Взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации и психопатизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2011 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью своей работы я считаю исследование уровня креативности и уровня невротизации и психопатизации, а так же взаимосвязь между этими характеристиками у студентов первого курса в возрасте от 17 до 19 лет. Для осуществления этой цели необходимо решить ряд задач:

изучить природу творческих способностей;
изучить природу таких невротических состояний как невротизация и психопатизация;
провести исследование и выяснить существует ли связь между этими характеристиками;
выяснить чем такая связь может быть обусловлена.

Файлы: 1 файл

+Курсовая работа.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

     Невротизация, таким образом, в основном проявляется  в таких невротических состояниях как быстрая утомляемость, нарушение сна, ипохондрическая фиксация на неприятных соматических ощущениях, снижение настроения, повышенная раздражительность, возбудимость, наличие страхов, тревоги, неуверенность в себе, беспокойство. Безынициативность людей с высоким уровнем невротизации формирует переживание связанные с неудовлетворенностью желаний. Их эгоцентрическая личностная направленность проявляется не только в ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, но и на переживания своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость. [10] 

     2.2 Психопатизация

     Психопатизация – болезненное изменение склада личности в виде психической дисгармонии, вследствие которого формируются психопатоподобные (псевдопсихопатические) состояния. Такие изменения личности могут возникнуть в любом возрасте вслед за тяжелым либо длительным стрессом, экстремальными средовыми депривациями, серьезными психическими расстройствами, заболеваниями или травмами головы. Видно, что психопатизация может возникнуть вследствие различных причин, поэтому ее делят на несколько форм:

  1. непатологические девиации личности («педагогическая запущенность»). При данной форме отмечаются недисциплинированность, неуспеваемость, раннее оставление школы, отказ от приобретения профессии, лживость, бравада, невыработанность запретительных механизмов, дефектность морально-этических установок, озлобленность по отношению к взрослым, наклонность к группированию, алкоголизация, криминальные поступки. Но с целью получения удовольствия люди с этой формой психопатизации могут проявлять предприимчивость, ловкость, хорошую практическую ориентированность, высокий уровень адаптации в своей среде;
  2. хронические изменения личности не связанные с повреждением или заболеванием мозга. Эта форма может развиться в результате катастрофических или чрезмерных продолжительных стрессов или вслед за тяжелыми психическими заболеваниями. Проявляется в личностном изменении восприятия оценки окружения и самого себя, плохо адаптированном поведении, нарушении обычных стереотипов жизни;
  3. хронические изменения личности, возникшие после катастроф. К этой форме относят расстройства, полученные вследствие таких стрессов, как пребывание в концентрационных лагерях, пытки, стихийные бедствия, длительная подверженность угрожающим жизни обстоятельствам (например, положение заложника). Этой форме характерны враждебное или недоверчивое отношение к миру, социальная отгороженность, чувства опустошенности и безнадежности, хроническое ощущение тревоги, отчужденность;
  4. хронические изменения личности после психической болезни. В рамках этой формы психопатизации рассматривают изменения обусловленные травмирующим воздействием тяжелой психической болезни. Личностные изменения здесь носят хронический характер и проявляются ригидными и дезадаптирующими типами переживаний и функционирования, ведущими к длительному нарушению в межличностной, социальной и профессиональной сферах и субъективному дистрессу. Для этой формы характерны такие проявления, как чрезмерная зависимость и требовательное отношение к другим, пассивность, снижение интересов и вовлеченности в занятия досуга;
  5. соматогенно обусловленные психопатоподобные расстройства. При этой форме отмечается относительный параллелизм в динамике соматических и психических расстройств;
  6. органические психопатоподобные состояния. Эта форма является следствием органических повреждений мозга. Здесь могут иметь место различные проявления психоорганического синдрома – астения, задержка интеллектуального развития, судорожные припадки, головокружения, обмороки, непереносимость жары, духоты, езды в транспорте, также могут проявляться повышенная утомляемость и истощаемость;
  7. эпилептиформный вариант психоорганического синдрома. При длительной эпилепсии возникают своеобразные личностные изменения, в известной мере напоминающие свойственные варианту «вязких эпилептоидов» в рамках психопатий. Характерны склонность «застревать» на тех или иных, особенно отрицательно окрашенных, переживаниях, импульсивность, эгоцентризм, повышенная аккуратность, педантизм. [9]

      В рамках моей курсовой работы больше внимания, конечно, следует обратить на первую и вторую формы психопатизации, но следует учитывать и другие формы. Ван Гог, например, был эпилептиком (седьмая форма), Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нем вследствие полученной им раны в голову [5] (шестая форма).

