Заикание

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:21, реферат

Краткое описание

онимание заикания как функционального расстройства в свете учения И.П. Павлова о неврозах более остро возникла проблема профилактики. В.А. Гиляровский первый предложил лечить заикание через перевоспитание личности заикающегося ребёнка [27]. Конкретным примером служил комплексный метод, разработанный совместно с Н.А. Власовой. Были разработаны логопедические приёмы работы с заикающимися детьми, включающие занятия по многостороннему развитию личности ребенка, его мышления, памяти, внимания, общего речевого развития и моторики.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………2-3

1. Заикание и другие речевые расстройства в ряду нарушений темпа и ритма речи…………………………………………………………………………… 4-5
2. Этиология и механизмы заикания…………………………………… 5-10
3. Формы заикания……………………………………………………… 10-14
4.Основные направления логопедической работы по преодолению заикания………………………………………………………………………….. 14
5. Комплексный метод в преодолении заикания………………………14-16
6. Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися
дошкольниками………………………………………………………………..17-21
7. Методики логопедических занятий по устранению
заикания у детей школьного возраста……………………………………….21-23
8. Логопедическая работа с заикающимися подростками
и взрослыми…………………………………………………………………...23-25
9. Предупреждение рецидивов заикания……………………………….25-26

Заключение……………………………………………………………....... 27

Список литературы………………………………………………………28-29

Файлы: 1 файл

реферат по Заиканию 4 курс.docx

— 87.96 Кб (Скачать)

      2. Острая травма — сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще это реакция испуга или страха. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера. Л. Я. Миссуловин делит случаи острого психического травмирования на 8 основных групп:

  • Психотравма была нанесена домашними и дикими животными, птицами, пресмыкающимися и другими представителями животного мира.
  •   Психотравмы были получены в результате пожаров, бомбёжек, обстрелов, транспортных катастроф.
  • Психотравмы нанесены детям в результате различных зрелищных мероприятий (театр, цирк, кино, зоопарк и т.д.), а также в результате чтения и рассказывания страшных историй, случаев и т.п.
  • Психотравмы нанесены людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Среди таких лиц преобладают родители, страдающие хроническим алкоголизмом.
  • Психотравмы связаны с физической травмой.
  • Заикание развилось вследствие ятрогении (негативных реакций на приход в лечебное учреждение и вид людей в белых халатах, неправильного поведения врача).
  • Заикание возникло в результате дидактогении (случаи педагогических ошибок, допущенных педагогами дошкольных учреждений).
  • Заикание возникло в результате неожиданной смерти близких людей на глазах ребёнка.[18]

            Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые подвержены бурным эмоциональным реакциям. Совокупность отдельных из вышеперечисленных факторов, воздействуя в период формирования речевой функции (от 2 до б лет), может вызывать появление заикания [18].

      Проблему  заикания можно считать одной  из самых давних в истории развития учения о расстройствах речи. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов.

        В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс,  Авиценна.[16]

      На  рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи [18] Часть исследователей связывали заикание с нарушениями в протекании психических процессов [18]

      В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз [16] или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи [17], как психоз [7].

      К началу XX века всё многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трём теоретическим направлениям:

      1.Заикание  как спастический невроз координации,  происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координации). Это было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А.Куссмауля, а затем в работах И.А.Сикорского.

      2.Заикание  как ассоциативное нарушение  психологического характера. Это направление выдвинуто Т.Гепфнером и Э.Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г.Д.Неткачев, Ю.А.Флоренская.

      3.Заикание  как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А.Адлер, Шнайдер.

      Р. Е. Левина, рассматривая заикание как  речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи [17]

  Большинство ученых, разрабатывая проблему заикания, относят его к неврозам, руководствуясь Павловским учением о высшей нервной деятельности человека, и в частности о механизме невроза. При этом часть исследователей склонна рассматривать заикание как симптом невроза (Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский и др.), другая часть — как особую форму общего невроза (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.) [18].

  Нельзя, однако, и в настоящее время  сказать, что механизм заикания полностью разгадан. До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать с разных позиций: клинических, физиологических, нейрофизиологических, психологических.

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема заикания занимает умы не одного поколения людей, отражением чего являются многочисленные теории, претендующие на выяснение механизмов заикания. 

Формы заикания

      Судорожные  нейромоторные расстройства речи (речевые судороги) являются типичным и обязательным симптомом заикания. Они различаются по форме, месту образования и частоте.

      По  форме речевые судороги могут  быть клоническими (навязчивое повторение стереотипных речевых движений: «та-та-та-та-релка»), тоническими (сильное, длительное сковывание движений: «п...пила») и смешанными, когда одновременно встречаются тонические и клонические судороги («п...пет-ту-тух») [16]

      До  настоящего времени общепризнано, что  классическое описание речевых судорог при заикании представлено в монографии И.А.Сикорского «О заикании».[18] Им выделено 16 форм различных речевых судорог в зависимости от их локализации.

            1. Судороги дыхательного аппарата:

  • Инспираторная судорога характеризуется внезапным резким вдохом.
  • Экспираторная судорога характеризуется внезапным резким выдохом в процессе речевого высказывания.

