Заикание

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:21, реферат

Краткое описание

онимание заикания как функционального расстройства в свете учения И.П. Павлова о неврозах более остро возникла проблема профилактики. В.А. Гиляровский первый предложил лечить заикание через перевоспитание личности заикающегося ребёнка [27]. Конкретным примером служил комплексный метод, разработанный совместно с Н.А. Власовой. Были разработаны логопедические приёмы работы с заикающимися детьми, включающие занятия по многостороннему развитию личности ребенка, его мышления, памяти, внимания, общего речевого развития и моторики.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………2-3

1. Заикание и другие речевые расстройства в ряду нарушений темпа и ритма речи…………………………………………………………………………… 4-5
2. Этиология и механизмы заикания…………………………………… 5-10
3. Формы заикания……………………………………………………… 10-14
4.Основные направления логопедической работы по преодолению заикания………………………………………………………………………….. 14
5. Комплексный метод в преодолении заикания………………………14-16
6. Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися
дошкольниками………………………………………………………………..17-21
7. Методики логопедических занятий по устранению
заикания у детей школьного возраста……………………………………….21-23
8. Логопедическая работа с заикающимися подростками
и взрослыми…………………………………………………………………...23-25
9. Предупреждение рецидивов заикания……………………………….25-26

Заключение……………………………………………………………....... 27

Список литературы………………………………………………………28-29

Файлы: 1 файл

реферат по Заиканию 4 курс.docx

— 87.96 Кб (Скачать)

                                                      Содержание 

         Введение …………………………………………………………………2-3 

       1. Заикание и другие речевые расстройства в ряду нарушений темпа и ритма речи……………………………………………………………………………   4-5

       2. Этиология и механизмы  заикания…………………………………… 5-10

       3. Формы заикания………………………………………………………  10-14

       4.Основные направления логопедической работы по преодолению                 заикания………………………………………………………………………….. 14

       5. Комплексный метод в преодолении заикания………………………14-16

       6. Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися

дошкольниками………………………………………………………………..17-21

       7. Методики логопедических занятий по устранению

заикания  у детей школьного возраста……………………………………….21-23

       8. Логопедическая работа с заикающимися подростками

 и  взрослыми…………………………………………………………………...23-25

       9. Предупреждение рецидивов заикания……………………………….25-26 

        Заключение……………………………………………………………....... 27 

       Список литературы………………………………………………………28-29

             
 

                                                           
 
 
 
 

                                                          Введение

        Заикание.…Это самый загадочный и мучительный недуг, известный человечеству. Речь заикающихся людей – это трудный монолог, лишённый интонационной и мелодичной выразительности. «Говорю, как будто глыбы ворочаю», - говорят заикающиеся [18].

      Заиканием страдали Демосфен, Аристотель, Эзоп, пророк Моисей, Вергилий, Кленке и Коэн, Вуазен и Беккерель, И.А.Сикорский, практически все врачи, которые исследовали проблему заикания в 19-ом веке.

       Заикание — это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [17].

      Проблему  заикания можно считать одной  из самых давних в истории развития учения о расстройствах речи. В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) [16] или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель) [16].

      На  рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. ( Санторини,  Вутцер, Шегуан) [16]. Часть исследователей связывали заикание с нарушениями в протекании психических процессов (Блюме) [16].

      В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А.Сикорский, И.К. Хмелевский, Э. Андрес) [18] или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи            (Хр. Лагузен, Г.Д. Неткачев) [18], как психоз (Гр. Каменка) [22].

           Впервые значение психологической стороны в клинике речевой патологии было изучено Липманном и подробно развито Г.Д. Неткачевым, который сформулировал новую систему «лечения» заикания и назвал её «новым психологическим методом лечения заикания» [18].

      Развитие  науки в начале XX века в области психологии, физиологии, медицины во многом повлияло на изменение направлений исследования заикания и характер его лечения. В.А. Гиляровский придавал большое значение влиянию коллектива, его благоприятному воздействию, «взаимной индукции в специально подобранном и хорошо организованном коллективе» [27].

      Понимание заикания как функционального расстройства в свете учения И.П. Павлова о неврозах более остро возникла проблема профилактики.            В.А. Гиляровский первый предложил лечить заикание через перевоспитание личности заикающегося ребёнка [27]. Конкретным примером служил комплексный метод, разработанный совместно с Н.А. Власовой. Были разработаны логопедические приёмы работы с заикающимися детьми, включающие занятия по многостороннему развитию личности ребенка, его мышления, памяти, внимания, общего речевого развития и моторики.

             Начиная с середины 60-х годов 20-го века в логопедии, утвердился взгляд на заикание как на нарушение коммуникативной стороны речи [17].       Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи [21].                  В.М. Шкловский подчёркивает, что заикание является дискоординационным судорожным расстройством речи.[31]

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема заикания занимает умы не одного поколения людей.