      В целом же для психопатизации свойственны  такие черты, как равнодушие к  принципам долга и морали, что может приводить к конфликтам, безразличие к мнению окружающих, повышенный нонконформизм, стремление выделиться среди окружающих, лицемерие, вспыльчивость, подозрительность, повышенное самолюбие и самоуверенность, беспечность и легкомыслие. [10]

      Таким образом, можно сделать вывод, что невротизация – это состояние при котором происходят отклонения связанные с различными соматическими ощущениями, как правило, неприятными, а также с некоторыми нарушениями функций организма. Психопатизация же проявляется в поведенческих отклонениях и в легких нарушениях психической сферы личности. 
 
 

  1. Эмпирическое  исследование креативности, невротизации и психопатизации и их взаимосвязи
 

    3.1 Используемые методики

     В своем исследовании я использовал  две методики: сокращенный вариант  теста креативности Торренса (адаптированный субтест «Завершение картинок») и опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП).

     Полный  тест Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно-звукового творческого мышления.

     В 1993 – 1994 годах тест был адаптирован  в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет, но тест может  быть использован в исследовании других выборок с различными возрастными рамками.

     Данный  адаптированный вариант был разработан для оценки невербальной креативности. В нем используется 6 картинок, выбранных  из 10 оригинальных, с некоторым набором элементов, используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения (инструкцию испытуемому и вариант теста см. приложение 1). Эти картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

     При обработке результатов учитывается два фактора: во-первых, насколько испытуемый следует стимульному материалу (чем меньше, тем выше оценивается рисунок), и, во-вторых, как часто повторяется сюжет рисунка у других испытуемых (чем чаще, тем ниже оценка рисунка). Минимальный балл – 0, максимальный – 1. [2]

      Опросник  определения уровня невротизации и  психопатизации был составлен и  в последующие годы адаптирован  в Ленинградском институте им. Бехтерева в 1974 году.

      В результате проведенного исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что невротизация формируется под влиянием трех классов психических явлений. Прежде всего ее уровень опосредован эмоционально мотивационными особенностями личности, содержащимися в факторах «С», «Н», «Q3», «QЧ», опросника Кеттелла, которые на более высоком уровне обобщения интерпретируются как тревожность или направленность на себя, а также такой основной составляющей темперамента, как нейротизм (по Айзенку). Далее шкала невротизации вбирает в себя всю ту психосоматическую симптоматику, которая присутствует в 20 шкалах MMPI, таких, как шкалы невротической триады, психастенических особенностей личности и дополнительных: тревоги, невротизма, общей плохой приспособленности и т. д. Этот же смысл имеют корреляции с типами акцентуации по А. Е. Личко (неврастеничный, психостеничный, сенситивный, меланхоличный). И, наконец, третьим фактором, определяющим уровень невротизации, является собственное состояние человека, его самочувствие, основной тон его переживания. Поскольку уровень невротизации отражает как динамически изменяющиеся особенности человека (состояния), так и относительно более статичные (свойства личности), то невротизацию можно представить как вариативную личностную переменную. Типичный для конкретного человека уровень невротизации, в основном обусловленный его личностными особенностями, и определяет вероятный диапазон изменений ее уровня, вызываемых различными психо-, сомато- и социогенными факторами.

