Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:19, контрольная работа
Основное средство общения между людьми – это человеческая речь. Нет причины, чтобы объяснять насколько велико для каждого человека умение общаться. При помощи речи человек налаживает отношения с окружающими людьми, он может высказать свое мнение, свои чувства, мысли и, конечно же, он передаёт какую-то информацию. Люди настолько привыкли к речевому общению, что считают, что владеть речью – это норма жизни. Но стоит задуматься, а все ли окружающие нас люди так беспечно относятся к своей речи? Не возникает ли у них проблем при налаживании контактов с окружающими?
Введение…………………………………………………………..2.
Невротические и неврозоподобные состояния.
Клинические разработки механизмов заикания……………3 – 7.
Невротические и неврозоподобные формы заикания.……………………………………………………….8 – 13.
Факторы, способствующие возникновению заикания………………………………………………………..14 – 17.
Заключение………………………………………………………..18.
Список литературы……………………………………………….19.
С.В.Леонова
отмечает, что моторные функции у
заикающихся детей с такой
формой часто нарушены. У детей
наблюдается первичное
Заикание возникает остро на фоне развитой фразовой речи после пережитой психической травмы.
Невротическая форма заикания может возникнуть и у детей при введении в активную речь второго языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет.
Динамика речевого нарушения при невротической форме заикания характеризуется рецидивирующим течением, временами речь становится совершенно плавной, судорожные запинки полностью отсутствуют, но при малейшем эмоциональном напряжении, соматическом заболевании или утомлении заикание появляется вновь.
Невротическая
форма заикания может иметь благоприятное
и неблагоприятное течение. Если
в семье и в окружающей обстановке
создаются все условия для
устранения заикания, то наступает
достаточно быстрое улучшение. Но бывает
и так, что заикание приобретает
хроническое течение, и тогда
речевое нарушение становится все
более тяжелым. Это происходит в
тех случаях, когда в семьях, не
создаются условия для
У
многих детей с невротической
формой заикания, несмотря на благоприятное
его течение и глубокую ремиссию,
в 7 лет наблюдается рецидив
В подростковом возрасте рецидив может возникнуть личностная реакция на речевое нарушение. У подростков появляется стойкая логофобия – боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. Они начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты. Но возможны случаи, когда подростки с такой формой заикания, наоборот, становятся более агрессивны, навязчивы в общении.
У взрослых с невротической формой заикания также возникают проблемы в общении, они испытывают ситуационный страх перед речью, зачастую находятся в подавленном настроении. Комплексное медико-педагогическое воздействие на таких лиц незначительное.
Л.И.Белякова
и Е.А.Дьякова выделяют следующие
характерные особенности
Неврозоподобная форма заикания возникает в возрасте 3 – 4 лет, постепенно, без видимой причины и родителями обнаруживается не сразу. При беседе с родителями выясняется , что у матери во время беременности были тяжелые токсикозы, угрозы выкидыша, асфиксия при родах. Такие дети в раннем возрасте беспокойны, крикливы, физическое развитие зачастую идет с задержкой, у них наблюдается плохая координация движений, моторная неловкость. Для данных детей характерна двигательная расторможенность, недостаточность активного внимания, снижение памяти.
При неврозоподобной форме заикания речевое развитие замедленно. Первые слова появляются к полутора – двум годам, элементы фразовой речи – к 2,5 – 3 годам. Развернутые фразы – после 3,5 лет. Их речь характеризуется нарушением звукопроизношения, медленным накоплением словаря, поздним и неполным освоением грамматического строя речи. У них отмечаются элементы, либо полная картина недоразвития речи.
В процессе специальных исследований у детей обнаруживаются признаки органического поражения головного мозга, которые сочетаясь с особенностями моторики свидетельствуют о наличии патологической активности подкорковых моторных (стриопаллидарных) структур мозга и ослаблении регулирующих влияний со стороны его высших (корковых) отделов).
Неврозоподобная форма заикания протекает как бы волнообразно, то несколько смягчаясь, то утяжеляясь, но периодов, когда речевые запинки отсутствуют нет. Для данной формы заикания типичны относительная монотонность и стабильность проявления речевого дефекта. Судорожные запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении, в период соматических заболеваний.
Психическое развитие детей с неврозоподобной формой заикания происходит в пределах нормы.
Подростки и взрослые с данной формой заикания пассивно относятся к своему речевому дефекту, однако испытывают личностные переживания по поводу речевого нарушения. Заикающиеся этой группы с трудом адаптируются к внешним условиям, что связано с аффективной неустойчивостью, склонностью к дисфориям, ригидности мышления, нарушениям памяти, внимания.
Речевое
поведение в разных условиях общения
при неврозоподобной форме
Логопедическая помощь при неврозоподобной форме заикания должна быть оказана своевременно и достаточно длительный промежуток времени, если заикающийся сам не проявляет должного терпения и старания, то появляется склонность к прогредиентному течению. Для этих случаев характерно постепенное утяжеление заикания. Такие дети чаще всего получают образование в специализированных школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Л.И.Белякова
и Е.А.Дьякова дав
Таким образом, рассмотрев характеристики невротического и неврозоподобного заикания, можно сделать следующие выводы. Основное отличие невротического заикания от неврозоподобного сводится к тому, что при невротической форме в анамнезе заикающихся отмечается раннее и бурное развитие речи при хорошем развитии общей моторики. У детей этой группы наблюдается тесная связь с психотравматизацией и зависимость степени речевых расстройств от тяжести невротических проявлений. Эти дети легко поддаются коррекции при своевременно оказанной помощи.
При
неврозоподобном заикании выявляется
некоторое запаздывание в развитии
речи, протекающее на фоне недостаточности
моторных функций организма. Заикание
возникает постепенно и носит
тяжелый характер. Для данной формы
характерны монотонность и стабильность
проявлений речевого дефекта. Комплексная
терапия приводит к редукции психоорганических
и неврозоподобных симптомов, расстройство
же речи требует длительной коррекции.
По
мнению исследователей причины возникновения
заикания носят комплексный характер.
Нельзя утверждать, что это могут
быть лишь биологические или
На данном этапе выделяют следующие группы причин: предрасполагающие и производящие. Одни из них способствуют развитию заикания, другие непосредственно вызывают его.
К предрасполагающим причинам относят:
К производящим причинам относят те причины, которые уже непосредственно вызывают заикание, как бы «производят» его эти причины играют роль непосредственного толчка. К таким причинам относят психические и социально-бытовые факторы, способствующие возникновению заикания.
Психические травмы могут быть острыми и хроническими. Хроническая психическая травма – длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций.
Острая травма – сильный, внезапный, в основном однократный шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще всего это реакция испуга или страха.
Исследователи выделяют следующие группы острых психических травм:
К социальным факторам, влияющим на возникновение заикание можно отнести неправильное отношение родителей к детям: чрезмерная строгость, суровость, неумение сдерживать свои негативные эмоции на поступки детей. При появлении заикания стоит обратить внимание на подражание заикающимся. Различают две формы такой психической индукции: пассивная – ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная – он копирует речь заикающегося. К такому подражанию чаще всего бывают склонны нервные и впечатлительные дети
Заикание может возникнуть в семье, где ребенка в раннем дошкольном возрасте обучают двум языкам, речь ребенка ещё полностью не сформирована, а речевые нагрузки в связи с овладением второго языка увеличиваются.
Информация о работе Невротические и неврозоподобные состояния при заикании