Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:21, реферат
онимание заикания как функционального расстройства в свете учения И.П. Павлова о неврозах более остро возникла проблема профилактики. В.А. Гиляровский первый предложил лечить заикание через перевоспитание личности заикающегося ребёнка [27]. Конкретным примером служил комплексный метод, разработанный совместно с Н.А. Власовой. Были разработаны логопедические приёмы работы с заикающимися детьми, включающие занятия по многостороннему развитию личности ребенка, его мышления, памяти, внимания, общего речевого развития и моторики.
Введение …………………………………………………………………2-3
1. Заикание и другие речевые расстройства в ряду нарушений темпа и ритма речи…………………………………………………………………………… 4-5
2. Этиология и механизмы заикания…………………………………… 5-10
3. Формы заикания……………………………………………………… 10-14
4.Основные направления логопедической работы по преодолению заикания………………………………………………………………………….. 14
5. Комплексный метод в преодолении заикания………………………14-16
6. Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися
дошкольниками………………………………………………………………..17-21
7. Методики логопедических занятий по устранению
заикания у детей школьного возраста……………………………………….21-23
8. Логопедическая работа с заикающимися подростками
и взрослыми…………………………………………………………………...23-25
9. Предупреждение рецидивов заикания……………………………….25-26
Заключение……………………………………………………………....... 27
Список литературы………………………………………………………28-29
На четвёртом этапе учитель-дефектолог продолжает работу по коррекции поведения и речи заикающихся детей. Подбор игр может быть самый различный: игры с пением, дидактические, подвижные с правилами, игры-драматизации, творческие. Обязательным условием является соблюдение во всех играх диалогической речи в вопросно-ответной форме.
Цель пятого этапа — воспитание самостоятельной речи. Учитель-дефектолог создает большое число игровых ситуаций, в которые органически включаются пересказы заранее подготовленного текста[4].
В
секторе логопедии НИИ
Методики логопедических занятий по устранению заикания у детей школьного возраста.
Работа со школьниками имеет свои особенности:
1)меняется тип ведущей деятельности, главной является учебная деятельность,
2) игровая форма занятий
3) логопедическое воздействие осуществляется в содружестве с учителем,
4) большее значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью,
5) шире используются рациональная психотерапия,
6) речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой.
В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся ребенку, постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопедом и семьей.
В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методические рекомендации, предложенные для работы или с детьми дошкольного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А.Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельности. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навыков самостоятельной речи [28].
Система логопедических занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория, предложенная В. И. Селиверстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознательную активность самих детей [18, 24].
В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выделяется три периода в обучении учащихся. В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка как путем целенаправленных наблюдений над звуковой стороной речи. Содержание логопедических занятий первого периода способствует: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного состава, запаса и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.
Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка, и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.
В третьем, заключительном периоде занятий продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации [31].
Таким
образом, состояние устной и письменной
речи заикающихся школьников обусловливает
следующие направления
а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее темпом и плавностью;
б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы; в) развитие речевой активности детей.
Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми
В
подавляющем большинстве у
1.Комплексность
как взаимопроникновение
Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми писали И. Ю. Абелева, Л. 3. Андронова, Л. П. Голубева, А. Я. Евгенова, М. Н. Киселева, А. И. Лубенская, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасова, Н. Ф. Синицина, М. В. Смирнова, М. Е. Хватцев, А. Г. Шембель, В. М. Шкловский.
Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИЙ уха, горла и носа под руководством проф. С. С. Ляпидевского, содержит 6 основных этапов логопедической работы: 1) подготовительный (2—3 дня); 2) установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии); 3) максимальное ограничение речи (10—14 дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели); 5) закрепление правильных речевых навыков (3—4 недель); 6) заключительный этап (выпускная конференция, специальный инструктаж)[18].
Логопедическая работа с взрослыми заикающимися в поликлинических условиях делится на три периода [1] :
Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение (наизусть).
Второй период (12 занятий) включает речевую зарядку; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практику разговорной речи; объединенные занятия.
В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлагаются небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизация; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы. По методике И. Ю. Абелевой, Л. П. Голубевой, А. Я. Евгеновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений.
В связи с возросшим интересом к изучению психологических особенностей заикающихся в последние годы значительно обоснована необходимость психотерапевтического воздействия.
В системе логопсихотерапевтической работы с подростками и взрослыми находят место суггестивные формы психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз)[18]. Суггестивная психотерапия широко применяется в лечебной практике с давних времен. Феномен внушения, указывает Б.Д.Карвасарский, присутствует в той или иной степени в каждой беседе врача с больным и является неотъемлемым элементом психотерапии, сочетаясь обычно с убеждением и разъяснением [18]. В курсе комплексного лечения заикания, возникшего в детстве, мы используем следующие виды суггестивного психотерапевтического воздействия:
1) внушение в бодрствующем состоянии;
2)
внушение в состоянии
3) аутогенную тренировку;
4) косвенное внушение;
5) плацебо-терапию.
Сеанс внушения в бодрствующем состоянии впервые был предложен К.М. Дубровским и широко рекламировался в открытой печати как одномоментный метод лечения заикающихся подростков и взрослых. В.М. Шкловским сеанс внушения в бодрствующем состоянии был введен в курс комплексного лечения заикания как мощный психотерапевтический прием, направленный на устранение у больных страха речи в эмоционально значимых ситуациях. Им же подробно описана методика проведения сеансов, предусматривающая длительное закрепление достигнутых на сеансе результатов [32]
Гипнотерапия. Этот метод суггестивного психотерапевтического воздействия с успехом применяется в общем комплексе лечебных мероприятий и направлен в основном на укрепление нервной системы заикающихся. Он помогает им преодолеть боязнь, страх речи, чувство неуверенности при общении с окружающими [32].
Аутогенная тренировка. Вопрос применения
аутотренинга при лечении заикания разрабатывался
В.М. Шкловским, Ю.Б. Некрасовой, С.Ф. Орловской,
С.М. Любинской, Л.Я. Миссуловиным, В.В. Первовой,
Л.С. Волковой и др. Общим в работах указанных
авторов является то, что аутогенную тренировку
рекомендуется использовать в общем комплексе
лечебно-коррекционных мероприятий наряду
с другими методами психотерапевтического
воздействия, логотерапией, физиотерапией
и медикаментозным лечением [18].
Предупреждение рецидивов заикания
Необходимо иметь в виду, что даже прочно
устраненное заикание при особо неблагоприятных
условиях может давать рецидивы. По этой
причине важно сознательно предпринимать
необходимые меры для их профилактики,
которые сводятся в основном к следующему
[18]:
3. Предельное ограничение