Уровни и единицы языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 00:32, реферат

Краткое описание

Мысль о том, что язык представляет собой упорядоченное единство явления, что его элементы взаимосвязаны и обусловлены присутствует в древнегреческой грамматике «Пании», присутствует в концепции языка Шлейхера, в работах Декуртонэ де Соссюра.

Оглавление

Введение
Язык как система систем
Основные и промежуточные ярусы языка
Фонетико-фонологический ярус
Морфемо-морфологический ярус
Синтаксический ярус
Лексико-семантический ярус языка
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.07 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

БАЛТИЙСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ  КОММУНИКАЦИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ЯЗЫКА И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ  КОММУНИКАЦИИ 
 
 
 

УРОВНИ  ЯЗЫКА И ЕДИНИЦЫ

реферат

               
               
               
               
               
              Работу  выполнила: студентка 4-го курса, гр. 2 ATM Мартемьянова А.А. Преподаватель: Громова И.А. 
               
               
               
               
               
               

Калининград

2011 

     Содержание 

     
  1. Введение
  2. Язык как система систем
  3. Основные и промежуточные ярусы языка
  4. Фонетико-фонологический ярус
  5. Морфемо-морфологический ярус
  6. Синтаксический ярус
  7. Лексико-семантический ярус языка
  8. Заключение
  9. Список используемых источников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

      Мысль о том, что язык представляет собой упорядоченное единство явления, что его элементы взаимосвязаны и обусловлены присутствует в древнегреческой грамматике «Пании», присутствует в концепции языка Шлейхера, в работах Декуртонэ де Соссюра. Язык стали системой, которая является упорядоченным, иерархическим целым, обладающим структурой и предназначенным для выполнения определенной цели. Важное средство системы – несводимость ее свойств к простой сумме свойств составляющих ее элементов. Языковая система обладает несколькими типами единиц, из которых наиболее общепринятыми являются фонема, морфема, лексема. Все отношения между элементами языковой системы сводятся к 3 типам: парадигматические, синтагматические и иерархические. Парадигматическое отношение - это отношения ассоциаций, выбора, основанные на противопоставлении элементов, на сходстве и различии. Синтагматические отношения – это отношения единиц, расположенных линейно, т.е. в потоке речи, синтагматические отношения - это способность элементов сочетаться друг с другом (фонемы - в морфемы - в лексемы - в синтаксемы). Иерархические отношения – это отношения более простой языковой единицы с более сложной. Данные явления описывают язык, как сложную многоярусную систему, составляющие части которой, взаимодействуя друг с другом, дают ей возможность функционирования. 
 
 
 
 
 

     Язык  как система систем 

     Важной  особенностью языка как системы  является то, что он есть система  систем, или гетерогенная система.

     В современных системных исследованиях различают два типа систем — гомогенные и гетерогенные. Гомогенные системы состоят из однородных элементов; их структура определяется противопоставленностью элементов друг другу и порядком следования в цепи. К таким системам относятся, например, системы сигнализации., как гомогенная рассматривается система согласных в звуковом строе языка.

     Гетерогенными системами называют такие, которые  состоят из неоднородных элементов, им свойственна «многоэтажность». В гетерогенных системах наблюдается распадение системы на подсистемы однородных элементов, взаимодействующих друг с другом, а также с элементами других подсистем.

     Гомогенные  и гетерогенные системы обозначаются одним и тем же термином «система», иногда для различения гомогенные системы  называют системой, а гетерогенные — структурой.

     Язык  как структура состоит из таких  подсистем, которые хотя и обладают структурной самостоятельностью, различно реагируют на требования системы  и нормы языка, но не могут функционировать  отдельно, почему и являются частями  единого целого, подсистемами системы  языка. Подсистемы языка называют также  ярусами (или уровнями) языковой системы (или структуры). Учение о подсистемах  языка, стратификация (расслоение) языка  на ярусы — один из характерных  компонентов современной теории языка как системы систем.

     Единицы языка входят в систему языка  различными свойствами — системообразующими и системоприобретенными. Системообразующие свойства формируют внутрисистемные связи и отношения; системоприобретенные свойства — это те свойства, которые единица (элемент) приобретает, будучи вовлеченной в системные связи и отношения. Поясним это на примере грамматической парадигмы, которая также является своеобразной системой. Такие формы, как стена и стену, являются системообразующими, противопоставляя винительный падеж именительному. Напротив, формы окно, стол или  стены в этом смысле обладают системоприобретенными свойствами, представляя то именительный падеж, то винительный.

     Язык  как структура образует сложную  систему систем, каждая из которых  как бы располагается в особой плоскости. Пересечение ярусов языка не лишает их относительной самостоятельности.

     Открытость  и глубинность системы языка, ее непосредственная связь с языковой нормой, мышлением и обществом  делают ее системой особого рода. Задача языкознания состоит в том, чтобы  исследовать специфику языка  и открыть закономерности его  функционирования и развития. [2, 136] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основные  и промежуточные  ярусы языка 

     Уже давно языковеды стали различать  звуковой строй языка, его грамматический строй и словарный состав. Однако это различие долгое время носило чисто прикладной характер; его теоретическое  осмысление стало возможным лишь в XX в., когда возникли фонология и лексикология, когда грамматика четко определила свои единицы — морфемы и словоформы, словосочетания и предложения. В разные исторические периоды внимание ученых сосредоточивалось то на фонологии или морфологии, то на синтаксисе или лексикологии. Уточнение предмета исследования и классификация лингвистических наук привели к выделению ярусов языка, а в ряде концепций даже к изоляции их друг от друга.

