Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:21, реферат
онимание заикания как функционального расстройства в свете учения И.П. Павлова о неврозах более остро возникла проблема профилактики. В.А. Гиляровский первый предложил лечить заикание через перевоспитание личности заикающегося ребёнка [27]. Конкретным примером служил комплексный метод, разработанный совместно с Н.А. Власовой. Были разработаны логопедические приёмы работы с заикающимися детьми, включающие занятия по многостороннему развитию личности ребенка, его мышления, памяти, внимания, общего речевого развития и моторики.
Введение …………………………………………………………………2-3
1. Заикание и другие речевые расстройства в ряду нарушений темпа и ритма речи…………………………………………………………………………… 4-5
2. Этиология и механизмы заикания…………………………………… 5-10
3. Формы заикания……………………………………………………… 10-14
4.Основные направления логопедической работы по преодолению заикания………………………………………………………………………….. 14
5. Комплексный метод в преодолении заикания………………………14-16
6. Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися
дошкольниками………………………………………………………………..17-21
7. Методики логопедических занятий по устранению
заикания у детей школьного возраста……………………………………….21-23
8. Логопедическая работа с заикающимися подростками
и взрослыми…………………………………………………………………...23-25
9. Предупреждение рецидивов заикания……………………………….25-26
Заключение……………………………………………………………....... 27
Список литературы………………………………………………………28-29
Основные направления логопедической работы по преодолению заикания
Анализ существующих в специальной педагогической литературе методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения логопедической работы по следующим направлениям [25]:
1. Создание охранительного речевого режима.
2. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.
3. Развитие моторных функций. Раз
4. Формирование фонационного (речевого) дыхания.
5. Работа над плавностью речи в различных её формах. Развитие интонационных характеристик речи.
6. Воспитание
личности заикающегося
ребёнка.
Комплексный метод в преодолении заикания
Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода [25, 18].
•Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей.
•Воздействие окружающих на личность заикающегося ребёнка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу, осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы.
Комплексный подход к преодолению заикания предполагает два аспекта :
Основная цель реабилитационной работы — выработка устойчивой, плавной речи, свободной от заикания [25].
Работа проводится в следующих направлениях:
1. Медицинское воздействие (
2. Логопедические занятия по развитию самостоятельной речи без заикания, которые осуществляются на протяжении длительного, регулярного, систематического курса занятий.
3. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может и будет говорить красиво и правильно, без заикания; фиксируют его внимание на успехах речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей, родителей.
4.Работа воспитателя (по указаниям логопеда). Воздействие на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения с окружающими, на его эмоционально-волевую сферу осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Педагоги, воспитатели должны воспитывать у детей уверенность в себе, сознание своей полноценности, желание избавиться от речевого дефекта. Большое значение для успешного преодоления заикания имеет также речь окружающих (всего персонала детского сада и в семье ребенка). Дети должны слышать только негромкую, спокойную, внятную, неторопливую речь, чтобы у них был хороший пример для подражания.
5.Работа с родителями. Обязательное проведение бесед об отношении к детям дома; оно должно быть ровным, ласковым, без порицаний. Успехи детей должны поощряться. Необходимо соблюдение общего и речевого режима (по рекомендации логопеда), рациональное питание, обязательный дневной сон, продолжительные прогулки на свежем воздухе, закаливание.
6.Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей и речевой моторики, воспитывают чувство ритма.
7.Физические упражнения
для развития координации и ритмизации
движений, умение управлять собой снимают
общую скованность.
Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками
Уже в античности пытались
терапевтическими способами
Наибольшая заслуга в
Первая отечественная
Согласно этой методике работа
проводится с учетом
Также в работе предложена система преодоления заикания в процессе игры Г.А.Волковой. Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
Игровая деятельность может быть использована и как средство воспитания заикающихся детей, для коррекции их речи и одновременно личностных отклонений. При использовании в работе с заикающимися детьми системы игр воспитателю необходимо иметь в виду: психофизические особенности детей; проявления заикания (форма и вид судорог, степень их выраженности); воспитываемый вид речи (сопряжённая, отражённая вопросно-ответная, самостоятельная); микросоциальное окружение; особенности игровой деятельности хорошо говорящих детей; дидактические принципы; возраст детей.
