Невротические и неврозоподобные состояния при заикании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

Основное средство общения между людьми – это человеческая речь. Нет причины, чтобы объяснять насколько велико для каждого человека умение общаться. При помощи речи человек налаживает отношения с окружающими людьми, он может высказать свое мнение, свои чувства, мысли и, конечно же, он передаёт какую-то информацию. Люди настолько привыкли к речевому общению, что считают, что владеть речью – это норма жизни. Но стоит задуматься, а все ли окружающие нас люди так беспечно относятся к своей речи? Не возникает ли у них проблем при налаживании контактов с окружающими?

Оглавление

Введение…………………………………………………………..2.
Невротические и неврозоподобные состояния.
Клинические разработки механизмов заикания……………3 – 7.
Невротические и неврозоподобные формы заикания.……………………………………………………….8 – 13.
Факторы, способствующие возникновению заикания………………………………………………………..14 – 17.
Заключение………………………………………………………..18.
Список литературы……………………………………………….19.

Файлы: 1 файл

заикание.docx

— 39.78 Кб (Скачать)

                                             План.

     Введение…………………………………………………………..2.

  1. Невротические и неврозоподобные состояния.

    Клинические разработки механизмов заикания……………3 – 7.

  1. Невротические и неврозоподобные формы заикания.……………………………………………………….8 – 13.
  2. Факторы, способствующие возникновению заикания………………………………………………………..14 – 17.

          Заключение………………………………………………………..18.

          Список литературы……………………………………………….19. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Введение.

     Основное  средство общения между людьми –  это человеческая речь. Нет причины, чтобы объяснять насколько велико для каждого человека умение общаться. При помощи речи человек налаживает отношения с окружающими людьми, он может высказать свое мнение, свои чувства, мысли и, конечно же, он передаёт какую-то информацию. Люди настолько привыкли к речевому общению, что считают, что владеть речью  – это норма жизни. Но стоит  задуматься, а все ли окружающие нас люди так беспечно относятся  к своей речи? Не возникает ли у них проблем при налаживании  контактов с окружающими? И что это за проблемы? Многие люди, страдающие речевыми нарушениями, не всегда могут выбрать профессию по душе, у кого-то возникают трудности в личной жизни, контакты с окружающими они сводят к минимуму, стесняясь своего речевого дефекта.

     Речевых нарушений довольно много, большинство  из них поддается коррекции, если был вовремя поставлен диагноз, и планомерно проводилась работа по исправлению речевого нарушения.

     Однако, следует отметить, что не все речевые  нарушения можно исправить. Одним  из распространенных речевых нарушений  является заикание, оно характеризуется  сложным симптомокомплексом и в  ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Сама проблема заикания считается  одной из древних в истории  развития учения о расстройствах  речи. Специалисты высказывали различные  точки зрения по вопросу сущности этого речевого нарушения, по разному  решали вопросы об устранении заикания, искали методы и приемы лечения этого  заболевания.

     На  современном этапе исследователи рассматривают заикание с разных позиций: клинических, физиологических, психологических, лингвистических. В данной работе будет рассмотрен клинический аспект в изучении заикания, будет уделено внимание механизмам возникновения заикания, невротической и неврозоподобной формам заикания, раскрыты факторы, способствующие возникновению заикания.

  1. Невротические и неврозоподобные состояния.

    Клинические разработки механизмов заикания. 

Проблема  заикания возникла уже давно. Но спор о причинах и методах коррекции  среди специалистов до сих пор  не решен. Существует много мнений ученых  по проблеме заикания. Нет четкого определения термина « заикание».

     В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное  судорожным состоянием мышц речевого аппарата [2].

     Всемирная Организация Здоровья рассматривает  заикание как нарушение ритма  речи, при котором индивид знает  точно, что он хочет сказать, но в  то же время не способен сказать, из-за непроизвольных повторов, задержек или  остановок при произнесении звуков [4]. Большинство определений заикания ничего не говорят о сущности речевого дефекта, ограничиваясь лишь описанием внешних его проявлений.

     Заикание  чаще всего возникает в периоде  интенсивного формирования речевой  функции, в возрасте от 2 до 6 лет. В  этот период к ещё не полностью  сформированному речевому аппарату предъявляются повышенные требования. М.Ф.Фомичева считает, чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: употребление перед отдельными словами лишних звуков (а,и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи [7]. Большинство детей легко справляются с этой проблемой, а у некоторых возникают серьезные речевые нарушения, такие как заикание. Для того чтобы разобраться почему у ребенка произошел сбой в организации речевой деятельности, необходимо знать сущность этого заболевания.

     Клиническая картина, которая наблюдается при  заикании, была выделена на основе наблюдений и в процессе экспериментальных исследований.

     Исследования  выделяют две клинические формы  заикания – невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными  патогенетическими механизмами. Этим формам предшествуют невротические  и неврозоподобные состояния. По мнению Беляковой Л.И. и Дьяковой Е.А., под неврозами в клинике пограничных психических расстройств понимают: «психогенно-реактивные функциональные заболевания, возникающие под влиянием стрессовых факторов различной силы и длительности» [1,53].

     Различают острую и хроническую психические  травмы. Под острой психической травмой  понимают внезапный однократный  психический шок, вызывающий сильную  эмоциональную реакцию. Это может  быть испуг, чувство страха. Причины такой травмы многообразны: резкая смена привычной обстановки, сюжет из кинофильма и т.д. Под хронической психической травмой понимают длительные отрицательные эмоции, появляющиеся вследствие неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций. Такие состояния у детей могут развиваться в семье с напряженным психологическим климатом.

