Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:21, реферат
онимание заикания как функционального расстройства в свете учения И.П. Павлова о неврозах более остро возникла проблема профилактики. В.А. Гиляровский первый предложил лечить заикание через перевоспитание личности заикающегося ребёнка [27]. Конкретным примером служил комплексный метод, разработанный совместно с Н.А. Власовой. Были разработаны логопедические приёмы работы с заикающимися детьми, включающие занятия по многостороннему развитию личности ребенка, его мышления, памяти, внимания, общего речевого развития и моторики.
Введение …………………………………………………………………2-3
1. Заикание и другие речевые расстройства в ряду нарушений темпа и ритма речи…………………………………………………………………………… 4-5
2. Этиология и механизмы заикания…………………………………… 5-10
3. Формы заикания……………………………………………………… 10-14
4.Основные направления логопедической работы по преодолению заикания………………………………………………………………………….. 14
5. Комплексный метод в преодолении заикания………………………14-16
6. Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися
дошкольниками………………………………………………………………..17-21
7. Методики логопедических занятий по устранению
заикания у детей школьного возраста……………………………………….21-23
8. Логопедическая работа с заикающимися подростками
и взрослыми…………………………………………………………………...23-25
9. Предупреждение рецидивов заикания……………………………….25-26
Заключение……………………………………………………………....... 27
Список литературы………………………………………………………28-29
Введение …………………………………………………………………2-3
1. Заикание и другие речевые расстройства
в ряду нарушений темпа и ритма речи……………………………………………………………………
2. Этиология и механизмы заикания…………………………………… 5-10
3. Формы заикания……………………………………………………… 10-14
4.Основные направления логопедической
работы по преодолению
заикания…………………………………………………………
5. Комплексный метод в преодолении заикания………………………14-16
6. Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися
дошкольниками……………………………………………
7. Методики логопедических занятий по устранению
заикания
у детей школьного возраста…………
8. Логопедическая работа с заикающимися подростками
и
взрослыми………………………………………………………
9. Предупреждение рецидивов заикания……………………………….25-26
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Заикание.…Это самый загадочный и мучительный недуг, известный человечеству. Речь заикающихся людей – это трудный монолог, лишённый интонационной и мелодичной выразительности. «Говорю, как будто глыбы ворочаю», - говорят заикающиеся [18].
Заиканием страдали Демосфен, Аристотель, Эзоп, пророк Моисей, Вергилий, Кленке и Коэн, Вуазен и Беккерель, И.А.Сикорский, практически все врачи, которые исследовали проблему заикания в 19-ом веке.
Заикание — это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [17].
Проблему заикания можно считать одной из самых давних в истории развития учения о расстройствах речи. В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) [16] или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель) [16].
На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. ( Санторини, Вутцер, Шегуан) [16]. Часть исследователей связывали заикание с нарушениями в протекании психических процессов (Блюме) [16].
В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А.Сикорский, И.К. Хмелевский, Э. Андрес) [18] или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, Г.Д. Неткачев) [18], как психоз (Гр. Каменка) [22].
Впервые значение психологической стороны в клинике речевой патологии было изучено Липманном и подробно развито Г.Д. Неткачевым, который сформулировал новую систему «лечения» заикания и назвал её «новым психологическим методом лечения заикания» [18].
Развитие науки в начале XX века в области психологии, физиологии, медицины во многом повлияло на изменение направлений исследования заикания и характер его лечения. В.А. Гиляровский придавал большое значение влиянию коллектива, его благоприятному воздействию, «взаимной индукции в специально подобранном и хорошо организованном коллективе» [27].
Понимание
заикания как функционального
Начиная с середины 60-х годов 20-го века в логопедии, утвердился взгляд на заикание как на нарушение коммуникативной стороны речи [17]. Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи [21]. В.М. Шкловский подчёркивает, что заикание является дискоординационным судорожным расстройством речи.[31]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема заикания занимает умы не одного поколения людей.
Проблема
заикания, несмотря на многовековую историю
ее изучения, до настоящего времени продолжает
оставаться одной из наиболее сложных
и недостаточно разработанных. Характерны
самые разнообразные подходы к его изучению
и самые различные попытки объяснения
его механизмов, не раскрывающие, однако,
до конца всей сути проблемы. Заикающиеся
же самого разного возраста по-прежнему
продолжают ждать от специалистов реальной
помощи в преодолении своего столь мучительного
недуга.