            2. Судороги голосового аппарата:

  • Смыкательная голосовая судорога является тонической по типу, возникает внезапно, прекращая голосоподачу.
  • Вокальная судорога возникает вследствие повышения тонуса голосовых мышц. По мнению И.А.Сикорского, наиболее часто эта форма встречается в инициальной стадии заикания у детей и может быть первым признаком начинающегося заикания, а также является предвестником будущих дыхательных и артикуляционных судорог.
  • Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм.

            3. Судороги артикуляционного аппарата. Артикуляционные судороги разделяют т лицевые (губные, нижнечелюстные), язычные и судороги мягкого нёба.             

           4. Лицевые судороги:

  • Смыкательная судорога  губ проявляется в виде спазма круговой мышцы рта.
  • Верхнегубная судорога проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа.
  • Нижнегубная судорога аналогична верхнегубной.
  • Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с его приподнятием.
  • Судорожное раскрытие ротовой полости.
  • Сложная судорога лица.

            5.  Язычные судороги.

      Язычные судороги составляют ещё одну группу судорог аркуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судорог языка.

  • Судорога кончика языка.
  • Судорожный подъём корня языка.
  • Изгоняющая судорога языка.
  • Подъязычная  судорога.
  • Судорога мягкого нёба.

        Субъективные ощущения заикающихся выражаются в чувстве неприятного напряжения, саднения и сухости в носу [31]

           Кроме данной формы различают  еще невротические и неврозоподобные заикания. Невротические чаще связаны с перенесенным стрессом (внешним фактором), неврозоподобные с внутренними факторами — ослаблением нервной системы после болезни, переутомлением и т.д. Причинами возникновения невротического заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или подострые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа (например, помещение в дошкольное детское учреждение), так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликты в семье, неправильное воспитание)[7].

      Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, прежде всего заиканием.

          Патогенез невротического заикания, как и заикания, вообще, мало изучен. Высказывается предположение о роли описанного И.П. Павловым механизма «изолированного больного пункта» в коре головного мозга, ведущего к расстройству деятельности речедвигательной системы. Однако данный механизм не объясняет происхождения судорожного компонента заикания. Определенная роль в патогенезе некоторых ранних случаев заикания принадлежит механизму патологической фиксации физиологических задержек и запинок речи, свойственных детям в период становления и развития речи, т. е. в возрасте 2 — 4 лет.[16]

           Для невротического заикания  характерен большой диапазон патологии — от резко выраженного заикания, когда практически невозможен речевой контакт, до почти плавной и незатрудненной речи. Как правило, усиление заикания происходит в условиях эмоционального напряжения, при контакте с незнакомыми лицами. В то же время в домашней обстановке, при разговоре с друзьями заикание может быть почти незаметным. Невротическое заикание почти всегда сочетается с другими невротическими расстройствами: страхами, колебаниями настроения, расстройствами сна, тиками, энурезом т.д., которые нередко предшествуют возникновению заикания.[14]

      В структуру логоневроза как невротического состояния, помимо заикания, входят астенические, фобические, соматовегетативные компоненты (больной при заикании бледнеет, потеет, лицо и шея покрываются красными пятнами и т.д.). Течение болезни имеет волнообразный характер с периодическим усилением заикания и сопутствующих ему невротических расстройств под влиянием различных психотравмирующих воздействий и эмоционального напряжения, например в начале школьного обучения или в период экзаменов.

      Усиление  заикания и усложнение невротического состояния часто наблюдается в подростковом возрасте, особенно в период с 15 до 17 лет, что связано с пубертатными сдвигами в организме, а главное — с обострением реакции личности на дефект речи. В этом возрасте резко усиливается логофобия, появляется субдепрессивный сдвиг настроения, возникают разнообразные астенические и соматовегетативные нарушения.[16]

        Таким образом, невротическое заикание во многих случаях имеет затяжное течение.

      Синдром заикания обнаруживает четкую тенденцию  к сглаживанию и даже исчезновению в постпубертатном периоде. С возрастом заикание может исчезнуть.

      Лечение невротического заикания должно быть как можно более ранним и комплексным. Основным патогенетическим методом лечения невротического заикания является психотерапия. [14]

      Для устранения невротических расстройств  пользуются различными транквилизаторами (седуксен, элениум и др.) и другими седативными средствами. Невротическое заикание легче преодолевается с помощью групповых занятий. В связи с психотравмирующим воздействием на ребенка младшего возраста с невротическим заиканием длительного отрыва от родителей рекомендуется лечение в условиях дневного логопедического полустационара. Первое лечебное учреждение такого типа, организованное в Москве по инициативе В.А. Гиляровского еще в 1930 г., показало высокую эффективность группового комплексного лечения детей дошкольного возраста с заиканием. В комплексном лечении невротического заикания у детей и подростков вспомогательную роль играют также методы физиотерапии и лечебной физкультуры [17].

      В лечении неврозоподобного заикания в отличие от невротического ведущая роль принадлежит сочетанию логопедических мероприятий с медикаментозной терапией. Немалое значение придается специальной музыкальной ритмике, лечебной физкультуре. Легкие случаи неврозоподобного заикания у детей дошкольного возраста лечат амбулаторно, а также в дневных полустационарах и логопедических детсадах, а у детей школьного возраста и подростков — в амбулаторных условиях логопедами детских поликлиник и психоневрологических диспансеров и школьными логопедами [7].

Информация о работе Заикание