     Неврозоподобные состояния по своей симптоматике напоминают неврозы. Они возникают  вследствие органических, сосудистых и других поражениях центральной  нервной системы. По мнению авторов  учебника «Логопедия»: «…по своей природе  эти состояния – органо-функциональные: наличие органического поражения  мозга сочетается с рядом расстройств  функционального характера» [2,289]. К неврозоподобным состояниям относят обратимость симптоматики, наличие невротических наслоений, нестабильность патологических проявлений, возможность развития речевой функции и пр.

     Различное понимание сущности заикания обусловлено  уровнем развития науки и особенностями  тех позиций, с которых исследователи  подходили и подходят к изучению этого речевого нарушения.

     Ученые  объясняли патологию по-разному. В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности  в головном мозге (Гиппократ) или  неправильном соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Позднее заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Было мнение, что заикание связано с нарушением функционирования речевых органов (Арнот, Шультесс, Беккерель и др.).

     С конца XIX в. все определеннее становится мнение, что заикание – это сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства лежат нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер (А.Гуцман, А.Куссмауль, И.А.Сикорский).

     В начале и середине XX века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом часть исследователей рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А.Флоренская, Ю.А.Поворинский), другие – как особую его форму (В.А.Гиляровский, М.Е.Хватцев, И.П.Тяпугин, Н.И.Жинкин). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Появление неврозов может быть вызвано перенапряжением процессов торможения и возбуждения и образованием патологического условного рефлекса.

     Н.И.Жинкин в своих работах отмечал, что  все органы, в том числе и  речевые, регулируются корой и вегетативной нервной системой. Он полагал, что  блуждающий нерв выходит из повиновения  коры головного мозга и у заикающихся  нарушается произвольно неуправляемая  система [6].

     Анализом  возможных нарушений глубинных  структур мозга при заикании занимался М.Зееман. По его мнению, у невропатически предрасположенных отмечаются постоянные симптомы заикания, при этом формируется замкнутый круг психических и вегетативных патологических изменений. Страх перед речью негативно воздействует на процессы в субкортикальных областях и вегетативных центрах, которые обратным действием ухудшают нарушения корковых процессов.

     Н.П.Тяпугин, характеризуя особенности высшей нервной  деятельности ребенка, отмечает, что  нервный срыв может провоцироваться  острыми или длительными травмами психического или соматического  характера и проявляется в  нарушении координации речевых  движений с явлениями аритмии  и судорожности.

     К.И.Поварнин, рассматривая заикание с позиций  патофизиологии и медицины, выделил  две фазы. Первая – собственно возникновение  заикания, когда под влиянием сверхсильного  раздражителя наступают функциональные расстройства моторной функции коры. Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов.

     М.Е.Хватцев  определял заикание как своеобразный невроз, спорадически в процессе речи проявляющийся в судорогах звукопроизводящих  механизмов, с одновременными болезненными изменениями в психической сфере: эмоциональной и волевой. По мнению М.И.Буяновой: «Заикание – симптом  разных в клиническом отношении  заболеваний, проявляющихся в судорожном нарушении плавности речи[5].

     В.И.Селиверстов  выделяет следующее: «…заикание – это речевое недоразвитие разного генезиса, либо невроз или неврозободобное состояние» [6,26].

     И.А.Поварова обобщила научные разработки о невротических  и неврозоподобных состояниях, полученные исследователями в области механизмов заикания и пришла к следующим выводам:

    • В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое нарушение, которое является результатом «сшибки» нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (дыхания, голоса, артикуляции).
    • В других случаях – как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшее вследствие речевых затруднений разного генеза.
    • В-третьих – как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгормоничного развития личности.
    • Во многих случаях патофизиологический механизм заикания объясняется органическими изменениями центральной нервной системы [5].

     До  настоящего времени среди исследователей и клиницистов не существует единой точки зрения на роль органической патологии центральной нервной  системы в возникновении и  развитии заикания. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.  Невротические и неврозоподобные формы заикания.
 

     В 70-е годы XX века в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств и наметилась тенденция к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную формы, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами возникновения. Тем самым была создана научная основа для разработки клинической типологии заикания.

     Рассмотрим  каждую форму заикания отдельно и  выявим их сходства и различия.

     Невротическая форма заикания возникает у детей  в возрасте 2 – 6 лет, ей может предшествовать испуг или хроническая психическая  травматизация. Эта форма появляется чаще всего при воздействии патогенных эмоциогенных воздействий внешней среды. При невротической форме заикание первенствующее значение имеет гиперактивация эмоциогенных структур мозга. История болезни показывает, что патологии во время беременности и родов не наблюдалось, психофизическое развитие происходит в соответствии с возрастной нормой, моторные навыки сформированы своевременно. Однако речевое развитие имеет определенные особенности: первые слова появляются до 1 года, фразовая речь формируется к 16 – 18 месяцам. В короткий промежуток времени (2 – 3 месяца) дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас пополняется быстро. Речь этих детей быстро становится грамматически правильной. Темп речи у большинства детей ускорен, они как бы «захлебываются» речью, недоговаривают окончания слов и предложений. По мнению Л.И.Беляковой, артикуляторные механизмы устной речи остаются у таких детей функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то же время как лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму [1]. Необходимо отметить и некоторые психологические особенности таких детей: повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, колебания настроения, часто бывают раздражительны, плаксивы, нетерпеливы. У них наблюдаются страхи, фобии. У детей этой группы не обнаруживается стойкого интереса к творческой игровой деятельности, у многих отмечается снижение игровой деятельности.

Информация о работе Невротические и неврозоподобные состояния при заикании