Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2011 в 18:29, курсовая работа
Целью своей работы я считаю исследование уровня креативности и уровня невротизации и психопатизации, а так же взаимосвязь между этими характеристиками у студентов первого курса в возрасте от 17 до 19 лет. Для осуществления этой цели необходимо решить ряд задач:
изучить природу творческих способностей;
изучить природу таких невротических состояний как невротизация и психопатизация;
провести исследование и выяснить существует ли связь между этими характеристиками;
выяснить чем такая связь может быть обусловлена.
Введение
Талант,
креативность – это не только большой
дар, но и большое наказание.
В.Н. Дружинин |
В биографиях различных писателей, музыкантов, художников, ученых и композиторов, которые являются, несомненно, людьми творческими, часто фигурируют факты, свидетельствующие о том, что они были не совсем нормальными с точки зрения общепринятых норм. Джиоия, например, в припадке творчества написал целую главу на доске письменного стола вместо бумаги. Ван Гог написал автопортрет, перед этим отрезав себе ухо. Эйнштейна и Сальвадора Дали считали сумасшедшими или в лучшем случае странными. Подобных случаев очень много в истории.
В современном обществе данная тенденция также имеет место. Большинство людей, узнав факты биографии или познакомившись с творчеством таких личностей, начинают активно крутить у виска. Мне стало интересно, с чем это может быть связано. Возможно такие творческие, креативные личности в силу своей созидательной деятельности должны выходить за рамки, установленные обществом. А может быть они действительно не вполне нормальные. В этом случае, возможно, они больше других склонны к различного рода психическим отклонениям и расстройствам. Другими словами они имеют более высокие уровень невротизации и психопатизации, чем люди с относительно низким уровнем креативности. Понятия невротизации и психопатизации включают в себя такие проявления невротических состояний как быстрая утомляемость, нарушение сна, ипохондрическая фиксация на неприятных соматических ощущениях, снижение настроения, повышение раздражительности, возбудимость, наличие страхов, тревоги, равнодушие к принципам долга и морали, повышенный нонконформизм и другие.
В своей курсовой работе я решил исследовать взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации и психопатизации. На мой взгляд тема довольно актуальная, так как негативное отношение к творческим людям может повлечь за собой снижение интереса к искусству, а также непонимание и критику со стороны общества, что в свою очередь может заставить креативных людей отказаться от творчества. Это может привести к снижению уровня культуры в целом. Это также может быть полезно, например, психологам-консультантам при работе с такими людьми.
Объектом исследования, таким образом, является креативность, невротизация и психопатизация. А предметом – взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации и психопатизации.
Предполагаю, что уровень невротизации и психопатизации напрямую зависит от уровня креативности, такова моя гипотеза.
Целью своей работы я считаю исследование уровня креативности и уровня невротизации и психопатизации, а так же взаимосвязь между этими характеристиками у студентов первого курса в возрасте от 17 до 19 лет. Для осуществления этой цели необходимо решить ряд задач:
Для исследования я собираюсь использовать опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) и краткий вариант теста Торренса (адаптированный субтест «Завершение картинок»).
Тему
я выбрал не только потому, что мне это
интересно, но и потому, что данная проблема
почти не изучена. Изучая литературу и
периодические издания, я нашёл всего
несколько статей на эту тему. Авторы этих
статей ссылаются на работу итальянского
невропатолога XIX века Чезаре Ломброзо
«Гениальность и помешательство». Это
единственная книга, в которой автор попытался
найти взаимосвязь между высокими творческими
способностями и психическими отклонениями
и расстройствами.
1.1 Понятие творчества и творческих способностей
Хотя природа творческих способностей «интересовала мыслителей, людей науки и искусства со времен Аристотеля» (Н.В. Рождественская) [1], в современной психологии эта проблема изучается примерно с середины XIX века. На роль отца-основателя психологии способностей, в том числе и творческих, вправе претендовать Френсис Гальтон. «Именно он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день…» (В.Н. Дружинин). [2]
Так что же такое творчество? В Большом психологическом словаре (составители: Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко) дается следующее определение творчества:
«Творчество (англ. creativity). В узком смысле, творчество — человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. В более широком (и весьма распространенном в психологии) смысле, творчество (или творческая деятельность) — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). Существует также точка зрения, что творчество — это не только феномен человеческой деятельности, но и, например, поведения животных, и даже атрибут материи (Пономарев Я. А.). Вообще говоря, любой процесс развития можно рассматривать как творчество, что, конечно, не следует отождествлять с творческой деятельностью в психологическом смысле.» [3]
Таким образом, способность к творчеству – это способность создавать нечто новое, ранее не существовавшее, а творческие люди – это люди, обладающие такими способностями. Выходит, что творческого человека можно встретить везде, так как создавать новое можно в самых различных сферах человеческой деятельности, а значит область применения знаний по данной проблеме очень велика. Я думаю это добавляет актуальности моей работе.
Ученые, изучающие творчество, выделяют ряд черт присущих творческим людям. Таких классификаций признаков очень много, но все они содержат несколько основных черт. Мне больше всего понравилась точка зрения А. Олаха по данному вопросу, так как, на мой взгляд, он выделил как раз самые существенные из них:
Помимо
названных черт выделяют и некоторые
другие, такие как: широкий круг интересов,
стремление к самовыражению, красноречие
и другие.
