Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 01:31, курсовая работа
В настоящее время, изменения социальных, политических и экономических основ общества оказывают огромное влияние на состояние нашей личности. Эти изменения вызывают повышенную напряженность в социальных отношениях и способствуют разрозненности социального общества. В связи с этим, возникающее социальное отчуждение становится для человека, естественным и получает определенное отражение в сознании индивида (восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатия и т. п.).
Особо остро эти переживания возникают в подростковом возрасте, когда в личности человека только закладываются личностные ресурсы, навыки и умения для преодоления трудностей, возникающих в процессе социального взаимодействия. Ведь ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками. Главная потребность этого возраста – найти своё место в обществе, стать значимым для своего круга общения. Если же этого не происходит, возникает неуверенность в себе, «уход» от общества, как следствие – тревожность и замыкание в себе.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Тревожность и одиночество как социально-психологические проблемы подросткового возраста
1.1 Общая характеристика подросткового возраста……………... …………...6
1.2 Теоретический анализ проблемы тревожности …………………….……...8
1.3 Одиночество, как неотъемлемая часть жизни индивида?..…………….10
1.4 Особенности эмоционально-личностной сферы личности подростка…..13
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы одиночества и тревожности в подростковом возрасте
2.1 Описание и краткое обоснование выбора методик ……………………….16
2.2 Исследование тревожности ………................................... ...........................18
2.3 Исследование субъективного ощущения одиночества ..……………… ... 20
2.4 Обсуждение результатов…………………………………………………....23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………...30
2.2 Исследование тревожности
На первом этапе исследования мной была проведена диагностика личностной тревожности испытуемых.
Целью данного этапа является выявление уровня тревожности у подростков, выявление связи между возрастом подростка и уровнем тревожности, а также выявление взаимосвязи между тревожностью и ощущением одиночества.
Полученные результаты продемонстрированы в табл. 1 и табл. 2.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня тревожности подростков
Уровень тревоги |
Количество человек |
В % |
Очень высокий |
1 |
3,2 |
Высокий |
8 |
25,6 |
Средний (с тенденцией к высокому) |
11 |
35,2 |
Средний (с тенденцией к низкому) |
11 |
35,2 |
Низкий |
- |
- |
В результате поведенного исследования можно заметить, что у большинства опрошенных (около 70% в сумме) средний уровень тревожности в равной степени с тенденцией к высокому или низкому, и более чем у 25% подростков уровень тревожности выше среднего.
Таблица 2
Распределение уровня тревожности по возрастам
Ф.И.О. испытуемого |
Возраст |
Баллы по методике |
Ш.Ж.И. |
16 |
41 |
М.М.А. |
17 |
37 |
К.А.М. |
16 |
34 |
П.Т.А. |
17 |
33 |
К.С.В. |
17 |
28 |
В.Д.Р. |
17 |
27 |
Я.М.В. |
15 |
27 |
Б.М.В. |
15 |
26 |
С.Г.Д. |
14 |
26 |
Г.М.Е. |
16 |
24 |
Л.А.В. |
16 |
24 |
Ж.Б.О. |
15 |
22 |
К. Н. С. |
17 |
22 |
Д.Н.М. |
14 |
22 |
К.Ю.А |
16 |
22 |
А.А.Н. |
16 |
17 |
Ш.С.В. |
14 |
17 |
Е.А.И. |
16 |
17 |
К.Д.П. |
17 |
17 |
О.Д.П. |
16 |
16 |
Г.Е.В. |
17 |
14 |
Б.А.В. |
15 |
13 |
Х.О.Н. |
16 |
13 |
Б.Г.И. |
15 |
13 |
З.А.И |
15 |
12 |
А.И.Р. |
16 |
12 |
И.А.А. |
16 |
11 |
К.А.В. |
17 |
10 |
Б.А.И. |
17 |
7 |
К.Я.С. |
16 |
7 |
П.Е.И. |
15 |
6 |
По результатам табл. 2 строю диаграмму (рис. 1), на которой можно увидеть, что связи между тревожностью и возрастом подростка нет.
Рис. 1
Распределение уровня тревожности по возрастам
По данным табл. 2 и диаграммы (рис. 1) мы видим, что взаимосвязи между уровнем тревожности и возрастом нет, а также возраст, на который приходится пик тревожности неоднозначен.
2.3
Исследование субъективного
Следующим этапом проводилась диагностика субъективного ощущения одиночества.
