Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и тревожности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, изменения социальных, политических и экономических основ общества оказывают огромное влияние на состояние нашей личности. Эти изменения вызывают повышенную напряженность в социальных отношениях и способствуют разрозненности социального общества. В связи с этим, возникающее социальное отчуждение становится для человека, естественным и получает определенное отражение в сознании индивида (восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатия и т. п.).
Особо остро эти переживания возникают в подростковом возрасте, когда в личности человека только закладываются личностные ресурсы, навыки и умения для преодоления трудностей, возникающих в процессе социального взаимодействия. Ведь ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками. Главная потребность этого возраста – найти своё место в обществе, стать значимым для своего круга общения. Если же этого не происходит, возникает неуверенность в себе, «уход» от общества, как следствие – тревожность и замыкание в себе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Тревожность и одиночество как социально-психологические проблемы подросткового возраста
1.1 Общая характеристика подросткового возраста……………... …………...6
1.2 Теоретический анализ проблемы тревожности …………………….……...8
1.3 Одиночество, как неотъемлемая часть жизни индивида?..…………….10
1.4 Особенности эмоционально-личностной сферы личности подростка…..13
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы одиночества и тревожности в подростковом возрасте
2.1 Описание и краткое обоснование выбора методик ……………………….16
2.2 Исследование тревожности ………................................... ...........................18
2.3 Исследование субъективного ощущения одиночества ..……………… ... 20
2.4 Обсуждение результатов…………………………………………………....23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

одиночества и тревожности в подростковом возрасте.docx

— 91.68 Кб (Скачать)

Одиночество как психический феномен представляет собой переживание человеком субъективной невозможности или нежелания иметь адекватный отклик и принятие себя другими людьми.

На материале анализа литературных данных и эмпирического исследования я изучила феноменологию одиночества и тревожности у подростков и проанализировали данные, полученные в результате исследования.

Не смотря на то, что гипотеза заявленная в начале курсовой работы не нашла своего подтверждения, я считаю, что теоретический анализ заявленных проблем, представленный мною в данной работе является минимально достаточным для использования его в наработках для подготовки лекций в школе или педвузах.

Стоит сказать о валидности результатов исследования. Полученные данные могут не отвечать всем критериям валидности, т.к. в одном из тестов отсутствовала шкала лжи. Но тем не менее, на мой взгляд, результатам исследования можно верить и считать их валидными.

Проведя теоретическое и практическое исследование проблемы одиночества, мною были доказаны актуальность и значимость данной работы для современного общества, а также ее практическую ценность в работе психологов и учителей.

 

Список используемой литературы

  1. Александрова Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей. М.: СГИ, 1999. – 66 с.

  1. Большой Энциклопедический словарь (БЭС) – СПб: "Астрель", 2004. – 526с.
  2. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1973.
  3. Гойко Н.В. Тревожность и её влияние на самооценку в подростковом возрасте - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 160 с.
  4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге – СПб: «Речь» - 2008
  5. Ермолаева М.В. Психология развития – М.: Московский психолого-социальный институт, 2-е изд., 2003. – 376 с.
  6. Колесникова Л.А. Лабиринты одиночества: пер. с англ./ сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. – М.:Прогресс, 1989. – 624 с.
  7. Кон И.С. Многоликое одиночество/ И.С.Кон - Знание – сила,  1986 - №12. – с. 15-42
  8. Кон, И.С. Психология ранней юности. / И.С. Кон. – М.: Академия, 1971. – 394 с.
  9. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
  10. Кузубова М.В. Функциональные аспекты изучения тревожности // Вестник интегративной психологии/  Под ред. Козлова В.В. - № 4 - Ярославль, 2006. С. 154 - 157
  11. Лазарянц О. В. Проблема одиночества: психологические модели. // Вестник интегративной психологии/  Под ред. Козлова В.В. - № 4 - Ярославль, 2006. С. 182- 186
  12. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  13. Мэй Р. Смысл тревоги /Пер. с англ. – М.И.Завалова и А.Ю.Сибуриной// М.: Независимая фирма "Класс", 2001. – 428 с. 
    Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности /А.М. Прихожан// Психологическая наука и образование. – № 2 – М.: 1998. С. 11 - 17.
  14. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Решмидт. – М.: Здоровье России, 1994. – 82 с.
  15. Харламов А.В. Социальное отчуждение и социальная коммуникация (коллизии и противоречия духовной культуры) // Общество и коммуникация. – Новосибирск, 2003. – 308 с.
  16. Хорни К.Невротическая личность нашего времени. М.: «Прогресс-Универс», 1993.

 

Приложение 1

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Текст опросника

 Утверждения 

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1. Я несчастлив, занимаясь столькими  вещами в одиночку 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мне не с кем поговорить 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Для меня невыносимо быть  таким одиноким 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Мне не хватает общения 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Я чувствую, будто никто действительно  не понимает себя 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут  мне 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Нет никого, к кому я мог  бы обратиться 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Я сейчас больше ни с кем  не близок 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Те, кто меня окружает, не разделяют  мои интересы и идеи 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Я чувствую себя покинутым 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 . Я не способен раскрепощаться  и об щаться с теми, кто меня окружает

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Я чувствую себя совершенно  одиноким 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Мои социальные отношения и  связи поверхностны 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Я умираю от тоски по компании 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. В действительности никто как следует не знает меня

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Я чувствую себя изолированным  от других 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Я несчастен, будучи таким отверженным 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Мне трудно заводить друзей 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Я чувствую себя исключенным  и изолированным другими 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Люди вокруг меня, но не со  мной 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика измерения уровня тревожности Тейлора (Личностная шкала проявления тревоги Тейлора) в адаптации В. Г. Норакидзе.

Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое отметьте своё согласие или не согласие с ним.

 Тестовый материал

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не  более, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные  боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую  себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не  краснею.

9. По сравнению со своими друзьями  я считаю себя вполне смелым  человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно  теплые.

13. Я застенчив не более чем  другие.

14. Мне не хватает уверенности  в себе.

15. Порой мне кажется, что я  ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого  беспокойства, что я не могу  усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит  меня.

18. У меня не хватает духа  вынести все предстоящие

трудности.

19. Я хотел бы быть таким  же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо  мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные  сны.

22. Я замечаю, что мои руки  начинают дрожать, когда я пытаюсь  что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный  и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные  неудачи.

25. Мне приходилось испытывать  страх в тех случаях, когда  я точно знал, что мне ничто  не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться  на работе или на каком-либо  задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время испытываю  тревогу из-за кого-либо или  из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все  слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы  рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще  у меня бывает расстройство  желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться  на чем-либо.

36. Мое материальное положение  весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких  вещах, о которых ни с кем  не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда  тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь  в замешательстве, у меня появляется  сильная потливость, что очень  смущает меня.

40. Даже в холодные дни я  легко потею.

41. Временами я становлюсь таким  возбужденным, что мне трудно  заснуть.

42. Я — человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя  совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои  нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на  том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем  большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю  чувство голода.

48. Иногда я расстраиваюсь из-за  пустяков.

49. Жизнь для меня связана  с необычным напряжением.

50. Ожидание всегда нервирует  меня.

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и тревожности в подростковом возрасте