      Несколько иное место в психологической  структуре индивида может занимать свойство, измеряемое шкалой психопатизации. Прежде всего, обращает на себя внимание факт, что оценки по этой шкале значимо коррелируют с данными других методик, характеризующих различные, казалось бы, не связанные между собой, личностные свойства. Это факторы «А» и «О», Кеттелла, гипертимная, и шизоидная акцентуация по А. Е. Личко, шкалы психопатических отношений и поведенческих девиаций MMPI. Эти корреляции свидетельствуют о том, что частные особенности перечисленных свойств личности оказывают влияние на стиль интерперсональных взаимодействий или участвуют в его формировании. Поскольку оценки уровня психопатизации не коррелируют с различными оценками состояния человека, то измеряемую психопатизацию можно рассматривать как относительно устойчивое личностное свойство.

      Опросник  включает в себя 90 утверждений разделенных  на три шкалы: шкала лживости (10 утверждений  под номерами 9, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90), шкала невротизации (утверждения под нечетными номерами) и шкала психопатизации (утверждения под четными номерами). Баллы, присеваемые за ответы на утверждения различны для представителей мужского и женского пола (инструкцию испытуемому и вариант опросника см. приложение 2).

      Оценки  по шкале невротизации могут принимать  значения от -116 до 105 у мужчин и от -84 до 104 у женщин. Градация оценок (независимо от пола):

      -27 баллов и менее – очень высокий уровень;

      от  -26 до -11 – высокий уровень;

      от  -10 до 10 – неопределенный уровень;

      от 11 до 22 – низкий уровень;

      23 балла и выше – очень низкий уровень.

      Оценки  по шкале психопатизации могут принимать значения от -85 до 45 у мужчин и от -93 до 48 у женщин. Градация оценок (независимо от пола):

      -12 баллов и менее – очень высокий уровень;

      от  -11 до -6 – высокий уровень;

      от  -5 до 5 – неопределенный уровень;

      от 6 до 11 – низкий уровень;

      12 баллов и выше – очень низкий  уровень. [10] 

      3.2 Обработка результатов

     Мною  было проведено исследование уровня креативности, а также уровня невротизации и психопатизации. Объектом исследования являются студенты первого курса  непсихологических специальностей в возрасте от 17 до 19 лет.

     Целью исследования является установление взаимосвязи  между уровнем креативности и  уровнем невротизации и психопатизации. Для этого я собираюсь сравнить показатели этих характеристик.

      Всего в исследовании участвовало 50 человек: 16 юношей и 34 девушки. Один из испытуемых (юноша) заполнил лишь опросник УНП и проигнорировал рисуночный тест, поэтому фактически будут учитываться 49 анкет. Шкала лживости показала, что все 49 анкет могут считаться достоверными (бланки ответов см. приложение 3).

      В результате обработки методического материала я получил следующие значения: 

Таблица №1 – Креативность, невротизация, психопатизация

№ п/п Креативность Невротизация Психопатизация
1 0,083 32 0
2 0,140 31 12
3 0,152 9 -12
4 0,185 49 -14
5 0,198 58 12
6 0,240 5 -23
7 0,248 -5 -9
8 0,257 0 7
9 0,258 -8 6
10 0,277 -9 -18
11 0,290 -7 5
12 0,290 63 26
13 0,300 12 5
14 0,300 37 4
15 0,302 18 4
16 0,322 -12 -1
17 0,357 3 -10
18 0,360 7 6
19 0,362 24 14
20 0,385 -18 11
21 0,390 52 -12
22 0,408 -26 5
23 0,452 41 22
24 0,455 61 9
25 0,462 31 16
26 0,480 42 13
27 0,482 -19 -5
28 0,493 -13 9
29 0,512 33 3
30 0,513 61 13
31 0,518 17 17
32 0,522 36 2
33 0,522 57 1
34 0,523 5 -14
35 0,525 7 0
36 0,527 38 -15
37 0,530 0 -10
38 0,532 -12 5
39 0,543 -18 -27
40 0,553 9 -8
41 0,563 64 19
42 0,565 57 8
43 0,577 10 4
44 0,590 40 3
45 0,595 12 15
46 0,610 41 11
47 0,707 -23 1
48 0,772 85 2
49 0,797 32 -21

Информация о работе Взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации и психопатизации