Цель данного этапа – посчитать процентное соотношение показателей чувства субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте, взаимосвязь между возрастом и ощущением одиночества и взаимосвязь между тревожностью и ощущение одиночества. Полученные результаты мы можем наглядно проследить в табл. 3. и табл. 4
Таблица 3
Результаты диагностики уровня субъективного ощущения одиночества
Степень одиночества |
Количество человек |
В % |
Высокая |
1 |
3,2 |
Средняя |
11 |
35,5 |
Низкая |
19 |
61,3 |
Как видно из результатов у большинства (около 60%) обследуемых низкий уровень субъективного ощущения одиночества, у части опрошенных (около 35%) уровень субъективного ощущения одиночества средний. И лишь у одного испытуемого высокий показатель.
Таблица 4
Распределение уровня субъективного ощущения одиночества по возрастам
Ф.И.О. испытуемого |
Возраст |
Баллы по методике |
З.А.И |
15 |
41 |
А.И.Р. |
16 |
31 |
О.Д.П. |
16 |
28 |
К.С.В. |
17 |
27 |
К.А.В. |
17 |
26 |
А.А.Н. |
16 |
25 |
Ш.Ж.И. |
16 |
24 |
П.Т.А. |
17 |
23 |
В.Д.Р. |
17 |
23 |
Б.А.И. |
17 |
23 |
Ш.С.В. |
14 |
22 |
Б.М.В. |
15 |
21 |
Е.А.И. |
16 |
18 |
К.А.М. |
16 |
17 |
Ж.Б.О. |
15 |
14 |
С.Г.Д. |
14 |
14 |
Г.М.Е. |
16 |
13 |
М.М.А. |
17 |
12 |
К. Н. С. |
17 |
12 |
К.Я.С. |
16 |
12 |
И.А.А. |
16 |
12 |
Б.А.В. |
15 |
12 |
Я.М.В. |
15 |
11 |
П.Е.И. |
15 |
11 |
К.Д.П. |
17 |
10 |
Г.Е.В. |
17 |
9 |
Х.О.Н. |
16 |
8 |
Д.Н.М. |
14 |
8 |
К.Ю.А |
16 |
7 |
Б.Г.И. |
15 |
6 |
Л.А.В. |
16 |
5 |
После результатов табл. 4 была построена диаграмма (см. рис.2), где наглядно видно, что субъективное ощущение одиночества постепенно увеличивается с возрастом.
Рис. 2
Распределение чувства субъективного ощущения одиночества по возрастам
Из табл. 4 и графика мы видим, что пик субъективного ощущения одиночества приходится на 17 лет, что соответствует 11 классу.
2.4 Обсуждение результатов
в результате использования описанных выше методик стоилось диагностическое исследование. По итогам проведения диагностических процедур составлялись таблицы, полученные данные были подвергнуты статистическому анализу.
Используя данные, полученные в результате исследования, можно сделать следующие выводы.
Пик переживания одиночества подростками приходится на возраст 17 лет (в основном это учащиеся 11 классов). В этот период психика подростка особенно травматична и неуравновешенна. Подросток в 17 лет – уже не ребенок, но еще и не взрослый, не цельная, сформировавшаяся личность. В это время он особенно остро переживает противоречия с окружающим миром. Наступает коренной этап ломки старых отношений, взглядов, привычек, подросток начинает ощущать свою «взрослость», осознавать свое «Я». Он не хочет больше оставаться ребенком, да и окружающие требуют от него иных поступков, мыслей, что приводит к необходимости по-новому выстраивать отношения с миром, с отдельными людьми и обществом в целом. Удачно преодолев непростой юношеский этап, человек выходит во взрослый мир, ощущая себя более менее цельной личностью. Но не для всех перемены проходят бесследно: промахи, неудачи, отсутствие поддержки со стороны, неуверенность в себе могут надломить психику подростка, он начнет замыкаться в себе, отдалятся от окружающих. С другой стороны, подростки в этом возрасте начинают сами выбирать узкий круг общения, выделяя тех или иных лиц и отстраняя остальных (подросток считает, что у него есть свое непреложное мнение, и друзей он должен выбирать по определенным критериям). Наступает пик переживания одиночества.
В свою очередь это может быть связано с множеством переломных моментов в жизни подростка: окончание школы, выбор дальнейшего жизненного пути, скорое расставание с уже сложившимся коллективом сверстников, новая ответственность и т.д.
Уровень субъективного ощущения одиночества с возрастом увеличивается, это может быть связано с тем, что с возрастом, с взрослением человек начинает относиться к своему окружению более внимательно. Круг ближайшего окружения может сужаться, в связи с отбором в него более «близких».
