополучном состоянии которой нельзя рассчитывать на успешное преодоление заикания.

      Наиболее  полные и устойчивые результаты в  преодолении заикания достигаются  у детей дошкольного возраста.

      Таким образом, в целом же устранимость заикания в каждом конкретном случае зависит от целого ряда факторов и, прежде всего — от степени обеспечения необходимых для преодоления заикания условий.

                                               
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Заключение

      Изучив  проблемы заикания в современной  логопедии, мы пришли к выводам:

       1. В настоящее время в проблеме заикания сложилось несколько основных направлений: клиническое, психологическое, педагогическое. Начинает развиваться лингвистическое и психолингвистическое направление.

      2. Заикание — сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разобрать высокоэффективную методику устранения этого дефекта.

     3. В настоящее время механизмы заикания рассматриваются неоднозначно.

    4. Один из важных вопросов, требующих решения, — преемственность в работе логопедов дошкольных и школьных учреждений.

     5. Обзор клинико-психолого-педагогической литературы по проблеме показывает постоянный поиск новых методов исследования и коррекции заикания.

      Основные  направления логопедического воздействия  затрагивают как устранение главного феномена заикания — судорог речевого аппарата, так и постановку типа дыхания, обучение правильному голосоведению, развитие диапазона голоса, нормализацию темпо-ритмической стороны речи, обучение речевому программированию, структурирование связной речи.

      Методические  рекомендации разработаны на основе опыта коррекционно-педагогической работы и изучения методик, применяемых в настоящее время логопедами и психологами.

      Таким образом, логопед решает одну их важных задач в процессе коррекции заикания: формирование коммуникативного навыка заикающихся. Наиболее эффективна логопедическая работа при взаимодействии с работой врача, психолога и логоритмиста в системе комплексного медико-психолого-педагогического подхода коррекции заикания. 
 

      Список  литературы

  1.        Асатиани Н. М. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. — М., 1983. — С. 180—221.
  2.        Венгер, Выгодская А.А., Леонгард Г.Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М.: Просвещение 1972.
  3.        Власова  Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959.
  4.         Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.
  5.          Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. — М., 1968.
  6.         Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре. — М., 1984.
  7.           Давыденков С.Н. Неврозы. – М.: 1963.
  8.           Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: 1958.
  9.           Зайцева Л.А. Роль социальной микросреды в возникновении заикания в работах различных авторов. – В сб.: Расстройства речи и методы их устранения. /Под ред. С.С.Ляпидевского, С.Н.Шаховской.М.: 1975.
  10. Зайцева Л.А. Заикающийся ребенок и его домашняя среда. – В сб.: Расстройства речи и методы их устранения./Под ред. С.С.Ляпидевского, С.Н.Шаховской.М.: 1975.
  11. Заикание. / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. — М.,1983.
  12. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. Селиверстова В.И. – М.:1979.
  13. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: 1997.
  14. Ковшиков  В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976. — С. 4—25.
  15. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. Под ред. Селиверстова В.И. – М.: 2004.
  16. Логопедия: заикание. Хрестоматия. М.: 2001.
  17. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. – М.: 2007.
  18. Логопедия. Методическое наследие. Нарушения темпа и ритма речи. – М.:2007.
  19. Новотворцева Н.В. Развитие речи у детей. – Ярославль: 1997.
  20. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Программы для специальных дошкольных учреждений. — М.:2000.
  21. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.,1968.
  22. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – М.: 2004.
  23. Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.
  24. Селиверстов В. И. Заикания у детей. — М., 1979.
  25. Селиверстов В.И. Психокоррекционные  и дидактические основы логопедических занятий.
  26. Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1969.
  27. Хрестоматия по логопедии./ Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1997.
  28. Чевелева  Н. А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1978.
  29. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. – М.: 1965.
  30. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: 2003.
  31. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. – М.:2005.
  32. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов: Руководство по психотерапии. / Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1974.

                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Заикание