Все игры проводятся с последующим усложнением сюжетов, речевого материала и методики проведения[4].
Для развития всех видов речи заикающихся детей 3-5 лет первостепенное значение имеют игры с пением (хороводы с плясовыми движениями). Они проводятся почти на каждом занятии [4,12]. Дальнейшее закрепление активного поведения и речи заикающихся детей проходит в процессе подвижных игр, которые по своей значимости стоят на втором месте. Подвижные игры в педагогике делятся на игры большой, средней и малой подвижности [29]. В работе с заикающимися детьми используются главным образом игры двух последних видов, так как игры большой подвижности нарушают темп дыхания, который у заикающихся детей не в норме.
В подвижных играх дети с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям. Однако надо помнить, что игры с мячом с трудом удаются детям 3—5 лет, поэтому лучше использовать ленты и флажки. Подвижные игры помогают готовить детей к овладению самостоятельной речью. Меняя ведущих, учитель-дефектолог (воспитатель) проговаривает слова со всеми. При отражённой речи ребёнок, начав говорить за взрослым, заканчивает фразу самостоятельно.
Подвижные игры нормализуют моторику заикающихся детей: в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи.
Дидактические игры особенно полезны для детей с общим недоразвитием речи. Обычно, прежде чем устранять заикание, учитель-дефектолог проводит работу по коррекции звукопроизношения, так как иногда с исправлением неправильного произношения исчезает и заикание. Но если заикание уже повлияло на поведение ребёнка, косноязычие и заикание исправляются параллельно. Игры на звукоподражание, с разборными игрушками, лото, домино, на определённый звук нормализуют произношение, а спокойная манера их проведения положительно влияет на поведение детей. Чёткие и определённые правила в дидактических играх, речевые стереотипы детей точно выражать свои мысли очищают их речь от ненужных слов [6].
Вслед за дидактическими играми по степени значимости следуют игры-драматизации стихотворений, прозы, игры в настольный театр и творческие игры (вначале по предложению взрослого, затем по замыслу самих детей) [6].
В работе с заикающимися детьми 5-6 лет ведущее место занимают игры-драматизации стихотворного текста. Игры-драматизации готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, развивают речь заикающихся детей, учат их интонационной выразительности, развивают движения, воспитывают нравственные качества, творческую самодеятельность, общительность, организаторские способности, воспитывают в детях умение находиться в коллективе сверстников. Выученный детьми словесный материал способствует свободе общения.
Не менее важны для данной возрастной группы игры с пением. В период обучения детей сопряжённой речи дети поют и играют вместе с учителем-дефектологом (воспитателем), при отражённой — песню начинает взрослый, а дети повторяют припев и выполняют действия; при вопросно-ответной речи поёт ребёнок-водящий, а остальные отвечают ему хором или по одному [6].
Коррекционная работа по системе игр проводится в несколько этапов.
На первом этапе учитель-дефектолог обследует состояние речи детей во время деятельности, изучает их поведение в играх и при выполнении режимных моментов, выявляет личностные особенности каждого, осуществляет коррекцию дыхания, голоса, развитие динамики речевого аппарата, составляет индивидуальный и общий с воспитателем план работы.
Второй этап — этап максимального ограничения речи. Его цель — затормозить у детей патологические рефлексы на неправильную речь, сопутствующие движения и действия, употребление лишних слов. Этот этап включает период молчания (3—6 дней) и период шёпотной речи (10—12 дней). За это время у заикающихся детей воспитываются внимание, усидчивость, подражательность, общая и ручная моторика.
На третьем этапе (облегчённых форм речи) у детей воспитывается мягкое голосоначало, слитность произношения, выразительность речи, длительность выдоха. Одновременно ведётся работа по воспитанию у заикающихся детей произвольного поведения. На данном этапе на занятиях вводятся элементы творческих игр по предложению учителя-дефектолога. Материалом домашних заданий являются настольные, дидактические, подвижные игры, сопряжённо-отражённое проговаривание детьми вместе с родителями потешек, стихотворений, отрывков сказок и т.д.