Невротические и неврозоподобные состояния при заикании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

Основное средство общения между людьми – это человеческая речь. Нет причины, чтобы объяснять насколько велико для каждого человека умение общаться. При помощи речи человек налаживает отношения с окружающими людьми, он может высказать свое мнение, свои чувства, мысли и, конечно же, он передаёт какую-то информацию. Люди настолько привыкли к речевому общению, что считают, что владеть речью – это норма жизни. Но стоит задуматься, а все ли окружающие нас люди так беспечно относятся к своей речи? Не возникает ли у них проблем при налаживании контактов с окружающими?

Оглавление

Введение…………………………………………………………..2.
Невротические и неврозоподобные состояния.
Клинические разработки механизмов заикания……………3 – 7.
Невротические и неврозоподобные формы заикания.……………………………………………………….8 – 13.
Факторы, способствующие возникновению заикания………………………………………………………..14 – 17.
Заключение………………………………………………………..18.
Список литературы……………………………………………….19.

Файлы: 1 файл

заикание.docx

— 39.78 Кб (Скачать)

     С.В.Леонова  отмечает, что моторные функции у  заикающихся детей с такой  формой часто нарушены. У детей  наблюдается первичное нарушение  координации и одновременности  движений, вялая либо напряженная  мимика, синкенезии, гиперкинезы [3].

     Заикание  возникает остро на фоне развитой фразовой речи после пережитой психической  травмы.

     Невротическая форма заикания может возникнуть и у детей при введении в  активную речь второго языка в  возрасте 1,5 – 2,5 лет.

     Динамика  речевого нарушения при невротической  форме заикания характеризуется  рецидивирующим течением, временами  речь становится совершенно плавной, судорожные запинки полностью отсутствуют, но при малейшем эмоциональном напряжении, соматическом заболевании или утомлении  заикание появляется вновь.

     Невротическая форма заикания может иметь благоприятное  и неблагоприятное течение. Если в семье и в окружающей обстановке создаются все условия для  устранения заикания, то наступает  достаточно быстрое улучшение. Но бывает и так, что заикание приобретает  хроническое течение, и тогда  речевое нарушение становится все  более тяжелым. Это происходит в  тех случаях, когда в семьях, не создаются условия для исправления  дефекта речи.

     У многих детей с невротической  формой заикания, несмотря на благоприятное  его течение и глубокую ремиссию, в 7 лет наблюдается рецидив заикания при поступлении в школу. Это связано с увеличением эмоциональной и физической нагрузкой, а также в результате повышения психической и речевой напряженности.

     В подростковом возрасте рецидив может  возникнуть личностная реакция на речевое  нарушение. У подростков появляется стойкая логофобия – боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием  речевых неудач. Они начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты. Но возможны случаи, когда подростки с такой формой заикания, наоборот, становятся более агрессивны, навязчивы в общении.

     У взрослых с невротической формой заикания также возникают проблемы в общении, они испытывают ситуационный страх перед речью, зачастую находятся в подавленном настроении. Комплексное медико-педагогическое воздействие на таких лиц незначительное.

     Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова выделяют следующие  характерные особенности невротической  формы заикания:

    • Тенденция к раннему речевому развитию до появления заикания.
    • Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.
    • Характерологические свойства (впечатлительность, тревожность и т.п.)
    • Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация).
    • Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет.
    • Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающихся и условий речевого общения.
    • Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения) [1].

     Неврозоподобная форма заикания возникает в возрасте 3 – 4 лет, постепенно, без видимой  причины и родителями обнаруживается не сразу. При беседе с родителями выясняется , что у матери во время  беременности были тяжелые токсикозы, угрозы выкидыша, асфиксия при родах. Такие дети в раннем возрасте беспокойны, крикливы, физическое развитие зачастую идет с задержкой, у них наблюдается плохая координация движений, моторная неловкость. Для данных детей характерна двигательная расторможенность, недостаточность активного внимания, снижение памяти.

     При неврозоподобной форме заикания речевое развитие замедленно. Первые слова появляются к полутора –  двум годам, элементы фразовой речи –  к 2,5 – 3 годам. Развернутые фразы  – после 3,5 лет. Их речь характеризуется  нарушением звукопроизношения, медленным  накоплением словаря, поздним и  неполным освоением грамматического  строя речи. У них отмечаются элементы, либо полная картина недоразвития речи.

     В процессе специальных исследований у детей обнаруживаются признаки органического поражения головного мозга, которые сочетаясь с особенностями моторики свидетельствуют о наличии патологической активности подкорковых моторных (стриопаллидарных) структур мозга и ослаблении регулирующих влияний со стороны его высших (корковых) отделов).

     Неврозоподобная форма заикания протекает как бы волнообразно, то несколько смягчаясь, то утяжеляясь, но периодов, когда речевые запинки отсутствуют нет. Для данной формы заикания типичны относительная монотонность и стабильность проявления речевого дефекта. Судорожные запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении, в период соматических заболеваний.

     Психическое развитие детей с неврозоподобной  формой заикания происходит в пределах нормы.

     Подростки и взрослые с данной формой заикания пассивно относятся к своему речевому дефекту, однако испытывают личностные переживания по поводу речевого нарушения. Заикающиеся этой группы с трудом адаптируются к внешним условиям, что связано с аффективной  неустойчивостью, склонностью к  дисфориям, ригидности мышления, нарушениям памяти, внимания.

     Речевое поведение в разных условиях общения  при неврозоподобной форме заикания характеризуется тем, что речевые  запинки проявляются в любой  обстановке как наедине с самим  собой, так и в обществе.