Заикание и другие речевые расстройства в ряду нарушений темпа и ритма речи
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.[16] .
Темп речи — это скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряжённости и слуховой отчётливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрым, скороговоркой, где слова выступают в редуцированной форме; медленным, когда наблюдается тягучая, монотонная, полная форма речи; прерывистым, когда речь разделяется на короткие, рубленые или не обоснованные по смыслу отрезки. Темп речи оказывает влияние на метрическую организацию речи, т.е. ритм.
Ритм речи - это её упорядоченность, закономерное расчленение временной последовательности на группы акцентов. Благоприятная скорость для субъективного ритмизирования, по наблюдениям Н. И. Жинкина, составляет от 100 до 200 ударов метронома в минуту (1 слог - 200 мл/с или 0,2 с).[8].
Брадилалия — патологически замедленная, но правильно координированная речь. [16].
Тахилалия — патологическое убыстрение темпа речи. Синоним — тахифразия. [16] . Тахилалия является стойким нарушением речи, имеющим тенденцию к рецидивам. Внешние проявления: расстройство речевого внимания, запинки, повторение, проглатывание и перестановки слогов или слов; аграмматизмы.
Баттаризм или кляттеринг — патологически обусловленное убыстрение речи, при котором слова произносятся нечётко, не договариваются. Речевое дыхание нарушено. Всё это делает речь неразборчивой. А. Куссмауль отмечал, что в этом случае у человека нет времени ясно разделить слова и звуки, он глотает слоги и даже целые слова в конце фразы, сами фразы заменяются бормотанием. М.Е.Хватцев писал, что при этом расстройстве «слова... перепутываются и перемешиваются, проглатываются и не договариваются. Целый каскад звуков и слов произносится без передышки до полного истощения воздуха».[25].
Полтерн — то же, что тахилалия, при резком возбуждении лиц, страдающих ею, т.е. патологически убыстрённая речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера.[16].
Запинки, спотыкание, необоснованные паузы в словах и фразах, характеризующие прерывистый темп речи, по форме проявления могут выражаться:
Этиология и механизм заикания
Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации.
Сложность этой речевой патологии выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребёнка с окружающими людьми, невыгодно отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на всё поведение ребёнка, на всю его личность.
Начало заикания падает обычно
на период интенсивного
На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
К предрасполагающим причинам относят:
1.Определённый возраст ребёнка (от 2 до 6 лет), так формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.
2. Состояние центральной нервной системы, нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сфере, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. У части заикающихся людей не обнаруживается органического поражения мозга. В то же время они характеризуются повышенной впечатлительностью и ранимостью нервной системы, тревожностью, низким уровнем адаптации, особой подверженностью к психическим травмам.
3. Наследственный фактор. Он обусловлен генетически передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности — повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т.е. передаётся определённая слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Отягощенная наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений. При этом у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заикания у детей выше: в этом случае появляется 36% заикающихся мальчиков, 17% — девочек [16]. В случаях семейного заикания возможность возникновения этого нарушения у детей только по подражанию родителям мало реальна. Генетическая наследственность какой-либо патологии проявляется при наличии дополнительной вредности [16].
4.Функциональная ассиметрия мозга. Есть указания на то, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания [17]. По мнению М. Е. Хватцева, при переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи. [26] .
5.Особенности протекания речевого онтогенеза. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивногоформирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций. В этом возрасте (от 2 до 6 лет) дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова, которые не несут лексической и эмоциональной нагрузки — «а», «ну», «вот» и т. п.). [17].
6. Половой диморфизм. У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек.
7. Большое влияние на появление заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система особенно подвержена влиянию неблагоприятных факторов. Особое значение в этих случаях имеет поведение взрослых, окружающих ребёнка. Дополнительная речевая и эмоциональная нагрузка, фиксация на итерациях могут провоцировать заикание.[8].
К производящим причинам относятся психические травмы, которые могут быть хроническими и острыми.
1. Хроническая психическая травма — длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешённых, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряжённым психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребёнка в дошкольном учреждении.