Что касается тревожности, то взаимосвязи между её уровнем и возрастом подростка не выявлено. Со своей стороны объясню это тем, что тревожность всё же личностная особенность каждого индивида, не зависима от возраста и пола.
Подойдем непосредственно к проверке рабочей гипотезы.
Мною были получены данные по двум методикам, которые подверглись статистической обработке.
Результаты сравнения данных, полученных в ходе эмпирического исследования представлены в табл. 5.
Таблицы 5
Результаты всей выборки испытуемых
№ п/п |
Ф.И.О. испытуемого |
Возраст |
Баллы по методике №1 |
Баллы по методике №2 |
1 |
М.М.А. |
17 |
12 |
37 |
2 |
Г.Е.В. |
17 |
9 |
14 |
3 |
К.С.В. |
17 |
27 |
28 |
4 |
П.Т.А. |
17 |
23 |
33 |
5 |
К. Н. С. |
17 |
12 |
22 |
6 |
В.Д.Р. |
17 |
23 |
27 |
7 |
Б.А.И. |
17 |
23 |
7 |
8 |
К.А.В. |
17 |
26 |
10 |
9 |
К.Д.П. |
17 |
10 |
17 |
10 |
К.Ю.А |
16 |
7 |
22 |
11 |
А.А.Н. |
16 |
25 |
17 |
12 |
Е.А.И. |
16 |
18 |
17 |
13 |
Л.А.В. |
16 |
5 |
24 |
14 |
Г.М.Е. |
16 |
13 |
24 |
15 |
А.И.Р. |
16 |
31 |
12 |
16 |
Х.О.Н. |
16 |
8 |
13 |
17 |
О.Д.П. |
16 |
28 |
16 |
18 |
К.Я.С. |
16 |
12 |
7 |
19 |
К.А.М. |
16 |
17 |
34 |
20 |
Ш.Ж.И. |
16 |
24 |
41 |
21 |
И.А.А. |
16 |
12 |
11 |
22 |
Я.М.В. |
15 |
11 |
27 |
23 |
Б.А.В. |
15 |
12 |
13 |
24 |
Б.М.В. |
15 |
21 |
26 |
25 |
П.Е.И. |
15 |
11 |
6 |
26 |
Б.Г.И. |
15 |
6 |
13 |
27 |
Ж.Б.О. |
15 |
14 |
22 |
28 |
З.А.И |
15 |
40 |
12 |
29 |
Ш.С.В. |
14 |
22 |
17 |
30 |
С.Г.Д. |
14 |
14 |
26 |
31 |
Д.Н.М. |
14 |
8 |
22 |
В табл. 5 данные всей выборки испытуемых проранжированны по возрастному критерию.
Данные из таблицы обсчитываются по критерию корреляции Пирсона (рис. 3).
Рисунок 3
Формула для подсчета коэффициента корреляции Пирсона
Получаем результат равный -0,00186.
При нахождении критических значений для вычисленного коэффициента линейной корреляции Пирсона число степеней свободы рассчитывается как f = n – 2. В нашем случае f = 29.
Определяем критические значения для полученного коэффициента корреляции Пирсона по таблице (табл. 6 в приложениях):
0,36 для p ≤ 0,05
Rкр. =
0,46 для p ≤ 0,01
На основе полученных результатов строим график (рис. 4):
Рисунок 4
Ось значимости полученных результатов
Зона
незначимости
|
-0,00186
0,36
Из графика мы видим, что величина расчетного коэффициента корреляции попала в зону незначимости, из чего следует, что заявленная гипотеза о наличии взаимосвязи между уровнем тревожности и субъективным ощущение одиночества не подтвердилась.
Заключение
В курсовой работе была исследована проблема взаимосвязи одиночества и тревожности в подростковом возрасте. Цель и задачи, заявленные в начале исследования, были выполнены.
Мною были рассмотрены различные подходы к понимаю тревожности в подростковом возрасте и была исследована феноменология одиночества. Была изучена и проанализирована соответствующая литература по данным вопросам, на основе которой я выделила проблему одиночества как социально-психологическую проблему, обусловленную осознанием негативных результатов социального взаимодействия, а также мной была выделена проблема тревожности, как индивидуальная психологическая особенность.
Состав психологических компонентов тревожности нельзя считать вполне определенным и установленным. Наиболее устойчивые и постоянные компоненты этого комплекса: состояние эмоционального напряжения, переживание личной угрозы, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам, отнесение неудач и ошибок, за счет свойств своей личности, озабоченность, часто мнительность, недовольство собой.