Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:21, реферат
онимание заикания как функционального расстройства в свете учения И.П. Павлова о неврозах более остро возникла проблема профилактики. В.А. Гиляровский первый предложил лечить заикание через перевоспитание личности заикающегося ребёнка [27]. Конкретным примером служил комплексный метод, разработанный совместно с Н.А. Власовой. Были разработаны логопедические приёмы работы с заикающимися детьми, включающие занятия по многостороннему развитию личности ребенка, его мышления, памяти, внимания, общего речевого развития и моторики.
Введение …………………………………………………………………2-3
1. Заикание и другие речевые расстройства в ряду нарушений темпа и ритма речи…………………………………………………………………………… 4-5
2. Этиология и механизмы заикания…………………………………… 5-10
3. Формы заикания……………………………………………………… 10-14
4.Основные направления логопедической работы по преодолению заикания………………………………………………………………………….. 14
5. Комплексный метод в преодолении заикания………………………14-16
6. Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися
дошкольниками………………………………………………………………..17-21
7. Методики логопедических занятий по устранению
заикания у детей школьного возраста……………………………………….21-23
8. Логопедическая работа с заикающимися подростками
и взрослыми…………………………………………………………………...23-25
9. Предупреждение рецидивов заикания……………………………….25-26
Заключение……………………………………………………………....... 27
Список литературы………………………………………………………28-29
2. Острая травма — сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще это реакция испуга или страха. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера. Л. Я. Миссуловин делит случаи острого психического травмирования на 8 основных групп:
Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые подвержены бурным эмоциональным реакциям. Совокупность отдельных из вышеперечисленных факторов, воздействуя в период формирования речевой функции (от 2 до б лет), может вызывать появление заикания [18].
Проблему заикания можно считать одной из самых давних в истории развития учения о расстройствах речи. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов.
В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.[16]
На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи [18] Часть исследователей связывали заикание с нарушениями в протекании психических процессов [18]
В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз [16] или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи [17], как психоз [7].
К началу XX века всё многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трём теоретическим направлениям:
1.Заикание
как спастический невроз
2.Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т.Гепфнером и Э.Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г.Д.Неткачев, Ю.А.Флоренская.
3.Заикание
как подсознательное
Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи [17]
Большинство ученых, разрабатывая проблему заикания, относят его к неврозам, руководствуясь Павловским учением о высшей нервной деятельности человека, и в частности о механизме невроза. При этом часть исследователей склонна рассматривать заикание как симптом невроза (Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский и др.), другая часть — как особую форму общего невроза (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.) [18].
Нельзя, однако, и в настоящее время сказать, что механизм заикания полностью разгадан. До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать с разных позиций: клинических, физиологических, нейрофизиологических, психологических.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что проблема заикания занимает умы не
одного поколения людей, отражением чего
являются многочисленные теории, претендующие
на выяснение механизмов заикания.
Формы заикания
Судорожные нейромоторные расстройства речи (речевые судороги) являются типичным и обязательным симптомом заикания. Они различаются по форме, месту образования и частоте.
По форме речевые судороги могут быть клоническими (навязчивое повторение стереотипных речевых движений: «та-та-та-та-релка»), тоническими (сильное, длительное сковывание движений: «п...пила») и смешанными, когда одновременно встречаются тонические и клонические судороги («п...пет-ту-тух») [16]
До настоящего времени общепризнано, что классическое описание речевых судорог при заикании представлено в монографии И.А.Сикорского «О заикании».[18] Им выделено 16 форм различных речевых судорог в зависимости от их локализации.
1. Судороги дыхательного аппарата:
2. Судороги голосового аппарата:
3. Судороги артикуляционного аппарата. Артикуляционные судороги разделяют т лицевые (губные, нижнечелюстные), язычные и судороги мягкого нёба.
4. Лицевые судороги:
5. Язычные судороги.
Язычные судороги составляют ещё одну группу судорог аркуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судорог языка.
Субъективные ощущения
Кроме данной формы различают
еще невротические и
Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, прежде всего заиканием.
Патогенез невротического
Для невротического заикания характерен большой диапазон патологии — от резко выраженного заикания, когда практически невозможен речевой контакт, до почти плавной и незатрудненной речи. Как правило, усиление заикания происходит в условиях эмоционального напряжения, при контакте с незнакомыми лицами. В то же время в домашней обстановке, при разговоре с друзьями заикание может быть почти незаметным. Невротическое заикание почти всегда сочетается с другими невротическими расстройствами: страхами, колебаниями настроения, расстройствами сна, тиками, энурезом т.д., которые нередко предшествуют возникновению заикания.[14]
В структуру логоневроза как невротического состояния, помимо заикания, входят астенические, фобические, соматовегетативные компоненты (больной при заикании бледнеет, потеет, лицо и шея покрываются красными пятнами и т.д.). Течение болезни имеет волнообразный характер с периодическим усилением заикания и сопутствующих ему невротических расстройств под влиянием различных психотравмирующих воздействий и эмоционального напряжения, например в начале школьного обучения или в период экзаменов.
Усиление заикания и усложнение невротического состояния часто наблюдается в подростковом возрасте, особенно в период с 15 до 17 лет, что связано с пубертатными сдвигами в организме, а главное — с обострением реакции личности на дефект речи. В этом возрасте резко усиливается логофобия, появляется субдепрессивный сдвиг настроения, возникают разнообразные астенические и соматовегетативные нарушения.[16]
Таким образом, невротическое заикание во многих случаях имеет затяжное течение.
Синдром заикания обнаруживает четкую тенденцию к сглаживанию и даже исчезновению в постпубертатном периоде. С возрастом заикание может исчезнуть.
Лечение невротического заикания должно быть как можно более ранним и комплексным. Основным патогенетическим методом лечения невротического заикания является психотерапия. [14]
Для устранения невротических расстройств пользуются различными транквилизаторами (седуксен, элениум и др.) и другими седативными средствами. Невротическое заикание легче преодолевается с помощью групповых занятий. В связи с психотравмирующим воздействием на ребенка младшего возраста с невротическим заиканием длительного отрыва от родителей рекомендуется лечение в условиях дневного логопедического полустационара. Первое лечебное учреждение такого типа, организованное в Москве по инициативе В.А. Гиляровского еще в 1930 г., показало высокую эффективность группового комплексного лечения детей дошкольного возраста с заиканием. В комплексном лечении невротического заикания у детей и подростков вспомогательную роль играют также методы физиотерапии и лечебной физкультуры [17].
В лечении неврозоподобного заикания в отличие от невротического ведущая роль принадлежит сочетанию логопедических мероприятий с медикаментозной терапией. Немалое значение придается специальной музыкальной ритмике, лечебной физкультуре. Легкие случаи неврозоподобного заикания у детей дошкольного возраста лечат амбулаторно, а также в дневных полустационарах и логопедических детсадах, а у детей школьного возраста и подростков — в амбулаторных условиях логопедами детских поликлиник и психоневрологических диспансеров и школьными логопедами [7].