     Было  установлено, что каждый ярус обладает набором своих единиц и категорий, своими внутриярусными связями, своей структурой, которые различаются характером гетерогенности и степенью сложности. Фонологическая система, например, существенно отличается от лексико-семантической, а последняя - от грамматической. Ярусы связаны друг с другом как в системе (структуре) языка, так и при его функционировании, и это еще раз подтверждает целостность языка, как бы ни называли это целое - организмом, формой, системой или структурой.

     Основными ярусами-системами языка являются фонетико-фонологический, морфемо-морфологический, синтаксический и лексико-семантический. Выделяются также промежуточные ярусы: морфонологический, словообразовательный и фразеологический. [2,137] 
 
 
 

     Фонетико-фонологический ярус 

     Звуковой  строй языка состоит из звуков речи, правил сочетания их в речевом  потоке и фонетических категорий.

     Звуки речи характеризуются артикуляционными, акустическими и фонологическими  свойствами. Артикуляционные характеристики звуков речи связывают звуковой строй  языка с физиологическими возможностями  и навыками говорящих, и следовательно, с обществом, так как артикуляционная  база языка есть явление социально-психологическое.

     Звуковая  система языка располагает двумя  основными категориями — гласными и согласными. Они отличаются друг от друга артикулированием, структурой и функцией — ролью в образовании слога и морфемы; гласные являются слогообразующими звуками, согласные выполняют только морфеморазличительную функцию.

     Фонемы  как сигналы языка различают морфемы и слова (одноморфемные), имеют внутреннюю организацию, обеспечивающую им выполнение их функции и употребление в речевом потоке.

     Различаются два типа организации звуков языка: а) фонологические оппозиции и дистрибутивные классы фонем, б) позиционные изменения звуков, их слоговая структура.

     Учение  о фонемах как членах фонологических оппозиций было разработано Н. С. Трубецким. Фонологическая противопоставленность  наблюдается в большей степени  в системе согласных, чем у  гласных.

     Изменения звуков в потоке речи нашли отражение в учении о комбинаторных и позиционных изменениях, в фонетике конца и начала слова, в фонетических явлениях на стыке морфем, а также в сегментации и классификации фонем, предложенных дескриптивной фонемикой. [2,137] 
 

     Морфемо-морфологический  ярус 

     Морфологический ярус языка охватывает два типа единиц: морфему и словоформу, которые  объединяются в парадигмы и категории. Иногда эти единицы рассматриваются  в порядке соподчинения: считается, что морфема является минимальной  морфологической единицей; ее представляет (репрезентирует) словоформа, которая сама (или морфема) является элементом морфологической парадигмы.

     Если  морфема — мельчайшая значимая (двусторонняя) единица языка, то морфемами являются не только аффиксы и корни, но и служебные слова. Так, в слове стена мы обнаруживаем корень (основу) и окончание (флексию), а в слове die Wand — корень (основу) и служебное слово (артикль); окончание и артикль оказываются функционально тождественными единицами, поскольку они выражают грамматические значения рода, числа и падежа.

     Рассматривая  морфему как двустороннюю единицу, т. е. как структурный знак, в ней выделяют материальную и идеальную стороны. Так, в словах стена, вена ['а], [а] являются фонетическими вариантами одной и той же морфемы (алломорфами). С другой стороны, каждая морфема и каждый ее вариант обладает совокупностью грамматических значений. Так, флексия -а (в слове стена) имеет три значения (семы): женский род, единственное число, именительный падеж. Расщепление морфемы на план выражения и план содержания, установление несовпадения этих планов приводит к раздельному их изучению и даже выделению двух единиц — морфемы и граммемы.

     Материальная  сторона морфемы изучается при помощи дистрибутивной методики и фонетико-фонологических чередований. Идеальная сторона изучается при помощи компонентного анализа и оппозиционной методики.

     Морфема как двусторонняя знаковая единица  — это единство совокупности фонетических вариантов (алломорф) и пучка сем. Исключение составляют слитные, нулевые и пустые морфемы, которые выделяются при анализе морфемы как части словоформы, входящей в состав парадигмы или словообразовательного ряда.

     Учение  о морфеме не может не касаться ее роли в языке. Морфемы сами по себе не являются коммуникативными знаками, они служат для построения слов и  словоформ. Морфемы подразделяются на два класса: знаменательные морфемы (корни) и служебные (аффиксы).

     Хотя  существуют одноморфемные слова, а многоморфемные членятся на морфемы, однако морфемы не являются самостоятельными единицами языка вообще и морфемо-морфологического яруса в частности. Морфемы, служащие для построения слов и их форм, употребляются совместно, морфемными блоками, причем функционирование слов и словоформ объясняется не просто перечислением морфем, из которых они состоят, а их первичным делением на две части, которое и выявляет форму слова.

     Понятие формы слова (словоформы) было введено в морфологическую теорию представителями Московской лингвистической школы. Словоформа — важнейшая единица морфологического строя флективных и  агглютинативных языков, т. е.  языков,  имеющих аффиксы.

     Словоформа  — это первичное членение слова, распадение слова на постоянную часть — основу и переменную — окончание (флексию). Основа выражает лексическое и общее грамматическое значения, окончание — частные грамматические значения. Например, формы слов вижу, стену распадаются на основы виж- и стен- и флексии -у и -у; глагольная основа выражает значение настоящего времени,. именная — значение предметности, флексия -у — значение 1-го лица ед. ч., флексия -у — значение вин. п. ед. ч.

     Второе  членение слова — это выделение  в нем производящей (мотивирующей) основы и словообразующего аффикса. Например, в словах учительница и переписать выделяются основы учитель- и писа-, от которых они образовались прибавление суффикса -ниц- и префикса пере-. Блоки морфем, образующих производные основы и сложные аффиксы, — такая же реальность морфемо-морфологического яруса, как и сами морфемы, из которых они диахронически и исторически возникли.

Информация о работе Уровни и единицы языка