Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 01:31, курсовая работа
В настоящее время, изменения социальных, политических и экономических основ общества оказывают огромное влияние на состояние нашей личности. Эти изменения вызывают повышенную напряженность в социальных отношениях и способствуют разрозненности социального общества. В связи с этим, возникающее социальное отчуждение становится для человека, естественным и получает определенное отражение в сознании индивида (восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатия и т. п.).
Особо остро эти переживания возникают в подростковом возрасте, когда в личности человека только закладываются личностные ресурсы, навыки и умения для преодоления трудностей, возникающих в процессе социального взаимодействия. Ведь ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками. Главная потребность этого возраста – найти своё место в обществе, стать значимым для своего круга общения. Если же этого не происходит, возникает неуверенность в себе, «уход» от общества, как следствие – тревожность и замыкание в себе.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Тревожность и одиночество как социально-психологические проблемы подросткового возраста
1.1 Общая характеристика подросткового возраста……………... …………...6
1.2 Теоретический анализ проблемы тревожности …………………….……...8
1.3 Одиночество, как неотъемлемая часть жизни индивида?..…………….10
1.4 Особенности эмоционально-личностной сферы личности подростка…..13
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы одиночества и тревожности в подростковом возрасте
2.1 Описание и краткое обоснование выбора методик ……………………….16
2.2 Исследование тревожности ………................................... ...........................18
2.3 Исследование субъективного ощущения одиночества ..……………… ... 20
2.4 Обсуждение результатов…………………………………………………....23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………...30
Одиночество как психический феномен представляет собой переживание человеком субъективной невозможности или нежелания иметь адекватный отклик и принятие себя другими людьми.
На материале анализа литературных данных и эмпирического исследования я изучила феноменологию одиночества и тревожности у подростков и проанализировали данные, полученные в результате исследования.
Не смотря на то, что гипотеза заявленная в начале курсовой работы не нашла своего подтверждения, я считаю, что теоретический анализ заявленных проблем, представленный мною в данной работе является минимально достаточным для использования его в наработках для подготовки лекций в школе или педвузах.
Стоит сказать о валидности результатов исследования. Полученные данные могут не отвечать всем критериям валидности, т.к. в одном из тестов отсутствовала шкала лжи. Но тем не менее, на мой взгляд, результатам исследования можно верить и считать их валидными.
Проведя теоретическое и практическое исследование проблемы одиночества, мною были доказаны актуальность и значимость данной работы для современного общества, а также ее практическую ценность в работе психологов и учителей.
Список используемой литературы
Приложение 1
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».
Текст опросника
Утверждения |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку |
|
|
|
|
2. Мне не с кем поговорить |
|
|
|
|
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким |
|
|
|
|
4. Мне не хватает общения |
|
|
|
|
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя |
|
|
|
|
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне |
|
|
|
|
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться |
|
|
|
|
8. Я сейчас больше ни с кем не близок |
|
|
|
|
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи |
|
|
|
|
10. Я чувствую себя покинутым |
|
|
|
|
11 . Я не способен раскрепощаться и об щаться с теми, кто меня окружает |
|
|
|
|
12. Я чувствую себя совершенно одиноким |
|
|
|
|
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны |
|
|
|
|
14. Я умираю от тоски по компании |
|
|
|
|
15. В действительности никто как с |
|
|
|
|
16. Я чувствую себя изолированным от других |
|
|
|
|
17. Я несчастен, будучи таким отверженным |
|
|
|
|
18. Мне трудно заводить друзей |
|
|
|
|
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими |
|
|
|
|
20. Люди вокруг меня, но не со мной |
|
|
|
|
Приложение 2
Методика измерения уровня тревожности Тейлора (Личностная шкала проявления тревоги Тейлора) в адаптации В. Г. Норакидзе.
Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое отметьте своё согласие или не согласие с ним.
Тестовый материал
1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически я никогда не краснею.
9. По сравнению со своими
10. Я краснею не чаще, чем другие.
11. У меня редко бывает
12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчив не более чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие
трудности.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо
мной нагромождены такие
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
23. У меня чрезвычайно
24. Меня весьма тревожат
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
27. Я работаю с большим
28. Я легко прихожу в
29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
31. Я часто плачу.
32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно
36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
42. Я — человек легко возбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
50. Ожидание всегда нервирует меня.