     Логопедическая  помощь при неврозоподобной форме  заикания должна быть оказана своевременно и достаточно длительный промежуток времени, если заикающийся сам не проявляет должного терпения и старания, то появляется склонность к прогредиентному  течению. Для этих случаев характерно постепенное утяжеление заикания. Такие  дети чаще всего получают образование  в специализированных школах для  детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

     Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова дав характеристику заикающимся с неврозоподобной  формой, выделяют следующее:

    • До появления заикания отмечается тенденция к некоторой задержке речевого развития, нарушение звукопроизношения.
    • Отмечается патология моторных функций разной степени выраженности.
    • Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3 – 4 лет.
    • Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.
    • Начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией.
    • Отсутствуют периоды плавной речи, качество речи мало зависит от речевой ситуации.
    • Привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь; физическое или психическое утомление ухудшают качество речи [1].

     Таким образом, рассмотрев характеристики невротического и неврозоподобного заикания, можно  сделать следующие выводы. Основное отличие невротического заикания от неврозоподобного сводится к тому, что при невротической форме в анамнезе заикающихся отмечается раннее и бурное развитие речи при хорошем развитии общей моторики. У детей этой группы наблюдается тесная связь с психотравматизацией и зависимость степени речевых расстройств от тяжести невротических проявлений. Эти дети легко поддаются коррекции при своевременно оказанной помощи.

     При неврозоподобном заикании выявляется некоторое запаздывание в развитии речи, протекающее на фоне недостаточности  моторных функций организма. Заикание возникает постепенно и носит  тяжелый характер. Для данной формы  характерны монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта. Комплексная  терапия приводит к редукции психоорганических  и неврозоподобных симптомов, расстройство же речи требует длительной коррекции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Факторы, способствующие возникновению заикания.
 

     По  мнению исследователей причины возникновения  заикания носят комплексный характер. Нельзя утверждать, что это могут  быть лишь биологические или психологические  факторы. Проводя исследования и  наблюдения за заикающимися, ученые пришли к выводу, что в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В.А.Гиляровский, М.Е.Хватцев, Н.А.Власова, Н.И.Красногорский, Н.П.Тяпугин) [2].

     На  данном этапе выделяют следующие  группы причин: предрасполагающие и  производящие. Одни из них способствуют развитию заикания, другие непосредственно  вызывают его.

     К предрасполагающим причинам относят:

    • Определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет). Наиболее часто заикание возникает в период формирования развернутой фразовой речи. Так как в этот возрастной период наиболее интенсивно идет становление речи, то данная функциональная система является наиболее ранимой при воздействии вредоносных факторов.
    • Состояние центральной нервной системы. К этой причине относятся поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные – инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
    • Ускоренное развитие речи (3 - 4 года). Л.С.Волкова утверждает, что коммуникативная, познавательная и регулирующая функции речи быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми; у многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов, имеющее физиологический характер [2].
    • Функциональная ассиметрия мозга. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова отмечают, что существует тесная связь заикания с левшеством. Число заикающихся среди леворуких детей выше чем среди праворуких. Это может быть связано с процессом переучивания леворукости на праворукость. Нервная система ребенка сформирована недостаточно, она является наиболее ранимой, поэтому на этой почве и возникает заикание[1]. При переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи.
    • Наследственная отягченность. Данный фактор обусловлен генетической передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности – повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т.е. передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые подвержены воздействию факторов риска. Отягощенная наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений [4].  Если среди близких родственников есть один заикающийся, то процент развития заикания возрастает. Однако необходимо отметить тот факт, что генетическая наследственность проявляется только при наличии какого-либо ещё одного вредоносного воздействия.
    • Половой деморфизм. У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек.

     К производящим причинам относят те причины, которые уже непосредственно  вызывают заикание, как бы «производят» его эти причины играют роль непосредственного  толчка. К таким причинам относят  психические и социально-бытовые факторы, способствующие возникновению заикания.

     Психические травмы могут быть острыми и хроническими. Хроническая психическая травма – длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций.

     Острая  травма – сильный, внезапный, в основном однократный шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще всего  это реакция испуга или страха.

     Исследователи выделяют следующие группы острых психических  травм:

    • Психотравма нанесена домашними или дикими животными.
    • Психотравмы получены в результате пожаров, обстрелов, транспортных катастроф; сильных звуковых раздражителей, пугающих явлений природы.
    • Психотравмы нанесены детям в результате различных зрелищных мероприятий (театр, цирк, кино, зоопарк).
    • Психотравма нанесена людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
    • Психотравма связана с физической травмой.
    • Заикание развилось в результате ятрогении (негативная реакция на врачей и лечебное учреждение).
    • Заикание возникло в результате дидактогении (ошибки, допущенные педагогами детских учреждений).
    • Заикание возникло в результате неожиданной смерти близких людей на глазах ребенка[3].

     К социальным факторам, влияющим на возникновение  заикание можно отнести неправильное отношение родителей к детям: чрезмерная строгость, суровость, неумение сдерживать свои негативные эмоции на поступки детей. При появлении заикания стоит обратить внимание на подражание заикающимся. Различают две формы такой психической индукции: пассивная – ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная – он копирует речь заикающегося. К такому подражанию чаще всего бывают склонны нервные и впечатлительные дети

     Заикание  может возникнуть в семье, где  ребенка в раннем дошкольном возрасте обучают двум языкам, речь ребенка  ещё полностью не сформирована, а  речевые нагрузки в связи с  овладением второго языка увеличиваются.

Информация о работе Невротические и неврозоподобные состояния при заикании