1.2 Природа творческих способностей
Что
касается природы творческих способностей,
на этот счет существует несколько мнений.
Одни ученые считают такие способности
врожденными и связанными с наследственностью,
другие – что это результат воспитания
и влияния среды. Однако большинство ученых,
в том числе и отечественных, склонны к
объединению этих точек зрения и полагают,
что творческие способности являются
как продуктом наследственности, так и
влиянием воспитания и среды. Данную точку
зрения доказывают исследования, проведенные
на близнецах, выросших в одинаковых и
разных социальных средах («Метод Близнецов»,
разработанный Френсисом Гальтоном). [2]
1.3 Поведенческие и психические особенности творческих людей
Творческие люди, как правило, очень отличаются поведением, внешностью, манерами от обычных людей. Эта непохожесть обычно не приветствуется в обществе, особенно на территории постсоветского пространства, и такие "отщепенцы", безусловно, испытывают непонимание и даже призрение со стороны социума. Это может быть связано с различными особенностями творческих людей, на мой взгляд, прежде всего, с не желанием быть как все. Вспомним замечательное произведение Р. Баха «Чайка Джонатан Ливингстон»: «…Почему так трудно быть таким же, как все? Низко летают пеликаны и альбатросы. Вот пусть они и планируют себе над водой! Но ты же – чайка!..» [4]
Вот что пишет В.Н. Дружинин по этому поводу: «Независимость от группы в сочетании с собственным видением мира, оригинальным «бесконтрольным» мышлением и поведением вызывает негативную реакцию социальной микросреды, как правило, ратующей за соблюдение традиций». [2]
Дружинин говорит о «бесконтрольном» мышлении. Это можно понять двояко: с одной стороны мышление не поддается контролю со стороны общества, с другой – со стороны самого обладателя такого мышления. В первом случае все понятно, творческий человек независим от мнения окружающих. Во втором же – речь может идти о бессознательности творческого процесса. Я думаю, что творчество действительно связано с бессознательным. Человек как бы отрывается от реальности и погружается в мир грез и фантазий, где его подсознание рисует невероятные сюжеты и картины. Не является ли бессознательное тем самым вдохновением? Августин Блаженный писал: «Я не сам думаю, но мои мысли думают за меня». Ч. Ломброзо в своей книге «Гениальность и помешательство» писал: «Фоскол сознается в своем Epistolario, лучшем произведении этого великого ума, что творческая способность писателя обуславливается особым родом умственного возбуждения (лихорадки), которого нельзя вызвать по своему произволу». [5]
Так или иначе процесс творчества связан с измененным состоянием сознания, при котором сам человек не всегда осознает свои действия и не контролирует свое поведение. Снова обратимся к Дружинину: «Сама творческая активность, связанная с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения психической регуляции и поведения». [2]
Несомненно, творчество связано с особым состоянием мозга и это было известно многим творческим личностям, поэтому они стремились воспроизвести это состояние с помощью различных средств. Шиллер, например, держал ноги в холодной воде, Байрон принимал лауданум, Пруст нюхал крепкие духи, Руссо подолгу стоял на солнце с непокрытой головой, Мильтон и Пушкин любили писать лежа на софе или кушетке. Кофеманами были Бальзак, Бах, Шиллер, наркоманами – Эдгар По, Джек Керуак, Джон Леннон и Джим Моррисон. Впрочем, история мировой рок-культуры вся связана с психотропными средствами. В кругу отечественных литераторов был популярен алкоголь. Сергей Довлатов в своем автобиографичном романе «Ремесло» писал: «…здесь царил вечный спутник российского литератора – алкоголь. Пили много, без разбору, до самозабвения и галлюцинаций». [6]
Итак,
мы выяснили, что творчество – это
процесс создания чего-то принципиально
нового, что творческие способности
человека зависят как от его наследственности,
так и от его воспитания и среды, и, наконец,
что процесс творчества связан с особым
состоянием сознания.
2.1 Невротизация
Конкретного определения невротизации, как такового, не существует, но под ней понимают легкую, начальную стадию невроза. Поэтому я буду опираться на термин невроз при описании невротизации.
Среди нескольких определений неврозов, которых я встретил в литературе, самым удачным и полным, на мой взгляд, является определение В.А. Гиляровского: «Неврозы – это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и необусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации». [7]
При неврозах происходит «срыв» личности в ее отношениях с окружающими, и человек обычно стремится к преодолению и компенсации возникающих расстройств. У разных людей нервозы возникают и протекают по-разному. Это зависит от особенностей функционирования системы «психологической защиты» личности.
Таким образом, невроз определяют как психогенное (конфликтогенное) функциональное личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов. Невроз является следствием неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты.
По мере углубления невротических расстройств в динамике невроза наблюдаются и углубление соматобиологических сдвигов, перестройка гомеостаза (психоэндокринных соотношений, вегетативной реакции), однако грубой органической деструкции органов не происходит. Возможно, как отмечают П.И. Сидоров, А.В. Парняков, неврозы – это не только личностная адаптация к психотравмирующим воздействиям социальной среды, но и своеобразная «защита» организма от органической деструкции при увеличении психоэмоционального напряжения путем использования особых невротических механизмов перестройки гомеостаза. [8]
Информация о работе Взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации и психопатизации