      Проблема  заикания, несмотря на многовековую историю  ее изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных. Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и самые различные попытки объяснения его механизмов, не раскрывающие, однако, до конца всей сути проблемы. Заикающиеся же самого разного возраста по-прежнему продолжают ждать от специалистов реальной помощи в преодолении своего столь мучительного недуга. 
 
 

      Заикание  и другие речевые  расстройства в ряду нарушений темпа  и ритма речи

          В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.[16] .

      Темп  речи — это скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряжённости и слуховой отчётливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрым, скороговоркой, где слова выступают в редуцированной форме; медленным, когда наблюдается тягучая, монотонная, полная форма речи; прерывистым, когда речь разделяется на короткие, рубленые или не обоснованные по смыслу отрезки. Темп речи оказывает влияние на метрическую организацию речи, т.е. ритм.

      Ритм  речи - это её упорядоченность, закономерное расчленение временной последовательности на группы акцентов. Благоприятная скорость для субъективного ритмизирования, по наблюдениям Н. И. Жинкина, составляет от 100 до 200 ударов метронома в минуту (1 слог - 200 мл/с или 0,2 с).[8].

          Брадилалия патологически замедленная, но правильно координированная речь. [16].

          Тахилалия  — патологическое убыстрение темпа речи. Синоним — тахифразия. [16] . Тахилалия является стойким нарушением речи, имеющим тенденцию к рецидивам. Внешние проявления: расстройство речевого внимания, запинки, повторение, проглатывание и перестановки слогов или слов; аграмматизмы.

           Баттаризм или кляттеринг — патологически обусловленное убыстрение речи, при котором слова произносятся нечётко, не договариваются. Речевое дыхание нарушено. Всё это делает речь неразборчивой. А. Куссмауль отмечал, что в этом случае у человека нет времени ясно разделить слова и звуки, он глотает слоги и даже целые слова в конце фразы, сами фразы заменяются бормотанием. М.Е.Хватцев писал, что при этом расстройстве «слова... перепутываются и перемешиваются, проглатываются и не договариваются. Целый каскад звуков и слов произносится без передышки до полного истощения воздуха».[25].

            Полтерн — то же, что тахилалия, при резком возбуждении лиц, страдающих ею, т.е. патологически убыстрённая речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера.[16].

        Запинки, спотыкание, необоснованные  паузы в словах и фразах, характеризующие прерывистый темп речи, по форме проявления могут выражаться:

  • в повторении отдельных звуков или звукосочетаний;
  • в прерывании речи необоснованным молчанием (паузы, остановки);
  • в трудном произнесении (с усилием) одного или нескольких звуков.
 

      Этиология и механизм заикания

      Внешне  заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации.

      Сложность этой речевой патологии выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребёнка с окружающими людьми, невыгодно отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на всё поведение ребёнка, на всю его личность.

          Начало заикания падает обычно  на период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет). И.А.Сикорский впервые называет заикание детской болезнью и обосновывает это тем, что возникновение заикания приходится, как правило, на период, когда развитие речи у детей ещё не закончено.[26].

         На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

          К предрасполагающим причинам относят:

      1.Определённый возраст ребёнка (от 2 до 6 лет), так формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

          2. Состояние центральной нервной системы, нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сфере, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. У части заикающихся людей не обнаруживается органического поражения мозга. В то же время они характеризуются повышенной впечатлительностью и ранимостью нервной системы, тревожностью, низким уровнем адаптации, особой подверженностью к психическим травмам.

      3. Наследственный фактор. Он обусловлен генетически передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности — повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т.е. передаётся определённая слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Отягощенная наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений. При этом у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заикания у детей выше: в этом случае появляется 36% заикающихся мальчиков, 17% — девочек [16]. В случаях семейного заикания возможность возникновения этого нарушения у детей только по подражанию родителям мало реальна. Генетическая наследственность какой-либо патологии проявляется при наличии дополнительной вредности [16].

     4.Функциональная ассиметрия мозга. Есть указания на то, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания [17]. По мнению М. Е. Хватцева, при переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи. [26] .  

      5.Особенности протекания речевого онтогенеза. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивногоформирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций. В этом возрасте (от 2 до 6 лет) дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова, которые не несут лексической и эмоциональной нагрузки — «а», «ну», «вот» и т. п.). [17].

     6. Половой диморфизм. У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек.

        7. Большое влияние на появление заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система особенно подвержена влиянию неблагоприятных факторов. Особое значение в этих случаях имеет поведение взрослых, окружающих ребёнка. Дополнительная речевая и эмоциональная нагрузка, фиксация на итерациях могут провоцировать заикание.[8].

      К производящим причинам относятся психические  травмы, которые могут быть хроническими и острыми.

     1. Хроническая психическая травма — длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешённых, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряжённым психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребёнка в  дошкольном учреждении.

Информация о работе Заикание