Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:19, контрольная работа
Основное средство общения между людьми – это человеческая речь. Нет причины, чтобы объяснять насколько велико для каждого человека умение общаться. При помощи речи человек налаживает отношения с окружающими людьми, он может высказать свое мнение, свои чувства, мысли и, конечно же, он передаёт какую-то информацию. Люди настолько привыкли к речевому общению, что считают, что владеть речью – это норма жизни. Но стоит задуматься, а все ли окружающие нас люди так беспечно относятся к своей речи? Не возникает ли у них проблем при налаживании контактов с окружающими?
Введение…………………………………………………………..2.
Невротические и неврозоподобные состояния.
Клинические разработки механизмов заикания……………3 – 7.
Невротические и неврозоподобные формы заикания.……………………………………………………….8 – 13.
Факторы, способствующие возникновению заикания………………………………………………………..14 – 17.
Заключение………………………………………………………..18.
Список литературы……………………………………………….19.
План.
Введение……………………………………………
Клинические разработки механизмов заикания……………3 – 7.
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Основное
средство общения между людьми –
это человеческая речь. Нет причины,
чтобы объяснять насколько
Речевых нарушений довольно много, большинство из них поддается коррекции, если был вовремя поставлен диагноз, и планомерно проводилась работа по исправлению речевого нарушения.
Однако,
следует отметить, что не все речевые
нарушения можно исправить. Одним
из распространенных речевых нарушений
является заикание, оно характеризуется
сложным симптомокомплексом и в
ряде случаев невысокой
На современном этапе исследователи рассматривают заикание с разных позиций: клинических, физиологических, психологических, лингвистических. В данной работе будет рассмотрен клинический аспект в изучении заикания, будет уделено внимание механизмам возникновения заикания, невротической и неврозоподобной формам заикания, раскрыты факторы, способствующие возникновению заикания.
Клинические
разработки механизмов заикания.
Проблема заикания возникла уже давно. Но спор о причинах и методах коррекции среди специалистов до сих пор не решен. Существует много мнений ученых по проблеме заикания. Нет четкого определения термина « заикание».
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [2].
Всемирная Организация Здоровья рассматривает заикание как нарушение ритма речи, при котором индивид знает точно, что он хочет сказать, но в то же время не способен сказать, из-за непроизвольных повторов, задержек или остановок при произнесении звуков [4]. Большинство определений заикания ничего не говорят о сущности речевого дефекта, ограничиваясь лишь описанием внешних его проявлений.
Заикание чаще всего возникает в периоде интенсивного формирования речевой функции, в возрасте от 2 до 6 лет. В этот период к ещё не полностью сформированному речевому аппарату предъявляются повышенные требования. М.Ф.Фомичева считает, чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: употребление перед отдельными словами лишних звуков (а,и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи [7]. Большинство детей легко справляются с этой проблемой, а у некоторых возникают серьезные речевые нарушения, такие как заикание. Для того чтобы разобраться почему у ребенка произошел сбой в организации речевой деятельности, необходимо знать сущность этого заболевания.
Клиническая картина, которая наблюдается при заикании, была выделена на основе наблюдений и в процессе экспериментальных исследований.
Исследования
выделяют две клинические формы
заикания – невротическую и
Различают острую и хроническую психические травмы. Под острой психической травмой понимают внезапный однократный психический шок, вызывающий сильную эмоциональную реакцию. Это может быть испуг, чувство страха. Причины такой травмы многообразны: резкая смена привычной обстановки, сюжет из кинофильма и т.д. Под хронической психической травмой понимают длительные отрицательные эмоции, появляющиеся вследствие неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций. Такие состояния у детей могут развиваться в семье с напряженным психологическим климатом.
Неврозоподобные
состояния по своей симптоматике
напоминают неврозы. Они возникают
вследствие органических, сосудистых
и других поражениях центральной
нервной системы. По мнению авторов
учебника «Логопедия»: «…по своей природе
эти состояния – органо-
Различное понимание сущности заикания обусловлено уровнем развития науки и особенностями тех позиций, с которых исследователи подходили и подходят к изучению этого речевого нарушения.
Ученые
объясняли патологию по-
С конца XIX в. все определеннее становится мнение, что заикание – это сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства лежат нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер (А.Гуцман, А.Куссмауль, И.А.Сикорский).
В начале и середине XX века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом часть исследователей рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А.Флоренская, Ю.А.Поворинский), другие – как особую его форму (В.А.Гиляровский, М.Е.Хватцев, И.П.Тяпугин, Н.И.Жинкин). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Появление неврозов может быть вызвано перенапряжением процессов торможения и возбуждения и образованием патологического условного рефлекса.
Н.И.Жинкин
в своих работах отмечал, что
все органы, в том числе и
речевые, регулируются корой и вегетативной
нервной системой. Он полагал, что
блуждающий нерв выходит из повиновения
коры головного мозга и у
Анализом возможных нарушений глубинных структур мозга при заикании занимался М.Зееман. По его мнению, у невропатически предрасположенных отмечаются постоянные симптомы заикания, при этом формируется замкнутый круг психических и вегетативных патологических изменений. Страх перед речью негативно воздействует на процессы в субкортикальных областях и вегетативных центрах, которые обратным действием ухудшают нарушения корковых процессов.
Н.П.Тяпугин,
характеризуя особенности высшей нервной
деятельности ребенка, отмечает, что
нервный срыв может провоцироваться
острыми или длительными
К.И.Поварнин, рассматривая заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделил две фазы. Первая – собственно возникновение заикания, когда под влиянием сверхсильного раздражителя наступают функциональные расстройства моторной функции коры. Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов.
М.Е.Хватцев
определял заикание как своеобразный
невроз, спорадически в процессе речи
проявляющийся в судорогах
В.И.Селиверстов выделяет следующее: «…заикание – это речевое недоразвитие разного генезиса, либо невроз или неврозободобное состояние» [6,26].
И.А.Поварова
обобщила научные разработки о невротических
и неврозоподобных состояниях, полученные
исследователями в области
До
настоящего времени среди исследователей
и клиницистов не существует единой
точки зрения на роль органической
патологии центральной нервной
системы в возникновении и
развитии заикания.
В 70-е годы XX века в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств и наметилась тенденция к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную формы, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами возникновения. Тем самым была создана научная основа для разработки клинической типологии заикания.
Рассмотрим каждую форму заикания отдельно и выявим их сходства и различия.
Невротическая
форма заикания возникает у детей
в возрасте 2 – 6 лет, ей может предшествовать
испуг или хроническая
Информация о работе Невротические и неврозоподобные состояния при заикании